Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата Комплекс динамического бронирования Малахит

Янв 21, 2015

Танковые войска считаются одной из самых мощных составляющих современной армии. Разработчики во всем мире уделяют особое внимание усовершенствованию танков и другой тяжелой бронетехники, с целью выполнения ими большого объема поставленных боевых задач.

Не стала исключением и Россия, где специалисты решили создать мощные боевые машины на основе специальной гусеничной платформы «Армата», которая позволит унифицировать бронетанковые подразделения и части, а также оптимизировать расходы на производство танков и бронемашин.

Из всего семейства Арматы самой ожидаемой новинкой военного машиностроения был именно основной танк – новая боевая машина, над созданием которого хорошо потрудились специалисты «Уралвагонзавода», инженеры и конструкторы.

ТТХ танка Армата Т-14

  • Боевая масса 48 тонн
  • Экипаж — 3 человека
  • Бронирование
    — комбинированная многослойная броня
    — комплекс активной защиты Афганит
    — динамическая защита Малахит
  • Вооружение
    — Гладкоствольная пушка 125-мм 2А82-1М (152 мм 2А83)
    — Боекомплект пушки 45 снарядов (32 шт в автомате заряжания)
    — Пулемёты — 1 × 12,7-мм Корд; 1 × 7,62-мм ПКТМ
  • Двигатель
    — многотопливный А-85-3А (12Н360)
    — Мощность двигателя 1500 л.с.
  • Скорость по шоссе — 80 — 90 км/ч
  • Скорость по пересечённой местности — около 70 км/ч
  • Запас хода по шоссе — свыше 500 км
  • Удельная мощность — 31 л. с./т
  • Тип подвески — активная.

Многоуровневая защита танка Армата

Главной особенностью танка Т-14, является необитаемая башня танка — экипаж расположен в изолированной бронекапсуле, помимо прочего в передней проекции боевой машины установлена многослойная комбинированная бронепреграда, защищающая танкистов во время лобовых попаданий противотанковых снарядов и ракет. Данный подход к конструкции танка позволяет боевой машине выдержать попадание большинства современных и перспективных ПТУР и противотанковых снарядов, сохранив при этом жизнь танкистов. В обитаемой бронекапсуле размещены также и управляющие компьютеры, что делает танк более живучим в условиях современного боя.

Расположение узлов и модулей Арматы

Двигатель, трансмиссия, а также автомат заряжания с боекомплектом находятся изолированно друг от друга, что резко повышает живучесть Арматы даже в случае пробития брони башни или отсеков двигателя/трансмиссии танка. То есть если нет прямого попадания в отсек с боекомплектом и автоматом заряжания, то детонации боезапаса не будет. Даже при множестве пробитий танка бронекапсула защитит экипаж и системы управления огнем, позволяя вести огонь роботизированной необитаемой башне. Оригинальным решением является еще и то, что экипаж расположен в ряд, что сокращает площадь боковой проекции обитаемой бронекапсулы, резко уменьшая вероятность попадания в неё.

На танке Т-14 применено новое противоминное V-образное бронирование, на танк установлены дистанционные миноискатели, которые подключены к системе уничтожения противотанковых мин, что позволяет танку преодолевать минные заграждения.

Башня танка Т-14 Армата

Башня танка Армата Т-14, как мы уже писали выше, необитаема, её бронирование состоит из противоосколочных кожухов, для защиты приборов и вооружения. Стальной кожух защищает приборы башни, а также модули динамической защиты от легких осколочных повреждений, дополнительной функцией кожуха является снижения радиозаметности танка против ПТУР/ПТРК с радиолокационным наведением типа JAGM, за счет геометрии поверхности.

Комплекс активной защиты «Афганит»

Но броня не может на 100% защитить танк от современных противотанковых средств, поэтому на Т-14 установлена комплекс активной защиты «Афганит», который обладает способностью перехватывать еще на подлете к танку современные ПТУР, кумулятивные гранаты от РПГ, а также подкалиберные бронебойные снаряды.

Эксперты Defense Update при анализе системы «Афганит» на Т-14 указывают, что она состоит из поражающих и маскирующих элементов. Поражающие элементы расположены в тумбах-дробовиках под башней, работающих аналогично КАЗ «Дрозд», но эффективней - время реакции позволяет перехватывать даже подкалиберные снаряды. Разработчики «Афганита» также получили патент RU 2263268 на систему активной защиты на принципе «ударного ядра», что позволяет сбивать перспективные боеприпасы со скоростями до 3000 м/с.

Маскирующие элементы комплекса активной защиты «Афганит» расположены в небольших мортирках на крыше башни танка. Эксперты Defense Update сообщают, что, предположительно, маскирующие элементы срабатывают одновременно как: дымовая завеса, мультиспектральная завеса (включая ИК диапазон) и непрозрачная для миллиметровых РЛС завеса (путем выброса облака миниатюрных диполей). По мнению Defense Update это полностью блокирует противотанковые системы, построенные на принципе лазерного (ПТРК Hellfire, TOW, Фагот, Скиф, Стугна-П), ИК-наведения (ПТРК Javelin, Spike) и с собственным MW-радаром (ПТРК JAGM, Brimstone), делая Армату защищенной от этих противотанковых ракет, а также от планирующих самонаводящихся зарядов («крышебоев»).


Фотография Vitaly V. Kuzmin

Для противодействия радарам наведения и самолетам ДРЛО в танке Т-14 применены современные элементы стелс-технологий с характерными плоскими гранями (см., например, кожух на башне танка Армата). Эксперты Defense Update указывают, что комбированная разрушающая и маскирующая КАЗ «Афганит» срабатывает от АФАР-радара, который разнесен на 4 отдельные матрицы направленных в разные стороны, задние матрицы развернуты вверх для контроля верхней полусферы, таким образом АФАР радар имеет круговой охват. Оптические средства наблюдения танка также интегрированы с системой упреждающей поставки завес.

Ранее разработчиками Т-14 также сообщалось, что пулеметная установка по данным с АФАР-радара способна защищать танк не только сбивая подлетающие противотанковые ракеты, но и обладая существенной вероятностью попадания в противотанковые снаряды, чтобы изменить траекторию полета подкалиберных снарядов или повредить боеприпас кумулятивных.

Новая сталь для брони танка Армата

Для комбинированной многослойной брони специалистами НИИ Стали разработаны новая бронесталь марки 44С-СВ-Ш электрошлакового переплава высокой стойкости, а также новые материалы и конструкции наполнителя. Это позволило уменьшить общий вес броневой защиты танка на 15% при сохранении бронестойкости. Динамическая защита Т-14 создана по принципу конструктора и изменения конфигурации под сценарий боевого применения танка. На марше динамическая защита может быть снята, а для сценария городского боя могут быть установлены дополнительные модули.

Ходовая часть и двигатель Арматы

Новый средний танк Армата оснащен 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом А-85-3А (12Н360) мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель 12Н360 многотопливный, с непосредственным впрыском , разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель» и производится на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод).

У танка 7-катковая активная подвеска на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Новая активная подвеска нивелирует раскачивание танка во время движения, что позволяет в 2,2 раза сократить время захвата целей оптико-электронными средствами наведения, уменьшая время поражения цели типа «танк» в 1,45 раза!

Т-14 Армата оснащается танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая контролирует все узлы и агрегаты, управляет бортовыми системами, ведёт диагностику неисправностей, что позволяет механику-водителю контролировать двигатель и ходовую часть не покидая бронекапсулу для осмотра и диагностики — необходимость ремонта определяет электроника.

В Т-14 изменена конструкция дополнительных топливных баков , они впервые для советских и российских танков стали несъёмными и утопленными за броню и противокумулятивный экран. При этом баки участвуют в дополнительной защите двигателя, принимая ударные деформации на себя. Выхлоп двигателей Арматы производится через трубы, идущие через дополнительные топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости сотен литров топлива снижает видимость танка в ИК-диапазоне.

Хотя новый танк создается по всем стандартам российского танкостроения и его довольно часто сравнивают с «Черным орлом», модель является абсолютной новинкой, не имеющей аналогов. Важной отличительной особенностью можно назвать разработку высокого уровня безопасности экипажа, который будет размещаться в специальной бронекапсуле.

Гусеничная платформа Армата — универсальный боевой трансформер

«Армата» является тяжелой гусеничной платформой, которая разработана предприятием «Уралвагонзавод» и может использоваться унифицировано в производстве различных типов современной тяжелой бронетехники. На основе этого уникального проекта планируется создание нескольких видов бронемашин, разработкой которых российские специалисты уже начали заниматься. Основными позициями являются:

  1. Т-14 (объект 148) - Основной боевой танк;
  2. БМП-Т Т-15 (индекс ГБТУ - объект 149) Боевая машина пехоты;
  3. БРЭМ-Т Т-16 (объект 152) - ремонтно-эвакуационная машина;
  4. БМО-2 - боевая машина огнемётчиков;
  5. TOС БМ-2 - тяжёлая огнемётная система;
  6. ТЗМ-2 - транспортно-заряжающая машина тяжелой огнеметной системы;
  7. 2С35 «Коалиция-СВ» - самоходная артиллерийская установка;
  8. УСМ-А1 - система минирования;
  9. УМЗ-А - минный заградитель (проект);
  10. МИМ-А - многоцелевая инженерная машина;
  11. МТ-А - мостоукладчик (проект);
  12. ПТС-А - плавающий транспортёр (проект).

Также универсальная танковая гусеничная платформа Армата может выступать основой при создании шасси для артиллерийских самоходных установок и разного рода специализированных инженерных машин. Впервые с «Арматой» широкая публика познакомилась на Параде Победы 9 Мая 2015 года. Участие нового танка Т-14 Армата привлекло внимание не только россиян, за новым танком следил огромное количество военных специалистов со всей планеты.

Любопытно будет увидеть сравнение танка Армата с иностранными образцами, например Армата против Абрамса, Леопарда, Меркавы… кстати, вот ссылка на .

Обновление: по заявлению руководителя «Уралвагонзавода» Олега Сиенко министерство обороны России согласовало стоимость и объемы заказа новых танков Т-14 Армата до 2035 года. Прежний объем поставок Армат в войска, утвержденный до 2020 года, будет скорректирован. По заявлению Сиенко первая партия танков Армата поступит в танковые части ВС РФ до 2018 года. Общая потребность сухопутных войск в новой боевой машине составляет 2000 — 2300 единиц.

(331 votes, average: 4,91 out of 5)



  • Не так давно в комментариях заходила речь о сравнении габаритов Т-14 с Т-90 и Абрамсом. Размер Арматы взят с просторов Интернета (рис. 1), считал от диаметра катка, принятого за 700 мм. Получившиеся результаты вызвали некоторые сомнения, после чего решил пересчитать, используя фото находящихся рядом Т-14 и Т-90 (рис. 2). Все расчёты ведутся с учётом всех выступающих элементов, кроме тонких антенн.

    Рис. 1 Т-14 Армата


    Рис. 2 Та самая фотография

    Зная длину корпуса Т-90 в 6860 мм и ширину в 3780 мм, рассчитываем размеры Т-14. Получаем: длина корпуса 8677 мм, ширина 4448 мм, длина с пушкой вперёд 10642 мм, высота по ДПУ 3244 мм, по крыше башни 2723 мм. Площадь бортовой проекции 17,28 м2, из них башни 4,06 м2; площадь лобовой проекции 8,43 м2, из них башни 2,76 м2.

    Наиболее современным танком в армии России до Т-14 был Т-90А (рис. 3). Его длина с пушкой вперёд 9530 мм, высота по крыше башни 2230 мм, высота по ДПУ 2732 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 11,37 м2, из них башни 3,29 м2; площадь лобовой проекции 6,18 м2, из них башни 2,63 м2. Стоит учесть, что значительная часть площади башни приходится на обвес, в котором чёрт ногу сломит.


    Рис. 3 Т-90А

    Долгое время принято было в первую очередь сравнивать Т-90 с американским Абрамсом (рис. 4). Для сравнения взята версия М1А1. Длина корпуса 7920 мм, ширина 3660 мм, длина с пушкой вперёд 9830 мм, высота по зенитному пулемёту 2822 мм, высота по крыше башни 2430 мм. Площадь бортовой проекции 15,22 м2, из них башни 4,80 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 3,42 м2.


    Рис. 4 M1A1 Abrams

    Можно считать, что Европа сейчас обладает единым танком – немецким Леопардом (рис. 5). Длина корпуса 7720 мм, ширина 3700 мм, длина с пушкой вперёд 10300 мм (для танков с орудием L55), высота по прицелам 3040 мм, высота по крыше башни 2790 мм. Площадь бортовой проекции 16,56 м2, из них башни 5,36 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 2,73 м2.


    Рис. 5 Leopard 2A6

    Французский Леклерк (рис. 6) не так распространён, как его немецкий собрат, но тоже является современной и опасной машиной. Длина корпуса 6880 мм, ширина 3710 мм, длина с пушкой вперёд 9870 мм, высота по прицелам 2950 мм, высота по крыше башни 2530 мм. Площадь бортовой проекции 14,73 м2, из них башни 4,74 м2; площадь лобовой проекции 7,12 м2, из них башни 2,78 м2.


    Рис. 6 AMX-56 Leclerc

    Ещё один представитель европейского танкостроения – английский Челленджер 2 (рис. 7). Длина корпуса 7400 мм, ширина 3520 мм, длина с пушкой вперёд 10740 мм, высота по прицелам 2930 мм, по крыше башни 2490 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 15,16 м2, из них башни 4,87 м2; площадь лобовой проекции 7,14 м2, из них башни 2,52 м2.


    Рис. 7 Challenger 2

    На основе Леопарда в Италии сделали свою машину – С1 Ариет (рис. 8). Длина корпуса 7590 мм, ширина 3800 мм, длина с пушкой вперёд 9670 мм, высота по пулемёту 2960 мм, по крыше башни 2500 мм. Площадь бортовой проекции 15,75 м2, из них башни 4,44 м2; площадь лобовой проекции 8,42 м2, из них башни 3,12 м2.


    Рис. 8 C1 Ariete

    Самый необычный современный танк – израильский Меркава Мк.4 (рис. 9). Длина корпуса 7800 мм, ширина 3720 мм, длина с пушкой вперёд 8800 мм, высота по пулемёту 3020 мм, по крыше башни 2600 мм. Площадь бортовой проекции 16,53 м2, из них башни 5,73 м2; площадь лобовой проекции 8,37 м2, из них башни 3,29 м2.

    Рис. 9 Меркава Mk.4

    Как видим, Т-14 имеет самые большие размеры среди существующих танков, причём башня вписывается в размеры западных машин. УВЗ даёт массу Арматы в 48 тонн, что в пределах Т-90, который в бортовой проекции меньше на треть, что значит либо тонкую пассивную защиту, либо заведомо ложные данные о танке.


    Рис. 10 Силуэты вышеперечисленных танков

    Танки производства Восточной Европы, основанные на Т-64, Т-72 и Т-80 для сравнения не брал. Проекции азиатских танков не нашёл.

    В 2010 году Министерство Обороны сообщило о прекращении 17-летних работ по танку Т-95, который планировали сделать главной машиной танковых войск Российской Федерации. Несмотря на долгие годы разработок и потраченные миллиарды, новый Т-95 так и не приблизился к серийному производству. Было решено отказаться от бесперспективной разработки и начать абсолютно новый проект, под названием «Армата».

    Хотя конструкторам, которые занимались разработкой танка Т-95, была поставлена задача наладить серийное производство к 2015 году, новейший танк «Армата» до сих пор не пошёл в серию, а выпускается лишь в единичных экземплярах, которые можно увидеть 9 мая на параде. Хотелось бы верить, что ОАО «НПК «Уралвагонзавод» не станет продолжать традиции выпуска Т-95, и танк Т-14 «Армата» не будет совершенствоваться в течение 17 лет.

    По последним сведениям, танк Т-14 «Армата» должен стать на конвейерное производство до 2020 года, а Вооружённые силы Российской Федерации получат 2 300 подобных машин.

    Так как характеристики нового танка Т-14 «Армата» превосходят все остальные аналоги, Министерство обороны в ожидании новинки отказалось от покупки танков Т-90. Пока обновления парка бронетехники ограничиваются глубокой модернизацией танка Т-72, который считается лучшей боевой машиной конца 20 века. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» получило контракт на глубокую модернизацию Т-72, цена данного вопроса составила более 6 миллиардов рублей. Однако испытания Т-14 ведутся полным ходом, поэтому танкисты надеются получить модели нового поколения в ближайшие пару лет.

    Основные характеристики и цели создания танка Т-14 «Армата»

    Все технические сведения, которые связаны с разработкой новейшего танка Т-14 «Армата» строго засекречены. Тем не менее, анализируя различные открытые источники, можно понять, что представляет собой новая платформа «Армата», на которой планируется выпускать не только танк Т-14, но и целую серию различных военных машин. Характеристики проекта также можно найти в открытых источниках.

    Платформа «Армата» — это новейшая гусеничная платформа российской разработки (4 поколения). На данной платформе завод планирует выпускать следующую технику:

    • Боевой танк Т-14, который является приоритетной военной машиной;
    • Новейшую боевую машину пехоты;
    • Специальную боевую машину поддержки танковых войск;
    • Ремонтную машину, оснащённую бронёй;
    • Различные гусеничные шасси для артиллерийских установок и тому подобное.

    Платформа «Армата» прекрасно подходит для машин, масса которых находится в промежутке от 30 до 65 тонн. Цель создания новой платформы состояла не только в выпуске новейшего танка, не имеющего мировых аналогов, а ещё и в унификации всех военных бронемашин на единой платформе. Унификация должна быть как можно полнее, и включать в себя такие единые элементы:

    • Платформа;
    • Двигатель и трансмиссия;
    • Электрооборудование;
    • Ходовую часть;
    • Органы управления;
    • Системы жизнеобеспечения.

    Подобная унификация не встречается ни в одной армии мира, поэтому Министерство Обороны сделало ставки именно на эту платформу. Сама платформа может быть изготовлена в 3-х вариантах компоновки двигателя и трансмиссии:

    • Передним расположением;
    • Центральным;
    • Задним расположением.

    Ходовые характеристики не зависят от компоновки моторного отсека, зато это помогает разместить на шасси любое специальное оборудование или вооружение.

    Подвеска у платформы управляется лопастными амортизаторами имеет 7 катков с каждой стороны и 12-ти ступенчатую АКПП, которая может работать в ручном режиме.

    Органы управления включают в себя:

    • Штурвал;
    • Педали тормоза и газа;
    • Рычаг переключения передач.

    Танк «Армата» планируется штатно оснащать системой «цифровой борт». Данная система представляет собой мощный бортовой компьютер, способный не только определять поломки, но и задействовать функции защиты, запуска, диагностики и регулировки. Данная система собирается на базе российского производства и задействует новейшие цифровые технологии.

    Танк «Армата» сможет управляться не только экипажем. В его конструкцию была заложена и реализована система полного дистанционного управления. Данная система вплотную приблизила танк «Армата» к роботизированной технике, которая сможет участвовать в боевых операциях без экипажа. Полной роботизации пока достичь не удаётся, так как не получается создать искусственный интеллект, способный самостоятельно принимать решения в бою.

    Задачей дистанционного управления является эвакуация танка с поля боя в случае потери экипажа или потери экипажем контроля над управлением танка.

    От детонации боекомплект защищает специальный модуль, который поможет сохранить боекомплект в целости при попадании в корпус танка вражеского снаряда.

    Танк Т-14 будет стрелять не только традиционными снарядами (осколочно-фугасными, кумулятивными или бронебойно-подкалиберными), но и несколькими видами ракет:

    • Управляемыми ракетами класса «земля-земля», которые снабжены инфракрасными и спутниковыми системами наведения;
    • Обычными зенитными ракетами класса «земля-воздух».

    Стрельба различными типами ракет превращает танк в многофункциональный военный комплекс, который может выполнять различные боевые задачи:

    • Осуществлять запуск тактических ракет;
    • Служить подвижной системой ПВО;
    • Выступать в качестве разведывательного армейского комплекса (благодаря новейшим системам радиосвязи и наблюдения);
    • Выполнять задачи, которые традиционно выполняют обычные танки.

    Группа из таких танков способна оперативно реагировать на изменение боевой ситуации и эффективно решать их.

    Общая масса танка «Армата» составляет более 50 тонн, хотя в разных источниках встречаются другие показатели. Скорость, которую способен развивать двигатель танка Т-14,может достигать 90 км в час по шоссе.

    Новейшие системы наблюдения танка «Армата»

    Все танки серии «Армата» оснащаются уникальным программно-техническим комплексом (ПТК) радиосвязи. Данный комплекс позволяет связываться между собой экипажам танков и действовать как единый экипаж, оперативно реагируя на изменения боевой обстановки. Благодаря этому комплексу командир танка может увидеть всю окружающую обстановку в режиме реального времени, оперативно осуществлять обработку информации и совместно с экипажами танков такого же класса решать боевые задачи. Кроме танков «Армата», программно-техническим комплексом планируется оборудовать и другие модели танков и военной техники.

    В корпус танка вмонтировано множество видеокамер, которые позволяют отслеживать всю обстановку вокруг танка. В случае необходимости есть возможность включить режим трансфокации, тепловизионного и инфракрасного режима, которые позволяют осуществлять обзор в любое время суток, при любой погоде.

    Антенная решётка может выполнять две основные функции:

    • Применяться в системе управления боевой мощи танка;
    • Использоваться в комплексе защиты, в которой она будет определять параметры и координаты возможной угрозы.

    Данная система уникальна, и её особенности держаться в секрете.

    Броня нового танка «Армата»

    Броня танка Т-14 сделана из новейшей броневой стали марки 44С-св-Ш. Данную сталь создали инженеры научно-исследовательского института сталей ОАО «НИИ стали» специально для нового танка. Данная сталь сможет значительно уменьшить общий вес танка «Армата», при этом общая прочность не пострадает. Новая сталь обладает широчайшим диапазоном свойств, поэтому будет использоваться не только в качестве брони, но и в качестве элементов каркаса танка.

    Хотя твёрдость новой стали выше более старых образцов танковой брони, её вязкость остаётся на том же уровне. Это позволило уменьшить толщину бронелистов, что помогло значительно уменьшить вес танка. Уменьшение общего веса позитивно сказалось на динамике боевой машины.

    Новая броня танка Т-14 способна выдержать прямое попадание любого современного танкового снаряда, которые только существуют в мире. Кроме этого, броня успешно противостоит противотанковым ракетам и гранатомётам до 150 калибра.

    Двигатель, устанавливаемый на танк «Армата»

    Двигатель, который штатно устанавливается на новый танк, представляет собой мощный турбопоршневой дизель, развивающий 1 200 сил. Его масса составляет внушительные 5 тонн, а моторесурс заявлен не менее 2 000 моточасов. Не стоит понимать это буквально, так как он может отслужить гораздо больше, просто за эти показатели производитель ручается на все 100 процентов.

    Данная разработка челябинского ГСКБ «Трансдизель», которая выпускается на челябинском тракторном заводе, превосходит все зарубежные аналоги по своим характеристикам. Особо следует заметить, что двигатель можно глубоко модернизировать, благо возможность для этого есть. Мощность мотора принудительно снижена, так как номинально, она составляет 1 500 л. с. Это было сделано для того, чтобы повысить ресурс двигателя.

    Двигатель, который проходит под индексом 12Н360 – это стандартный и испытанный мотор, который прошёл все стадии испытаний и давно уже устанавливается на новые модели российских танков (такими же двигателями оснащались объекты 195, которые так и не вошли в серию). На испытаниях, которые проводились в чрезвычайно жёстких режимах, данный двигатель прекрасно себя зарекомендовал.

    Главное орудие танка «Армата»

    Так как танки серии Т-95, которые оснащались пушками калибра 152-мм, были сняты с дальнейших разработок, главным танковым орудием стали хорошо себя зарекомендовавшие пушки калибра 125-мм.

    Данное орудие известно под индексом 2А46М. Пушка прошла несколько модернизаций, причём самая последняя модель известна под индексом — 2А46М-5. Она имеет повышенную точность и превосходит штатную модель в точности стрельбы на 20 процентов. Кроме этого, рассеивание при стрельбе на ходу уменьшилось в 1,7 раза. В связи с использованием новейших технологий, последняя модификация 125-мм пушки способна вести огонь снарядами повышенной мощности.

    Так как лучшим танковым орудием в мире считается пушка танка «Леопард», известная под индексом L 55, на танки «Армата» было решено устанавливать новое орудие, которое бы превосходило по своим параметрам L 55.

    Ещё в далёких 2000-х годах российская военная промышленность выпустила новейшую танковую пушку 125-мм, известную под индексом 2А82. Осенью 2006 года она прошла все испытания, по результатам которых выяснилось, что она по своим характеристикам превосходит все известные танковые орудия как минимум в 1,2 раза.

    Для проекта «Армата» данную пушку модернизировали путём удлинения ствола на 1 метр. Кроме этого, специально для нового орудия были разработаны новейшие боеприпасы.

    Военные технологии не стоят на месте, и немецкие военные делают на базе L 55 новое орудие, которое будет работать по принципу электротермохимического типа метания. В связи с этим военным конструкторам поставлена задача сделать отечественный образец орудия, действующий по подобному принципу метания. Из открытых источников известно, что работы в этом направлении ведутся довольно успешно, и уже проводятся практические опыты, дающие положительные результаты.

    Новейшие боеприпасы для пушек типа 2А82 прошли испытания в 2013 году и приняты на вооружение. Производят пушки 2А82 на заводе в Екатеринбурге.

    После 9 мая 2015 года стало известно, что орудие, которое разрабатывалось для танка т-95 (152-мм пушка 2А83) никуда не делось и уже готово к установке на танки серии «Армата». Было принято решение, что новые танки Армата, которые будут выпущены после 2015 года, будут оснащаться именно 152-мм орудием, которое является более мощным и перспективным. Только давление пороховых газов в стволе новой пушки может достигать 7 700 атмосфер, что более чем в два раза превосходит эти показатели у остальных современных танковых орудий.

    Пулемёты танка Т-14 «Армата»

    Основной пулемёт, который устанавливается на танке «Армата» — это оружие калибра 7,62-мм (ПКТМ -6П7К), которое соединяется приводом с основным орудием. Пулемёт размещён на пастели. Его боезапас составляет 1 000 патронов, кроме того, на корме башни танка хранится дополнительный запас в лентах. Дополнительный боезапас составляет также 1 000 патронов.

    Кроме основного пулемёта, на танке «Армата» установлен дополнительный пулемёт «Корд», который синхронизирован с командирской панорамой. Он способен полностью отслеживать стабилизацию зеркала по вертикали и вращение по горизонту. Его боекомплект не такой внушительный, как у основного пулемёта, и составляет 300 штук патронов. ЗИП для данного пулемёта храниться рядом с дополнительным боезапасом для основного пулемёта – на корме башни танка в ящике.

    Система защиты танка Т-14 «Армата»

    Защитная система танка «Армата» представлена четырёхуровневым защитным комплексом, каждый из уровней которой отвечает за свои задачи:

    • Все защитные системы первого уровня имеют общую задачу, которая выражается в маскировке боевой машины. Для этого используются новейшие GALS-технологии, которые непосредственно связаны с покрытием танка специальным составом. Данное покрытие создаёт светоотражающий эффект, что делает машину незаметной для вражеских радиолокационных комплексов. Танк практически невозможно засечь, используя оптические, радиолокационные и инфракрасные технологии поиска;
    • Защита второго уровня представляет собой систему активной защиты, которая способна обнаруживать и уничтожать все снаряды и ракеты противника, которые непосредственно угрожают танку. Данная система способна защитить машину даже от воздушных ударов;
    • Третий уровень защиты уничтожает те снаряды и ракеты, которые каким-то образом смогли преодолеть два первых уровня защитной системы;
    • Задача четвёртого уровня защиты состоит в непосредственном отслеживании состояния танка и его экипажа.

    Комплекс активной защиты «Афганит»

    Комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит» предназначен для обороны танков, созданных на платформе «Армата» от снарядов и ракет противника, которые предназначаются для уничтожения или повреждения боевой машины. Данная система оснащена специальными зарядами, предназначенными для непосредственного уничтожения вражеских снарядов и ракет. Данная система является аналогом индивидуальной противоракетной обороны, защищающей танк от большинства типов стандартных атак.

    Активная защита полностью закрывает переднюю полусферу и весь периметр башни танка. Она располагается на различных уровнях, что помогает обеспечить более качественное реагирование системы в случае опасности.

    В настоящее время разрабатываются новые системы активной защиты, которые в будущем планируют устанавливать на боевые машины платформы «Армата». Новые системы будут обладать настолько быстрой реакцией, чтоб перехватывать даже высокоскоростные кинетические ракеты на расстоянии не менее чем 4 метра от танка. Из этого следует, что ни один снаряд или ракета, залетевшая в радиус действия защитного комплекса танка, не сможет нанести ему вред.

    Динамическая система защиты танка «Армата»

    Динамическая защита танка «Армата» состоит из специальных блоков, некоторые из них устанавливаются на танк перед непосредственным участием в боевых действиях. Блоки представляют собой контейнеры, которые заполнены элементами брони. Между ними находится специальный наполнитель, задача которого состоит в задержании осколков снарядов, которые сумеют пробиться сквозь систему активной защиты. Данные блоки в контейнерах находятся постоянно, но при повреждении их можно заменить новыми.

    Динамические контейнеры размещаются на следующих элементах танка:

    • На каждой из боковых сторон башни устанавливаются по 3 защитных блока, которые установлены постоянно, но снаряжаются элементами защиты только перед боем;
    • Надгусеничные полки тоже защищают блоки динамической защиты. На каждой стороне они навешиваются в количестве 7 штук. По своей конструкции данные блоки ни чем не отличаются от блоков, расположенных на башне;
    • Передняя часть корпуса танка тоже защищена съёмными блоками;
    • Корма танка защищена решетчатыми экранами.

    Общий вес защитных блоков составляет 1 тонну, но так как она устанавливается перед боем, то на динамику машины это не влияет.

    Прицельный комплекс танка Т-14 «Армата»

    Прицельный комплекс танка «Армата» состоит из следующих элементов:

    • Основного многоканального прицела наводчика, который оснащён лазерным дальномером и встроенным лазерным управляющим каналом. Кроме этого, прицел имеет визирный и тепловизионный каналы. Максимальная дальность, которую распознаёт прицел наводчика – 7 500 метров. Днём он способен распознать другой танк на расстоянии до 5 000 метров, а ночью до 3 500 метров;
    • Командирского прицела;
    • Баллистического вычислителя, который оборудован целым комплексом различных метеодатчиков и датчиков топоусловий. Также баллистический вычислитель оснащается датчиками учёта ствола;
    • Стабилизатора вооружения, который оснащён двумя типами приводов – электромеханическим и электрогидравлическим.

    Любая цель может автоматически сопровождаться как с места наводчика, так и с места командира, тем самым использую режим «охотник-стрелок».

    Все приборы наблюдения, установленные на танке Т-14 «Армата» очищаются благодаря специальной системе гидропневмоочистки.

    Хотя серийность производства танков на платформе «Армата» находится под большим вопросом, всё же к 2020 году они должны массово поступить в Танковые войска Российской Федерации. Внедрение танков новейшей разработки не только поднимет бронетанковые войска на новый уровень, но и позволит пересмотреть всю тактику использования танков на поле боя.

    )тактико-технические характеристики машин на базе гусеничной платформы "Армата" - танка Т-14 ("Объект 148") и тяжелой боевой машины пехоты Т-15 ("Объект 149"). Следует отметить, что достоверность ряда данных вызывает сомнения, и к материалу нужно отнестись с осторожностью.

    Как сообщает официальный сайт ОАО "НПК "Уралвагонзавод", Т-14 - единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» - новое слово в танкостроении, не имеет аналогов мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка.

    В машине применены беспрецедентные конструкторские решения, в частности, башня Т-14 необитаема. Впервые в мире экипаж помещен в бронированную капсулу, отделенную от боекомплекта. Эта мера дает возможность танкистам остаться в живых даже при прямом попадании в башню и возгорании боекомплекта.

    Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.

    Танк оборудован активной и динамической защитой, оснащен дистанционно управляемым боевым модулем с мощной пушкой и автоматической системой перезарядки. По периметру башни и корпуса установлены оптико-электронные приборы наблюдения, прицеливания и обнаружения угроз.

    Танк Т-14 ("Объект 148") на платформе "Армата" (с) ОАО "НПК "Уралвагонзавод"

    Предназначен для ведения маневренных боевых действий против любого противника в составе танковых и мотострелковых подразделений в качестве основного многоцелевого боевого средства в условиях применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

    Экипаж........................................ ..........3 человека

    Боевая масса................................... .......48 т

    Масса с комплектом для ведения

    боевых действий в городе....................53 т

    Длина с пушкой вперед........................10,8м

    Ширина.................................. .................3,5м

    Ширина по экранам...............................3,9 м

    Высота.................................. ...................3,3м

    Вооружение:

    1х125мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А82-1М

    Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания)

    1х7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке

    Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте

    Силовая установка:

    Х-образный турбонаддувный многотопливный дизель 2В-12-3А

    Мощность 1200...1500л.с.

    Трансмиссия механическая, "роботизированная"

    Система охлаждения вентиляторного типа (2 вентилятора)

    Подвеска - управляемые лопастные амортизаторы, гидроупоры

    Гусеницы с параллельным РМШ со стальной беговой дорожкой и возможностью установки асфальтоходных башмаков, 93 звена

    Скорость максимальная............................ ...............75-80км/ч

    Средняя скорость по пересеченной местности.....45-50км/ч

    Запас хода (без бочек).................................. .............500км

    Защита комбинированная, модульная, комплекс универсальной динамической защиты, КАЗ "Афганит", система постановки многоспектральных завес, система защиты верхней полусферы, система электромагнитной защиты, комплекс подавления радиовзрывателей.

    Противоминная защита днища в районе расположения экипажа

    Система управления огнем:

    Прицел наводчика дневно-ночной многоканальный

    Прицел командира панорамный дневно-ночной многоканальный

    Дальности обнаружения и распознавания целей на уровне лучших мировых аналогов. Реализовано полное дублирование работы командира и наводчика.

    Резервный низкоуровневый телевизионный прицел с автономным питанием.

    Автомат сопровождения целей. Устройство автоматического учета теплового изгиба ствола. Полный круговой обзор для всех членов экипажа за счет TV-камер с автономным питанием.

    Интеграция в АСУтб с возможностью стрельбы по внешним целеуказаниям.

    Эргономика обеспечивает непрерывное нахождение экипажа внутри танка в течении 72 часов.

    Гарантийный ресурс............14000км

    Как сообщает официальный сайт ОАО "НПК "Уралвагонзавод", Т-15 - это т яжелая БМП. На сегодня это самая высокозащищенная БМП в мире. Боевая машина пехоты на гусеничной платформе «Армата» оснащена дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем. Отличительная особенность новых бронемашин УВЗ - это противоминная конструкция корпусов, которая защищает экипаж с возимым десантом от подрыва даже мощных фугасов, а также наличие комплексов активной защиты.



    Тяжелая БМП Т-15 ("Объект 149") на платформе "Армата" (с) ОАО "НПК "Уралвагонзавод"

    Предназначена для ведения маневренных боевых действий против любого противника в составе танковых и мотострелковых подразделений для транспортировки отделения пехоты с полным вооружением и снаряжением, его огневой поддержки в бою, уничтожения живой силы, противотанковых средств и легкобронированной техники противника в условиях применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

    Тактико-технические характеристики:

    Экипаж........................................ ..........2 человека

    Десант.................................. ...................9 человек

    Боевая масса................................... .......49 т

    Длина....................................... ..............9,5м

    Ширина с экранами................................4,8 м

    Высота.................................. ...................3,5м

    Вооружение:

    Универсальный боевой модуль "Эпоха" разработки ОАО "Конструкторское бюро приборостроения"

    1.30-мм АП 2А42 с боезапасом в 500 патронов (160 БПС /340ОФС), дальность стрельбы до 4000м

    В новейшем российском основном боевом танке Т-14 «Армата» (объекте 148) конструкторы предложили радикально новую компоновку. Суть идеи заключается в полном разделении и изоляции друг от друга основных отсеков боевой машины.
    Не стоит думать, что идея возникла на пустом месте: у «Арматы» был предшественник. В далеком 1971 году коллектив харьковского завода им. Малышева в инициативном порядке предложил проект машины, получившей обозначение ГАБТУ «Объект 450» и заводское обозначение Т-74. Машина разделялась на пять отдельных отсеков: моторно-трансмиссионное отделение, отсек с боекомплектом, отделение с членами экипажа, отделение с орудием и дополнительным вооружением, топливное отделение. Но советское руководство посчитало концепцию танка слишком дорогой и сложной в производстве: примерно через год тема была закрыта.
    Закрыта, но не забыта. Проект высокозащищенного танка с экипажем из двух человек с разнесенными отсеками позднее был запатентован ОАО «Спецмаш». Аналогичный проект предлагался также германской Blohm und Foss, но развития не получил.
    Реальным предшественником Т-14, воплощенным в металле, стал «Объект 195», более известный под обозначением Т-95. Танк находился в разработке в конструкторском бюро УКБТМ (Нижний Тагил) с 1990 по 2010 годы и, несмотря на то, что в Сети уже появились фотографии и ролики с этой машиной, большая часть информации о ней остается секретной. После этого мотивировка отказа от продолжения работ по объекту в 2010 году под предлогом его «морального устаревания» кажется надуманной. Впрочем, по сведениям источника газеты ВЗГЛЯД в отрасли, нормальное финансирование «Арматы» началось лишь после удаления Анатолия Сердюкова с должности министра обороны: не для того пребывал «мебельщик» на посту... По сути, в новой машине воплощены многие разработки, проверенные при создании «Объектов» 195 и 640 (последний более известен публике как «Черный орел»).

    Преимущества разнесенной компоновки вполне очевидны. Во-первых, она позволяет заметно уменьшить забронированный объем - и при этом обеспечить экипажу равнопрочную круговую защиту большей эквивалентной толщины. При поражении боекомплекта и его возгорании локальный пожар не окажет влияния ни на загерметизированный объем топлива, ни на экипаж, находящийся на рабочих местах. В свою очередь при поражении загерметизированного объема топлива локальный пожар в моторно-трансмиссионном отделении не окажет влияния на боекомплект, отделенный от очага пожара перегородкой, и, опять же, экипаж. При этом введение дополнительной перегородки создает дополнительную жесткость конструкции всего днища (при минном подрыве оно деформируется под воздействием ударной волны), а зазор между днищем и автоматом заряжания позволит сохранить работу автомата. Экипаж же оказывается полностью изолированным как от боекомплекта, так и от емкостей с ГСМ.

    Конструкция боевого модуля не оставляет сомнений, что часть БК вынесена из необитаемой башни в забашенный ящик, что должно благоприятно отразиться на живучести танка (вообще этот элемент подозрительно напоминает аналогичную конструкцию, примененную на танке Т-90СМ). Надо полагать, что там же располагается часть автомата заряжания. Можно только гадать, какова конструкция автомата - однопоточная или двухпоточная. И та и другая имеют свои преимущества, и думается, что конструкторы при выборе учли опыт локальных конфликтов последнего времени.
    Также это решение увеличивает модернизационный потенциал танка, позволяя заменять боевой модуль на более совершенный без существенных изменений в базовой конструкции. Сейчас модуль оснащен, по всей видимости, 125-милиметровым гладкоствольным орудием 2А82 с автоскрепленным и частично хромированным стволом, способным стрелять как существующими, так и перспективными боеприпасами. По техническому уровню она превосходит все существующие танковые орудия в 1,2-1,25 раза. Так, дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит лучшее натовское орудие - 120-милиметровую систему танка «Леопард-2А6», при этом длина трубы нашего орудия на 60 см меньше. Другое дело, что при создании «Объекта 195» планировалось решительно увеличить его огневое могущество, снабдив танк 152-милиметровым орудием 2А83. Не исключено, что к этой теме могут вернуться в обозримой перспективе. Другой вариант - оснащение танка электромагнитной пушкой, «райлганом».
    Также важно отметить шасси, состоящее из семи катков, тогда как для российской школы характерно шестикатковое шасси. При этом сами катки похожи на те, что были разработаны в Ленинграде для Т-80 (сейчас они массово используются на вспомогательной технике и самоходных установках). Введение дополнительного катка позволяет, с одной стороны, увеличить массу верхней лобовой детали бронекорпуса, что весьма актуально при наличии современных противотанковых средств, атакующих сверху, а с другой - оптимально задать расположение центра тяжести машины. То, что танк великолепно сбалансирован, видно на кадрах заезда Т-14 на платформу трейлера с огромным выносом передней части. Обращает на себя внимание и то, что подвеска машины явно адаптивная, «интеллектуальная», как на болидах F-1. Судя по характерному свистящему звуку, сопровождавшему некоторые маневры, система управления подвеской пневматическая или гидропневматическая.

    У танка просто потрясающая динамика, чувствуется избыточная мощность. При этом силовая установка - явно дизель (оценочно - мощностью в 1300-1500 сил). Возможно (но не обязательно), танк приводит в движение четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель 12Н360 разработки челябинского ГСКБ «Трансдизель» (производитель - Челябинский тракторный завод).

    Отраслевые издания утверждают, что мотор прошел полный цикл государственных испытаний уже к 2011 году и в настоящее время полностью подготовлен к серийному производству. По результатам испытаний моторесурс дизеля составляет не менее 2000 часов. Это отличный (по сравнению с любыми конкурентами) показатель, особенно учитывая то, что ресурс отечественных двигателей долгое время был их слабым местом. Если, как заявляют специалисты «на ушко», 12Н360 действительно способен развивать полторы тысячи «лошадей», а масса Т-14 не превышает 55 тонн, то по показателю удельной мощности 27,3 л. с. на тонну российский танк превосходит «Абрамс» последней модификации М1А2 (22,3 л. с./т, притом что «американец» оснащен газотурбинным двигателем), «Леопард-2А6М» (22,1) и «Челленджер-2» (19,1). Лишь французский «Леклерк» и новейший японский «Тип 10» 2012 года выпуска равны ему по этому параметру. С такой энерговооруженностью максимальная скорость Т-14 должна быть на уровне 75 км/ч. Отметим, что самый совершенный на сегодня российский танк Т-90 в самой массовой модификации имеет этот показатель на уровне 21,6 л. с./т и развивает скорость 60 км/ч.
    Возвращаясь к пассивной защите танка, обращает на себя внимание мощная бронезащита бортов, подобная той, что была разработана для Т-72 как «комплект для боя в городе». Объемные блоки динамической защиты аккуратно подогнаны под силуэт машины и, вероятно, должны легко сниматься для перевозки по ЖД. Решетки на корме аналогичны тем, что применяются на Т-90СМ. Вообще хищный, узкий нос танка, подразумевающий мощнейшую защиту экипажа в передней проекции, несомненно рассчитан и против еще одной угрозы, о которой в последние годы практически забыли. Обтекаемая форма носа должна противостоять ударной волне ядерного взрыва, препятствуя опрокидыванию машины. Танк «третьей мировой»? Да, если хотите.
    Из открытых источников известна также марка броневой стали, которая применена в конструкции Т-14, причем не только для элементов бронезащиты, но и как конструкционный материал. Новая броня марки 44С-св-Ш создана ОАО «НИИ стали» и была презентована на выставке «Интерполитех-2014». Сообщается, что этот материал имеет повышенную по сравнению с серийными сталями прочность, но сохраняет при этом прежние показатели пластичности. Это позволит сэкономить сотни килограммов веса машины за счет уменьшения толщины броневых деталей не в ущерб их стойкости.

    Очевидно, что в современных условиях одной пассивной защиты недостаточно: средства поражения совершенствуются опережающими темпами. И, судя по внешнему виду, «Армата» обладает неплохим арсеналом активной самозащиты. Первое, что заметно глазу, - это расположенные в передней части надгусеничных полок антенны и датчики активной системы защиты от мин с электромагнитным взрывателем (а таких сейчас большинство). Комплекс искажает магнитную сигнатуру защищаемого объекта, заставляя мины срабатывать вне проекции танка, или блокирует их работу. Судя по внешнему виду, это или серийно производящаяся система СПМЗ-2Э, или ее дальнейшее развитие.
    На фото хорошо видно, что при довольно мощной бронезащите корпуса бронировка башни облегчена за счет применения комплекса активной защиты «Афганит», цилиндрические пусковые установки которой заметны на нижнем поясе башни.

    Кроме того, рядом с колпаком панорамы, спаренной с пулеметом (тоже наследие Т-90СМ), обнаруживается радар КАЗ.

    Дополнительные антенны, точнее - фазированные антенные решетки, видны в разных местах. Любопытно, что некоторые интернетовские дилетанты приняли их за «картонные вставки».

    Впрочем, существует мнение, что мы видим лишь легкий кожух башни, а бронировка критически важных систем и агрегатов скрывается внутри него.

    Система «Афганит» работает по принципу «ударного ядра». В принципе, ударное ядро по принципу действия напоминает кумулятивный пест, однако оно образуется не при ударе снаряда о препятствие, а формируется путем подрыва облицованного металлом боеприпаса специальной формы. Получившийся таким образом раскаленный шарик расплавленного металла обладает свойствами обычного кинетического бронебойного снаряда (типа подкалиберного, на жаргоне - «лом», «болванка»), разогнанного до скорости несколько тысяч метров в секунду. При этом форму заряда подбирают так, что после выстрела ударное ядро в полете вытягивается, образует как бы голову и «юбку»-стабилизатор в задней части. Каждая мортира системы «Афганит» снаряжена несколькими десятками таких зарядов, которые выстреливаются по сигналу радара в сторону цели из той или иной мортиры. Перехват целей возможен на удалении до 200 метров (ядро быстро теряет кинетическую энергию). Утверждается, что эта система способна перехватить любые атакующие танк боеприпасы: от ПТУРС до артиллерийского снаряда, а также авиационные ракеты и гранаты ручных гранатометов. Минимальное расстояние перехвата, по некоторым данным, составляет около четырех метров.
    Мортиры «Афганита» сосредоточенны главным образом в передней части башни, что естественно. Исследования показали, что попадания, достигаемые в дуэльных ситуациях (то есть танк против противотанкового средства) на больших дальностях, обычно показывают так называемое «уиттикеровское» или «кардиодовское» распределение, в соответствии с которым 44% попаданий в танк приходится в секторе 60°, и 36% - в секторе 45°. По этой причине танки защищены броней по фронтальному сектору особенно сильно. Впрочем, две мортиры имеются и в задней полусфере. Кроме того, наверху башни смонтированы ПУ еще одного КАЗ, неизвестного ранее типа. Возможно, это один из комплексов, предназначенных для защиты от ударов сверху (например, ПТУРС типа «Джавелин»).

    Учитывая, что экипаж расположен в бронекапсуле и лишен возможности наблюдения за местностью и полем боя через оптические смотровые приборы, танк обильно оснащен разного рода телевизионными и тепловизионными камерами, возможно, даже с избытком - ради резервирования на случай выхода из строя части из них. Разнообразных окошек так много, что некоторые в ходе подготовки к параду были даже закрашены «за ненадобностью».
    О системе управления огнем судить пока сложно, помимо упоминавшийся командирской панорамы. Кроме того, в лобовой части башни справа видна большая ниша, прикрытая бронезаслонкой, которая, вероятно, предназначена для прицела наводчика с ночным каналом. Впрочем, возможно, что это устройство поднимается над крышей башни через имеющийся в ней люк, хорошо видимый на фото сверху.
    Завершая рассказ о новой машине, можно сказать, что в современной истории найдется мало столь революционных образцов оружия. Т-14, пожалуй, можно сравнить лишь с английским линкором «Дредноут», спущенным на воду в 1906 году, после чего все эскадренные броненосцы додредноутского типа во всех без исключения флотах мира мгновенно перешли в разряд морально устаревших. Конечно, в крупную серию пойдет несколько другой танк, возможно - со 152-миллиметровой пушкой, противопоставить которой просто нечего от слова «вообще».
    Определенно одно - российский танк на ближайшие 20-30 лет определит основные тенденции в мировом танкостроении.

  • 
    Top