Представление о личности в психоанализе. Структура личности в психоаналитической теории Керченский экономико-гуманитарный институт

Философская мысль в XX веке получила дальнейшее развитие. Однако, в отличие от предыдущих периодов, ее целью стало установление сущности человеческой личности и поиск ответа на вопрос о мире, роли человека в нем и судьбах человечества. Философия начала ХХ века находилась под воздействием драматичного и даже противоречивого существования человеческой мысли того времени.

Философия XX столетия в этом смысле сохраняет передовые традиции, сформированные предшествующей историей философской мысли.

Особенную роль в поиске понимания человеческой мысли сыграл австрийский психолог, невропатолог и психиатр З. Фрейд (06.05.1856 -23.09.1939). Личность по Фрейду есть взаимодействие трех инстанций: я (эго), оно (ид) и сверх - я (суперэго). Хотя областей личности имеет собственные функции, свойства, компоненты, принципы действия, динамику и механизмы, они столь тесно взаимодействуют, что трудно и подчас даже невозможно выделить линии влияния и определить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение человека по Фрейду почти всегда является продуктом взаимодействия этих трех систем и очень редко одна из них действует без остальных двух Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М.: Академия, 1997. - С. 29 - 31..

Введенные в научный оборот З. Фрейдом понятия, такие как "Оно", "Я", "Сверх-Я", не явились исключительно результатом его медицинских наблюдений и опирались взгляды на природу человеческой личности философии того времени Орлов С.В. История философии. - СПб.: Издательский дом "Питер", 2009. - С.152..

Ид представляет собой изначальную систему личности: это матрица, в которой в дальнейшем дифференцируются эго и суперэго. В ид включается все психические компоненты, являющиеся врожденными и присутствующие при рождении, в том числе и инстинкты.

Ид представляет собой резервуар психической энергии, обеспечивающий энергией две другие системы. Ид тесно взаимосвязан с телесными процессами, поставляющими ему энергию. По Фрейду ид является "истинной психической реальностью", отражающей внутренний мир субъективных переживаний и не знающей об объективной реальности.

Рефлекторные действия личности - это врожденные автоматические реакции, как чихание и мигание. Организм снабжается рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться достаточно простыми формами возбуждения.

Первичным процессом предполагается более сложная реакция. В результате его действия энергию пытается высвободиться через создание образа объекта. Лучшим примером первичного процесса здорового человека является сновидение, по Фрейду, всегда представляющее исполнение, либо попытку исполнения желания. Первичный процесс, однако, не способен снять напряжение. Поэтому развивается новый, вторичный психический процесс, оформляющий вторую систему личности - эго Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория.- М.: Академия, 1996. - С.41..

Вторичным процессом является реалистическое мышление. Эго с помощью вторичного процесса формулирует план удовлетворения потребностей, после чего подвергает его проверке, с целью выяснить его работоспособность. Эту проверку Фрейд назвал проверкой реальностью.

Эго, чтобы играть свою роль удовлетворительно, контролирует все интеллектуальные и когнитивные функции, при этом вторичный процесс обслуживают высшие ментальные процессы.

Эго считают исполнительным органом личности, поскольку оно открывает действию двери, отбирая из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, как и какие инстинкты должны быть удовлетворены. Эго выступает как организованная часть ид, появляясь для того, чтобы следовать целям ид и не фрустрировать их. Эго не может существовать отдельно от ид и всегда зависимо от него, являясь посредником между условиями среды и инстинктивными запросами организма. Высшая цель эго заключается в поддержании жизни и воспроизводстве организма.

Третьей и последней развивающейся системой личности является суперэго. Представляет оно из себя внутреннюю репрезентацию традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку.

Суперэго является моральной силой личности, представляя собой скорее идеал, чем реальность, и служа скорее для совершенствования, нежели для удовольствия. Основная задача его заключается в оценке правильности или неправильности чего-то в соответствии с моральными стандартами, санкционированными обществом Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М.: Академия, 1997. - С. 34..

Итак, Фрейд в результате своих исследований пришел к выводу, что психика или, если угодно, личность человека имеет очень сложную структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. При этом сознание является исключительно "прихожей", "вершиной айсберга", а все остальное занимают предсознание и бессознательное. И именно бессознательные инстинкты, в первую очередь сексуальные влечения (либидо), являются основными побудительными силами поведения личности.

Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - решение) - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. 19 в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856—1939). Работу 3. Фрейда ≪Толкование сновидений≫ (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Основные положения и принципы психоанализа.

1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

3. Выделяются три уровня психической жизни:

Сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;

Предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;

Бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях). Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Структура личности в психоанализе 3. Фрейда.

Фрейд представлял структуру личности в виде трехкомпонентной модели.

1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали родители, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемое его содержаний. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.

Развитие личности в психоанализе.

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.

Стадии психосексуального развития.

1. Оральная стадия (0-1 год) -для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внешний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность.

2. Анальная стадия (1 -3 года) - ребенок научается самоконтролю, и у него формируется чувство собственности.

3. Вагинальная стадия (3-5 лет) - проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и девочками своих отличий друг от друга, начинает формироваться половая идентичность, что происходит в результате удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов заключается в возникновении сексуального влечения к родителю противоположного пола и ненависти и ревности к родителю своего пола.

4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала полового созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабевает под действием общественно-социальных факторов - обучения, школы, активного физического и интеллектуального развития ребенка.

5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет) - внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью.

Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда. Историческое значение теории 3. Фрейда.

1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальттерапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.

2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира ≪Я≫ и тех структур, которые не вписывались в собственно ≪сознательное≫ в человеке.

3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.

4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнениео том, что личность в своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Направления критики теории 3. Фрейда:

1) мифологическое объяснение ≪сексуальных комплексов≫, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;

2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;

3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.

4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития.

Id (Оно) – аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным, присутствует с рождения, закреплено в конституции индивида. Id чувственно, иррационально, свободно от каких-либо ограничений, аморально.

Это самая мощная сфера личности, не признает течения времени, действует по принципу удовольствия, ее содержание – в основном составляют импульсы агрессивные и сексуальные. В нем сосуществуют противоположные импульсы, которые могут действовать одновременно вследствие объединения под давлением принципа экономии, для разрядки напряжения объединяясь в компромиссные образования. Для процессов в Id не существует логических законов.Оно незнакомо ни скакими-либо оценками, ни с моралью, ни с добром и злом, иррационально и бессознательно. Поэтому находится в антагонизме со Сверх-Я.

Особенность Оно – отсутствие хода процессов во времени. Импульсы в нем и через десятилетия ведут себя так же, как будто возникли заново. Обесценить и лишить их энергии можно, лишь сделав осознанными – на этом основано психоаналитическое воздействие.

Оно – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. Оно насыщено сексуальной энергией либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество его энергии есть постоянная величина. Подчиняется принципу удовольствия , т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

Ego (Я) – сфера личности, характеризуется внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Согласно Фрейду, вырабатывается из Оно в раннем детстве, задача Ego – найти реалистичные формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от Эдипова комплекса), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью.

Я – совокупность организованных сил, непосредственно связанных с сознанием. Я находится в услужении у трех тиранов – внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Я вынуждено наблюдать за внешним миром, удалять все искажения от внутренних источников возбуждения – принцип удовольствия замещается на принцип реальности, обещающий большую надежность и успех.

Во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учета требований Сверх-Я и внешнего мира, не совместимых с требованиями Оно. По мере развития Сверх-Я Я становится полем битвы между Оно и Сверх-Я. В результате возникают психологические защиты. Я часто не справляется и реагирует появлением страха, который может быть перед реальным миром, страх совести, невротический страх перед силой Оно. Терапия психоанализом предполагает сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия, освоить области Оно, тем самым освободить энергию, укрепить Я.

Syper - Ego (Сверх-Я) – психическая система,которая устанавливает и поддерживает морально-нравственные стандарты и желаемые цели, идеалы. При оптимальном функционировании она способствует внутрипсихической и межперсональной гармонии, облегчает социальную адаптацию («голос совести»). СодержаниеSuper-Ego – совесть и Ego-идеалы .

По современным данным Super-Ego развивается линейно с первого года жизни. Первыми Ego-идеалами выступают родители или лица из ухаживающего окружения. В подростковом возрасте происходит модификация Ego-идеалов, которые смещаются на групповых лидеров в среде сверстников, учителей, спортсменов, рок- и поп-певцов, кинозвезд – таким образом подростковый идеал все более удаляется от родительских фигур, что способствует снижению тревоги. В течение жизни Syper-Ego остается подверженным переносу: например, при прохождении курса психоаналитической терапии психоаналитик часто воспринимается преследующим и выносящим суждения, что провоцирует возникновение к нему тех чувств, которые вызывали у пациента в детстве родители.

Цель терапевтического анализа состоит в ослаблении влияния Syper-Ego на Ego-функционирование. Содержание Super-Ego лежит в основе формирования социальных чувств – стыда и вины. В аналитической литературе чаще подчеркиваются садистские компоненты Super-Ego , и меньше внимания уделяется его гуманным свойствам – защите, любви, внимании и заботе. Родители, наказывая, дают необходимые тепло, ласку, заботу. Идентифицируясь с этими свойствами, ребенок получает возможность любить, защищать себя, и появившееся вследствие этого чувство гордости дает возможности избежать разочарования и фрустрации. Хронически заниженное самоуважение свидетельствует о конфликте между Ego-идеалами.

Проявления Syper-Ego. Человек может оказаться способным на любое правонарушение из-за отсутствия моральных стандартов или, напротив, сверхнормальным, следящим за порядком, осуждающим за проступки других людей. В некоторых случаях он способен к поведению, провоцирующему наказание – для смягчения своей бессознательной вины, чем сильно озадачивает окружающих.

По мере развития самокритики самонаказания, самовознаграждения возникает более устойчивое чувство благополучия. Как только возникает такая стабильность и независимость, можно говорить о самостоятельном Syper-Ego. Если ребенок (подросток) наделяет авторитетом внешние фигуры, не может взять на себя полностью ответственность за собственные поступки – Syper-Ego слабое. При нехватке самостоятельности может иметь место зависимость от других, что одновременно вызывает сопротивление их давлению и порядкам, т.е. основанием служит принцип удовольствия. В случае, когда поведение подростка не совпадает с поведением, ожидаемым от него взрослыми людьми, родителями, он не способен идентифицироваться с авторитетными фигурами. Если подросток, а, впоследствии, и взрослый человек не достигает саморегуляции и самостоятельности Syper-Ego, то он продолжает ожидать соответствия своим желаниям от внешнего мира и получает всякий раз психическую травму, когда его желания не оправдываются.

Для обозначения нового метода изучения и лечения неврозов и психических расстройств. Однако со временем понятие психоанализа стало столь широко употребляемым в медицинской, психологической и философской литературе, что утеряло свое исходное терапевтическое значение. Можно утверждать, что уже на рубеже XX столетия «Психоанализ» стал названием метода психологии изучающим бессознательное в душевной деятельности человека и применяющим устойчивые закономерности проявления его в поведении для диагностики и лечения психических и психосоматических заболеваний.

Суть этой концепции состоит в следующем. Эрос, в качестве подсознательного базиса межличностного влечения формирует привязанность, нацеленную на создание общности. Сюда относятся сексуальное влечение, либидо эго, либидо объекта.

Топография и структурная модели психического аппарата

В основе топографической и структурной моделей психического аппарата человека лежит идея вытесненного в подсознание (патогенное) желания, впервые сформулированная З. Фрейдом в его работе «Толкование сновидений «.

В соответствии с этой идеей Фрейд построил трех-уровенную топографическую модель психического аппарата. Согласно этой модели психика человека располагает тремя подсистемами, каждая из которых определяется степенью осознанности. На нижнем (первом) уровне располагается подсистема «Бессознательного», элементы которой практически недоступны сознанию в нормальных условиях. На втором уровне расположена подсистема «Предсознательное», элементы которой готовые выйти на уровень осознанности. Венчает эту трех-уровенную модель подсистема 3-го уровня — «Сознательное», элементы которой — суть содержание сознания человека в текущий момент. Между подсистемами 1-го и 2-го уровней действует своеобразный защитный фильтр, который не пропускает нежелательные по тем или иным причинам элементы нижнего уровня выше, оставляя их в бессознательном.

Структурная модель психического аппарата детализирует топографическую модель, описанную выше, выделяя в ней психические функции, которые могут конфликтовать либо сотрудничать друг с другом в зависимости от контекста возникающего при том или ином психическом конфликте.

В отличие от топографической модели, структурная модель психического аппарата оперирует с двумя подсистемами. Одна — называемая ОНО — ассоциирована с бессознательным уровнем топографической модели. Она управляется инстинктивными побуждениями. Другая -называемая ЭГО — ассоциирована с предсознательным и сознательным уровнями топографической модели. ЭГО регулируется влечениями, одновременно контролируя их (эта функция ЭГО специфицирована как Супер-ЭГО). Подобную дихотомию можно наблюдать в ситуациях конфликта влечений. На подсознательном уровне ОНО в таком конфликте руководствуется инстинктивным желанием, которые воспринимаются ЭГО, как руководство к действию. С другой стороны Сцупер-ЭГО, взвешивает осуществимость возникающего желания с точки зрения морально-этического контекста существующего для личности в текущем моменте. Результат либо разрешается в рамках адекватного поведения, либо не разрешается. В этом случае нереализованное желание, блокируется на уровне под- либо пред — сознательного. В зависимости от длительности этой блокировки, может развиваться невроз или даже психоз.

Впервые понятие «Психоанализ» было введено Зигмундом Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения неврозов и психических расстройств. Однако со временем понятие психоанализа стало столь широко употребляемым в медицинской, психологической и философской литературе, что утеряло свое исходное терапевтическое значение. Можно утверждать, что уже на рубеже XX столетия «Психоанализ» стал названием метода психологии изучающим бессознательное в душевной деятельности человека и применяющим устойчивые закономерности проявления его в поведении для диагностики и лечения психических и психосоматических заболеваний. По словам Фрейда психоанализ возник как терапия, однако его родоначальник рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько в качестве основы новой философской системы взглядов на человека и его сущность.

В современной психологии как науке, психоанализ представляет собой одновременно и важнейшую основу психотерапии, и искусство толкования сновидений, и метод интерпретации поведения и, наконец, одно из направлений самопознания.

Стоит так же сказать, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами. для изучения динамики развития личности в процессе жизни, Фрейд преобразовал свою топографическую модель в более гибкую - структурную модель психики, введя в рассмотрение три уровня (подсистемы) на которых личность развивается. Личность человека, согласно этой модели, включает в себя три структурных компонента - Оно (ИД), Я (ЭГО) и Сверх-Я (Супер-ЭГО), которые возникают и развиваются по своим программам на фоне постоянно действующего стремления к гомеостазу.

Первым (одновременно с рождением человека) возникает «Оно», которое представляет собой вместилище инстинктивных потребностей («Подвал человеческой личности») таких как инстинкт выживания, импульсивные влечения (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Их совместный энергетический потенциал представляет из себя жизненный запас человека, расходуемый им в рамках модели минимизации психических напряжений.



Подсистема ЭГО возникает на границе сознательного и бессознательного (в предсознании) по мере биологического роста человека и окончательно формируется к трем годам его жизни. Функция ЭГО в данной динамической модели выстраивать поведение так, чтобы его инстинктивные импульсы удовлетворялись с минимальными нарушениями требований внешней среды (родители, общество, мир). и сознания не были бы нарушены.

Подсистема Супер-Эго формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Ее функция микширование конфликта между индивидом (ОНО + ЭГО) и социумом, который неизбежно возникает в течение всей жизни человека. Супер-Эго непрерывно следит за соблюдением морально-этических норм, принятых в данном обществе.

Согласно данной трех-уровенной динамической модели развития личности основы характера, психики и даже линия судьбы формируются у человека до пятилетнего возраста. После этого человек только «функционирует», изживая или сглаживая конфликты, которые в виде блоков скрываются в бессознательном, вызывая на сознательном уровне те или иные психологические проявления в плоть до патологий.

12. Структура личности и процесс индивидуации. Коллективное бессознательное (К. Г. Юнг)

В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации». Процесс индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым компонентом процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцеление). С такой точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и личностной целостности.



Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:

Коллективного бессознательного, его содержание архетипы - первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов.

Индивидуального бессознательного, его содержание составляют комплексы.

Сознание.Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:

Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Персона - центр личного сознательного - визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: - может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; - служит формой защиты (принцип - “быть таким, как все”).

Тень - центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый - зол, злой - добр.-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная часть личности - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально - бессознательные архетипы.

Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа:

Экстраверты - люди, которые максимум своей психической энергии направляют во “вне”, на других людей.

Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь себя.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую.

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра - интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции), чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро - или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека: ощущенческо - мыслительный тип - это когда в сознательном уровне - ощущения и мышление, а в бессознательном - чувствование и интуиция. И чувственно - интуитивный тип - в сознательном уровне - чувствование и интуиция, а в бессознательном - ощущения и мышление.Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

16. Диспозиционная теории структуры личности
Теория диспозиций личности опирается на научные достижения как психологии, так и социологии. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Оллпорту.
Г.Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно
эволюционирует. Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический материал, из которого строится личность. Он
особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения, интенсивность эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.
В поздних работах Г. Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные:
1) кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки; среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д"Арк;
2) центральные, из которых строится «ядро» личности (прориум) и которые определяют ее индивидуальность; центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность);
3) вторичные, т. е. носящие производный характер, менее заметны, менее устойчивы (например, привычки, особенности в одежде, еде, поведении).
Диспозиции личности характеризуются интенцией - направленностью, которая включает различные устремления и желания личности (планы, цели, амбиции и пр.). В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде. С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:
· ощущение своего тела;
· ощущение самоидентичности;
· чувство самоуважения;
· расширение самости;
· образ себя;
· рациональное управление самим собой;
· наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:
1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;

2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное понятие у Кеттела. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на тригруппы: аттитьюд, эрг и чувство.

Теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм,
В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается В. А. Ядовым. Под диспозицией понимается предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В. А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций:
1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей - потребностей в еде, жилище и пр.
2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях.
3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов.
4. Система ценностных ориентации, связанных с высшими целями индивида.
В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.

17.Понятие деятельности структура деятельности., ведущая деятельность.
Одной из отличительных особенностей всех живых существ является активность. У человека она проявляется в форме деятельности. Таким образом, деятельность -- это специфический человеческий вид активности.
Деятельность-- это специфически человеческая регулируемая сознанием целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Деятельность играет важную роль в жизни человека, благодаря ей развивается сознание, осуществляются психические процессы. Учитывая то, что деятельность человека осуществляется в большинстве случаев коллективно, в деятельности развивается и социальная природа человека, то есть его личность.
Деятельность как психологический процесс представляет собой сложное структурное образование, в котором происходит взаимодействие различных элементов. Основными компонентами деятельности являются действия, операции, которые, как и поведение, побуждаются мотивацией, целями, задачами. Рассмотрим структуру деятельности подробнее:
Цель – то, ради чего осуществляется деятельность.
Мотив – то, почему осуществляется деятельность.
Действие – то, как осуществляется деятельность.
Пример: человек собирает хворост (действие), чтобы разжечь костер (цель), потому что надо согреться и приготовить еду (мотив), так как он замерз и проголодался (еще один мотив). Как вы видите, очень часто в структуре деятельности содержится не одна цель и один мотив, а целый комплекс целей и мотивов.
Основные этапы деятельности :
· постановка задачи (цели);
· составление плана действий;
· выполнение;
· проверка результата и исправление ошибок;
· подведение итога.
Американский психолог Абрахам Маслоу обусловил мотивацию деятельности человеческими потребностями и выделил из них пять основных видов, их,
в свою очередь, он разделил на два типа:
1) первичные:
· физиологические потребности;
· безопасность и защищенность;
2) вторичные:
· социальные потребности (в общении, привязанности, дружбы);
· потребность в уважении (т.е. признании личных достижений, самоутверждении, лидерстве);
· самовыражение (творчество, стремление к совершенству).
Эта классификация много раз дополнялась различными психологами, которые добавляли новые потребности, либо разделяли существующие на подвиды. С точки зрения обществознания, я в этом смысла не вижу, так как для нас главное – разделение на первичные (материальные) и вторичные (духовные). Именно наличие вторичных потребностей отличает человека от животного,
Ведущая деятельность - деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований
человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Виды:
-непосредственное общение младенца с взрослыми;
-предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
-сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
-учебная деятельность школьников;
-профессионально–учебная деятельность юности.

18. Понятие темперамента. Типы темперамента и их психологическая оценка.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере
умственной работы, особенностях речи и т. п.
Для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
· Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо
психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
· Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы
(критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже звук).
· Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает
препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
· Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних
или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
· Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям
(пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
· Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних
впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Учитывая все перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

САНГВИНИК . Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается
на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.
Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
ХОЛЕРИК . Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его
трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.
Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность,
малоподвижность.Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное
значение, содействует основательности постоянству личности.
МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому,
что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.


Top