Рынок труда России: проблемы, тенденции развития в современных условиях. Щавель А.И

Неотъемлемыми элементами рыночной экономики являются современный рынок труда и безработица. В нынешних условиях становления рынка требуется создать действенные механизмы использования трудовых ресурсов, чтобы перейти на новый уровень, снизив рост безработицы и социальную незащищенность населения.

Рынок труда в современных экономических условиях функционирует по таким же правилам, что и рынок товаров и услуг. Только закон спроса и предложения формирует цену на особый товар – рабочую силу. Объектом на рынке труда выступают . Очевидно такое соотношение:

  1. Если количество предложений на рынке труда больше, чем спрос на них, образуется излишек рабочей силы и возникает безработица.
  2. Когда количество предложений меньше, чем нужно работодателям, будет дефицит работников, в результате чего экономика тоже пострадает.

Если государство не полностью использует имеющиеся трудовые ресурсы, то экономическая система работает не в полную меру. С большим количеством рабочих мест производится большее количество общественного продукта, и материальные потребности людей лучше удовлетворяются.

Идеальной моделью рынка будет ситуация, когда количество соискателей, предлагающих свои услуги, равно числу требующихся вакансий. Безработица при этом будет равна нулю. В реальной экономике такого быть не может, но, чем ниже реальный уровень безработицы, тем лучше для экономики страны.

Сегодняшний рынок труда – это система различных механизмов, законодательных норм, общественных и государственных институтов, благодаря которым происходит потребление и воспроизведение рабочей силы. На нем осуществляется согласование интересов работодателей и работников по поводу платы за труд и его условий.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу со стороны работодателей сформулированы четко: мало того, чтобы человек был хорошим специалистом, он должен быть мобильным и универсальным.

Государственное регулирование

Основная роль в создании позитивных тенденций на современном рынке труда должна быть у государства, поскольку оно может напрямую регулировать занятость в масштабе всей страны такими мерами:

  • поддержкой малого и среднего бизнеса;
  • организацией программ переобучения;
  • созданием условий для переселения в регионы с нехваткой специалистов;
  • предоставлением льгот отдельным категориям работников;
  • созданием дополнительных рабочих мест.

В 2012 году Правительством РФ был утвержден план реализации по программе содействию занятости населения на ближайшие три года. Он включает в себя различные мероприятия, которые должны помочь ускорить решение проблемы рынка труда.

Безработица и рынок труда : Видео

Особенности российского рынка труда

Чтобы понять, что собой представляет современный рынок труда в России, нужно ознакомиться с тем, что его индивидуализирует:

  1. Высокие показатели скрытой безработицы. Это дестабилизирует социальные отношения и ухудшает экономическую конъюнктуру.
  2. Частный сектор является достаточно крупным потребителем рабочей силы.
  3. Большое количество простаивающих предприятий, и, как следствие, неполная занятость.
  4. Очень велика дифференциация по регионам внутри страны по количеству занятых и по самым востребованным отраслям.
  5. Уровень пособий по безработице недостаточен.
  6. Границы между занятостью официальной и теневой довольно условны.
  7. Распространена модель занятости, когда рабочая сила и не используется, и не высвобождается в другие отрасли.
  8. Для определенных сегментов рынка труда характерны монополии.

Безработица в РФ

Характеристикой рынка труда на современном этапе является нормальный уровень безработицы (по состоянию на август Росстат озвучил уровень в 4,8 %). От 4 до 6% – адекватный показатель безработицы, если он выше, то можно говорить о стагнации в экономике. Такой уровень объясняется тем, что в качестве безработных учитывают только тех, кто обратился в государственную службу занятости. В то время как многие не имеют возможности или желания становиться на учет из-за крайне низкого размера пособий.

Согласно официальным статистическим данным, в России наиболее распространена фрикционная безработица, затем структурная, но по большей части как региональная проблема. Численность безработных поэтому можно сократить грамотным перераспределением рабочей силы.

Региональная безработица – это остро стоящая проблема в современной России, поскольку она не просто ухудшает экономические показатели, а приводит к социальной напряженности и появлению тенденций обособления отдельных регионов, развитию преступности и региональным конфликтам. По территориальному признаку – это, прежде всего, Северный Кавказ. Помимо этого, кризис переживают регионы, в которых развиты неактуальные сейчас отрасли.

Скрытая, или латентная безработица, которая является проблемой современного состояния рынка труда в России, с одной стороны, представляет собой нормальный этап перехода от плановой к рыночной экономике, с другой стороны – в нашей стране этот период чрезмерно затянулся. Это способствует привыканию трудящихся к работе с изменившимися условиями труда, и является препятствием для развития массовой, официально зарегистрированной безработицы.

Латентная безработица:

  • усложняет формирование эффективной занятости;
  • препятствует мобильности трудовых ресурсов по отраслям;
  • невысокая оплата труда снижает уровень жизни основного населения и усиливает тенденции по его расслоению.

Причины безработицы в России

В значительной степени современный рынок труда и безработица подвержены влиянию социально-экономических причин. Уровень безработицы часто используют в качестве показателя экономического развития.

Для нашей страны можно выделить такие основные причины недостатка рабочих мест:

  1. Структурные изменения в экономике, суть которых в том, что развитие новых технологий и техники требует сокращения лишней рабочей силы.
  2. Цикличность экономики в целом, когда работодатели просто вынуждены снижать свои потребности, в том числе и в трудовых ресурсах.
  3. Сезонные изменения.
  4. Политика правительства в трудовой сфере.

Одновременное повышение экономической эффективности производства и стремление к обеспечению полной занятости было бы утопичным. Ведь главный фактор роста экономики и производства – научно-технический прогресс – одновременно является одним из основных факторов возникновения безработицы.

В современных социально-экономических условиях рынок труда является одним из наиболее сложных элементов рыночной экономики. Рынок труда включает в себя широкий спектр социально-экономических отношений и явлений, ему принадлежит важнейшая роль в процессе формирования эффективной системы занятости населения, снижения уровня безработицы, реализации конституционных трудовых прав граждан. Посредством рынка труда реализуются две основополагающие функции жизнедеятельности общества. Это, во-первых, экономическая функция, заключающаяся в масштабном обеспечении производственной и непроизводственной сфер необходимым числом работников и, во-вторых, социальная функция, подразумевающая необходимость обеспечения достойного уровня и качества жизни населения России путем предоставления трудящимся заработной платы, а также различных трудовых и социальных гарантий. Кроме этого, рынок труда регулирует и такие вопросы, как :

  • формирование платы за труд посредством соотношения спроса и предложения на рынке;
  • определение порядка и условий принятия на работу и увольнения для обеспечения равных возможностей для граждан и исключения дискриминации;
  • формирование и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих условия и безопасность труда;
  • совершенствование системы образования с целью ее адаптации к современным требованиям рынка труда.

Основными категориями рынка труда, как и любой другой рыночной системы, являются спрос и предложение. В рассматриваемом контексте спрос характеризует требуемое количество работников определенной специализации. Под предложением же труда понимается количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе.

Несмотря на то, что рынок труда можно назвать саморегулируемой системой, государство играет значительную роль в его совершенствовании и развитии. Так, например, государство способно создавать новые рабочие места, формировать государственные органы по работе с безработной категорией граждан, их трудоустройству, реализует государственные программы и национальные проекты по обеспечению занятости населения и повышения его материального благосостояния. Государство также влияет на уровень заработной платы, уровень социального обеспечения граждан, в том числе слабозащищенных слоев населения, путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

В настоящее время рынок труда испытывает значительное влияние политических событий и экономических явлений как внутри государства, так и на международном уровне. Например, такие факторы, как принятие новых норм законодательства (изменения в пенсионной системе РФ, увеличение минимального размера оплаты труда), уровень производительности труда, степень модернизации производства, можно отнести к внутренним. В то время как приток мигрантов из районов, в которых происходят вооруженные конфликты, отток высококвалифицированных кадров – к внешним .

Характеризуя российский рынок труда, можно выделить следующие особенности, оказывающие воздействие на современное состояние и перспективы его развития.

Во-первых, как и другие рыночные механизмы, современный рынок труда сформировался на основе действовавших еще в советское время подходов к распределению рабочей силы, установлению ее цены. Дальнейшее развитие происходило на фоне глубоких структурных преобразований и экономических спадов. Резкая необходимость приспособления рынка труда к новым социально-экономическим условиям вместо эволюционного развития гибкой системы трудовых отношений привела к росту доли теневой экономики и теневым рынком труда, а также низкой стоимости рабочей силы.

Проблема теневой занятости приобретает все большую актуальность ввиду своей распространенности и причиняющих негативных последствий государству и обществу в виде недополучения налогов, социальных отчислений, невозможности контроля легальности деятельности трудящихся. К теневому рынку труда можно отнести следующие виды трудовой деятельности: самозанятость, работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы, то есть все те организационные формы занятости, которые не подлежат учету со стороны государственных органов .

Во-вторых, в России довольно остро стоит проблема региональной дифференциации уровня производства, инновационности хозяйственной деятельности, уровня доходов граждан и качества жизни. В связи с этим и рынки труда в России весьма существенно различаются по субъектам. Так, например, уровень безработицы по разным регионам может отличаться более чем в 3 раза, а уровень средней заработной платы – в 5 раз . Такие серьезные диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов РФ могут приводить к возникновению депрессивных регионов, нежелательным миграционным оттокам, утечке высококвалифицированных кадров.

В-третьих, российский рынок труда не достаточно сбалансирован, так как, с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре в связи с тем, что происходит перенакопление рабочей силы в одних сферах и недостаток в других. Причиной такого дисбаланса может выступать как демографические проблемы, так и недостатки системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Рынок труда – неотъемлемая часть рыночного ведения хозяйства, от эффективности функционирования которого зависят национальное благополучие, общественная стабильность и эффективность социально-экономических преобразований. Поэтому проблемы развития рынка труда на современном этапе становятся препятствиями на пути повышения конкурентоспособности и экономического роста регионов и страны в целом. Основными проблемами российского рынка труда являются :

  • неоднородность распределения спроса на рабочую силу и её предложения по территориям и видам деятельности;
  • качественное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и её предложения в региональном, профессионально-квалификационном и других разрезах;
  • низкая производительность труда и неэффективное использование рабочей силы;
  • «старение» трудовых ресурсов и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
  • нескоординированность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций, что сказывается, в первую очередь, на низком уровне занятости среди молодежи;
  • низкий уровень трудовой мобильности населения;
  • существенное расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей, недостаточный охват государственными программами и мерами социальной поддержки безработных граждан.

Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

Общими условиями решения проблем российского рынка труда на современном этапе в условиях нестабильности экономической и политической систем является не только работа по повышению эффективности политики в сфере занятости, но и оживление российской экономики в целом за счет модернизации и обеспечения инновационности производства, повышение темпов экономического роста. Развитие и совершенствование российского рынка труда на современном этапе должно происходить на основе согласованных и взаимоувязанных мероприятий и программ, направленных на повышение уровня жизни и качества трудовой деятельности граждан.

Для экономистов со всего мира российский рынок труда являет собой весьма странную и увлекательную загадку. Экономический кризис, охвативший страну в 2014 году, привел к стремительному падению зарплат россиян, но они, однако, работу менять не спешат, да и безработица в стране находится на относительно стабильном и невысоком уровне. При этом серьезные опасения у экспертов вызывает ситуация, когда с возрастом трудовые доходы населения существенно падают: при одинаковых профессиональных качествах, работник, который на 15-20 лет младше, будет получать значительно более высокую зарплату.

Российские экономисты из ВШЭ уже неоднократно описывали состояние рынка труда в своих регулярных докладах. Проанализировав несколько из них, Аналитическому центру Карьерист.ру удалось выделить 7 главных проблем, с которыми в той или иной форме приходится сталкиваться большинству российских трудящихся. Они имели место и ранее, однако продолжат свое влияние и в 2018 году. Начнем с извечной проблемы – весьма сомнительного роста зарплат.

Зарплаты растут, но снижаются

Российский рынок труда отличается специфической реакцией на все экономические кризисы, которые случались в стране. Если на Западе люди обычно в такое время массово теряют работу, то в РФ занятость остается на относительно стабильном уровне. Например, в кризис 2008-09 годов увеличил безработицу лишь до 8%, однако показатели вскоре вернулись к былым. Куда больше влияния экономические потрясения оказывают на трудовые доходы россиян. Так, по оценкам ВШЭ, за 3 полноценных кризисных года зарплаты потеряли около 10% своего объема. В 2017 году ситуация несколько выровнялась, а в правительстве не переставали заявлять о росте реальной зарплаты – например, за первые 10 месяцев 2017 года годовой рост составил 4,3% в сравнении с показателями 2016 года. Это, однако, лишь дает задел на будущее – о компенсировании показателей прошлых лет говорить пока не приходится.

Усугубляют ситуацию «традиции» российских работодателей. Во-первых, существенное негативное влияние оказывает массовое введение в частном секторе переменной части зарплаты. Не новость, что у многих конкретная зарплата зависит от показателей продуктивности или экономических показателей предприятия. Немудрено, что в условиях экономического спада зарплаты будут массово снижаться.

Во-вторых, мы часто наблюдаем картину массового перевода персонала на неполный рабочий день. Естественно, что сокращение рабочего времени сокращает и зарплату. В-третьих, лишь редкие работодатели практикуют индексацию. Так, даже если работнику даже удалось сохранить размер зарплаты на том же уровне, это отнюдь не значит, что ее покупательная способность не упадет в результате инфляции.

Закон, которого нет

Если исходить из сухой буквы закона, то российское трудовое законодательство является действительно жестким по отношению к работодателю и его взаимоотношениям с сотрудниками, в частности, в вопросах увольнения. Увольнение сотрудника по инициативе работодателя, например, возможно лишь в исключительных случаях, да и то с определенными издержками со стороны нанимателя. Такие жесткие правила несут серьезные риски для бизнеса. Поэтому работодатели массово предпочитают его попросту не исполнять. Касается это множества аспектов трудовых отношений.

Прежде всего – это вопросы трудоустройства. Работодателю гораздо проще отказаться от официального оформления работника, что позволит ему не только сэкономить на уплате налогов и страховых взносов, но и диктовать работнику свои правила. По оценкам ВШЭ, нелегальный рынок труда охватывает около 30 млн работников , при том, что трудоспособные граждане РФ – около 71-72 млн человек. Кроме того, работодатели не стесняются перекладывать свои издержки на плечи сотрудников. Так, несмотря на наличие серьезных санкций, в России никого не удивишь задержкой зарплаты. Нередко встречаются и случаи принудительного увольнения, когда работника заставляют увольняться «по собственному».

Связан такой правовой нигилизм работодателей со слабостью государственных институтов, которые занимаются надзорной деятельностью. Как итог – полное отсутствие доверия к работодателю со стороны работников, а также отсутствие доверия к государству как к бесстрастному судье.

Обуза для профсоюза

Фактически, нарушения трудового законодательства со стороны работодателя достигли таких масштабов, что работник, даже если он устраивается на новое место работы официально, у него нет уверенности, что заключенный с ним трудовой контракт будет полноценно исполняться. Да что там, нет полной уверенности даже в том, что ему выплатят первую зарплату, пока работник не получит ее на руки. Такая же ситуация складывается и в случаях, когда часть зарплаты носит переменный характер, утверждают в ВШЭ.

Контролировать ситуацию по идее должны сотни российских профсоюзов, действующих или в рамках всей страны, или в отдельных ее регионах или даже на отдельных предприятиях. Однако они предпочитают отмалчиваться, вспоминая о своих членах лишь тогда, когда те перестают исправно платить членские взносы.

Вообще, у простых обывателей складывается впечатление, что российские профсоюзы гораздо чаще выступают на защиту работодателя, с которым они по логике вещей должны, наоборот, быть «по разные стороны баррикад». Тем не менее в отношения между работодателем и работникам оные предпочитают не вмешиваться, ограничиваясь лишь скромным сбором членских взносов. Речь, между прочим, об огромных деньгах.

Например, самая крупная профсоюзная организация России – Федерация независимых профсоюзов. В нее входит около 21 млн членов, 80% из которых исправно ежемесячно перечисляют по 1% от своей зарплаты. Так, по нашим грубым расчетам, ФНП ежегодно аккумулирует около 70 млрд рублей лишь за счет взносов. Какой при таком финансировании их вклад в защиту прав трудящихся, нам оценить весьма сложно.

Устаревшие рабочие места

По средним оценкам, ежегодный прирост количества современных рабочих мест в мире составляет 10-15% – аналогичное количество старых рабочих мест сокращается. То есть наблюдается постепенное осовременивание и повышение производительности рабочих мест, что, конечно же, характерно в первую очередь для развитых стран, на статус которой претендует и Россия. Однако в РФ этот процесс тормозится не только по сравнению с передовыми, но и даже с развивающимися государствами, уверены в ВШЭ.

Так, за последние 10 лет количество рабочих мест в крупном и среднем бизнесе сократилось на 5 млн единиц, с 39 до 34 млн. То есть фактически получается, что работодатели сокращали рабочие места в куда большем объеме, чем создавали новые. По подсчетам экспертов, если предприятие и растет, то доля созданных новых рабочих мест на нем не превышает 4-5% в год. Во-первых, это значительно меньше, чем на Западе и даже в соседнем Китае. Во-вторых, речь совершенно не идет о высокотехнологичных рабочих местах. То есть о росте производительности на рабочих местах речь идет лишь в исключительных случаях.



Рынок труда. Проблемы рынка труда в России

Введение 3

Глава 1. Рынок труда: понятие, типология и структура.

§1.1.Эволюция понятия рынка труда 5

§1.2.Типология и структура рынка труда 8

Глава 2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в

современных условиях.

§ 2.1 Механизм саморегулирования рынка труда 12

§ 2.2 Государственное регулирование рынка труда 14

Глава 3. Проблемы функционирования рынка труда в

переходной экономике современной России. 20

Глава 4. Рынок труда в Швеции 24

Заключение 29

Библиография 31

Приложение 33

Введение

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.

Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Объектами исследования взяты Россия и Швеция на рубеже 20-21 века.

Предмет исследования – теоретические вопросы формирования рынка труда, проблемы регулирования его деятельности, а так же практические аспекты функционирования рынка труда в современных российских и шведских условиях.

Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ведущих российских и зарубежных экономистов. Я внимательно ознакомилась с содержанием научных журналов за последние несколько лет, в которых рассматриваются вопросы экономической теории и практики.

Одной из основных целей макроэкономической политики является достижение высокого уровня занятости населения. Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Глава1.Сущность рынка труда, его типология и структура.

§1.1. Эволюция понятия «рынок труда».

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.

В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты.

Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее в росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы. Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ.

Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд предъявляет спрос на определенное рабочее место.

После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:

собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.

труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.

Экономико-математические исследования предельной производительности труда, проведенные в США экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом, показали зависимость объемов производимой продукции от капитала и труда. Ими было выведено уравнение, согласно которому объем произведенной продукции на 3/4 создается трудом наемных работников и на 1/4 – капиталом, т.е. применительно к теории предельной производительности, 1% увеличения затрат труда увеличивает объем производства в 3 раза больше, чем 1% прироста капитала. Это подтверждается и официальной статистикой стран с развитой рыночной экономикой.

Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

§1.2. Типология и структура рынка труда.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы.(П.1. рис.1) Схема, приведенная в приложении, отражает составные части рынка труда: они обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.

Раздел 5. Современные тенденции

и проблемы трудовых отношений в России

5.1. Проблемы современного российского рынка труда

Особенностью российского рынка труда является то, что значительная часть работодателей и самозанятых, а также немалая часть наемных работников дейст-

вуют в режиме теневой экономической деятельности . Основная причина – вы-

сокие издержки, в том числе связанные с затратами на открытие легального бизнеса (регистрационные сборы, коррупционные выплаты), на его ведение (сбор информации, заключение и оформление контрактов, судебные расходы и т.п.), на защиту прав собственности в условиях неэффективного государства и на выплату налогов (включая ЕСН). В неформальной экономике занято свыше 25 млн. чел., т.е. более 30% экономически активного населения страны.

Основные проблемы , мешающие российскому рынку труда развиваться и быть более эффективным, таковы: низкая цена труда, огромное неравенство в доходах, бедность, безработица, глубокие структурные и межрегиональные диспропорции, неразвитость инфраструктуры, слабость профсоюзов, низкая трудовая мобильность работников и их незащищенность (в том числе от дискриминации), недоверие к государству, социальный пессимизм, депопуляция, «утечка умов», недостатки институциональной среды.

Большинство проблем российского рынка труда в той или иной степени связаны с особенностями его институциональной среды. До сих пор отсутствуют «правила игры», способные упорядочить взаимодействие между рыночными агентами. Неписанные правила и устные договоренности оказываются сильнее формальных обязательств, зафиксированных в законах и контрактах.

В 90-е годы увеличилась сфера использования нетрадиционных, гибких форм занятости и режима рабочего времени, особенно в отношении временных работников; получили широкое распространение (несмотря на законодательные ограничения) срочные трудовые соглашения, вторичная занятость позволила многим работникам увеличить свои доходы, самостоятельно определяя количество времени, посвящаемого труду. Вместе с тем гибкость российского рынка труда обеспечивается, в отличие от стран Запада, не гибкостью трудового законодательства и разумной правоприменительной практикой, а всеобщим игнорированием законов.

Жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Государство не справляется с функцией гаранта соблюдения законов и правил. Часто даже ведущие российские компании действуют на грани, а подчас и за гранью законов, нарушают статьи Трудового кодекса и т.п. На многих частных предприятиях работники фактически бесправны. Нарушать законы и правила выгоднее еще и потому, что издержки, связанные с соблюдением трудового законодательства и действующих контрактов, выше издержек, связанных с их нарушением.

Институциональная среда российского рынка труда способствует массовым злоупотреблениям работодателей, реальная власть которых над работниками проявляется не только в занижении зарплаты, но и в консервации плохих условий труда; в осуществлении морального, психологического преследования под-

чиненных и т.п. Существующие традиции и нравы (неформальные институты) изначально предполагают высокую степень личной зависимости работника и допустимость субъективизма и произвола со стороны нанимателя. Роль государства и профсоюзов как возможных защитников интересов наемных работников крайне невелика.

5.2. Основные тенденции и проблемы заработной платы в России

В России 90-х годов на состояние оплаты труда повлияло кризисные процессы в экономике, сокращение производства, высокая инфляция, непродуманность многих решений правительства. В начале XXI века, в условиях экономического роста ряд проблем (например, массовые невыплаты зарплаты или ее выплаты продукцией предприятия) потеряли свою актуальность, другие же, напротив, лишь обострились. В настоящее время можно выделить следующие проблемы и тенденции развития оплаты труда в России:

1. Низкий уровень средней заработной платы в экономике страны. По уровню заработной платы Россия занимает одно из последних мест среди про- мышленно-развитых стран, отстав даже от многих развивающихся стран. Низкий уровень заработков в России лишь отчасти можно объяснить низкой производительностью труда. По данным академика Д.С. Львова, на один доллар заработной платы наш среднестатистический работник производит в 2,5-3 раза больше ВВП, чем в США.

Заниженный уровень зарплаты имеет и положительные аспекты: снижает издержки, повышает возможности для инвестиций (внутренних и внешних), позволяет поддерживать относительно невысокий уровень безработицы. Многие страны (например, Китай) сумели успешно воспользоваться конкурентными преимуществами, связанными с низким уровнем оплаты труда в национальной экономике. Среди негативных последствий низкой зарплаты следует отметить резкое сокращение платежеспособного спроса населения (замедляет процесс расширения внутренних рынков); торможение роста эффективности; снижение трудовой мотивации; ухудшение кадрового состава. По-видимому, в стратегическом плане негативные последствия преобладают.

2. Крайне низкий уровень заработной платы в бюджетном секторе эконо-

мики. В 2004 г. средняя зарплата работников непроизводственной сферы (здравоохранения, образования и культуры) составляла 3-4 тыс. рублей с учетом их сверхурочной работы.

3. Ослабление воспроизводственной функции заработной платы. Низкая зарплата, особенно в бюджетном секторе, не может выполнить в полной мере свою воспроизводственную функцию. Не удивительно, что в 2003 г. 60% населения России тратили на питание более 50% денежных доходов. По прежнему низок уровень МРОТ.

4. Ослабление стимулирующей функции заработной платы. Мотивацион-

ный потенциал реальной заработной платы ослабляется ее низким уровнем, изза которого снижается престижность и привлекательность труда, а также тем, что структура зарплаты разбалансирована: надтарифная часть на многих предприятиях в несколько раз превышает базовую, тарифную.

5. Нерегулярность и задержки выплат заработной платы . Уровень жизни населения во многом характеризуется не только размером доходов, но и регулярностью их получения. В России 90-х годов задержки в выплате зарплаты носили массовый характер и составляли от нескольких месяцев до года и более. В последние годы острота проблемы уменьшилась.

6. Необоснованный рост дифференциации уровня зарплаты . Эта диффе-

ренциация достигла масштабов, не объяснимых объективными причинами – особенностями регионов, значимостью отраслей, характеристикой работ и их результативностью и т.п. На формирование оплаты труда влияет в первую очередь отраслевая принадлежность предприятия. Очень велика межрегиональная дифференциация зарплаты. Серьезной проблемой стал «разрыв» в оплате труда руководителей предприятий и рядовых работников.

7. Массовое стремление работодателей к занижению легальной, официально регистрируемой части заработной платы. По данным Госкомстата, на долю «скрытой» части заработной платы приходится 25% всех средств, направляемых на оплату труда.

8. Слабое развитие механизма трудовых соглашений. Действующая систе-

ма регулирования трудовых отношений на основе двухсторонних и трехсторонних соглашений неэффективна. Правительство не выполняет трудовые соглашения, местная администрация – отраслевые, а коллективные договоры на предприятиях либо не заключаются, либо составляются в интересах администрации

и к тому же часто не выполняются.

5.3. Особенности российской безработицы и государственные меры по ее снижению

Одной из особенностей российской безработицы является разрыв между уровнем регистрируемой и «МОТовской» безработицей. По данным таблицы 2.7 видно, что количество безработных в России c 1992 по 2005 гг. существенно различалось в зависимости от того, каким способом было определено.

Таблица 2.7

Численность безработных в России (млн. чел.)

Численность безработных по методоло-

Безработные, зарегистрированные в ор-

ганах государственной службы занятости

Этот разрыв объясняется разными причинами:

нежеланием части безработных обращаться в органы службы занятости, поскольку те не располагают достаточной информацией о подходящих вакансиях;

низким уровнем пособий по безработице и задержкой по их выплате;

возможностью найти работу в неформальном секторе экономики, доходы от которой могут значительно превысить пособие по безработице;

наличием скрытых безработных, месяцами не получающих зарплату и продолжающих формально числиться занятыми.

В результате большинство безработных полагают, что выгоды от официальной регистрации не окупают связанных с нею издержек, и осуществляют поиск работы самостоятельно.

Традиционные формы безработицы имеют в России свои особенности. Фрикционная безработица характерна для достаточно конкурентоспособных и мобильных работников, у которых время поиска новой работы незначительно или вообще отсутствует. Это, как правило, мужчины, молодежь. Но часть оборота рабочей силы связана с перемещением работников с одних рабочих мест на другие, обладающие такими же характеристиками, а не с созданием новых рабочих мест и тем более с их прогрессом. Таким образом, высокая мобильность многих работников со-

провождается низкой интенсивностью движения рабочих мест.

Структурная безработица также имеет свои особенности. Если в странах с развитой экономикой она возникает в результате сокращения рабочих мест в одних отраслях и создания в других в ходе технического прогресса и модернизации производства, то в России вакантные рабочие места нередко требуют от работников более низкой квалификации, чем та, которой они обладают.

В 90-е годы в условиях глубокого экономического спада доляциклической безработицы в общей безработице была значительна. Об этом свидетельствует и высокое значениекоэффициента напряженности на российском рынке труда, определяемого как отношение безработных, состоящих на учете в службах занятости, к заявленной предприятиями потребности в работниках. Этот коэффициент вырос с 0,6 в 1991 г. до 10,7 в 1997 г. и снизился до 2,1 в 2002 г.

Большую роль продолжает играть скрытая безработица(недозанятость

или избыточная занятость ). Она представляет собой работу на условиях неполного рабочего времени по инициативе администрации, нахождение в административных отпусках либо низкий уровень загрузки рабочей силы и ее использование не по специальности за низкую оплату. Особенно велика скрытая безработица в науке и наукоемких отраслях (в гражданской авиации, станкостроении, энергетическом машиностроении, в атомной и химической промышленности, электротехнике и т.д.). Общий уровень «недозанятости» в 90-е годы достигал 5-9%. Основными факторами, препятствующими увольнениям «лишних» работников, выступали ожидания руководителей, что в условиях будущего роста производства возникнут проблемы с квалифицированными кадрами, высокие издержки, сопровождающие «сброс» излишней рабочей силы, патерналистские установки российского менеджмента.

В настоящее время экономическая ситуация объективно способствует сохранению скрытой безработицы. Недостаточно быстро осуществляются реформы. Излишняя рабочая сила пока возмещает недостаток основных фондов (эффект замещения), но с приходом на производство инвестиций это должно прекратиться. Недостаточно развит новый частный сектор, который активнее вытесняет ненужную рабочую силу. Судьба огромного числа неэффективных российских предприятий – банкротство или смена собственника; но новые собственники нуждаются в возможности освобождения от ненужного персонала.

На общую величину безработицы влияет ее продолжительность . Экономический рост скорее снизит краткосрочную безработицу, чем долгосрочную.

Средняя продолжительность поиска работы в 90-е годы в России неуклонно росла, и лишь с 1999 года эта тенденция стала уходить в прошлое. Известно, что чем дольше человек является безработным, тем труднее ему находить работу.

Существуют глубокие структурные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, особенно в территориальном разрезе. Территориальные диспропорции усиливаются низким уровнем трудовой мобильности населения в условиях низких доходов, высоких транспортных тарифов и цен на жилье. В результате безработица локализуется на определенных территориях, жители которых оказываются в ловушке бедности и безработицы. Особенно велика безработица в республиках Северного Кавказа.

Снижение уровня безработицы является одним из важнейших направлений экономической политики государства. Меры, которые оно в этой связи предпринимает, разнообразны, они могут быть направлены не только непосредственно на борьбу с безработицей, но также включать комплекс действий по оздоровлению экономической ситуации в стране, формированию нормальной институциональной среды, усилению конкурентных начал, преодолению монополизма, созданию благоприятного инвестиционного климата и т.п. Особое внимание государст-

во должно уделять мерам микроэкономическогои институциональногохарактера,

особенно тем, которые затрагивают работу непосредственно рынка труда. Действия государства по отношению к безработным и выбывшим из состава

рабочей силы, принято делить на пассивные и активные. Пассивные меры , например, пособия по безработице, помогают людям, лишенным работы, приспособиться к создавшейся ситуации, поддержать определенный уровень потребления, иногда – просто выжить. Но эти пособия уменьшают желание трудиться.

Наиболее эффективны активные меры , направленные на поощрение экономических возможностей и активности самих людей, усиление их конкурентоспособности на рынке труда; они помогают людям вернуться в ряды занятых. Помощь государства в трудоустройстве особенно необходима социальным группам, недостаточно конкурентоспособным на рынке труда: инвалидам, лицам, освободившимся из мест заключения, представителям отмирающих профессий, молодым и пожилым.

Огромное значение в снижении безработицы принадлежит инфраструктуре рынка труда : организациям, предназначенным для более эффективной работы рынка труда, снижения трансакционных издержек всех его участников – и работодателей, стремящихся заполнить вакансии, и людей, занятых поисками работы. К подобным организациям можно отнести различного рода службы занятости и трудоустройства, биржи труда, частные кадровые и рекрутинговые агентства и т.п.


Top