Роль выборов в политическом процессе. Тема: «Политическое лидерство»

С этим файлом связано 51 файл(ов). Среди них: и ещё 41 файл(а).
Показать все связанные файлы
10) П о л и тиче с кие идеолог и и

1) П о литич е ские ид е о ло г ии - проя в ление теорет и ческого ур ов ня политич е ского созна н ия.

2) Формы представления политической идеологии:

а) социально-политические теории б) политические программы

в) выступления государственных и политических деятелей

3) О сновные п олитич е с к ие и д е о лог и и:

а) либерализм

б) консерватизм

в) социал-демократия г) коммунизм

Д) на ц иона л изм и фаш и зм

4) Политическая пропаганда как средство продвижения политической идеологии.

5) Специфика формирования политических взглядов в современной РФ.

11) Роль вы б оров в п о ли т ич ес к ом пр о це с с е

1)Определение понятия выборы

2)Виды и зб и рательн ы х сист ем:

Пропорциональная

Мажоритарная

3) Субъекты РФ в которые могут проходить выборы:

На пост президента

На пост региональных деятелей

На пост глав местного самоуправления

Выборы в политические партии

4) Система избирательного процесса:

Из б и рател ь н о е п раво

Избирательный процесс

5) 4 действия избирательного процесса:

Подготовительная

Выдвижение кандидата

Пр е дв ы бо р ная агитация

6)Возрастные ограничения на выборах:

Право избирать наступает с 18 лет

Право избираться наступает:

А)в органы м естного сам о управления с 21 л е т

б)в органы регионального управления с 30 лет в)на пост президента РФ с 35 лет

7)Роль выборов политическом процессе в РФ

12) П о л и тиче с кий пр о ц есс как совоку пн ость ви д ов п о л ит и ческой деятел ь но с ти с у бъе к т о в

1. Понятие политического процесса как совокупности видов политической деятельности субъектов.

2. Суб ъ екты политиче с к о го проц е с с а.

3. Стадии политического процесса: а)выявление и согласование интересов б)формирование цели и программы деятельности

в)реализация программы в деятельности социально-политических общностей г)контроль за реализацией. Оценка результатов, определение ответственности

4. Понятие и специфические черты политической деятельности:

а)ориентация действий на проблемы всего общества

б)использование политической власти как главного средства осуществления целей в)основным институтом решения проблем выступает государство

5. Политич е ские компр о миссы.

6. Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов:

а) Виды: революционная и реформаторская б) Формы политической борьбы

в) Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов

7. Основные тенденции в развитии политического процесса в современн о й Рос с ии

13) П о л и тиче с кая систе м а к ак целост ны й механ и зм осуществ ле ния п о ли т ич ес к ой влас т и и

Управ л ения обществом

1) Структура политической системы и ее элементы

3) Т и пология п олитич е с к их систем:

14) Выборы в Г о с . Думу РФ

1. Нормативно-прав овые а кты, регул и рующие п о р яд о к п ро в е д е ния выбор о в в Г о с. Думу РФ

а)Конституция РФ

б)ФЗ "О выборах депутатов Гос. Думы Федерального собрания РФ" в)ФЗ "О выборах"

2. Сущность пропорциональной избирательной системы:

А)партийные с п и ски
б) пропорциональное распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов в)заградительный барьер и его назначение

3. Основные принципы избирательного права в РФ

4. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Гос. Думы:

А) российск о е г ра ж данс т во

б) достижение возраста 21 года

5. Результаты выборов 2007 г. в Гос. Думу РФ

15) Роль СМИ в поли т и ческой си с теме общества

1) Понятие о средствах массовой информации, СМИ – четвертая власть в современной политической жизни. СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации.

2) Функции СМИ:

а) информационная (отбор и комментирование социальной информации);

Б) экспертн а я (оценка и а нализ поли т ических с о бытий и я в лений);

в) политической социализации (приобщение людей к политическим ценностям и действиям);

г) представительство общественных интересов, мнений, позиций;

д) мобилизационная (побуждение и организация определенных политических действий).

3) Основные виды СМИ:

а) печатные (газеты, журналы);

б) аудиовизуальные (радио и телевидение);

в) электронные (сетевые ресурсы).

4) Ка т егории инфор м ац и и:

а) локальная;

б) национальная;

в) международная.

4) Общие принципы деятельности СМИ:

А) при о рите т н о сть, п ри вл екательн о с т ь темы;

б) сенсационность, экстремальность, неординарность темы;

в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;

г) официальная информация.

6) С М И в по л итической ж изни Р Ф.

16) Р а зд е ление властей в РФ

1.Сущность принципа разделения властей.

2. Разделение властей и их функции. Основные положения теории разделения властей.

3. Структура законодательной власти в РФ (госаппарат на федеральном уровне)

А) Федерал ь н о е с обр а ние РФ

б) органы законодательной власти субъектов РФ

4. Структура исполнит власть в РФ (госаппарат на федеральном уровне)

а) Президент РФ

Б) Государственный С о вет

в) органы исполнительной власти субъектов РФ

Председатель
- Совет министров
- правительство

А)матери н с к ий капитал

Б)пенсионная реформа

В)ипотека

22) П о л и тиче с кое у ч а ст и е

1. Понятие политического участия

2. Ф о рмы п о литического участия

а) опосредованное

б) непосредственное (прямое)

в) автономное участие;

Г) м о би л и з а ционное участие.

3. Виды политического участия а) активное

б) инициативное в) пассивное г)поддерживающее

4. Мотивы участия избирателя в выборах:

а) интерес к политике;

б) политическая компетентность;

в) удовлетворение потребностей.

5. Политич е ский абсент е изм.

23) Из б и рател ь ная кам п а н ия в РФ

1. Избирательная система:

а) понятие «избирательная система»;

б) структурные компоненты избирательной системы;

В) п онятие « из б и ратель н ое п р аво»;

г) этапы избирательного процесса;

д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:

а) понятие «избирательная кампания»;

Б) этапы из б ирательн о й ка м пании.

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов.

В условиях современных демократий выборы - их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

В функциях выборов в масштабах государства отражаются основные направления их влияния на общество и политические институты. Отмечая большое разнообразие функций, выделим следующие:

– формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления;

– выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората;

– включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике;

– легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться;

– формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества;



– контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется в таких событиях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения, митингах и т.д.

Избирательное право

Термин «избирательное право» имеет два значения: - в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане; - в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина. Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы: - Всеобщее избирательное право . Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. -Прямое и косвенное избирательное право - Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. - Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. - Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов.



АБСЕНТЕИЗМ - уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Абсентеизм выступает своеобразным проявлением политической свободы личности, в то время как тотальная политическая активность свидетельствует о псевдоучастии (участии без возможности выбора), автократическом харатере существующего политического режима. В отличие от аполитичности (когда человек просто не видит ценности своего участия в политике), абсентеизм как осознанное неучастие в политической жизни представляет собой демонстрацию отношения к власти, политическому режиму. Таким образом, абсентеизм может свидетельствовать об отчуждении человека от власти, выступать показателем утраты доверия населения к политической системе, потери интереса к политической деятельности. Превращаясь в массовое явление, абсентеизм может представлять серьезную угрозу легитимности власти, приводя либо к полной политической апатии, либо к экстремизму. С целью снижения уровня аполитичного абсентеизма в ряде государств введены такие формы участия в политической жизни, как голосование по доверенности, по почте или интернету (Эстония). Борьба с абсентеизмом возможна также путем введения обязательного вотума - юридической обязанности избирателей принять участие в голосовании (Италия, Австралия, Бельгия, Греция, Турция, Аргентина, Египет), посредством стимулирования избирательной активности, а также путем использования метода поощрений (так, в Андорре пришедшие на избирательный участок граждане получают стакан вина или небольшое денежное вознаграждение).

  • 1.Выборы и их роль в жизни общества.

  • 2.Избирательное право.

  • 3.Процедура выборов.

  • а) избирательные системы

  • б) избирательный процесс.

  • 4.Референдум.


Выборы-

  • демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования проводимого в соответствии с регламентом выборов.


Избирательное право-

  • Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.


Избирательное право

  • Активное - пассивное-

  • право избирать право быть избранным

  • с 18 лет по закону


Не могут участвовать в выборах

  • Отбывающие наказание по приговору суда.

  • Признанные судом недееспособными




Кто избирается в РФ?


3.Избирательная система

  • Порядок выборов органов государственной власти, органов

  • местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами.


Виды избирательных систем

  • Мажоритарная Пропорциональная

  • Смешанная


1.Мажоритарная


2.Пропорциональная


3.Смешанная

  • представляет собой сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.




Определите прядок проведения выборов

  • -голосование,

  • -предвыборная агитация,

  • -подсчёт голосов

  • -назначение выборов,


Избирательный процесс

  • -назначение выборов,

  • -составление списков избирателей,

  • -образование избирательных округов и избирательных участков,

  • -формирование избирательных комиссий,

  • -выдвижение и регистрация кандидатов,

  • -предвыборная агитация,

  • -голосование,

  • -подсчёт голосов

  • -определение результатов выборов





Федеральное агентство по образованию
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»

Институт переподготовки специалистов

Кафедра
Политических наук и технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Политология
на тему: «Роль выборов в политическом процессе»

Выполнил: студент гр. 09304
Гусев В.В.
Проверила: Плясуля Г.И.

г. Новосибирск, 2011 г.

Содержание

Введение...................... .............................. .............................. .........................3

    Понятие и социальные функции выборов....................... ...................4
    Виды выборов....................... .............................. .............................. ...6
    Избирательные системы....................... .............................. .................8
    Понятие и структура избирательного процесса...................... .........12
Заключение.................... .............................. .............................. ..................18
Список литературы.................... .............................. .............................. .....20

Введение

Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий.
Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.
Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.
Актуальность данной работы состоит в том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

1. Понятие и социальные функции выборов .

Выборы – непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете, выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств 1 .
Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов 2 .
В демократических государствах законодательно закрепляется (с фиксированной периодичностью) выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм, определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов.
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Выделяют следующие функции выборов 3:

    Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.
    Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.
    Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.
    Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.
    Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.
    Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.
Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство 4 .
Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса 5 .
Продолжительность срока полномочий выбранного органа имеет важное значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходится учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет 6 .

2. Виды выборов

Существуют различные классификации выборов 7:

    Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и другие должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др.
    Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
    Очередные и внеочередные выборы. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.
С учетом формы государства и иных факторов выборы могут быть разных видов:
1) по виду формируемых органов, выборы могут быть: Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т.д.;
2) по форме проведения выборов: непосредственные, косвенные (через представителей, уполномоченных населением осуществить выборы в органы власти) и т. п.
В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:
а) общегосударственными (на всей территории государства), региональными (в субъекте Федерации) и местными (в муниципальном образовании);
б) полными (выборный орган избирается в полном составе) и частичными (избирается часть депутатов выборного органа взамен выбывших);
в) очередными (проводятся в установленный законом срок), повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и внеочередными (при досрочном прекращении полномочий выборного органа или должностного лица).
В зависимости от принципов избирательного права выборы могут быть:
а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением недееспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и не всеобщими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права по какому-либо необоснованному признаку - половому, религиозному, имущественному, социальному и др.);
б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избирателей) и неравными (принципы равных выборов нарушаются);
в) прямыми (каждый избиратель голосует непосредственно за конкретного кандидата или кандидатов), косвенными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и многоступенчатыми (избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие - при трех ступенчатых выборах);
г) тайными (контроль за волеизъявлением избирателей не допускается) и открытыми (при открытом голосовании);
д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и несвободными (на волю избирателей оказывается давление).
По правовым основаниям выборы могут быть: законными и незаконными.
По факту избрания кандидатов: первичные и повторные.
По количеству граждан принявших участие в выборах: состоявшиеся и несостоявшиеся 8 .

3. Избирательные системы
Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти 9 .
Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом любого демократического режима. Это объясняется тем, что демократия в обществе не может функционировать без полномочного представительства, формируемого для участия в управлении делами общества, а такое представительство может быть демократичным, если само общество участвует в его формировании.
Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).
При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% + 1), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума) 10 .
Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят:

    Сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обычно не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов;
    формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.
Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.
Ещё одним видом избирательной системы является пропорциональная система, суть которой состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них – относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.
Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.
К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования 11 .
В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного характера, в которых сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Например, в Государственную Думу РФ из 450 депутатов половина избирается по мажоритарной системе, а другая половина – по пропорциональной системе.
и т.д.................

1)Определение понятия выборы

2)Виды избирательных систем:

Пропорциональная

Мажоритарная

3)Субъекты РФ в которые могут проходить выборы:

На пост президента

На пост региональных деятелей

На пост глав местного самоуправления

Выборы в политические партии

4)Система избирательного процесса:

Избирательное право

Избирательный процесс

5)4 действия избирательного процесса:

Подготовительная

Выдвижение кандидата

Предвыборная агитация

6)Возрастные ограничения на выборах:

Право избирать наступает с 18 лет

Право избираться наступает:

а)в органы местного самоуправления с 21 лет

б)в органы регионального управления с 30 лет в)на пост президента РФ с 35 лет

7)Роль выборов политическом процессе в РФ

Политический процесс как совокупность видов

Политической деятельности субъектов

1. Понятие политического процесса как совокупности видов политической деятельности субъектов.

2. Субъекты политического процесса.

3. Стадии политического процесса:

а)выявление и согласование интересов б)формирование цели и программы деятельности в)реализация программы в деятельности социально- политических общностей

г)контроль за реализацией. Оценка результатов, определение ответственности

4. Понятие и специфические черты политической

деятельности:

а)ориентация действий на проблемы всего общества б)использование политической власти как главного средства

осуществления целей

в)основным институтом решения проблем выступает государство

5. Политические компромиссы.

6. Политическая борьба как противостояние интересов

политических субъектов:

а) Виды: революционная и реформаторская б) Формы политической борьбы

в) Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов

7. Основные тенденции в развитии политического процесса

в современной России

Политическая система как целостный механизм осуществления политической власти и Управления

Обществом

1) Структура политической системы и ее элементы а)организационная (институциональная) сфера -



государство, партии и общественно-политические движения б)нормативная сфера - политические, правовые, нравственные нормы, ценности, обычаи, традиции... в)культурно-идеологическая сфера - политическая

идеология и культура

г)коммуникативная сфера - информационные связи и политические отношения

2) Функции политической системы:

а)определение целей,задач,программ деятельности общества

б)мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей

в)интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей

3) Типология политических систем:

Выборы в Гос. Думу РФ

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения выборов в Гос. Думу РФ

а)Конституция РФ

б)ФЗ "О выборах депутатов Гос. Думы Федерального собрания РФ"

в)ФЗ "О выборах"

2. Сущность пропорциональной избирательной системы:

а)партийные списки

б)пропорциональное распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов в)заградительный барьер и его назначение

3. Основные принципы избирательного права в РФ

4. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Гос. Думы:

а)российское гражданство б)достижение возраста 21 года

5. Результаты выборов 2007г. в Гос. Думу РФ


Роль СМИ в политической системе общества

1) Понятие о средствах массовой информации/ СМИ –

четвертая власть в

современной политической жизни./ СМИ – средства создания,

тиражирования и распространения информации.

2) Функции СМИ:

а) информационная (отбор и комментирование социальной

информации);

б) экспертная (оценка и анализ политических событий и явлений);

в) политической социализации (приобщение людей к политическим

ценностям и действиям);

г) представительство общественных интересов, мнений, позиций;

д) мобилизационная (побуждение и организация определенных политических

действий).

3) Основные виды СМИ:

а) печатные (газеты, журналы);

б) аудиовизуальные (радио и телевидение);

в) электронные (сетевые ресурсы).

а) локальная;

б) национальная;

в) международная.

4) Общие принципы деятельности СМИ:

а) приоритетность, привлекательность темы;

б) сенсационность, экстремальность, неординарность темы;

в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;

г) официальная информация.

6) СМИ в политической жизни РФ.

Разделение властей в РФ

1.Сущность принципа разделения властей.

2. Разделение властей и их функции. Основные положения

теор. разделения властей.

3. Структура закнодат. власти в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) Федеральное собрание РФ

б) органы законодательной власти субъектов РФ

4. Структура исполнит власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) Президент РФ

б) Гос.Совет

в) органы исполнительной власти субъектов РФ

*председатель Сов.министров*правительство*

*заместители председателя*министры*

5.Структра судебная власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) конституционный суд РФ

б) Верховный суд РФ

в) Высший Арбитражный суд РФ

г) прокуратура

Механизм государственного регулирования экономики

1.Механизмы гос.регулирования а)фискальная политика б)монетарная политика в)правовое регулирование

2.Взгляды ученых-экономистов о гос.рег. а)позиция монетаристов (Фридман) б)Кейнсианство (Джон Кейнс)

в)другие взгляды

3.Денежно-кредитная политика

4.Бюджетно-налоговая политика

5.Нужна ли рынку помощь государства?

Политическая власть как особый вид общественных отношений

1.Властные отношения как особый вид общественных отношений

2.Виды власти

3.Причины возникновения политической власти

4.Субъекты политической власти а)народ как источник власти

б)политические элиты в современном обществе в)политические лидеры

5.Средства и способы осуществления политической власти

6.Гос-во как носитель политической власти. Особенности гос-

венной власти:

а)обязательность решения для всего населения б)вертикаль власти

в)легальность в использовании силы.

Современные политические идеологии

1)Роль идеологии в политической жизни

2)Основные политические идеологии XX века:

а)либеральная;

б)консервативная;

в)социалистическая и социал-демократическая;

г)идеология фашизма

3)Политическая идеология и политическое сознание:

а)политическая пропаганда

б)СМИ и их роль в современной жизни

4)Развитие политических идеологий в современном мире

Демографическая ситуация в современной России

1.Что такое демографическая ситуация в общем. А)понятие демографического кризиса. Б)современная демографическая ситуация.

2.Демографическая ситуация. А)в прошлые века

Б) в современной России

3.статистика

А)соотношение мужчин и женщин

Б)соотношение между трудящимися и пожилыми.

4.Факторы воздействия на демографическую ситуацию. А)войны

Б)эмиграция

5.Ээконоческие кризисы, нестабильная соц. ситуация

А)проблемы неполных семей

Одинокие люди

Увеличение числа

Тенденции развития демографического кризиса

1.Более позднее рождение детей

2.Сокращение числа на одну семью

3.Соотношение мужчин и женщин

4.Увеличение числа разводов

5.Соц. политика направленная на улучшение демографической ситуации

А)материнский капитал Б)пенсионная реформа В)ипотека

Политическое участие

1. Понятие политического участия

2. Формы политического участия а) опосредованное

б) непосредственное (прямое)

в) автономное участие;

г) мобилизационное участие.

3. Виды политического участия а) активное

б) инициативное в) пассивное г)поддерживающее

4. Мотивы участия избирателя в выборах:

а) интерес к политике;

б) политическая компетентность;

в) удовлетворение потребностей.

5. Политический абсентеизм.


Top