Путч 1993 года основные. Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение

Путч 1993 года

После распада СССР, в 1991г. появляется новое государство - Россия, Российская Федерация. В его состав вошло 89 регионов, включая 21 автономную республику.

В этот период страна находилась в экономическом и политическом кризисе, следовательно надлежало создать новые органы управления, сформировать российскую государственность.

К концу 80-х годов, государственный аппарат России состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Суть конфликта

В условиях, когда Российская Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", предписывавший Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, - высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность.

Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировал его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома.

После неудачи переговоров при посредничестве патриарха Алексия в Ново-Огарёво, началась блокада Верховного Совета силами ОМОН МВД. В здании Верховного Совета были на некоторое время включены электроэнергия и водопровод, затем их снова отключили.

В 14: 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.

Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и средства поиска политических компромиссов и согласия? Сегодня их достижение в немалой степени зависит от позиций противоборствующих лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с уже реально существующим социально-политическим плюрализмом, а не дихотомичностью общества, удовлетворить основные его потребности, поступиться частью власти и собственности ради смягчения и устранения основных угроз обществу, выполнять достигнутые компромиссные договоренности в немалой степени зависит судьба страны. Легитимации государственно-политических институтов и проводимой ими политики могут значительно способствовать также подлинно свободные, равные и конкурентные выборы в условиях многопартийной системы, предполагающие как минимум отсутствие монополии на СМИ, злоупотреблений финансовыми и политико-властными ресурсами и убежденность большинства избирателей в том, что политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные комиссии и другие участники и организаторы выборов равноправны и полностью выполняют избирательные законы и инструкции, а сами эти законы и инструкции справедливы.

В этой связи следует отметить, что на результаты выборов 1996 г. и, что самое главное, на их оценку с точки зрения справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н. Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании .

Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В. Г.Андреенков, Е. Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С. Комаровский, В.В. Лапаева, В.В. Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

к Совету Федерации - 21,6%
к Конституционному Суду - 22,4%
к Государственной Думе - 38.9%
к Президенту РФ - 42,5%

Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

Заключение

Каждая из сторон конфликта намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти

Также, Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции, внесения поправок в закон, т.к конституция, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г не подходила к новому государственному строю и многие пункты конституции утратили силу за истечением времени.

Прошло время с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года и попыткой государственного переворота, осуществленной так называемым ГКЧП. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году.

Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Назад в раздел

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Осенью 1993 года конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. По мнению многих, тогда решалась судьба не только политического устройства России , но и целостности страны.

Это событие имеет множество названий - «Расстрел Белого дома», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400», «Октябрьский путч», «Ельцинский переворот 1993 года», «Черный октябрь». Однако именно последнее носит нейтральный характер, отражая всю трагичность ситуации, возникшей из-за нежелания противоборствующих сторон идти на компромисс. [С-BLOCK]

Внутриполитический кризис в Российской Федерации, развивавшийся с конца 1992 года, вылился в столкновение сторонников президента Бориса Ельцина с одной стороны и Верховного Совета с другой. Политологи усматривают в этом апогей конфликта между двумя моделями власти: новой либерально-демократической и отживающей советской.

Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшего с 1938 года Верховного Совета, как высшего органа государственной власти. В столкновениях противоборствующих сторон в Москве , пик которых пришелся на 3-4 октября 1993 года, по официальным данным погибло не менее 158 человек, еще 423 были ранены или получили иные повреждения.

Российское общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о тех трагических днях. Существуют лишь версии участников и очевидцев событий, журналистов, политологов. Расследование действий конфликтующих сторон, инициированное КПРФ , так и осталось незавершенным. Следственная группа была распущена Государственной думой после того, как было принято решение об амнистии всех лиц, участвовавших в событиях 21 сентября - 4 октября 1993 года.

Отрешить от власти

Все началось в декабре 1992 года, когда на 7-м Съезде народных депутатов парламентарии и руководство Верховного Совета подвергли резкой критике правительство Егора Гайдара . Как следствие, кандидатура реформатора, выдвинутая президентом на пост председателя правительства, Съездом не была утверждена.

Ельцин в ответ обрушился с критикой депутатов и предложил к обсуждению идею всероссийского референдума по вопросу о доверии. «Какая сила затянула нас в эту чёрную полосу? - размышлял Ельцин. - Прежде всего - конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах».

20 марта 1993 года Ельцин в телевизионном обращением к народу объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления страной». Через три дня отреагировал Конституционный Суд РФ, признав действия Ельцина неконституционными и усмотрев в них основание для отрешения президента от должности.

28 марта включился уже Съезд народных депутатов, который отклонил проект о назначении досрочных выборов президента и в парламент и провел голосование по вопросу отрешения Ельцина от должности. Но попытка импичмента провалилась. За отрешение президента от должности высказались 617 депутатов при необходимых 689 голосах.

25 апреля состоялся инициируемый Ельциным всенародный референдум, на котором большинство поддержало президента и правительство и высказалось за проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации. Недовольные результатами референдума противники Бориса Ельцина 1 мая вышли на демонстрацию, которая была разогнана ОМОНом. В этот день пролилась первая кровь.

Роковой указ

Но противостояние Ельцина с Верховным Советом возглавляемым спикером Русланом Хасбулатовым и вице-президентом Александром Руцким только начиналось. 1 сентября 1993 года Ельцин своим указом временно отстранил от исполнения своих обязанностей Руцкого «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений вице-президенту».

Впрочем, обвинения Руцкого в коррупции не подтвердились - компрометирующие документы были признаны поддельными. Парламентарии тогда резко осудили указ президента, посчитав, что он вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти.

Но Ельцин не останавливается и 21 сентября подписывает роковой указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который и спровоцировал в конечном итоге массовые беспорядки в столице. Указ предписывал Съезду народных депутатов и Верховному Совету прекратить свою деятельность «в целях сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса». [С-BLOCK]

В стране назревал государственный переворот. По мнению политологов, у оппонентов Ельцина были мотивы для смещения действующего президента. Хасбулатов к моменту роспуска Съезда народных депутатов утратил свой избирательный округ, так как Чечня де факто отделилась от России. Руцкой не имел шансов на победу на президентских выборах, но в качестве исполняющего обязанности президента он мог рассчитывать на рост популярности.

В результате указа №1400 согласно статье 121.6 действующей Конституции Ельцин автоматически был отрешен от должности президента, так как его полномочия не могли быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. Пост главы государства де-юре переходил к вице-президенту Руцкому.

Президент действует

Еще в августе 1993 года Ельцин спрогнозировал «жаркую осень». Он зачастил на базы ключевых армейских подразделений в Московской области , тогда же им были в два-три раза повышены оклады офицерскому составу.

В начале сентября по распоряжению Ельцина главу Конституционного суда Валерия Зорькина лишили автомобиля со специальной связью, а само здание Конституционного суда было освобождено от охраны. В это же время был закрыт на ремонт Большой Кремлевский дворец, и лишившиеся помещения для работы депутаты были вынуждены переселиться в Белый дом.

23 сентября Ельцин добрался и до Белого дома. После того, как депутаты и члены Верховного Совета отказались покинуть здание, правительство отключило в нем отопление, воду, электричество и телефон. Белый дом был окружен тремя кордонами колючей проволоки и несколькими тысячами военных. Однако вооружение имелось и у защитников Верховного Совета.

За несколько дней до обозначенных событий Ельцин на правительственной даче в Завидово встретился с министром обороны Павлом Грачевым и директором Федеральной службы безопасности Михаилом Барсуковым . Бывший глава охраны президента Александр Коржаков рассказывал, как Барсуков предложил провести командно-штабные учения для отработки взаимодействия между теми частями, которым, возможно, придется воевать в столице.

В ответ Грачев встрепенулся: «Ты что, Миша, паникуешь? Да я со своими десантниками там всех порву». И Б. Н. его поддержал: «Пал Сергеичу виднее. Он Афган прошел». А вы, дескать, «паркетные», помолчите, - вспоминал беседу Коржаков.

Назревавшую драму пытался предотвратить Патриарх всея Руси Алексий II . При его посредничестве 1 октября конфликтующими сторонами был подписан Протокол, предусматривавший начало отвода войск от Дома Советов и разоружение его защитников. Однако штаб обороны Белого дома вместе с депутатами денонсировал Протокол и был готов продолжать противостояние.

3 октября в Москве начались массовые беспорядки: оцепление вокруг здания Белого дома было прорвано сторонниками Верховного Совета, а группа вооруженных людей во главе с генералом Альбертом Макашовым захватила здание московской мэрии . Одновременно во многих местах столицы прошли демонстрации в поддержку Верховного Совета, в которых участники акций вступали в активное столкновение с милицией.

После призыва Руцкого толпа демонстрантов двинулась к телецентру намереваясь захватить его, чтобы дать возможность лидерам парламента обратиться к народу. Однако вооруженные подразделения МВД были готовы к встрече. Когда молодой человек с гранатометом произвел выстрел, чтобы выбить дверь, войска открыли огонь по демонстрантам и им сочувствующим. По данным Генпрокуратуры в районе телецентра было убито и впоследствии скончалось от полученных ран не менее 46 человек. [С-BLOCK]

После кровопролития возле Останкино Ельцин убедил министра обороны Павла Грачева отдать приказ армейским подразделениям о штурме Белого дома. Атака началась утром 4 октября. Несогласованность действий военных привела к тому, что стрельба крупнокалиберными пулеметами и танками велась не только по зданию, но и по безоружным людям, находившимся в зоне оцепления у Дома Советов, что привело к многочисленным жертвам. К вечеру сопротивление защитников Белого дома было подавлено.

Политик и блогер Александр Вербин назвал акцию 4 октября «проплаченной военщиной», отмечая, что спецподразделения ОМОН и специально подготовленные снайперы по приказу Ельцина расстреляли защитников Конституции. Не последнюю роль в поведении президента, по мнению блогера, сыграла поддержка Запада.

Фигура Ельцина как руководителя государства построенного на осколках СССР вполне утраивала Запад, в первую очередь Соединенные Штаты , поэтому западные политики фактически закрыли глаза на расстрел парламента. Доктор юридических наук Александр Домрин говорит, что даже существуют факты, свидетельствующие о намерении американцев отправить в Москву войска для поддержки Ельцина.

Единодушия нет Политики, журналисты, интеллигенция разделились во мнениях о произошедших в октябре 1993 года событиях. К примеру, академик Дмитрий Лихачёв тогда выразил полную поддержку действиям Ельцина: «Президент - это единственный человек, который избран народом. А значит, то, что им совершено, - не только правильно, но и логично. Ссылки на то, что Указ не соответствует Конституции - ерунда».

Российский публицист Игорь Пыхалов в победе Ельцина видит попытку установления в России прозападного режима. Беда тех событий еще и в том, что у нас отсутствовала организующая сила, способная противостоять западному влиянию, считает Пыхалов. Верховный Совет, по словам публициста, имел существенный недостаток - у людей, стоявших на его стороне, не было ни единого руководства, ни единой идеологии. Поэтому они не смогли договориться и выработать понятную широким массам позицию.

Ельцин спровоцировал конфронтацию, так как он проигрывал, - считает американский писатель и журналист Дэвид Саттер . «Президент не приложил усилий, чтобы наладить сотрудничество с парламентом, - продолжает Саттер. - Он не пытался влиять на законодателей, не объяснял, в чем заключается его политика, игнорировал парламентские дебаты». [С-BLOCK]

Впоследствии Ельцин интерпретировал события в период с 21 сентября по 4 октября как противостояние демократии и коммунистической реакции. Но эксперты склонны видеть в этом борьбу за власть между бывшими союзниками, для которых мощным раздражителем являлось негодование по поводу коррупции в исполнительной власти.

Политолог Евгений Гильбо считает, что противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам, так как их политика не имела конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация.

«Тупая борьба за власть» - так категорично выражается публицист Леонид Радзиховский . Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону «всю полноту власти» имел Съезд народных депутатов, пишет Радзиховский. Но поскольку, ни депутаты, ни члены Верховного Совета страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента.

Что происходило в Москве 25 лет назад.

25 лет назад противники президента Бориса Ельцина вышли на улицы с целью захвата Белого дома. Это переросло в кровавое противостояние солдат и оппозиционеров, а результатом событий 3-4 октября стало новое правительство и новая Конституция.

  1. Октябрьский путч 1993 года. Кратко о том, что произошло

    3-4 октября 1993 года произошел Октябрьский путч - это когда расстреливали Белый дом, захватывали телецентр Останкино, а по улицам Москвы ездили танки. Все это произошло из-за конфликта Ельцина с вице-президентом Александром Руцким и председателем Верховного совета Русланом Хасбулатовым. Победил Ельцин, вице-президента сняли, Верховный совет распустили.

  2. В 1992 году Борис Ельцин выдвинул кандидатуру Егора Гайдара, который к тому времени активно проводил экономические реформы, на пост Председателя правительства. Однако Верховный совет жёстко раскритиковал деятельность Гайдара из-за высокого уровня нищеты населения и космических цен и выбрал Виктора Черномырдина в качестве нового Председателя. В ответ Ельцин выступил с жёсткой критикой депутатов.

    Борис Ельцин и Руслан Хасбулатов в 1991 году

  3. Ельцин приостановил действие Конституции, хотя это было незаконно

    20 марта 1993 года Ельцин объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления страной». Через три дня Конституционный Суд РФ признал действия Ельцина неконституционными и основанием для отрешения президента от должности.

    28 марта за импичмент президента высказались 617 депутатов при необходимых 689 голосах. Ельцин остался у власти.

    25 апреля на всенародном референдуме большинство поддержало президента и правительство и высказалось за проведение досрочных выборов народных депутатов. 1 мая произошли первые столкновения ОМОНа и противников президента.

  4. Что за Указ №1400 и как он обострил ситуацию?

    21 сентября 1993 года Ельцин подписал указ №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и ВС, хотя прав у него на это не было. В ответ Верховный совет заявил, что этот указ противоречит Конституции, поэтому он не будет исполнен и Ельцин лишается полномочий президента. Ельцина поддержало Министерство обороны и силовые структуры.

    В последующие недели члены ВС, народные депутаты и вице-премьер Руцкий фактически оказались заперты в Белом доме, где были отключены связь, электричество и вода. Здание было оцеплено милицией и военнослужащими. Белый дом охраняли добровольцы из числа оппозиционеров.

    X Чрезвычайный Съезд народных депутатов в Белом доме, где электричество и вода отключены

  5. Штурм «Останкино»

    3 октября сторонники ВС вышли на митинг на Октябрьскую площадь и затем прорвали оборону Белого дома. После призывов Руцкого, протестующие с успехом захватили здание мэрии и двинулись на взятие телецентра «Останкино».

    К моменту начала захвата телебашню охраняло 900 солдат с военной техникой. В какой-то момент среди солдат раздался первый взрыв. За ним сразу последовала беспорядочная стрельба в толпу по всем без разбора. Когда оппозиционеры пытались скрыться в соседней Дубовой роще, то их зажали с обеих сторон и начали расстреливать с БТР и с оружейных гнёзд на крыше «Останкино».

    Во время штурма «Останкино», 3 октября 1993 года.

    В момент штурма телевещание было остановлено

  6. Расстрел Белого дома

    В ночь на 4 октября Ельцин принимает решение о взятии Белого дома с помощью бронетехники. В 7 утра танки начали расстрел здания правительства.

    Пока шёл обстрел здания, снайперы на крышах стреляли в столпившихся людей около Белого дома.

    К пяти часам вечера сопротивление защитников было полностью подавлено. Руководители оппозиции, в том числе Хасбулатов и Руцкой, были арестованы. Ельцин остался у власти.

    Белый дом 4 октября 1993 года

  7. Сколько людей погибло во время Октябрьского путча?

    По официальным данным при штурме «Останкино» погибло 46 человек, при расстреле Белого дома - примерно 165 человек, однако свидетели сообщают, что жертв было намного больше. На протяжении 20 лет появляются разные теории, в которых цифры меняются от 500 до 2000 погибших.

  8. Итоги Октябрьского путча

    Верховный совет и Съезд народных депутатов перестали существовать. Была ликвидирована вся система Советской власти, существовавшая с 1917 года.

    До выборов 12 декабря 1993 года вся власть была в руках у Ельцина. В тот день была выбрана современная Конституция, а также Государственная Дума и Совет Федерации.

  9. Что было после Октябрьского путча?

    В феврале 1994 года все арестованные по делу Октябрьского путча были амнистированы.

    Ельцин пробыл на посту президента до конца 1999 года. Конституция, принятая после путча в 1993 году, действует и сейчас. Согласно новым государственным принципам, у президента больше полномочий, чем у правительства.

Августовский путч 1991 г.

Начиная с 1989 г. власть партийно-государственной номенклатуры неуклонно уменьшалась. Новые коммерческие и политические структуры медленно, но неуклонно набирали силу. Все это вызывало открытый и скрытый протест "господствующего класса". Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания 22 августа 1991 г. нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огарево, на правительственной даче под Москвой.

Согласно этому договору республики, входящие в новый Союз, получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично - налоговой и социальной политики. Некоторые республики отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения).

Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа 1991 г. в стране было введено чрезвычайное положение, на улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска, включая танки, почти все центральные газеты, за исключением "Правды", "Известий", "Труда" и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.

Возглавил переворот "Государственный комитет по чрезвычайному положению" (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г. И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т. е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

Основным политическим соперником центрального руководства СССР было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР ("Беоый дом") были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20 августа вокруг "Белого дома" выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Переворот весьма негативно был воспринят за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.

Переворот был крайне плохо организован и подготовлен. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. В результате событий 19-21 августа 1991 г. около "Белого дома" погибли три его защитника.

Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов и др. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура.

Одновременно с прекращением деятельности КПСС по указу Президента РСФСР был временно закрыт ряд газет. В сентябре все союзные республики, которые еще не заявили о своем полном суверенитете и независимости, сделали эти заявления.

После событий августа 1991 г. значение Верховного Совета СССР и съезда народных депутатов СССР сошло на нет. Очередной съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в конце августа - начале сентября 1991 г. был последним. Съезд заявил о самороспуске.

В сентябре - ноябре 1991 г. были предприняты вялые попытки не допустить окончательного экономического и политического развала уже бывшего Советского Союза. Работа велась в двух направлениях: создание экономического союза и формирование новых политических отношений.

В сентябре был создан Межреспубликанский экономический комитет (МЭК), который возглавил И. С. Силаев. Наибольшим успехом МЭК была подготовка экономического соглашения, которое подписали девять республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Данное соглашение было реальным шагом, призванным приостановить развал единого хозяйственного организма.

Противоречия в отношении политического союза были значительно более серьезными. Государства Прибалтики, Украина, Молдавия, Грузия и Армения отказались даже обсуждать эту проблему. Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В результате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфедеративной основе.

После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопросам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко это проявилось в возникновении Чеченской республики. События в Чечне и ряде других районов Северного Кавказа, неутихающая война в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань всеобъемлющей гражданской войны.

Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, в октябре - ноябре они достигли 25-30% в месяц, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. Все это при увеличении выпуска новых денег привело к тому, что к концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем.

3 октября - 15 лет назад (3-4 октября 1993 года) в Москве произошла попытка государственного переворота. Это событие известно также как «Конституционный кризис 1993 года», «Государственный переворот 1993 года», «Расстрел Белого Дома», «Расстрел Дома Советов», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400».

Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны - президента РФ Бориса Ельцина, подконтрольной ему исполнительной власти и его сторонников, а с другой стороны - вице-президента Александра Руцкого, Верховного Совета РФ во главе с Русланом Хасбулатовым, Съезда народных депутатов РФ, и их сторонников. Противостояние окончилось силовым разгоном парламента и победой президента Ельцина.

После захвата сторонниками Верховного Совета здания мэрии Москвы и столкновений у телецентра Останкино Президент России Б.Н. Ельцин ввел чрезвычайное положение в Москве. Был организован штурм Белого Дома. Результатом противостояния стали вооруженные столкновения на улицах Москвы.

Ночью с 3 на 4 октября был подготовлен план штурма Белого дома, в котором приняли участие около 1700 человек, 10 танков и 20 бронетранспортёров; акция была крайне непопулярной, контингент пришлось набирать из состава пяти дивизий, около половины всего контингента были офицеры или младший начальствующий состав, а танковые экипажи набрали почти целиком из офицеров.

В 9:20 утра 4 октября расположенные на другом берегу реки танки начали обстрел верхних этажей здания Верховного Совета. Всего в обстреле участвовало шесть танков Т-80, выпустивших 12 снарядов.

В 15:00 отрядам специального назначения «Альфа» и «Вымпел» было приказано взять Белый дом штурмом. Командиры обеих спецгрупп перед тем, как выполнить приказ, попытались договориться с руководителями Верховного Совета о мирной сдаче.

«Альфа», пообещав защитникам Дома Советов безопасность, сумела к 17:00 уговорить их сдаться. Спецподразделение «Вымпел», чьё руководство отказалось выполнять приказ о штурме, впоследствии было передано из ФСБ в состав МВД, что привело к массовому уходу в отставку его бойцов.

После 17 часов, по договорённости со сторонниками Ельцина, начался массовый выход оборонявшихся из Верховного Совета. По заверениям штурмовавших никаких обстрелов не должно было быть. Однако выходящие из здания не прошли и 100 метров, когда поверх голов был открыт огонь.

Спустя несколько минут штурмовавшие начали чуть ли не в упор расстреливать покидающих здание. По словам очевидцев, именно в этот момент было наибольшее число убитых. Пришедшие на следующий день родственники пропавших людей могли видеть на одном из ближайших стадионов, вдоль стены уложенные труппы до трёх рядов. На многих из них были пулевые отверстия по центру лба, как при контрольном выстреле.

Перед тем, как покинуть здание Верховного Совета, Руцкой демонстрировал перед телекамерами автомат Калашникова, из которого не было произведено ни одного выстрела. Также он продемонстрировал небольших размеров картонную коробку, в которой находились кассеты с записями переговоров, в том числе Ельцина и Лужкова. Была продемонстрирована запись, на которой отчётливо слышен голос, похожий на голос Лужкова, призывающий ОМОН и спецназ «Альфа» «расстреливать беспощадно».

В видеоряде фильма «Тайная Россия» также присуствуют кадры одного из залов Верховного Совета, где на уровне сердца жертв видны более 30 выстрелов снайперских винтовок. По словам Руцкого - это стрельба на поражение по тем людям, которые находились в этот момент в Верховном Совете. Также Руцкой указал на тот факт, что в коридорах Верховного Совета находилось к окончанию штурма более 400 трупов защитников Верховного Совета.

По официальным данным, число погибших во время беспорядков составило 150 человек, число раненых 389. По данным депутата Сажи Умалатовой было убито 2 783 человека. В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

Пара́д суверените́тов (1988-1991 гг.) - конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными, следствием чего стал распад СССР. В ходе «парада суверенитетов» в течение 1990-1991 годов все союзные (шестой была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До августовского путча ГКЧП объявили о независимости четыре союзные республики (Литва, Латвия, Армения и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый союз (ССГ) и переходе к независимости - ещё две: Эстония и Молдавия. При этом входившие в состав Грузии автономные республики Абхазия и Южная Осетия, а также новообразованные в Молдавии республики Приднестровье и Гагаузия объявили о непризнании их независимости и о желании остаться в составе Союза.

За исключением Казахстана, ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского Народного Фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья - партия «Иттифак» Фаузии Байрамовой в Татарстане, которая с 1989 года выступала за независимость Татарстана.

19 августа 1991 года подписание нового союзного договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации было сорвано августовским путчем ГКЧП при попытке отстранения М. С. Горбачева с поста президента СССР, сразу после чего в ходе массового обвала СССР независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных (в России, Грузии, Молдавии). 6 сентября власти СССР признали независимость трёх прибалтийских республик.

Хотя 14 ноября семью союзными республиками из двенадцати (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании ССГ как конфедерации, после прошедшего 1 декабря референдума о независимости Украины главами трех республик-учредителей СССР (РСФСР, Украины, Белоруссии) 8 декабря подписываются беловежские соглашения о его роспуске, 21 декабря это утверждается всеми одиннадцатью республиками, и вместо ССГ создается Содружество Независимых Государств как международная (межгосударственная) организация. При этом к моменту роспуска СССР 8 декабря из всех союзных республик только три не объявили о независимости (РСФСР, Белоруссия и Казахстан; последний сделал это через неделю, 16 декабря).

Часть из провозгласивших независимость автономных республик позже стали т. н. непризнанными (Нагорный Карабах и Приднестровье) или частично-признанными (Абхазия и Южная Осетия) государствами (в то время как Гагаузия, Татарстан и Чечня такой статус не сохранили).

Октябрьский путч (расстрел белого Дома) – внутриполитический конфликт в Российской Федерации между представителями старой и новой власти, который вылился в государственный переворот и штурм Белого Дома, где заседало правительство.

Октябрьский путч проходил с 21 сентября по 24 октября 1993 года и вошел в историю, как один из самых жестоких государственных переворотов в современной истории. Вызванные непорядками в рядах правительства, по всей Москве начались митинги, вооруженные столкновения и беспорядки, которые унесли немало жизней, много человек также было ранено. При штурме Белого Дома пострадало несколько десятков депутатов. Из-за того, что в штурме принимали участие танки и вооруженные силы, события позднее были названы «Расстрелом белого Дома».

Причины октябрьского путча

Октябрьские события стали результатом длительного кризиса во власти, который начал развиваться еще в 1992 году после августовского путча 1991 года и смены строя. После развала СССР и прихода к власти Ельцина , его администрация хотела полностью реорганизовать систему управления, избавившись от всех пережитков Советского Союза, однако Верховный Совет и Съезд народных депутатов не одобряли такую политику. Кроме того, реформы, проводимые Ельциным, вызывали много вопросов и не только не спасли страну от кризиса, но во многом и усугубили его. Последней каплей стали столкновения по вопросам Конституции, которую никак не могли принять. В результате внутренний конфликт дорос до того, что был созван совет, на котором решались вопросы доверия действующему президенту и Верховному Совету. Внутренние конфликты в правительстве с каждым месяцев все ухудшали положение в стране.

В результате в конце сентября произошло открытое столкновение между старой властью и новой. На стороне новой был президент Ельцин, его поддерживало правительство во главе с Черномырдиным и ряд депутатов. Старую власть представлял Верховный Совет во главе с Русланом Хасбулатовым и вице-президент Александр Руцкой.

Ход событий октябрьского путча

21 сентября 1993 года президент Борис Ельцин издал знаменитый указ 1400, в котором сообщалось о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Данный указ нарушал действующую на тот момент Конституцию, поэтому сразу после издания Верховный Совет лишил Ельцина поста президента, ссылаясь на действующие законодательные нормы и признал указ 1400 недействительным. Действия, произведенные Ельциным, были расценены как государственный переворот. Однако, несмотря на свой юридический статус, Ельцин продолжал исполнять обязанности президента и не принимал решение Верховного Совета.

22 сентября Верховный Совет продолжа свою работу, место президента занял Руцкой, который отменил решение о роспуске Верховного Совета уже официально и собрал чрезвычайный Съезд. На этом Съезде был принят ряд важных решений и уволены многие действующие министры и члены ельцинской администрации. Также были внесены поправки в уголовный кодекс Российской Федерации, согласно которым государственный переворот считался уголовным преступлением. Таким образом, Ельцин был объявлен Верховным Советом не только бывшим президентом, но еще и уголовным преступником.

23 сентября Верховный Совет продолжает заседания. Ельцин же, не обращая внимание на тот факт, что его отстранили от должности, принимает ряд указом, одним из которых становится указ о досрочных президентских выборах. В этот же день совершают первое нападение на здание объединенного командования Вооруженных сил СНГ. Конфликт становится все более серьезным, в него вступают вооруженные силы, идет усиление контроля за деятельностью Верховного Совета.

24 сентября заместитель министра обороны предъявляет членам Верховного Совета ультиматум – он требует, чтобы они немедленно закрыли Съезд, сдали все имеющееся оружие, сложили с себя полномочия и немедленно покинули здание. Верховный Совет отказывается подчиняться этому требованию.

С 24 сентября значительно возрастает количество митингов и вооруженных столкновений на улицах Москвы, постоянно происходят беспорядки и стачки сторонников новой и старой власти. Депутатам Верховного Совета запрещается покидать белый Дом, вокруг которого начинается строительство баррикад.

1 октября ситуация становится критической и для ее разрешения начинаются переговоры между двумя сторонами под патронажем патриарха Алексея 2. Переговоры проходят относительно успешно, баррикады начинают снимать, однако уже 2 октября Верховный Совет отказывается от всех ранее сделанных заявлений и переносит переговоры на 3 число. Из-за участившихся митингов переговоры так и не возобновляются.

4 октября Ельцин принимает решение о вооруженном штурме Белого Дома, который заканчивается свержением Верховного Совета.

Значение и итоги октябрьского путча

Эти кровавые события однозначно трактуются, как государственный переворот, однако историки расходятся в оценках. Одни говорят о том, что Ельцин силой захватил власть и буквально уничтожил Верховный Совет, следую своей прихоти, другие отмечают, что из-за глубокого конфликта другого варианта развития событий не было. Несмотря на это, октябрьский путч окончательно уничтожил следы старой власти и СССР и превратил Российскую Федерацию в президентскую республику с новым правительством.


Top