Психология. Конфликтные ситуации в сказках и пути их решения

Анализ конфликта на примере "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

I. Краткое изложение конфликтной ситуации

конфликт конструктивный деструктивный

Старик-рыбак поймал в море Золотую рыбку, которая в обмен на сохранение жизни и свободы предлагает ему исполнение любых желаний. Старик отпускает Рыбку бескорыстно. Вернувшись домой в землянку, Старик рассказывает Старухе о произошедшем. Недовольная такой непрактичностью Старуха требует от Старика вернуться и попросить у Рыбки новое корыто. Старик уступает требованию Старухи. Рыбка по просьбе Старика исполняет названное желание. Вернувшись, Старик сталкивается с недовольством Старухи, пожелавшей уже не новое корыто, а новую избу взамен землянки. Старик уступает и этому требованию Старухи. Рыбка исполняет это пожелание. Приобретательские аппетиты Старухи растут. Старуха желает стать из крестьянки дворянкой, а затем и царицей. Последнее требование вызывает у Старика слабые попытки контраргументации. Старик пытается образумить Старуху. Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги. Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание - стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы. Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта. Рыбка лишила Старуху всех материально-статусных новоприобретений.

II. Анализ конфликтной ситуации

Тип конфликта:

а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный, семейно-бытовой конфликт;

в) по коммуникативной направленности конфликт носит "горизонтальный" характер (жена-муж), но по мере развития конфликтной ситуации, начиная с 3 фазы приобретает "вертикальный" характер (дворянка/царица - рыбак).

Структура конфликта:

а) стороны конфликта: Старуха, Старик;

б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка";

в) предмет конфликта: исполнения требований Старухи;

г) условия протекания конфликта: конфликт приобретает затяжной характер;

д) образы конфликтной ситуации у участников:

Для Старухи - Старик ("дурачина, простофиля") не способен адекватно распорядиться и использовать открывшиеся возможности исполнения Золотой Рыбкой желаний.

Для Старика - неадекватный рост имущественно-статусных притязаний со стороны Старухи, неспособность Старухи удовлетвориться достигнутым. Старик, по крайней мере, со 2 фазы развития конфликта, осознаёт деструктивность "революции притязаний" Старухи ("сварливая баба", "вздурилась", "бунтует", "белены объелась"):

е) возможные альтернативы действий участников конфликта:

А- Старику удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха удовлетворяется полученным на 2-4 фазе развития конфликта (см. Динамика конфликта).

Б- Старику не удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха не удовлетворяется полученным, "революция притязаний" становится преодолимой только вмешательством извне.

Динамика конфликта:

а) возникновение конфликтной ситуации: Старуха выражает неудовольствие поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;

б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам:

фаза развития конфликта: Старуха требует новое корыто;

фаза развития конфликта: Старуха требует новую избу;

фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса с "чёрной крестьянки" до "столбовой дворянки";

фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса со "столбовой дворянки" до "вольной царицы";

фаза развития конфликта: добившаяся статуса "вольной царицы" Старуха требует повышения статуса до "владычицы морской". Пик конфликта.

в) разрешение конфликта: в силу конформистского поведения Старика конфликт был решён вмешательством третьей силы (Золотой Рыбкой), устранением предмета и объекта конфликта (лишение Старухи полученных преимуществ с возвращением к фазе "обладательница разбитого корыта").

г) особенности поведения сторон конфликта:

Поведение Старухи носит эмоционально-неуступчивый, агрессивно-антагонистический характер. Старик, за исключением слабых попыток неповиновения на 4 фазе конфликта стремится смягчить, сгладить конфликтную ситуацию путём приспособления, уступчивости, исполнения требований противоположной стороны ("не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить").

Функции конфликта:

а) конструктивные: разрешение конфликта при помощи "третьей стороны" имело воспитательные функции;

б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.

Возможности предотвращения конфликта:

В силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта стало затруднено, разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве "третьей силы".

Приложение

А.С. Пушкин

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

"Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь."

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

"Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе".

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

"Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море".

Старика старуха забранила:

"Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось".

Вот пошел он к синему морю;

Видит, - море слегка разыгралось.

Приплыла к нему рыбка и спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось".

Отвечает золотая рыбка:

Будет вам новое корыто".

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

"Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вот пошел он к синему морю,

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку,

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей старик с поклоном отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба".

Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет".

Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает.

"Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой".

Пошел старик к синему морю;

(Не спокойно синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянко

МБОУ Ново - Горкинская СШ

Лежневского района

Педагог – психолог

Рябикова И.Н.

Решение

конфликта на примере сказки

(Мастер - класс по медиации)


Конфликт - это столкновение

отдельных людей

или социальных

групп, выражающих

различные цели, интересы и

взгляды.


Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного

противоборства сторон


Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения

сторон.


Модель конфликта

Конфликтная ситуация

Инцидент

Конфликтное взаимодействие

Разрешение конфликта


Разрешение конфликта

Конструктивное

Деструктивное


Стратегия поведения в конфликте

  • Компромисс
  • Приспособление
  • Сотрудничество
  • Избегание
  • Соперничество

Решение конфликта

на примере сказки

«Теремок»

Конфликт между животными и медведем

«Сказка о золотой рыбке»

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

«Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

« Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку

выполнять всю работу по дому.

«Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудо й.

«Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

Гость студии Анна Бену - писатель, сказкотерапевт и арт-терапевт, режиссёр документального кино и ТВ, дизайнер, член Творческого союза художников России.
Ведущий передачи Дмитрий Зеливанский - эксперт по игровому обучению

Сказки - это интересный инструмент для работы с конфликтами.

Сказки, которые были связаны с определенными традициями, сегодня понимаются по-другому. А чаще - не понимаются. Почему?

Раньше традиции, обряды и сказки были вместе и воспринимались, как одно целое. Сейчас становится непонятным, зачем Баба Яга помещает героя в печь. Если посмотреть историю, то когда младенец рождался недоношенным, болезненным, то существовал обряд «выпекания младенца». Ребенка укладывали на хлебную лопату, обмазывали тестом (тесто-символ солнечных лучей) и помещали в хорошо протопленную печь. Но она в этот момент не горела, ребенка не сжигали. Устье печки - это лоно, утроба материнская. Помещая ребенка внутрь, считалось, что он допекся там, перерождался. И когда его вынимали обратно после троекратного погружения в устье печки, то считалось, что он родился здоровым. Поэтому в сказках помещение героя в печь - это отголосок традиций.

То есть, Баба Яга хочет добра, перерождения главному герою?

В нашей культуре мы боимся конфликтов и той трансформирующей силы, которая в них скрыта. Потому что они приносят дискомфорт, боль. И поэтому мы желаем друг другу, чтобы все было хорошо. А представим себе человека, у которого по жизни все хорошо. Жизнь невозможна без конфликтов. Если с детства дать ребенку понимание, что в конфликте есть пружина трансформации, которая способна вывести на новый уровень, что там есть позитивное зерно всегда. Просто важно его найти.

Как вы это сделаете с помощью сказок? Как с ребенком об этом говорить? Как рассказывать?

Когда мы видим сказочных персонажей, которые сталкиваются постоянно на своем пути с такими неоднозначными (дающими знания) персонажами, как Баба Яга, мы замечаем, что герой побеждает. Герой превосходит в силе, уме, ловкости злых персонажей. В жизни люди тоже стремятся победить в конфликтах другого. А нужно побеждать не другого, а скорее, агрессию внутри себя. Как победить? Осознав страх или обиду. Если мы победили одного, это значит, что тот был просто слабее. Но в жизни всегда найдется тот, у которого его агрессия окажется сильнее нашей.

Разве в сказках не так? Герой побеждает Бабу Ягу, Кощея Бессмертного?

Баба Яга как раз такой персонаж, который дает знания, как победить. Она указывает, где можно отыскать Кощея Бессмертного и освободиться от него. Она дает клубочек мудрости. Вот если мы прибегаем к мудрости, то способны освободиться от негативного составляющего внутри себя. Побеждать другого человека - это война. Маленькая война порождает большую. Нужно увидеть причину этого конфликта, почему мы обиделись, стали уязвимы, что нас задело? Это разрушительные качества, которые разрушают нашу личность. И ребенка они тоже разрушают. Часто с такими детьми не дружат. Ребенку можно показать почему. Жадность - тоже негативное проявление. С жадным ребенком тоже дети не будут дружить. А ребенок не понимает, почему все это происходит.

Какая сказка подойдет, чтобы объяснить ребенку его внутреннюю проблему?

К примеру, возьмем сказку «Лисичка-сестричка». Лисичка обманула Волка, еще на нем и покаталась. Эта лисичка постоянно убегает от людей, и как к ней относятся люди? Здесь можно задать ребенку вопрос: «Лисичку любят? Она же хитренькая. Ее уважают?» Ребенок сам поймет, что нет. «А ты хочешь так же?» - следующий вопрос думающему над проблемой ребенку. Через сказку дети понимают ошибочное поведение, примеряя героев на себя. Ребенка никто не обвиняет в жадности или хитрости. Сказки указывают путь к счастью. В сказках негативные герои нужны как источник вдохновения для решения непростых конфликтных ситуаций.

Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет.

ПР: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей.

Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ (автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете.

Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.

Базовый алгоритм

1. На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события:

2. Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой (Свистун).

3. Обозначаются свойства и действия этих героев. ПР: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным.

4. Объявляется Волшебство. ПР: Волшебная книга времени.

5. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. ПР: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе чтобы все возрождать.

6. Конфликт разрешается средствами самих героев.

7. Придумывается названия сказочного текста.

Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках. ПР: Алладин, Джафар и Волшебна Лампа ("Волшебная лампа Алладина"). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.

Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.

При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А.А. Нестеренко.

Пример сказки: "Счастливый день"

Жил-был Свистун. Он всех пугал своим свистом в лесу. Жил он в пещере. Там то светило солнце, то шел дождь. Такая погода ему очень нравилась, потому что вокруг росла трава, которую он кушал. Свистун был главным в лесном городе. Все его боялись. Он был злым и подлым все дни недели. А в субботу совершалось чудо, и он становился добрым и ласковым. В этом лесу жила Королева Поляны. Она приносила всем радость и счастье, нежность, рост и цветение. Свистун задумал подлый план: забрать у Королевы Поляны все ее богатства.

В пятницу Свистун захватил Королеву Поляны, и все сразу стало гибнуть. Время остановилось. В дальнем углу леса жил старичок волшебник. У него была Волшебная Книга. Он открыл ее, перевернул страничку, сказал Инцы-Брынцы", и сразу наступила суббота. Проснулся Свистун добрым и ласковым и подумал, что же я наделал, ведь сам себе навредил - моя любимая трава тоже засохла. Отпустил он Королеву Поляны, извинился перед ней, Ожило все вокруг. Для всех настал счастливый день.

Жили-были лиса да заяц.

Судя по выбору героев для сказки, нам будет представлен классический конфликт субъектов, у которых разные взгляды на жизнь, разные ценности, разный цвет шкуры (а у некоторых героев есть даже перья!), наконец, и разные пристрастия в питании.

У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика ― лубяная. Пришла весна красна ― у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Скорее всего, автор намекает на давно ожидаемое потепление климата Земли. Современная конфликтология рекомендует: не следует спешить при разборе конфликта ― сначала нужно найти его причины, а не торопиться разбирать последствия. Как видим, в дальнейшей трагедии героев виноват, скорее всего, человек со своими неугомонными желаниями жарить на открытом огне на природе шашлык, безжалостно сжигая кислород, и держать водочку в холодильнике с фреоном, то есть портить таким образом земную атмосферу.

Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.

Да, судя по всему, мы отгадали. Действительно сказка о конфликте. Напомним классику: конфликт возникает тогда, когда есть некое целое ― неделимый объект (здесь ― лубяная избушка) и как минимум две стороны (здесь ― лиса и заяц), которые на этот неделимый объект претендуют одновременно. Это конфликтная ситуация. Но конфликт происходит тогда, когда к конфликтной ситуации добавляется еще инцидент, в данном случае ― это когда лиса прогнала зайца.

Идет зайчик да плачет,

Однако для конфликта необходимо, чтобы у одной из сторон появилось понимание, что не просто невозможно решить проблему, а есть виновный в этом ― другая сторона. В данном случае причину своих невзгод заяц ошибочно связывает не с потеплением климата на земле, а именно с лисой. Возникает такое психологическое явление, как фрустрация. Отметим, что фрустрация бывает двух видов: реальная, когда вторая сторона действительно является виновной, и воображаемая. Причем воображаемая причина, как видно из сказки, может в конце концов послужить развитию уже вполне реального конфликта.

а ему навстречу собаки:
― Тяф-тяф-тяф! Про что, зайчик, плачешь?

Как видим, появляются новые герои сказки ― собаки. При этом, предположительно, собаки обладают большим эмоциональным интеллектом ― понимают эмоции зайца. Напомню: эмоциональный интеллект предполагает такие качества, как понимание чужих эмоций, с одной стороны (собаки жалеют зайца), и, с другой стороны, понимание своих эмоций (собаки возмущены поведением лисы, но понимают ли они свои эмоции?). Но главное все-таки ― понимание эмоций партнера по коммуникации (собаки понимают, что заяц горюет по своей избушке). Однако эмоциональный интеллект предполагает также умение управлять своими эмоциями. Так ли это ― узнаем дальше.

А зайчик говорит:
― Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорят собаки. ― Мы ее выгоним.

Как видим, с управлением эмоциями у собак в сказке не очень. Вместо того чтобы успокоить зайца, они без раздумий готовы на конфликтные действия ― «Наших бьют!». Причем вместо того чтобы выслушать вторую сторону. Быть может, лиса еще больше обижена на зайца, ведь, покинув избушку, он оставил лису голодать. Хорошо ли это? С точки зрения лисы, думаю, почти безнравственно. Тем более что, судя по описанию, заяц ― самец, то есть мужчина, а лиса ― самочка, то есть слабая женщина (речь в сказке не идет про лиса, а именно про лису, и не про зайчиху, а определенно про зайца).

Представьте, если бы по приходу в суд одной стороны судья сразу бы выносил решения. Я уж не говорю о том, что лисе нужно было зачитать ее права, в частности лиса могла пригласить в качестве адвоката знакомого волка. Мы же наблюдаем сплошное нарушение процессуального кодекса. Ну да ладно, посмотрим, что будет дальше.

― Нет, не выгоните!
―Нет, выгоним!
Подошли к избенке:
―Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!

Как видим, собаки, вместо того чтобы разобраться в ситуации объективно, отправляют лисе так называемый конфликтоген («Тяф-тяф-тяф», что означает «Сам дурак!»), который, несомненно, приведет к соответствующему конфликтогену другой стороны, что мы и наблюдаем. Обмен конфликтогенами обычно приводит к эскалации конфликта. А ведь можно было начать разговор по-умному: сделать лисе комплимент, похвалить ее шкурку например.

А она им с печи:
Собаки испугались и убежали.

Налицо развитие конфликта, где лиса выбрала стратегию принуждения. (Напомним, что еще есть стратегии компромисса, уклонения от конфликта, уступки и разрешения конфликта к радости обеих сторон.) Известно, что в случае выбора такой стратегии выигрывает только одна сторона. Однако такую стратегию управления конфликтом можно применять, если вторая сторона уверена в своем превосходстве. Как видим, лиса соразмерно учла свои возможности и вышла победителем.

Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь:
О чем, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
― Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорит медведь. ― Я выгоню ее.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!

Что мы наблюдаем? Классическое развитие событий. Когда конфликт не разрешен, стороны начинают подключать к своему конфликту все большее число участников со своей стороны. В конце концов вместо конфликта двух личностей мы наблюдаем конфликты между группами и даже иногда между странами, причем разных конфессий. В сказке, правда, наблюдается другой феномен: на первой стадии конфликта зайчик подключает к конфликту не большее число участников, а все более крупных по размеру участников.

Пошли гнать.
Медведь:
― Поди, лиса, вон!
А она с печки:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушел.

Правда, подключение медведя не привело к созданию группы конфликтующих, вероятно, по причине острой болезни, известной в народе, как медвежья.

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:
― Про что, зайчик, плачешь?
― Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Подошли к избенке:
― Поди, лиса, вон!
А она с печи:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Бык испугался и ушел.

Да, бык тоже оказался не очень умным и выдержанным ― сразу встал на тропу войны, поверив зайцу на слово. А ведь можно было бы не спешить, спросить у лисы документы на жилплощадь. Быть может, по договору найма (заяц же пустил лису погреться добровольно) лиса имела все права и дальше проживать в лубяной избушке зайца (к слову, прописку никто не проверял не только у лисы, но даже у зайца).

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой:
― Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
― Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, бык гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!

Петуху, судя по всему, также не известна современная технология разрешения конфликтов с помощью третьей стороны. И потому вместо поиска вариантов примирения конфликтующих сторон он тоже решил использовать принуждение, выступив со стороны зайца.

Подошли к избенке. Петух:
А она услыхала, испугалась, говорит:
― Одеваюсь...

Где вы видели, чтобы лиса боялась петуха? Судя по всему, просто у лисы истек срок договора найма лубяной избушки (наверняка он был, и заяц «заливает», что лиса вела себя нечестно), и она решила, как и положено, исполнить условия договора со своей стороны.

Петух опять:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она говорит:
― Шубу надеваю.

Как видим, конфликт исчерпан ― лиса решила оставить помещение в пользу зайца.

Петух в третий раз:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Лисица выбежала, а он ее зарубил косой и стал с зайчиком жить да поживать.

Батюшки! Где это видано, чтобы за захват помещения, да еще на небольшой срок, было такое неправомерное наказание?

Как видим, описанные в сказке события похожи не на заслуженное наказание, а на убийство по заказу (заказчик ― заяц). Расплата с киллером-петухом (автор сказки нам с самого начала намекал, что петух был с косой, понятно с чем ассоциирующейся) произошла, бартером ― предоставлением последнему помещения для проживания.

Надеюсь, что после публикации данной интерпретации сказки прокуратура России заинтересуется этим делом, произошедшим в русском лесу.

Вместо заключения

Как часто мы предполагаем за других то, что они думают, и в большинстве случаев ошибаемся. Именно так поступил в сказке заяц, обвиняя лису в неблагодарном поведении: он ее пустил в свою избушку погреться, а она его самого из избушки выгнала.

А давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны. Дело происходит в голодный период, ранней весной, лиса замерзла (а звери замерзают, когда они голодные). Заяц пустил лису погреться. Лиса отогрелась и, само собой, могла бы беззащитного зайца слопать. Она же в качестве благодарности за приют «выгнала» зайца, чтобы он мог спрятаться и, таким образом, остаться живым.

Спрашивается, почему бы лисе самой не уйти из избушки, когда она отогрелась? Здесь все просто: лиса уже знала место жительства питательного зайца и понимала, что если она уйдет сама, то, когда инстинкт голодного зверя сработает, она все равно вернется к избушке, подкараулит зайца и съест его. Заяц же, предполагая со стороны своего компаньона только худшее, лишил лису самого ценного ― жизни.

Вот так и происходит большинство конфликтов ― от недопонимания. И потому рекомендация сказки топ-менеджерам: чтобы уменьшить число конфликтов, задавайте вопросы, не стесняйтесь узнать истинные мысли своих коллег по общению.


Top