Тестируем Airbus A350XWB. Airbus A350 – воплощение будущего в гражданских авиаперевозках

Последняя модель аэробуса появилась на рынке летом 2016 года. Существует целый ряд самолетов этой марки, используемых Аэрофлотом. Википедия сообщает, что летает лайнер на 14 800 километров, это позволяет достичь самого восточного края России и отправиться в Нью-Йорк или Сингапур прямо из Москвы.

Сингапурские авиалинии – международная компания, содержащая в своем авиапарке аэробус А350. Самолеты летают в 40 стран, приземляясь в 90 аэропортах. Сейчас в парке 11 лайнеров, планируется докупить еще 56 машин аэробус 350 900, которые должны заменить 300 модель и боинги 777.

Самолетом пользуются и Катарские авиалинии.

Технические характеристики

Салон самолета вмещает до 314 человек (количество зависит от конфигурации). Делится он на три части, учитывая платежеспособность пассажира. Компания обеспечивает услуги повышенной комфортности за более высокую плату. Кресла в самолете стоят дальше друг от друга, чем в других лайнерах типа аэробус марки а350, есть монитор на спинке впередистоящего кресла, чтобы можно было посмотреть развлекательную программу, фильм или поиграть в компьютерную игру.

Аэробус А350 900: вид снаружи

Самолет оборудован:

  • панорамными иллюминаторами;
  • высокими потолками;
  • усовершенствованной системой кондиционеров;
  • смарт-освещение выполнено так, что не ощущается смена поясов.

Как устроен салон

Схема салона лайнера а350 900 делится на три основных отсека. Он достаточно крупный, но не как модель 1000. Тут есть бизнес-класс, премиум-эконом-класс, эконом-класс. Самолет вмещает 253 человека, при этом улучшенные условия отводятся для 42 мест, для среднего отсека всего 24 места, оставшиеся 187 уходят под экономический класс. Все категории отличаются друг от друга уровнем обслуживания и комфортом. Учитывая материальное положение, можно выбрать уровень удобств по карману.

Аэробус А350 900 схема салона

Бизнес-класс

В Аэробусе а350 900 есть два салона с улучшенным уровнем комфорта. Сиденья расположены так свободно, что половина воздушного судна занята этим отсеком. Комфортабельность обеспечена. Кресла расположены по одному с каждого края и по два в центре. В итоге выходит, что здесь два прохода. Никто никому не мешает, если нужно выйти в туалет.

Сиденье обито роскошно, оно большое, приемлемое для бизнес-класса, в других салонах такого кресла нет. Можно воспользоваться столиком или разложить кресло, превратив его в полноценную кровать длиной до 198 сантиметров. Прилагается подушка и одеяло из льна.

На спинке впереди стоящего кресла расположен монитор на 15,4 дюйма, снабженный наушниками, подавляющими шум, розетками, USB-входом, небольшим шкафом и маленьким зеркальцем. Есть возможность смотреть на дисплее мультфильмы для детей, фильмы для взрослых, развлекаться компьютерными играми, пользоваться интернетом. На борту он платный.

Важно! Спецзаказ на особое меню нужно делать за сутки до вылета. На борту есть ресторан, где пассажиры сидят за столиками и наслаждаются вкусными обедом.

Премиум-эконом-класс

Для России такое качественное обслуживание за небольшую сумму практикуется впервые. Здесь кресла в ширину 49,53 сантиметра. По бокам находится по два сиденья, а по центру – четыре. В салоне два прохода. Расстояние между креслами в проходе – один метр. Спинка сиденья опускается на 125 градусов. Есть подпорка для затекших ног.

Каждое место снабжено личным светильником и двумя USB-портами. В наличии розетка для подзарядки мобильного устройства. Для ручной клади есть особое место. Встроенный дисплей имеет 13,3 дюйма (меньше, чем в бизнес-классе).

С собой разрешено перевозить до 35 килограмм багажа. Регистрация происходит быстрее, так как пассажиров с билетами в премиум-эконом-класс пропускают вперед. Посадка на airbus а350 900 осуществляется с отдельного входа по трапу. Есть возможность заказать меню.

Эконом класс

Благодаря сингапурским авиалиниям расстояние между креслами стало больше. Есть монитор с меньшими размерами, чем в зоне повышенного комфорта, но развлечения остаются те же.

Где находятся лучшие и худшие места

Схема хороших мест в салоне Аэробус А350 900

Схема салона Airbus марки a350 900 показывает, что в салоне есть лучшие и худшие места.

К последним относятся:

  • Ряды 11, 17 и 18 находятся возле технического помещения, поэтому разговоры на кухне и горящий свет могут помешать хорошо отдохнуть в дороге.
  • 19 ряд предусмотрен для родителей с детьми, на стену аэробус марки а350 прикреплена детская люлька. Соседям может не понравиться постоянная возня с малышом, его крики.

Лучшее место в премиум-классе – 31 ряд. Здесь есть дополнительное место для ног, чтобы можно было их вытянуть и расслабить.

В экономическом классе хорошим местом можно назвать 47 ряд. Здесь свободное пространство для ног, спереди нет кресел, значит, никто спинку сиденья на ноги не откинет. Однако рядом находится туалет, что создает дополнительные неудобства из-за неприятного запаха.

Лучше всего купить билеты на 48 ряд с креслами под номером A и K. Они находятся у самой боковой стены, можно смотреть в иллюминатор, любуясь видом за окном. Спереди кресел нет, поэтому легко передвигаться по салону или вытянуть ноги.

Самые плохие места находятся в 61 ряду (A, B, C и H, J, K) и в 62 (D, E, G). Из-за расположения в конце самолета нельзя откинуть спинку кресла. А кухня за сиденьями становится источником дополнительного шума.

Дополнительная информация! Каждые 3 минуты меняется воздух в салоне. Это позволяет чувствовать себя комфортно в любом классе.

В модели а350 900 схема салона отлично продумана. Места отличаются повышенной комфортностью, так как половину лайнера занимает бизнес-зона. Хотя в оставшейся части должна ютиться большинство пассажиров, дискомфорта они не чувствуют.

11 августа в Москве в аэропорту Шереметьево приземлился новейший самолет Airbus A350 XWB, совершающий мировое демонстрационное турне. Этот масштабный полет проходит через 14 крупнейших аэропортов мира, в рамках сертификационных испытаний, известных как проверка на совместимость с инфраструктурой аэропортов. Целью теста является проверка готовности аэропортов к приёму А350 XWB. В списке городов, принимающих этот самолет значатся Тулуза, Икалуит, Франкфурт, Гонконг, Сингапур, Йоханнесбург, Сидней, Окленд, Сантьяго, Сан-Паулу, Доха, Перт, Москва, Хельсинки. В Москву самолет прибыл из Дохи, столицы Катара поздно вечером, вскоре после захода солнца. Нескольким десяткам счастливчиков, в том числе и мне, удалось увидеть момент его приземления, находясь непосредственно на летном поле Шереметьево, а потом еще немного поснимать его под светом ночных фонарей на перроне. Но об этом немного позже, хотя одну фотографию с момента приземления лайнера можно посмотреть
1.


Прилет нового самолета совпал с юбилеем аэропорта Шереметьево, которому 11 августа исполнилось 55 лет, с чем его от души и поздравляю.
А на следующий день утром состоялась встреча представителей концерна Airbus c генеральным директором ОАО "Аэропорт Шереметьево" Михаилом Василенко и журналистами с целью презентации этой крайней разработки компании - новейшего поколения широкофюзеляжных самолетов средней размерности. Новый самолет представлял вице-президент Airbus по Восточной Европе и Центральной Азии Андреас Крамер. Он рассказал об особенностях нового самолета. Семейство A350 XWB включает в себя три модели вместимостью от 276 до 369 кресел в типовой двуклассной компоновке. В него входят три базовые пассажирские модели - А350-800 на 276 пассажиров в типовой двуклассной компоновке, 315-местный А350-900 и 369-местный А350-1000. Эти лайнеры способны покрывать без посадки расстояние до 15 280 км.

Airbus продолжает сотрудничество с Россией, согласно достигнутым ранее договоренностям, что данное событие и показало
2.

3.

Крупнейший заказчик A350 XWB в Восточной Европе - компания "Аэрофлот". В 2007 году она заключила контракт на 22 Airbus A350-800, поставки ожидаются, начиная с 2018 года. Это уже твердые заказы, а всего на этот самолет уже получено 742 твердых заказа от 38 заказчиков. Каталожная стоимость таких машин от 260 , 9 до 340,7 млн. долларов

Бортпроводники Аэрофлота и девушки из Шереметьево выстроились в парадную линейку для торжественной церемонии
4.

Прилетевший борт имеет заводской номер MSN5 - это пятый самолет из построенных машин серии. Он совершил свой первый полет 20 июня 2014 года

Еще немного цифр по A350 XWB:

Длина самолета, в зависимости от модификации от 60,45 до 73,78
Размах крыла 64,75 м
Ширина фюзеляжа 5,96 м
Высота от 17,05 до 17,08 м
Максимальная взлетная масса от 248 тонн до 308 тонн

На самолет "напала" куча журналистов и фотографов, с жадностью пытаясь рассмотреть его получше:)


6.

Силовая установка включает в себя два двигателя Trent XWB от Rolls-Roys
7.

8.

Начало официальной церемонии, все жмут друг другу руки
9.

Михаил Василенко и Андреас Крамер сейчас поднимутся на борт, чтобы осмотреть самолет изнутри.
-Ну-ка, ну-ка, сейчас посмотрим что за зверя Вы к нам пригнали
10.

Хорош ведь, чертяка:)
К этой фотографии не хватает звукового сопровождения в виде гимна и поднимаемого стяга:)
11.

12.

Добро пожаловать на борт!
13.

Самолет еще является и летающей лабораторией. Во время разных фаз эксплуатации идет оценка его характеристик. А в кабине пилотов, тем временем, идет бурное обсуждение - пилоты Аэрофлота знакомятся с системой управления нового лайнера. Вскоре им предстоит на практике оценить летные качества A350 XWB
14.

Девушки-красавицы из Аэрофлота уже примеряют на себя роль бортпроводников нового типа ВС. Похоже она им нравится
15.

В самолете будет устанавливаться новая система развлечений 4-го поколения Thales AVANT . Благодаря использованию широкополосной волоконно-оптической связи просмотр видео для пассажиров будет доступен в формате высокого разрешения HD. Даже в эконом. классе размер экрана составляет 12 дюймов. Персональные гаджеты и мобильные устройства смогут легко коммутироваться с системой развлечений. И, конечно, у пассажиров будет выход в Интернет.
Это Вам не шутка и не раздача видеоплееров за отдельные деньги во время полета..
16.

Перегородки между салонами несут на себе фирменный логотип
Для лучшей обзорности в полете на самолете устанавливаются большие панорамные иллюминаторы размером 43X27 см.
17.

В бизнес-классе можно расположиться с большим комфортом, вытянуть ножки, включить ночничок, полистать журнальчик
18.

Очень оригинально сделан откидной столик
19.

Директора аэропорта Шереметьево больше интересовал вопрос удобства пассажиров в экономическом классе, так как все-таки большая часть пассажиров летает именно им
20.

Очень колоритный фотограф
21.

Багажные полки имеют повышенную вместимость, в каждую секцию можно впихнуть до 5 чемоданов размера cabin lagguage
22.

Спинки кресел CL3620 производства Recaro в экономическом классе, на мой взгляд, достаточно тонкие, но сидеть в них в целом удобно. В MSN5 салон эконом класса выполнен в 9-рядной компоновке (3+3+3). Шаг кресел составляет 33-34 дюйма
23.

Сотрудники Airbus с удовольствием позировали фотографам...
24.

Аэрофлотовские бортпроводники не отставали от них в этом...
25.

Один из членов экипажа. Второй пилот?
26.

Нас уже тут ждут))
27.

Осмотр самолета закончен, пора и наш аэропорт показать)
28.

До чего же эффектно выглядят законцовки крыла на фоне неба
29.

Отраженьица
30.

Вид такого красивого самолета вызывает у фотографов бурю эмоций, заставляя их по детски радоваться и принимать необычные позы
31.

Передняя стойка шасси представляет собой сильно навороченное устройство - много стекла и металла
32.

33.

34.

35.

36.

Спрашивайте в магазинах новую резину для Ваших автомобилей Michelin Air X:)
37.

Кажется, что сейчас эта "птичка" взмахнет крыльями и взметнется в небо, подобно стрижу
38.

39.

40.

41.

42.

Пройдемся немного по салону.
Отсек самолета, источающий запахи от которых у пассажиров текут слюнки- это кухня. В ней располагаются кухонные блоки производства B / E Aerospace. Отсюда выгружается бортовое питание и развозится по салонам самолета.
43.

Чайнички-кофейнички
44.

Другой салон экономического класса. В нем кресла представлены уже с иной обивкой -коричневой.
45.

46.

Мария Шляхтова, представитель Airbus в России с удовольствием демонстрирует возможности багажных отсеков для ручной клади. Маша сделала все, чтобы мероприятие прошло на высочайшем уровне. Это же относится и к ребятам из пресс-службы Шереметьево
47.

А еще в этих полках есть специальное зеркальце для того, чтобы пассажиры не забывали свои вещи при выходе из самолета
48.

Не самое романтичное место в самолете может стать романтичным благодаря красивой подсветке
Кстати, если Вы открыли дверцу и не закрываете ее сразу, то свет в в туалете тут же тухнет. Это сделано, видимо, для экономии энергии
49.

Свет в A350 - это вообще отдельная история. Светодиодные лампы с диапазоном в 16,7 млн. цветовых оттенков позволяют создавать индивидуальную обстановку посредством их регулировки как в продольном направлении салона, так и в поперечном.
Кроме того, эта технология способствует повышению эффективности работы системы за счёт меньшей потребности в техобслуживании, уменьшении веса и экономии электроэнергии.В данном самолете представлено одновременно несколько вариантов подсветки только с целью демонстрации
50.

Видимо скоро фото уйдет в Инстаграмм
51.

Я сначала не понял зачем на каждом кресле установлен микрофон, а потом до меня дошло, что это лампы индивидуального освещения:)
52.

Airbus A350 поставили рядом с терминалом В, так называемой, "рюмкой". Уже в следующем году это легендарное сооружение демонтируют
53.

Сложное переплетение линий разметки на перроне. Оцените размер A350 в сравнении с немаленьким Вoeing 737 Оренбургских авиалиний. Хотя, конечно, они не конкуренты. Наверное прямым конкурентом может считаться 777-й и 787-й
54.

Мы прощаемся с этим, почти уже ставшим родным бортом и уезжаем от него на другую сторону ВПП. Через некоторое время мы сможем посмотреть на его взлет
55.

В ожидании его вылета ловим взлеты-посадки других бортов.

По моим личным ощущениям этот A320, носящий название Добролет (не путать с авиакомпанией), является самым работающим самолетом в авиакомпании. Я сам уже раза три летал на нем и в аэропорту вижу его постоянно.
56.

Польский LOT в интересной ливрее
57.

За целый день можно сильно устать таскать такой тяжелый объектив))
58.

"Себяшечки" делают девочки из пресс-службы Шереметьево
59.

Работать можно и так....
Солдат спит - служба идет. Это споттерам интересен каждый взлетающий борт, а телевизионщикам нужен один конкретный, специально за ним они сюда и приехали
60.

Случилась неприятность - упал на асфальт мой 70-200. Это фото - проверка на резкость. Т-т-т, пока что...посмотри что там дальше
61.

И вот наш герой начал выруливать на исполнительный старт.Через пару часов его встретят уже в Хельсинки
62.

Короткий разбег, и, какие же умницы пилоты....они постарались взлететь прямо перед камерами. Перед этим мы наблюдали как десятки других бортов отрывались от полосы далеко от того места, где все стояли. А наш A350 сделал все для того, чтобы показать себя во всей красе. Спасибо Вам ребята
63.

И, уже, по традиции, которая начала формироваться при написании репортажей о прилете этого прекрасного самолета, скажу...
- Он улетел, но обещал вернуться

Ждем его на МАКСе, а может и раньше
64.

Хочу поблагодарить Центр общественных связей аэропорта Шереметьево, а также представительство компании Airbus в России за предоставленную возможность побывать на этом интересном мероприятии.

Всем известно ощущение, когда заходишь в новенький вагон метро или садишься в автомобиль "из салона". Но не всегда мы отмечаем, что летим в новом самолете. Сегодня я хочу рассказать и показать САМЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ, САМЫЙ НОВЫЙ в мире пассажирский самолет - Эйрбас А350, который в понедельник, 22 декабря, был передан первому заказчику - авиакомпании Qatar Airways. Новые автомобили штампуются десятками в год, а новые самолеты появляются раз 5-10 лет и это всегда новая страница истории, это тот самолет, на котором мы будем летать в ближайшие десятки лет.

Эйрбас А350 уже 15 января начнет выполнять регулярные рейсы из Дохи во Франкфурт, авиакомпания Qatar Airways заказала 80 (!) А350 и планирует ставить их на свои новые направления, в т.ч. и в Санкт-Петербург. А первой авиакомпанией-эксплуатантом А350 в России станет Аэрофлот.

Экономическая эффективность использования Эйрбас А350 до 25% выше, чем у конкурентов. Но мы же с вами пассажиры, поэтому я сегодня я хочу показать и рассказать, насколько комфортнее и приятнее станет для нас длительный авиаперелет. Ниже уровень шум а, выше влажность воздуха , более светлый салон и огромный иллюминатор у каждого кресла у окна. Это то, что нужно, чтобы не просто меньше уставать от авиаперелета, а еще и для того, чтобы получать УДОВОЛЬСТВИЕ! Ведь каждый авиаперелет - это всегда маленький праздник! Я именно так воспринимаю свой каждый следующий рейс, хотя летаю часто.

У меня в руках самый необычный посадочные талон! Это первый рейс в день передачи самолета, рейс Тулуза-Тулуза. Прекрасный ознакомительный полет для прессы и гостей церемонии над Средиземным морем и Пиренеями. Qatar Airways не просто рядовой заказчик, она участвовала в разработке этого самолета, поэтому с точки зрения пассажирского комфорта все должно быть абсолютно идеально.

Это тот самый случай, когда эмоции просто зашкаливают. Когда хочется отметить каждую деталь, прислушаться к уровню шума, почувствовать пространство. Абсолютно невероятные ощущения!

Полетели?!


Церемония передачи самолета заказчику проходила в Airbus Delivery Center в Тулузе. Стильная официальная церемония, художница из Катара и оперная певица в темном зале с плотно зашторенными окнами.

СЕО Airbus, Qatar Airways и Rolls Royce, производителя двигателей А350.

Посмотрите этот пятиминутный ролик. История взлета А350 в одном очень ярком фильме.
В зале даже кто-то пустил слезу радости:)

https://www.youtube.com/watch?v=s0lEVqSW39k

И на самом высоком оперном аккорде шторы внезапно распахнулись и из окон огромного амфитеатра все увидели сверкающий новенький лайнер с поданным телетрапом и готовым встретить своих первых пассажиров!

Первое, что сразу же приводит в неописуемый восторг - это пространство!

Огромная площадь и отсутствующий средний ряд багажных полок в бизнес классе создают очень интересное ощущение. Ведь все мы привыкли, что при входе в самолет мы сразу же начинаем пробираться по узким коридорам на свое место, и без разницы - бизнес или эконом класс, ни в одном другом самолете я не встречал такого яркого решения организации внутреннего пространства. В Дримлайнере похожая входная галерея, но все же меньше, чем в А350. WOW-эффект уже при посадке на борт.

И тем не менее, при отсутствующем среднем ряду багажных полок каждый пассажир бизнес-класса может поставить на верхнюю полку по два стандартных чемодана на колесиках! XWB в действии:)

Полной название самолета Airbus A350XWB, XWB - это eXtra Wide Body.
Ширина салона - 220 дюймов, что позволяет разместить девять кресел в ряд в компоновке 3-3-3.
Ширина каждого кресла - 18 дюймов.
Всего в экономе 247 мест.
Шаг рядов - 32 дюйма.

Обратите внимание на секцию багажных полок над средним рядом кресел, она поднята достаточно высоко и "не давит на голову". Пространство используется максимально эффективно. Места очень много и это чувствуется в сравнении с существующими большими самолетами, даже в экономе! Казалось бы, все это нюансы, но именно это и создает комфорт для нас с вами!

Еще раз напомню, интерьер салона, кресла, материалы обивки и т.д. - всегда заказывает конкретная авиакомпания.

Кресло очень комфортное. На дальнемагистральном самолете кресло должно быть с тканевой обивкой, она менее долговечна, но более комфортна при длительном перелете. Поэтому когда вы заходите в большой самолет и видите кожаные кресла, знайте, авиакомпания на вас экономит.

В Эйрбасе А350 в экономе возможна установка экрана индивидуальной системы развлечений с экраном до 12 дюймов. В А350 Qatar Airways IFE с экраном 10,6 дюйма. Тачскрин с мгновенным откликом, пульт дистанционного управления, быстрый WiFi на борту. В общем куча разных плюшек, но я люблю в самолете есть и спать:)

Карта нашего полета Тулуза-Тулуза.
Еще IFE ближневосточной авиакомпании показывает направление где находится Мекка.

Воздух в салоне полностью меняется каждые 2-3 минуты! В салоне 6-8 температурных зон, это позволяет поддерживать равномерную температуру везде. Наверное вы замечали, что на первых рядах обычно теплее, чем на последних, так как нос чуть приподнят во время полёта (конечно это справедливо для А320 или Б737, но все же). Так вот в А350 температура одинаковая везде!

Подголовник изначально со сконфигурированными боковыми стенками, мне нравится такое решение, оно более долговечно, чем с изменяемым наклоном. Кресло также очень ощутимо откидывается назад, а сидение чуть-чуть смещается вперед. С мои ростом 185см в экономе сидеть более чем комфортно.

Уровень шума. В салоне ощутимо тише. И в бизнесе и в экономе. Я могу сравнить только с Дримлайнером. В А380 несколько более выше уровень шума в салоне.

Большие окна! Действительно большие и возле каждого ряда кресел.
Пиренеи за бортом. Про виды из окна я сделаю отдельный пост, ведь вы же знаете, как я обожаю фотографировать из иллюминатора самолета:)

Мы с Сергеем Мартиросяном aviator_ru и Алексеем Синицким , главным редактором журнала Авиатранспортное Обозрение (http://www.ato.ru) на борту Эйрбас А350:

Обратите внимание на толщину спинки кресла! А это все уменьшение общего веса, затрат на эксплуатацию и, соответственно, цены на билет для нас с вами.

Михаил Вахнеев , главный редактор интернет-портада Aviation EXplorer (http://www.aex.ru). Михаил почему-то остался недоволен слишком высокими багажными полками в среднем ряду салона-эконом-класса:)

Перед полетом по самолету прошел СЕО Катарских Авиалиний Альбар Аль Бакер:

Свежий номер бортового журнала на своих страницах рассказывает про новую главу самолетостроения - А350.

А вот туалет.

Здесь меня ожидало главное разочаровние и единственный недостаток, который я отметил на борту. В туалете нет иллюминатора!
В начале месяца я впервые летел на Дримлайнере из Мадрида в Сантьяго и был очень приятно удивлен иллюминатором в туалете, здесь его нет:(

Ну и бизнес-класс:)

В бизнес-классе Qatar Airways 36 кресел, которые раскладывается в 80-ти дюймовую полностью ровную кровать.

В салоне влажность воздуха выше. Я не почувствовал этого во время часового полёта, но вот этот момент позволит меньше уставать во время продолжительных рейсов.

Система развлечений с экраном 17 дюймов.

Между креслами среднего ряда есть удобное пространство для разговора, но перегородка поднимается, если нужна приватность.

Пульт регулировки уровня наклона кресла в бизнес-классе:

Рядом с самым большим пассажирским самолетом в мире А380 Qatar Airways.

Кокпит А350 и КВС Brent King:

Эйрбас А350 вы всегда безошибочно узнаете в любом аэропорту мира по фирменной черной окантовке окон кокпита, напоминающие солнцезащитные очки. Очень стильно выглядит!

Фирменная инфографика от Эйрбас, все инновации на одном слайде с точки зрения пассажира и эксплуатанта.
В одном из следующих репортажей я расскажу о том, как делают Эйрбас А350 и покажу фотографии из цеха окончательной сборки на заводе в Тулузе.

Традиционное ОГРОМНОЕ спасибо пресс-службе Airbus и лично Марии Шляхтовой за приглашение на это невероятное мероприятие! :)

Другие мои репортажи на авиационную тематику смотрите

74 метра красоты полетело!

Первый A350-1000 (MSN059) впервые взлетел сегодня утром в аэропорту Бланьяк в Тулузе, Франция, в 10:42 по местному времени.
Проведя в воздухе около четырех часов, А350-1000 совершил проход над полосой и выполнил свою первую посадку, после чего зарулил к Airbus Delivery Center, где гости и пресса смогли приветствовать летчиков.

Наблюдать за первым взлетом собралось несколько тысяч заводчан и гостей.

Чувствуется волнение, но настроение у всех приподнятое - не каждый день взлетают новые модификации самолетов.

На исполнительном.

Для сми специально поставили столы, чтобы возвыситься над забором и мы смотрим на всех свысока.

Минут 15 стоял в ожидании разрешения взлёта.

Аэропорт в это время работает в обычном режиме.

С вертолета нас снимают видео и фото-операторы.

Мы улыбаемся и машем.

И вот наконец!
Первым взлетает самолет сопровождения производства Dassault Falcon 20C, с него будет вестить прямая трансляция в твиттер.

Такую погоду в Тулузе я называю ССС - сыро, серо, скучно.
А350-1000 при разбеге поднимает с полосы облако водяной взвеси.

Есть отрыв!

74 метра!

В это время позади раздаются аплодисменты.

Перед тем, как сменить камеру (с другим объективом), кидаю "взгляд" назад.


И скрылся в облаках.

И как начал круги нарезать, мы только диву давались, гляда на флайтрадар...

Потом была большая презентация и немного полётов обычных самолетов.

В 14 c чем-то нас снова вывезли к полосе, чтобы запечатлеть первую посадку.
Самолет показался в сопровождении.

И сделал проход над полосой.

Касание.

В кабине находилось два пилота-испытателя: Юг Ван Дер Штихель и Фрэнк Чэпмен (он прилетал на МАКС-2015), а также инженер-испытатель Герард Мезоннёв. Кроме того, Патрик дю Ше, руководитель департамента испытательных полетов Airbus, Эммануэле Констанцо, руководитель программы испытательных полетов А350, и Стефан Во, инженер-испытатель, следили за работой систем самолета за специальными рабочими станциями, расположенными на борту воздушного судна.

Во время полета все данные с бортовых компьютеров передавались на землю посредством телеметрии. Порядка 100 инженеров на земле в Тулузе, Гамбурге, Бремене и Филтоне следили за ходом первого полета и анализировали полученные с борта данные. Самолет сопровождения Falcon 20.

Во время этого полета пилоты и инженеры Airbus испытывали поведение воздушного судна и работу его систем при разных режимах полета.

Основная задача - проверка допустимых режимов полета. Тестирование максимальных и минимальных эксплуатационных скоростей, в том числе и с выпущенной с механизацией крыла.

Профиль полета.

Маршрут первого полета пролегал над юго-западом Франции.

A350-1000 является самой вместительной моделью семейства А350.
Среди широкофюзеляжных самолетов на сегодняшний день это семейство является наиболее экономичным.

Самая вместительная модель семейства А350. Длина самолёта составляет 74 метра, что позволяет разместить в нем на 40 кресел больше, чем в А350-900 при типовой трехклассной компоновке (т.е. 366 кресел в трех классах), предлагая при этом такой же высокий уровень комфорта. Максимальная вместимость А350-1000 в моноклассной компоновке - 440 пассажиров.

Самолет А350-1000 на 95% унифицирован с А350-900 с точки зрения систем и запасных частей. Кроме того, пилоты обеих моделей получают единый допуск сразу на оба типа.

Пассажирский салон A350-1000 на 9дБ тише, чем конкурент 777-300ER.

Использование композитных материалов в конструкции (53%), улучшенный аэродинамический контур, новый дизайн А350-1000 позволят сократить операционные расходы на 25%.

Отличительной особенность семейства А350является адаптивное крыло (morphing wing). В зависимости от внешних условий полета (высота, скорость) система самолета выбирает оптимальную конфигурацию крыла для достижения максимальной топливной эффективности.

Помимо размера, А350-1000 также отличается от своего меньшего собрата, модифицированной задней кромкой крыла, шестиколесной тележкой шасси и более мощными двигателями Rolls-Royce Trent XWB-97.

А350-1000 оснащен специально разработанными Rolls-Royce турбовентиляторными двигателями Trent XWB-97. До первого полета ‘этот двигатель около года тестировали на испытательном самолете А380 MSN001, в частности были выполнены тесты на эксплуатацию в условиях высоких и низких температур, а также такие сложные тесты, как прерванный взлет на низких и на высоких скоростях.

На самолете работают две инженерные станции (на трех и на двух человек). Кроме того, здесь установлена летно-испытательная база данных, которое позволяет регистрировать более 600 000 параметров, необходимых для полного и подробного анализа летно-техни-ческих характеристик самолета. Кроме того, на борту около 3300 элементов измерительной аппаратуры, 120 км проводки оранжевого цвета и около 120 электрических соединений.

На борту установлен подвижный водяной балласт: это около 10 тонн жидкости (вода+ гликоль), которые за 4 минуты перемещаются от носовой секции в хвостовую. Это позволяет менять центровку самолета в пределах 10%. Также на борту установлено 15 видеокамер.

Первый полет А350-1000 положил начало обширной программе испытательных полетов, в которой будет задействовано три испытательных самолета А350-1000. Так как определенная часть систем самолета была уже успешно протестирована на А350-900, программа испытательных полетов А350-1000 продлится чуть менее года. Коммерческий ввод в эксплуатацию А350-1000 намечен на вторую половину 2017 года.

Первый борт MSN059 будет задействован в испытаниях допустимых режимов полета, системы торможения и в тестах на воздействие различных нагрузок.

Второй испытательный борт MSN071 будет участвовать в следующих тестированиях: летно-технические характеристики самолёта, двигатели, системы самолета и автопилота.

Третий испытательный борт MSN065 будет оснащен пассажирским салоном. Он будет использован для тестирования систем салона самолета: система кондиционирования, система развлечений, звукоизоляция и проч. MSN065 также примет участие в полетах с пассажирами на борту и в тестах на проверку совместимости ВС с инфраструктурой аэропортов.

Airbus A350 XWB – это семейство дальнемагистральных двухдвигательных широкофюзеляжных реактивных самолетов, разработанных европейским авиапроизводителем Airbus.

A350 – первое воздушное судно Airbus, у которого как фюзеляж, так и конструкция крыла выполнены по большей части из усиленного углеводородного волокна. Модификации А350 могут перевозить от 280 до 366 пассажиров в стандартной трехклассной конфигурации. А350 позиционируется в качестве преемника устаревшей модели А340 и конкурирует с самолетами Boeing 787 и Boeing 777.

Первоначально идея создания А350 возникла в 2004 году. В новом самолете должны были сочетаться фюзеляж от модели А330 с новыми аэродинамическими характеристиками и двигателями. Но в 2006 году в ответ на критику нескольких крупных потенциальных заказчиков, конструкторы Airbus перепроектировали самолет, одновременно переименовав его в А350 XWB (англ. Extra Wide Body – сверхширокий фюзеляж). Затраты на разработку самолета оцениваются в 11 млрд. евро.

Прототип А350 впервые совершил полет 14 июня 2013 года из Тулузы (Франция). Airbus A350 получил сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности в сентябре 2014 года, а два месяца спустя прошел сертификацию в Федеральном управлении гражданской авиации США.

Коммерческая эксплуатация Airbus А350 началась 15 января 2015 года на рейсе авиакомпании , которая выступила в качестве стартового заказчика данного типа самолета.

История создания

Ранние проекты

Идея создания Airbus А350, вероятнее всего, появилась как ответ на заявление Boeing о разработке новой модели , которая должна стать серьезной угрозой для Airbus A330.

Хотя сперва представители Airbus весьма скептически отнеслись к заявлению конкурента, впоследствии авиакомпаниям была предложена альтернатива в виде самолета А330-200 Lite, который обладал аэродинамикой и двигателями идентичными Boeing 787. Компания Airbus планировала представить данную версию на авиасалоне в Фарнборо-2004, однако премьера так и не состоялась.

16 сентября 2004 года на частной встрече с потенциальными заказчиками Ноэль Форжар (Noël Forgeard), занимавший на тот момент пост президента и исполнительного директора Airbus, подтвердил информацию о том, что новый проект уже на рассмотрении. При этом Форжар не упомянул ни названия проекта, ни каких-либо подробностей о том, будет ли это абсолютно новая разработка или же модификация уже существующего самолета. Представители авиакомпаний были явно разочарованы, в результате Airbus выделила 4 млрд. евро на новый проект авиалайнера.

Первоначальная версия А350 внешне напоминала А330, так как имела общие с ним форму поперечного сечения фюзеляжа и его компоновку.

Новый тип крыла, двигатели и горизонтальные стабилизаторы в сочетании с новыми композитными материалами и методами производства фюзеляжа должны были превратить А350 в почти полностью новый самолет.

10 декабря 2004 года советы директоров Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS) и оборонной компании Великобритании BAE Systems, которые на тот момент являлись акционерами Airbus, выдали «разрешение» и одобрили официальное название А350.

13 июня 2005 года на Парижском авиасалоне авиакомпания Qatar Airways объявила, что разместила заказ на 60 самолетов Airbus А350. В сентябре 2006 года перевозчик подписал соглашение с General Electric о выпуске двигателей GEnx-1A-72 для заказанных самолетов. Тем временем, другая крупная авиакомпания Emirates отказалась от заказа первоначальной версии А350.

Проектирование

Запуск проекта официально был объявлен 6 октября 2005 года. Затраты на его разработку оценивались в 3.5 млрд. евро. Конструкторы планировали, что А350 будет двухдвигательным широкофюзеляжным самолетом вместимостью от 250 до 300 пассажиров с внешним видом, позаимствованным у Airbus А330. Согласно этому плану, у А350 должны были поменяться только двигатели и конструкция крыла, а фюзеляж должен был в основном состоять из алюминиево-литиевого сплава, а не из углеволокна как на Boeing 787. Планировалось запустить две версии: А350-800 с дальностью полета 16 300 км, стандартной вместимостью 253 пассажира в трехклассной конфигурации и А350-900 с дальностью полета 13 900 км и вместимостью 300 пассажиров. Таким образом, данный тип самолета должен был стать прямым конкурентом и .

Проект подвергся публичной критике со стороны крупнейших клиентов Airbus – лизинговых компаний International Lease Finance Corporation (ILFC) и GE Capital Aviation Services (GECAS).

Президент ILFC Стивен Ф. Удвар-Хази (Steven F. Udvar-Házy) призвал руководство Airbus начать проект с чистого листа, иначе компания рискует потерять свои позиции на рынке. Президент GECAS Генри Хубшман (Henry Hubschman) поддержал своего коллегу.

В апреле 2006 года топ-менеджер Singapore Airlines Чу Чун Сенг (Chew Choon Seng) прокомментировал проект Airbus в том ключе, что, изменив крыло, хвостовую часть и кабину пилотов, авиаконструктор вполне мог бы пересмотреть и все остальное, в том числе и фюзеляж. Airbus не замедлил отреагировать на критику, заявив, что уже прислушался к мнению клиентов и готов усовершенствовать А350. А занимавший на тот момент пост исполнительного директора Густав Хумберт (Gustav Humbert) заявил, что стратегия Airbus основана на долгосрочном понимании рынка и способности выполнять свои обещания. Тем не менее, многие крупные авиакомпании сделали свой выбор в пользу Boeing 787, что несомненно стало стимулом для переработки проекта А350.

Перепроектирование и запуск

14 июля 2006 года во время авиасалона в Фарнборо был представлен перепроектированный Airbus А350. Ранее упоминавшиеся в прессе предположительные названия Airbus A370 и А280 так и не получили хода. Самолет был официально назван Airbus A350 XWB (Xtra-Wide-Body).

Еще недавно раскритиковавшая новый проект Airbus сингапурская авиакомпания Singapore Airlines разместила заказ на 20 самолетов А350, дополнительно оформив опцион еще на 20 лайнеров.

Новая конструкция А350 позволила значительно расширить фюзеляж, что позволяло предложить авиакомпаниям различные варианты компоновки салона: от 8 пассажирских кресел в одном ряду (при компоновке премиум-эконом) до 10 при конфигурации с высокой плотностью посадочных мест. Таким образом, максимальная вместимость самолета составила 440-475 человек в зависимости от варианта лайнера.

Дальность полета всех пассажирских моделей А350 составляет минимум 15 000 км, а благодаря фюзеляжу из композиционных материалов в салоне поддерживается более высокое давление и влажность. Кроме того, у А350 более низкие эксплуатационные расходы.

1 декабря 2006 года совет директоров Airbus дал добро на запуск производства моделей А350-800, -900 и -1000. Принятие этого решения долго откладывалось из-за задержки в поставках А380, а также из-за длительных дискуссий по поводу финансирования. Первая поставка А350-900 была намечена на середину 2013 года, А350-800 – на середину 2014 года, А350-1000 – на середину 2015 года.

На пресс-конференции в декабре 2006 года были раскрыты новые технические данные A350 XWB, топ-менеджер Airbus Джон Лихи (John Leahy) также рассказал о том, что уже заключенные контракты на поставку А350 пришлось пересмотреть из-за увеличения стоимости перепроектированного варианта самолета по сравнению с изначальным вариантом. Первый твердый заказ на два самолета A350 XWB был размещен лизинговой компанией Pegasus Aviation Finance Company 4 января 2007 года.

В результате перепроектирования самолета, график его поставок сместился на два года, а расходы на разработку выросли с 5,3 млрд. до около 10 млрд. долларов. По оценкам агентства “Рейтер”, общая стоимость разработки A350 XWB в итоге составила 15 млрд. долларов. Дата первой поставки, намеченная на середину 2013 года, была изменена, поскольку из-за длительной разработки сместились сроки окончательной сборки и первого полета. В результате график летных испытаний сократился с 15 до 12 месяцев.

Тем не менее, по словам руководителя программы A350 XWB Дидье Эврара (Didier Evrard), задержки коснулись только модели A350-900, две другие были поставлены по графику.

Этап проектирования

Первоначально представители Airbus открыто заявляли о том, что использование композиционных материалов в конструкции фюзеляжа Boeing 787 преждевременно, и что основная часть фюзеляжа A350 XWB будет состоять из больших панелей из углеродного волокна. Однако столкнувшись с критикой относительно дороговизны технического обслуживания, Airbus пришлось пересмотреть свою позицию. В сентябре 2007 года представители компании подтвердили применение композиционных материалов в конструкции фюзеляжных рам нового самолета. При этом в оснащение рам были включены специальные алюминиевые линии для обеспечения неразрывности электроцепи фюзеляжа (для рассеивания ударов молнии). Для разработки проводки конструкторы Airbus использовали целостный макет фюзеляжа, что отличается от подхода, использованного в А380, где проектирование всей проводки выполнялось только на компьютерах.

В 2006 году было подтверждено, что для А350 будет разработана новая полная система отбора воздуха, в отличие от Boeing 787, где она отсутствует. Rolls-Royce и Airbus подписали соглашение о поставке новой модели турбовентиляторного реактивного двигателя Trent XWB.

Крупнейший производитель двигателей, компания General Electric (GE) заявила, что не будет предлагать двигатели GP7000 для нового самолета Airbus, кроме того, ранее заключенные контракты на двигатели GEnx для первоначальной версии А350 не имеют отношения к модели XWB.

В апреле 2007 года, Луи Галуа (Louis Gallois), занимавший на тот момент пост директора Airbus, провел переговоры с менеджментом GE по вопросу разработки усовершенствованной версии двигателя GEnx для А350 XWB. Однако переговоры не принесли результата, уже в июне 2007 года, топ-менеджер Airbus Джон Лихи (John Leahy) рассказал о том, что А350 XWB не будет оснащаться двигателями GEnx, поскольку их эффективность не устраивает Airbus. В итоге крупнейшие авиакомпании, ранее отдававшие предпочтение двигателям GE, в частности Emirates, US Airways, Hawaiian Airlines, а также лизинговая компания ILFC сделали выбор в пользу двигателей Trent 1000 и Trent XWB от компании Rolls-Royce.

В мае 2009 года представители GE все же заявили, что в случае достижения соглашения с Airbus предложат уже существующий оптимизированный двигатель GEnx, который используется на Boeing 787. Однако идея создания нового двигателя, превосходящего по мощности GE90-115B, используемый для Boeing 777, была встречена GE с явной неохотой.

В январе 2008 года, французская компания Thales Group выиграла контракт на поставку авионики и навигационного оборудования для самолета Airbus A350 XWB, рассчитанный на 20 лет, стоимостью 2 млрд. евро, опередив конкурентов Honeywell и Rockwell Collins.

Тем не менее, американцы Rockwell Collins выиграли тендер на поставку привода горизонтального стабилизатора. Система первичного управления полетом отошла на разработку также американской компании Moog Inc. Кроме этого, система управления полетом включила в себя несколько новых функций безопасности. За эргономику и развлечения в салоне с 2006 года стала отвечать компания BMW. Все системы развлечений и связи в полете были поставлены компанией Panasonic.

Производство

В 2008 году Airbus планировал внедрить новые технологии и процедуры для сокращения времени сборки самолета на половину. Программа производства А350XWB подразумевала обширное международное сотрудничество и значительные капиталовложения в новую инфраструктуру: в западной Европе и США было построено десять новых заводов Airbus, три из которых в последствии были расширены.

Среди новых зданий стоит отметить завод по сборке крыла из композиционных материалов, расположенный в городе Броутон (Великобритания), стоимость строительства которого составила 760 млн долларов.

Первая деталь для нового самолета была произведена в декабре 2009 года. Производство первого отсека цилиндрической части фюзеляжа было запущено в конце 2010 года на заводе в испанском городе Ильескас. Строительство первого центрального кессона крыла для А350-900 должно было начаться в августе 2010 года.

В начале 2011 года, в Китае открылся новый завод Airbus по производству рулей направления, располагающихся на “хвосте” самолета, также из композиционных материалов. 29 декабря 2011 года носовая часть фюзеляжа первого А350 была доставлена на завод по сборке. Окончательная сборка тестовой модели для статических испытаний началась 5 апреля 2012 года. Первый прототип был собран в декабре 2012 года.
Темп производства в начале 2015 года составлял 3 самолета в месяц, а к 2018 году должен постепенно вырасти до 10 самолетов в месяц. В 2015 году была запланирована поставка 17 самолетов.

Первый полет и испытания

Первое испытание двигателя Trent прошло 14 июня 2010 года. Уже в начале 2011 года была запущена программа летных испытаний двигателя Trent XWB (на самолете А380), задолго до его сертификации в конце 2011 года. Впервые двигатели Trent XWB были запущены на А350 2 июня 2013 года. В программе летных испытаний, которая продолжалась 12 месяцев, участвовало 5 самолетов.

Первый полет А350 состоялся 14 июня 2013 года из аэропорта Тулуза-Бланьяк. Главный летчик-испытатель Airbus рассказал о своих впечатлениях в интервью Financial Times: «Все, что мы испытывали не вызвало вообще никаких нареканий».

Климатические испытания А350XWB проводились на протяжении двух с половиной недель в уникальной Климатической Лаборатории МакКинли на Авиационной базе Эглин во Флориде (США) в мае 2014 года. В ходе испытаний тестовая модель А350 подверглась различным климатическим воздействиям, в том числе изменениям температур от +45 до -40°С.

В конце-концов, Airbus А350 получил сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) 30 сентября 2014 года. А 15 октября 2014 года, в соответствии с правилами полетов ETOPS, для модификации А350-900 было выдано разрешение на допустимое время полета над безориентирной местностью продолжительностью 370 минут, что позволяет данному самолету совершать перелеты более 6 часов на 1 двигателе. Таким образом, А350 стал первым самолетом, получившим разрешение на полеты ETOPS продолжительностью более 180 минут еще до начала эксплуатации.

В октябре 2014 года Airbus также получил официальное разрешение на допуск пилотов, ранее управлявших А330, к пилотированию А350XWB без переквалификации.

12 ноября 2014 года Airbus А350 получил сертификат Федерального управления гражданской авиации США.

Внедрение и ранняя эксплуатация

В июне 2011 года график ввода в эксплуатацию модификаций А350 выглядел следующим образом:

  • А350-900 – первая половина 2014 года
  • А350-800 – середина 2016 года
  • А350-1000 – 2017 года

В июле 2012 года, Airbus отложил внедрение А350-900 на три месяца. В итоге стартовый заказчик Qatar Airways получил первый самолет 22 декабря 2014 года. Первый коммерческий перелет на А350 состоялся 15 января 2015 года между Дохой и Франкфуртом. Год спустя общая длительность перелетов на самолетах А350 составила 16 000 летных часов. Средняя продолжительность использования А350 у первого эксплуатанта составила 11,4 часа в день, а средняя продолжительность одного перелета – 5.2 часа, что в целом ниже возможностей данного самолета.

Наиболее активно А350 пользуется авиакомпания : 15 часов в день на , 18 часов – и более 20 часов – .

На начальном этапе эксплуатации сложности возникли в трех областях:

1) сети MRO (техническое обслуживание на борту, текущий и капитальный ремонт) требовалось усовершенствование программного обеспечения;
2) Airbus выпустил сервисный бюллетень о бортовом оборудовании и демонтировал встроенные устройства (кофеварки и тостеры) из-за протечек;
3) Кроме того, Airbus пришлось решать проблему с ложными предупреждениями о перегреве в системе стравливания воздуха.

К концу мая 2016 года используемый флот самолетов А350 налетал 55 200 часов (более 9 400 циклов), при этом эксплуатационная надежность в пересчете за три месяца составила 97,8%. Самые длительные перелеты были у Qatar Airways : продолжительность полета составила 13,8 часов, расстояние 11 300 км.

Средняя продолжительность полета составила – 6,8 часа. Компоновка салона варьировалась от 253 мест у до 348 – у . Соответственно, в бизнес классе находилось от 30 до 46 сидений, а в классе эконом – от 211 до 318, в том числе и премиум эконом.

Первый А350-1000 собран в 2016 года, первый полет выполнен 24 ноября 2016 года, а эксплуатация началась в середине 2017 года.

На сегодняшний день, все имеющиеся недочеты Airbus A350 связаны, скорее, с эстетикой. Так, американская авиакомпания Zodiac Aerospace испытывает трудности при производстве кресел салона на заводах в городках Гейнсвилл, штат Техас и Санта Мария, штат Калифорния, а Cathay Pacific усовершенствовала, либо заменила кресла в ранних вариантах салона А350.

В 2017 году количество летных испытаний перед поставкой снизилось до 4 по сравнению с 12 в 2014 году. Задержка в поставках сократилась с 68 до 25 дней. Надежность самолета достигла 97,2% – в 2015 году, 98,3% – в 2016 году, а в июне 2017 году достигла 98,8%, опережая прогноз, в целом, на год.

На протяжении 30 месяцев в эксплуатацию были введены 80 самолетов А350, из 12 эксплуатантов самые крупные – Qatar Airways (17 самолетов), Cathay Pacific и Singapore Airlines (по 13 самолетов).

Среднее время налета для данной модели самолета за это время составило 7,2 часа, при этом 53% самолетов летают на расстояния менее 5500 км, 16% – на расстояния более 5 500 км, а оставшиеся 31% – на расстояния между этими двумя показателями. У LATAM Airlines средний налет – 10,7 часа, а у Asiana Airlines – самый короткий 3,8 часа. У авиакомпании Singapore Airlines самолеты Airbus A350 обслуживают самый длинный рейс (13 600 км) и самый короткий (296 км).

В 2016 году всего было поставлено 49 самолетов, а скорость поставки должна вырасти до 10 самолетов в месяц к концу 2018 года. Компоновка салона варьируется от 253 пассажирских кресел у Singapore Airlines до 389 у Air Caraibes, но в основном находится в диапазоне между 280 и 320.

Конструкция

В сентябре 2017 года на встрече для существующих и потенциальных заказчиков Airbus представил новейшие разработки. А350 XWB основан на технологиях, разработанных для А380 и оборудован аналогичной кабиной пилотов и системой дистанционного управления fly-by-wire.

Airbus рассчитывает на снижение стоимости технического обслуживания корпуса самолета на 10% по сравнению с первоначальной разработкой А350. Кроме того, по прогнозам Airbus стоимость пустого кресла в А350 на 14% меньше, чем у Boeing 777. Проектирование А350-900 было окончательно завершено в декабре 2008 года.

Материалы

Airbus А350 на 53% состоит из композиционных материалов: для внешнего и центрального отсеков кессона крыла (обшивка крыла, стрингеры, лонжероны), для фюзеляжа (обшивка, шпангоуты, килевая балка и хвостовая часть) и для хвостового оперения (горизонтальные и вертикальные хвостовые стабилизаторы) использован пластик, армированный углеродным волокном; 19% приходится на алюминий и алюминиево-литиевый сплав, которые использованы в конструкции нервюр крыла, балок перекрытия, отсеков шасси; 14% – это титан, из него выполнены сами шасси, а также пилоны и крепления; 6% – сталь; 8% – другие материалы.

В Airbus А350 система IMA управляет около 40 различными функциями самолета, в том числе шасси, расходом топлива, пневматикой, бортовыми системами, пожарной безопасностью (на А380 система IMA автоматизировала только 23 функции).

Основные преимущества системы IMA – сокращение расходов на обслуживание и снижение массы самолета, благодаря замещению около 50% различных процессоров и быстросменных блоков.

Система IMA функционирует на основе сети стандарта AFDX (Avionics Full Duplex Ethernet), скорость которой составляет 100 Мбит/с.

Силовая установка

Двигатель Rolls-Royce Trent XWB создан на базе двигателей Trent 900 (от Airbus A380) и Trent 1000. Он оснащен 118-дюймовым вентилятором и имеет два уровня тяги: 370 kN для модификации А350-900 и 430 kN – для А350-1000. Форсированная версия двигателя оснащается модернизированными вентиляторами – при том же диаметре скорость вращения несколько выше, изменена конструкция лопастей. Все это позволяет двигателям эффективно работать в условиях высоких температур.

Кроме того, двигатель Trent XWB оснащается специальной мотогондолой с применением средств снижения шумности.

Системы

Компания Honeywell поставляет для А350 вспомогательные силовые установки (ВСУ) модели HGT 1700, которые на 10% эффективнее предыдущей разработки Honeywell ВСУ для двигателей TPE331. Помимо ВСУ, Honeywell производит системы управления воздухом - систему отбора воздуха от компрессора, систему контроля среды, систему контроля давления в салоне и системы дополнительного охлаждения. Все это позволяет создать для пассажиров более комфортную атмосферу на борту с влажностью около 20% и сквозной циркуляцией воздуха.

Компания Hamilton Sundstrand поставляет для А350 турбины с приводом от набегающего потока воздуха мощностью 100 кВА, которые размещаются на нижней поверхности фюзеляжа.

Несмотря на возникшие у проблемы, во время испытаний самолеты А350 все же оснащались более выгодными, с точки зрения частоты обслуживания литий-ионными аккумуляторами (хотя изначально планировалось использование никель-кадмиевых аккумуляторов).

В конце 2015 года французская компания Saft Groupe SA поставила облегченные литий-ионные аккумуляторы для Airbus А350.

Топливная система Airbus А350 полностью производится американской компанией Parker Hannifin Corporation. К ней относятся системы создания инертной среды, системы измерения и управления потреблением топлива, механическое оборудование и топливные насосы. Кроме того, Parker Hannifin также поставляет элементы гидравлической системы: резервуары, трубопроводы, аккумуляторы, тепловое управление, изоляцию, программное обеспечение и новые конструкции насосов, работающих от двигателей самолета и от электродвигателей.

Модификации Airbus A350

Разработка трех базовых модификаций Airbus A350 была начата в 2006 году. Первым совершил полет лайнер A350-900. Модель -1000 начала летать в 2017 году. Работы над версией -800 были прекращены в 2014 году.

A350-800 - укороченная версия самолета, рассчитанная на перевозку 280 пассажиров в трехклассовой компоновке на расстояние до 15 200 км. Изначально планировалось укоротить фюзеляж на 10 секций и увеличить дальность лайнера, но после проведения исследований оказывалось, что оптимизировать самолет очень сложно и он практически не будет превосходить модель -900, которую, в итоге, предпочли авиакомпании. В конце концов, на авиасалоне Фарнборо, Airbus анонсировал лайнер A330NEO, который должен был занять эту нишу рынка, а работы над моделью -800 были прекращены.

А350-900 - первая базовая версия самолета введённая в эксплуатацию в 2014 году. Лайнер может перевозить до 325 пассажиров при трёх классах комфортности. Максимальная дальность полёта - 15 000 км. По заявлениям Airbus, A350-900 на 30 % экономичнее в расчёте на одно место и имеет на 25 % меньшую стоимость эксплуатации по сравнению с Boeing 777-200ER. Часовый расход топлива А350-900 составляет 5800 кг/час по сравнению с 6700 кг/час у Boeing 777-200ER.

A350-900R - модификация с увеличенной дальностью полета. Предполагает установку двигателей с увеличенной тягой, усиленную конструкцию и шасси при взлетной массе до 308 тонн. Это дает возможность увеличить количество топлива и дальность еще на 1500 км.

A350-900F - грузовая модификация самолета, способного доставить 92 тонны груза на расстояние до 9 300 км.

A350ULR (Ultra Long Range) - ультра-дальнемагистральная версия Airbus A350 с взлетной массой до 280 тонн при объеме топлива до 165 тонн. Такое количество горючего позволит самолету совершать 19 часовые перелеты на дальние расстояния. Стартовый заказчик - Singapore Airlines заказавшая 7 самолетов A350ULR для полетов из Сингапура в США. При этом лайнер вмещает всего 170 пассажиров.

ACJ350 (Airbus Corporate Jet) - частный самолет на базе модели -900ULR. Лайнер может перевозить около 30 пассажиров со всеми удобствами, на расстояние до 20 000 километров.

A350-1000 - самолет с удлиненным до 74 метров фюзеляжем является самым большим из семейства лайнеров A350. Модификация вмещает до 366 пассажиров в трехклассовой конфигурации и может совершать полеты на расстояние до 14 800 км. На рынке он должен заменить A340-600 и является конкурентом для и Boeing 777X.

Фюзеляж самолета удлинен на 11 секций в сравнении с фюзеляжем модели -900. Кроме этого, претерпели изменения и элементы крыла, а так же шасси (основные опоры имеют шестиколесные тележки вместо четырехколесных). Тяга двигателей Trent XWB так же возросла. При всех этих изменениях и с увеличением пассажировместимости, дальность полета лайнера практически не изменилась (всего на 200 км меньше, чем у модели -900).

Технические характеристики


Top