Ставка налога на воду. Водный налог

Вместо платы за использование воды с начала 2005 года был установлен и введен в постоянное действие специальный налог водный. Необходимо учитывать, что база достаточно сложная, так как определяется для каждого объекта и пользователя отдельно. Поэтому прежде, чем производить оплату, лучше тщательно ознакомиться со всеми нюансами.

Водный налог в 2018 году в РФ

С 2018 года расширяется круг лиц, обязанных вносить оплату, кроме этого внесены некоторые поправки, касающиеся ставок и осуществления самой оплаты.

Налогоплательщиками водного налога признаются

Оплата и объекты, которые облагаются, регламентируются двумя кодексами РФ: Налоговым и Водным.

Плательщиками являются физические и юридические лица, которые осуществляют:

  • забор вод;
  • пользование акваторией объектов (кроме сплава древесины);
  • пользование недрами для гидроэнергетических целей;
  • использование недр для сплава древесины.

К объектам, которые не облагаются специальной платой, относят:

  • забор термальных и подземных вод, содержащих полезные ископаемые;
  • забор для целей пожарной безопасности и борьбы со стихийными бедствиями;
  • забор для экологических, санитарных и судоходных попусков и орошения земель.

Налоговая база при расчете водного налога определяется как

Когда осуществляется забор, база рассчитывается в объеме забранной жидкости за определенный отчетный период. При этом для точности используют специальные измерительные приборы. Если такие приборы отсутствуют, то база рассчитывается в зависимости от производительности и времени работы техники или по нормам водопотребления.

Если используется акватория объекта, то база устанавливается исходя из его площади. В гидроэнергетике исчисления производятся путем подсчета специальных показателей по затраченной энергии за отчетный период. При сплаве древесины база зависит от объема деревянного производства.

Декларация по водному налогу в 2018 году

Декларация должна правильно заполняться и подаваться в установленные сроки ответственному органу. Ее форма утверждена Минфином РФ.


Как определяется ставка по водному налогу?

Ставки установлены в рублях и дифференцируются исходя из вида использования жидкости, расположения экономического района, бассейна реки, моря или озера. Ставки подлежат индексации, на 2018 год действует коэффициент, составляющий 1,15.

Если забор производится сверх установленных лимитов, то ставка изменится путем увеличения в пять раз. Увеличиваться в стоимости будут только ресурсы, использованные сверх нормы. Декларация подается каждый квартал. Пример заполнения можно найти на официальном сайте.

Водный налог в 2018 году для юридических лиц изменения

Юридическое лицо, которое является плательщиком, может предоставлять отчетность лично, в электронном виде или заказным письмом.

Сроки сдачи отчетности для юридических лиц

Декларация подается в органы по месту нахождения объекта. При этом документы по водному налогу нужно подать не позже установленных законодательной базой сроков, а именно 4 раза в год (до 20 числа, следующего за отчетным месяцем). Таким образом, отчетность подается до 20 числа в таких месяцах, как апрель, июль, октябрь и январь.

Водный налог прямой или косвенный налог

Налог является косвенным, а его оплата производится в федеральный бюджет. Льготы, сроки и порядок его оплаты регулируются государством. Сущность начисления состоит в его платности для пользователей государственной собственностью. Все такие объекты являются государственной собственностью, так как муниципальная позволяется только для небольших и незначимых объектов.

Водный налог НК РФ 2018

Налог – финансовый инструмент, существующий уже давно в государстве. Появился он вместе с возникновением государства и создавался как основной источник дохода. Средства использовались для содержания власти и его материального обеспечения. Помимо налогов в госструктуре используются другие инструменты, но он считается самым первоочередным по доходности.

Налог – безвозмездный платеж как для физических, так и для юридических лиц. Основной ролью выступает фискальная система. Доход используется для удовлетворения интереса государства и общества в целом. При правильном использовании средств, поступающих за счет налогообложения, налог станет регулирующим механизмом в стране и социальном управлении.

Водный налог обеспечивает реализацию вида платности за использование водного ресурса через стимуляцию экономического механизма для рационального использования, а также для восстановления водного объекта в целом.

Связано это с тем, что пресный водный ресурс считается ограниченным и уязвимым, что не дает возможности его восстанавливать в ускоренном темпе.

Статистика в государстве говорит о том, что только 20% из всей воды, продаваемой на прилавках, соответствует нормам и гостам санитарии. И не в зависимости от использования водного ресурса, платеж является фискальным, но взимается он по–разному.

Оплата, вносимая для восстановления ресурса, совершается за изъятие воды в установленном порядке и лимите. Так же этот платеж идет за использование воды без изъятия, в том числе за сброс сточной воды в водные объекты и иные виды деятельности, связанные с водными ресурсами.

На данный момент в России взимается платеж за использование недр подземной воды, за сбор водного ресурса предприятиями, за сброс загрязняющих компонентов.

Правовая основа – действующие правовые акты и нормативные документы, а так же методические указания.

Плательщики и объект налогообложения

Устанавливается данный вид налогообложения в соответствии с главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Был введен в начале 2005 года. Ранее сбор назывался платой за пользование водными ресурсами.

Плательщиками в этом случае выступают все учреждения и физлица, которые осуществляют водопользование в соответствии с действующим законодательством. Без получения лицензии воспользоваться могут юридические лица при использовании ресурса без применения сооружений.

В случае использования специализированных технических средств действие признается специальным водопользованием. Обязательно требуется наличие лицензии.

Физические лица и организации, которые осуществляют изъятие водного ресурса на основании договорных отношений по предоставлению объекта использования и после принятия Водного кодекса, не являются плательщиками налога. За использование ресурса взимается платеж на основании статьи 20 Водного кодекса в размере, указанном в договоре.

Вынести такое решение может только правительство России или исполнительный орган в соответствии с 21 статьей Водного кодекса. Так же там описаны основные государственные органы, которые могут принимать решение о передачи права на управление.

Водный налог не уплачивается гражданами, чей договор заключен позже начала 2007 года.

Объектом налогообложения считается:

  1. Получение и дальнейшее использование акватории водного ресурса. Исключение – лесосплав в кошелях.
  2. Забор водного ресурса из объекта.
  3. Использование в качестве цели гидроэнергетики.
  4. Использование для цели сплава древесного ресурса в плотах.

Не признаются объектами:

  1. Подземные воды, которые содержат лечебный ресурс.
  2. Получение водного ресурса для обеспечения пожарной безопасности и дальнейшей ликвидации бедствий.
  3. Использование ресурса для нужд обороны государства и правительства.
  4. Использование воды для рыболовства.
  5. Использование ресурса для мониторинга объектов, а также гидрографической, топографической работы.
  6. Использование для дальнейшего строительства рыбохозяйственного или воднотранспортного, канализационного назначения.
  7. Использование ресурса для строительства баз отдыха, предназначенного для ветеранов, детей и инвалидов.
  8. Забор водного ресурса для сельскохозяйственного назначения, полива и водопоя.
  9. Использование акватории для рыбалки и охоты.

Налоговые и платежные база и периоды

Налоговая база соответствует виду использования и водному объекту. В случае применения нескольких ставок по одному виду объекта, база должна определяться к каждой ставке.

Налоговая база и платежная определяются в каждом субъекте Российской Федерации по-разному, исходя из количества природных ресурсов и дальнейшего их использования организациями.

Налоговым и платежным периодом становится срок – квартал .

Водный налог подлежит уплате не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными лицами, которые подходят под условия использования. Они также обязаны предоставить налоговую декларацию по месту выдачи лицензии на пользование природными ресурсами.

Лицензии

Лицензию на использование водного ресурса должна получить организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие изъятие воды с помощью технических средств и сооружений. При отсутствии техники лицензия не обязательна к получению.

Если существует договор, подписанный после начала 2007 года, то лицензия так же не обязательна к получению. Исчисления налога происходит по действующему договору.

Ставки

Ставка по данному виду налогообложения установлена в соответствии с Налоговым кодексом в рублях за единицу базы налога, зависит от вида использования и устанавливается в соответствии району:

  1. Изъятия водного ресурса мира.
  2. Использовании акватории.
  3. В случае использования ресурса без изъятия воды.
  4. Сверх нормы – устанавливается в пятикратном размере. При отсутствии подтверждения квартального лимита – исчисление ¼ годовой суммы.

В случае изъятия ресурса:

  • 1.01–31.12 месяца 2018 года – 122 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2019 года – 141 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2020 года – 162 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2021 года – 186 руб. за 1000 кубических метров воды;
  • 1.01–31.12 месяца 2022 года – 214 руб. за 1000 кубических метров воды.

Предполагается, что налоговая ставка после 2026 года будет определяться в соответствии с показателями за прошлый год, умноженными на ставку водного налога на конкретный вид использования и на коэффициент, предполагающий фактическое изменение в годовом соизмерении.

Правительство и действующее законодательство никак не могут изменить ставки, которые определяются Налоговым кодексом. Общая сумма к уплате – сложение суммы налогообложения, исчисленной по всем объектам.

Порядок расчета и уплаты в 2018 году

В случае забора ресурса – объем воды, которая забрана из объекта за конкретный промежуток времени (налоговый период для исчисления). Определяется объем на основании показания прибора, измеряющего показатели. Отражается в журнале первичного учета, постоянно обновляемом.

В случае отсутствия такого прибора определение происходит в соответствии с временными показателями работы и производства тех. средств. Если и такой возможности нет, то определение производится на основании норм потребления.

В случае использования акватории ресурса , за исключением вышеперечисленных моментов, определение происходит за счет площади предоставленной территории. Просматривается пространство по имеющееся лицензии. Если таковой документ отсутствует, то определяется на основании технической документации.

Если используется вода без дальнейшего изъятия , то определяется количеством электроэнергии за отчетной период.

В случае использования ресурса для сплава – произведение объемов древесного объекта за конкретный период и расстояние сплава в км., все это деленное на 100.

Например, учреждение действует на основании выданной лицензии на изъятие воды для нужд производства. Изъятие производится из скважин, которые находятся в бассейне реки Печора. Там поставлены приборы, которые измеряют объем ресурса.

Квартальный лимит на использование – 320 000 кубических метров. За первый квартал учреждение забрала 360 000 кубических метров. Нужно рассчитать сумму за первый отчетный период 2018 года.

Получается, что предприятие собрало несколько больше ресурса. Сверхлимитный объем составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 кубических метров.

По объему – в случае отсутствия сверх лимита, сумма складывается из нескольких составляющих:

320 000 кубических метров * 300 рублей * 1,75 / 1000 = 168 000 рублей, где

320 000 кубических метров – в рамках лимита;

300 рублей – ставка в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса ;

1,75 – коэффициент к ставке в 2018 году.

По объему – в случае наличия сверх лимита:

40 000 кубических метров * 300 рублей * 1,75 * 5 / 1000 = 105 000 рублей, где:

40 000 кубических метров – сверх лимит;

300 рублей – ставка в соответствии с подпунктом 1, п. 1 ст. 333.12 НК;

1,75 – коэффициент к ставке в 2018 году;

5 – коэффициент при сверх лимите.

168 000 + 105 000 = 273 000 рублей.

Сроки

Платежи по налогообложению должны быть уплачены не позднее 20 числа, следующим за отчетным периодом, то есть не позднее 20.04, 20.07, 20.10, 20.01.

Сумма налогообложения исчисляется самостоятельно налогоплательщиком. Для основания берется произведение налоговой базы и ставки, соответствующей ей. К уплате – сумма, полученная в сложении полученного налога, который исчислен по всем объектам налогообложения.

Отчётность и льготы

Отчетностью по налогообложению становится декларация по налогам. Декларация подается в налоговую организацию, находящуюся на территории пребывания объекта. Документ подается в срок, установленный действующим законодательством. Крупные налогоплательщики приносят документы по месту учета в соответствии с действующей статьей 83 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Уплата не подразумевает дополнительные скидки для льготников.

Ответственность за налоговые нарушения

Ответственность за налоговые нарушения и неуплату оговаривается в Налоговом Кодексе, а также в Уголовном. Именно эти два законодательных акта говорят обо всех нюансах в отношении правонарушителей.

За уклонение или несвоевременное внесение денежных средств предусмотрена ответственность:

  1. Налоговая , которая несет только финансовый характер. Это позволяет покрывать ущерб государственного бюджета. Отражается применение таковых санкций в 122 статье Налогового кодекса. Неуплата налогов карается в этом случае пени и штрафами.
  2. Уголовная подразумевает компенсацию причиненного вреда перед обществом. Например, это может быть санкция административная – солидный штраф, уголовная – ограничение прав и свобод. Регулируются такие действия статьями и Уголовного кодекса.

В любом случае гражданин, не выполнивший свои обязательства по уплате налогов, обязан оплатить штраф в размере 20% от стоимости недоимки. При этом данная компенсация не освобождает его от уплаты основного долга по налогу. Если происходит умышленное укрытие от уплаты – штраф увеличивается до 40%.

В основном такие штрафы применяются при некорректном заполнении . В остальных случаях, например, за просрочку или неуплату, к должнику применяются санкции в виде недоимки и пени.

Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает только при получении информации о крупной недоимке. К уголовной ответственности могут привлечь человека, который:

  • не предоставил документ за отчетный период, что повлекло за собой дальнейшую неуплату долговых обязательств;
  • специальное уклонение от исполнения обязательств, которые связаны с удержанием платы налогов и перечисления их в государственный бюджет;
  • утаивание недвижимости и имущества организаций, которое может быть использовано для взыскания налогов.

Полная сумма задолженности позволяет налогоплательщика привлечь к ответственности. Конечно все это в рамках законов и в соответствии со сроком исковой давности. В случае объема крупной недоимки гражданину грозит ответственность, если долг составит для физических лиц – 1,8 миллионов рублей , для юридических – 6 миллионов .

Физические лица понесут наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 – 300 000 рублей. В некоторых случаях возможно лишение свободы сроком до года.

Если это юридические лица, то санкции аналогичные. Дополнением здесь становится запрет на получение руководящих должностей в течение конкретного времени.

КБК

Для перечисления водного налога применяется следующий КБК – 182 1 07 03000 01 1000 110 .

При перечислении пени по водному налогу КБК следующий – 182 1 07 03000 01 2100 110 .

При перечислении средств для уплаты штрафа по водному налогу – 182 1 07 03000 01 3000 110 .

Особенности регионального законодательства

Платеж взимается на федеральном уровне. На территории России действует Водный кодекс, который устанавливает платеж за использование ресурсов. Включены туда платежи по водному налогу и оплата для восстановления водного ресурса в последующем. Водный налог считается платой за право воспользоваться ресурсом, а не платой за сами ресурсы.

Оплата за использование начисляется в бюджет различного уровня в соответствии с действующими нормативными актами. В Федеральный бюджет должно зачисляться не менее 40% , а в бюджет иных государственных субъектов – 60% .

Налогообложение водных объектов – нестабильная система, которая подразумевает изменение стоимости в зависимости от уровня инфляции и способов использования природного ресурса. Для исчисления налога в соответствии с законодательными нормами стоит привлечь квалифицированного сотрудника, который корректно заполнить налоговую декларацию. Иначе, при любом некорректном заполнении налогоплательщик понесет финансовые убытки.

Информация по водному налогу и другим важным вопросам налогообложения представлена в данном выпуске.

При налогообложении по статье эксплуатации водных ресурсов учитываются разные параметры предприятий: наличие лицензии, фактический объем использованных ресурсов, вид и назначение эксплуатации. Ставки дифференцированы по типу предоставляемых водных ресурсов.

Расчет налога за пользование водных ресурсов не подчиняется единому порядку, а индивидуален в каждом случае. Он зависит в первую очередь от региона водопотребления и вида деятельности субъекта бизнеса. Для корректного расчета и отражения данных бухгалтер должен учитывать ставки, меняющиеся из года в год.

Для компаний, занимающихся забором воды, они дифференцируются по следующим признакам водных ресурсов:

  • По виду расположения: поверхностные и подземные источники, морские воды;
  • Территориальная принадлежность. Этот признак учитывается при реализации ресурсов из поверхностных и подземных источников;
  • Приближенность к масштабным водным ресурсам: река, озеро или море.

Ставки ориентирован на каждый 1000 м 3 использованных ресурсов.

Отдельного внимания заслуживают предприятия, эксплуатирующие водные ресурсы с целью дальнейшего перераспределения для бытовых нужд населения на коммерческой основе. Для них за 1000 кубометров использования применяется единая ставка, не привязанная к виду источника и территориальным признакам.

Особые коэффициенты

Начиная с 2015 года, практикуется применение повышенных ставок. Исключением являются компании, занимающиеся забором водных ресурсов в целях дальнейшей реализации для хозяйственных нужд населения. В том же году определены показатели на ближайшие 10 лет. На 2018-й подпадает коэффициент 1,75 – налицо тенденция ежегодного повышения. В 2017-м он составлял – 1,52. Общая ставка водного налога в 2018-м в денежном выражении равна 122 руб./1000м 3 .

С 2026 г. для всех предприятий, занимающихся забором водных ресурсов, будет применяться единая система корректировки ставок. Также до 2025 года в силе остается применение повышающих коэффициентов за превышение лимита забора.

Ставки водного налога 2018

Ставки по видам водных ресурсов и по типам их происхождения, определены в ст. 333 НК РФ. Их сводная таблица выглядит следующим образом.

В расчет берется не регион регистрации компании, а территория, на которой фактически осуществляется забор воды.

Забор водных ресурсов из водоема (ставка за 1000м 3)

Поверхностные источники

Подземные воды

Волга (Центральная часть)

Северная Двина

Баренцево море

Охотское море

Японское море

Использование водной акватории – ставка за 1м 2 акватории

Северный район

Поволжский район

Уральский район

Черное море

Чукотское море

Использование воды для организации гидроэнергетики – ставка за 1000 кВт/час

Использование воды для сплава древесины – за 1000 м 3 за 100км

Важные нюансы

Забор водных ресурсов с целью обеспечения хозяйственных потребностей населения имеет особое положение перед законом. Подобные предприятия имеют право на применение сниженных ставок. Для реализации этого права должны быть соблюдены следующие условия:

  • в лицензии должна быть указана цель забора водных ресурсов
  • если используются несколько объектов, то объем потребления по каждому из них должна быть разграничена в лицензии.

При потреблении воды для последующей поставки населению и одновременно для производственных или коммерческих нужд применяются разные ставки. С целью соблюдения требований закона в этом случае ведется раздельный учет.

Эти правила относятся и к тем случаям, когда конечным потребителем является не население, а другие субъекты. Для корректного ведения отчетности субъекты пользования водных ресурсов должны быть в курсе последних изменений законодательства. Начисление и отражение в отчетности сниженных ставок при совмещении видов деятельности рассматривается, как нарушение закона и карается серьезными штрафами.

Налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

    забор воды из водных объектов;

    использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

    использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

    забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

    забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

    забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

    забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

    забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

    использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

    использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

    использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

    использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

    использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

    особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

    забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

    забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

    использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

    При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за .

    При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

    При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

    При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

    при заборе воды мира;

    при использовании акватории;

    при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

    при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

    с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно - в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно - в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно - в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно - в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно - в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Водный налог: подробности для бухгалтера

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2018 года

    Основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями... лицензии, водопользователь признается плательщиком водного налога и уплачивает водный налог по ставкам, установленным... во внимание, что объектом налогообложения водным налогом признается вид водопользования, налоговая... при отсутствии соответствующей лицензии, уплачивать водный налог по общей ставке, установленной... не предусмотрено и увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, ...

  • Порядок заполнения деклараций и сроки сдачи отчетности при ликвидации организации или ее реорганизации

    ... : НДС (ст. 163 НК РФ); водный налог (ст. 333.11 НК РФ...

  • Важные правовые позиции КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. Судами установлено, что в 4 ... отсутствует обязанность исчислять и уплачивать водный налог, поскольку, осуществляя лицензируемую добычу полезных... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за ноябрь 2017

    Которого применяется пониженная налоговая ставка. Водный налог Определение от 16.11.2017 ... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта... углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом и оплачивается именно путем уплаты...

Налоговые ставки по водному налогу установлены Налоговым кодексом (ст. 333.12 НК РФ).

Налоговые ставки водного налога устанавливаются по экономическим районам и бассейнам рек, озер, морей. Также размер ставки зависит от вида использования водного объекта.

Водный налог: ставки в 2017 году

По общему правилу к базовым налоговым ставкам водного налога (п. 1 ст. 333.12 НК РФ) применяется коэффициент (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году размер коэффициента составляет 1,52. То есть ставка водного налога на 2017 год рассчитывается по следующей формуле:

Стоит также отметить, что полученная вышеуказанным образом ставка округляется до полного рубля (п. 1.1 ст. 333.12 , п. 6 ст. 52 НК РФ).

Водный налог-2017: ставки при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов

Размер ставок водного налога на 2017 год приведем на примере ставок при заборе воды из поверхностных вод/подземных водных объектов.

Если плательщик водного налога производит забор воды из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов (квартальных/годовых) водопользования и подземных водных объектов в пределах разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки/год, установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, то при расчете налога в 2017 году он должен применять следующие ставки (пп. 1 п. 1 , п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ):

Экономический район Бассейн реки/озера Ставка в рублях за 1 тыс. куб.м. воды, забранной
из поверхностных водных объектов Из подземных водных объектов
Северный Волга 456 584
Нева 401 529
Печора 374 456
Северная Двина 392 474
Прочие реки и озера 465 575
Северо-Западный Волга 447 593
Западная Двина 438 556
Нева 392 520
Прочие реки и озера 429 565
Центральный Волга 438 547
Днепр 420 520
Дон 447 584
Западная Двина 465 538
Нева 383 465
Прочие реки и озера 401 511
Волго-Вятский Волга 429 511
Северная Двина 383 474
Прочие озера и реки 410 502
Центрально-Черноземный Днепр 392 483
Дон 511 611
Волга 429 538
Прочие реки и озера 392 483
Поволжский Волга 447 529
Дон 547 638
Прочие реки и озера 401 520
Северо-Кавказский Дон 593 739
Кубань 730 866
Самур 730 876
Сулак 693 821
Терек 711 848
Прочие реки и озера 821 994
Уральский Волга 447 675
Обь 429 693
Урал 538 812
Прочие реки и озера 465 593
Западно-Сибирский Обь 410 502
Прочие реки и озера 420 520
Восточно-Сибирский Амур 420 502
Енисей 374 465
Лена 383 465
Обь 401 529
Озеро Байкал и его бассейн 876 1031
Прочие реки и озера 429 520
Дальневосточный Амур 401 511
Лена 438 520
Прочие реки и озера 383 465
Калининградская область Неман 420 492
Прочие реки и озера 438 511

Например, вы добываете воду для продажи из бассейна Волги, относящегося к Северному экономическому району. Тогда ставка водного налога в 2017 году для вас будет равна 5840 руб. за 1 тыс. куб. м. забранной воды (384 руб. х 1,52 х 10).

Ставка водного налога для водоснабжения населения

При заборе/изъятии водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения плательщики водного налога платят налог в 2017 году из расчета 107 руб. за 1 тыс. куб.м. забранных/изъятых водных ресурсов (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

Ставки водного налога на 2018 год

Чтобы получить ставку водного налога на 2018 год, необходимо базовую ставку умножить на коэффициент 1,75 (


Top