Творческая личность, качества личности. Эссе на тему “Психология творчества” Творчество. Особенности творческой личности

Введение… 2

1. Понятие и структура творчества… 3

2. Особенности работы творческой личности с информацией… 7

Заключение… 14

Список литературы… 15


ВВЕДЕНИЕ

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

З.Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А.Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод - неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р.Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Ситуация научно-технической революции начала ХХI века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.

Актуальность изучения психологии творчества возникла в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.


1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСТВА

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество - это «способность создавать любую принципиально новую возможность».

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:

1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.

2. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.

В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем.

Это - процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.

Процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как формирование замысла и его реализация.

Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.

Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д.

Творчество издавна делят на научное и художественное.

Построение общей теории творчества, то есть переход от эмпирических к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому, что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.

Составления многих схем позволяют заключить, что творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру, которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.

Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.

Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения».

Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).

2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).

4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:

Звено столкновения с новым;

Звено творческой неопределенности;

Звено скрытой работы;

Звено эврика;

Звено развития решения;

Звено критики;

Звено подтверждения и воплощения.

Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.

Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность, доработанность.

Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.

Творчество - несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир.

2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека, как субъекта этой деятельности. Так как речь идет о культуре информационной, значит деятельность человека связана с информацией. То есть, информационная культура предполагает не только определенные знания, но и определенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией. Причем само приложение и совершенствование знаний значимо лишь в творчестве, реализованном в любой сфере жизнедеятельности человека. А потому мотивы творчества, мотивы этой деятельности человека являются естественной психологической компонентой такой характеристики личности, как ее информационная культура.

Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, есть способ «личностного» существования в противоположность обезличенному действованию, которое в своем предельно «очищенном» виде убивает личность. Не существует обезличенной деятельности, это абстракция. В условиях жизни личностное и деятельностное начала взаимно обогащают друг друга, и могут развиваться только друг через друга.

Вопрос о внешнем проявлении творческого начала личности фактически представляет собой вопрос об одной из сторон внешнего проявления креативности мышления личности. Думается, что интеллектуальная активность и есть одно из проявлений творческого начала в деятельности личности. Для возникновения и реализации творческой деятельности необходимо формировать способность к такой деятельности, что в свою очередь предполагает воспитание креативного стиля мышления, наличие которого отличает информационно-культурного человека.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

В понятии «информационная культура» ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Информационная культура – это :

· новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

· свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

· новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура творческой личности [Каракозов С. Д.] представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов. В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.

Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.

Академик А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества».

Информационная компетентность творческой личности - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Компетентность – составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.

В работе Моляко В.А. приводится следующее определение информационной компетентности. Это:

· мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

· совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

· знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

· способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

· опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

· опыт отношений «человек - компьютер».

Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности.

При рассмотрении сущности информационной культуры необходимо учитывать представления исследователей об информационных процессах в науке. Так при рассмотрении психолого-педагогической науки в информационной парадигме как системе сбора, переработки и хранения информации, все большее значение приобретают информационные модели:

· совокупность сигналов, несущих информацию об объекте управления и внешней среде, организованная по определенным правилам и имеющая значение для принятия решений;

· схема потоков информации, обращающейся в процессе управления объектом (чаще всего, в форме графов, схем, планов с включением прямых и обратных информационных связей);

· система упорядоченных по особым правилам сигналов, генерируемых средствами переноса и отображения информации и несущих информацию об объекте управления, контроля, исследования внешней среды в самой системе управления;

· совокупность понятий и их семантических связей в информационном поле, если само понятие – информационная модель объекта, процесса, явления или системы на естественном языке.

Основы информационной культуры творческой личности включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает;

· поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);

· знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);

· умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);

· работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);

· использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

· анализ и синтез полученной информации;

· умение выделять главное из множества второстепенного;

· переработка (осмысление) информации;

· запоминание информационных единиц;

· дальнейшее восстановление в памяти;

· превращение полученной информации в собственное знание;

· процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Формирование информационной культуры творческой личности имеет свои особенности:

· инициативность, умение самому находить решение своих проблем;

· интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, организованное чтение, организаторские качества;

· умение самостоятельного анализа информационной ситуации;

· ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов;

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. Следовательно, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М.: Наука, 1971.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997.

5. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. – СПб.: Питер, 2004.

6. Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс, 2002. - № 11.

7. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. – М.: ИНФРА-М, 2000.

8. Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. Материалы научной конференции. – М.: МГУ, 2004.


Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М.: Наука, 1971.

Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М. Высшая школа, 1998.

Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. Материалы научной конференции. – М.: МГУ, 2004.

Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. – СПб.: Питер, 2004.

Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс, 2002. - № 11.

Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М. Высшая школа, 1998.

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать...

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одн

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одним из способов и видов отдыха. Кого-то это расслабляет, но я пришла к выводу, что творчество – это тоже работа, причём работа важная. Ещё нужно понять, что для творческой личности не должно быть понятия «получается» или «не получается» - здесь важен сам процесс. И всё-таки важное понятие о креативности и креативной личности. Креативность – это не просто умение создавать что-то новое, не просто творческий процесс в целом; это – особая форма мышления, особый склад ума, особенность самой личности, самого индивидуума. Креативная личность – это человек, готовый к переменам, готовый посмотреть на какой- либо вопрос с самых разных сторон, перебрать все варианты; человек, необычно мыслящий, видящий образы; человек, не боящийся ошибиться, всегда ищущий пути решения, смелый и свободный в своих суждениях; прислушивающийся к идеям других людей и дополняющий их; открытый к сотрудничеству, дружелюбный и желающий творить. Даже не имея каких- либо из этих качеств, нужно стремиться их в себе развивать. Как мы знаем из работ известного американского психолога Абрахама Маслоу, творческая направленность, врожденно свойственная всем людям черта. В процессе жизни данная черта исчезает, в силу действующего устройства институтов воспитания, подготовки и образования. Фактически после 10 лет школы, большинство лиц молодого возраста утрачивают способность к творчеству и креативу. Об этой проблеме, кстати, рассуждает Попов С.В. в своем проекте «Детство», вызвавшем недавно широкий резонанс в российском обществе. Хочется также отметить, что в результате своего жизненного пути, стиля жизни, индивидуумы по-разному

адаптированы для ведения креативной деятельности. Кому-то творить и мыслить креативно легко, кому-то нужно в этом помогать. Также нужно сказать о том, что креативность – прежде всего качество, необходимое для учителя, для его работы. Если наш мир настолько многогранный и переменчивый, мы должны соответствовать ему; и потом, учитель работает с новыми поколениями, а они, как мы знаем, всегда впереди планеты всей, да это и правильно. Креативность и особое мышление помогают учителю быть ближе к детям, понимать их, быть с ними на одной волне, иметь точки пересечения. Ведь если учитель «законсервируется» в своей точке зрения, не будет развиваться и развивать своё мышление, то он никогда не найдёт общего языка с детьми, у которых креативное мышление должно быть развитым. Учитель должен помогать детям и поддерживать их мысли, а не мешать, спорить и ставить палки в колёса. Какого учителя ждут школьники? Умного – да; эрудированного – конечно; грамотного – безусловно. И все-таки: оригинального! с выдумкой! Только тогда творчество учителя становится творчеством ученика, а именно такая личность – креативная, разносторонняя - интересна детям. Только тогда совместное творчество становится интересным и важным, только тогда учитель способен заинтересовать ученика, сделаться в их глазах человеком открытым и мыслящим остро, современно. Учитель для детей – человек, который всё знает, всему учит. Это и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Для этого учителю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то недолго, избегать монотонности, скуки. Поэтому учитель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. Некоторые факторы способствуют развитию креативности. Например, необходима определённая креативная среда, в которой находятся люди. Для креативной среды свойственны следующие черты: Игровая форма. Игровое отношение к делу, не ограниченное рамками действующих норм, установок, канонов позволяет индивиду, либо группе людей находится в легком, эйфорийном состоянии, не проблематизируя, нелепые на первый взгляд обсуждения, на основании которых может родиться достойная идея. Толерантность. Терпимость к чужим мнениям и позициям, обеспечивает возможность концентрации разных представлений о должном устройстве объекта обсуждения, на сопоставлении которых можно получить креативную

идею. Именно поэтому города издревле являлись центрами социальных и технических инноваций. В стенах города уживались люди разных слоев общества, вероисповедания и образования. Симбиоз разных представлений обеспечивал выработку новых идей. Коммуникация. Необходимость вступления в диалог, понимание чужого мнения и его переосмысление, аргументация собственной позиции и получение обратной связи, является также основанием для создания собственной идеи. Дух свободы. Состояние свободы является одним из главных условий создания креативной идеи. Человек не свободный от общественных представлений, установок, не смеющий выйти за их рамки, усомниться в них, не может создавать креативные идеи. Итак, креативность является неотъемлемой характеристикой для человека, которому важно удовлетворить потребность в самовыражении, который открыт всему новому и обладает особым типом мышления – именно не рациональным, а креативным, где зачастую важен не просто сам результат, а как раз путь к нему; как раз все те идеи и мысли, которые приходят в голову. К тому же, талантливый человек просто обязан обладать креативным мышлением, быть человеком своего времени, эти качества зачастую связаны и пересекаются. Я считаю, что очень важно обладать креативным мышлением, потому что это помогает не отставать от современного темпа жизни, решать много задач одновременно, способствует мозговой активности, помогает общению с людьми, а также просто необходимо для работы учителем, где часто нужно думать в определённом игровом ключе, знать, как наиболее оптимально и иногда даже оригинально подать тот или иной материал, чтобы заинтересовать учащихся, которые в первую очередь являются детьми; нужно обладать креативным мышлением хотя бы для того, чтобы написать подобное эссе или придумать для учащихся похожее задание. Также считаю себя креативной личностью: мне всегда интересно выполнять творческие задания, я общаюсь с креативными людьми, охотно прислушиваюсь к интересным мнениям, много читаю, пытаюсь писать произведения сама, придумываю идеи для интересного досуга, например, для семейных праздников. По моему мнению, в современном мире человеку сложно не быть креативным, не привыкнуть к новому способу мышления: доступность любой информации позволяет познакомиться со множеством мнений, а также обязывает к многозадачности и творческому мышлению. Думаю, что каждому человеку необходимо развивать в себе творческую составляющую и быть креативным.

Каждый вид деятельности имеет как свои преимущества, так и определенные недостатки. Люди занимаются разными делами, а потому формируются соответствующим образом. Каждый вид труда оставляет свою печать на характере человека, на его личности, таким образом делая жизнь этого человека сложнее или проще. Чаще всего люди задумываются о том, какая судьба у людей творческих профессий.

Говоря о творческих личностях, можно вспомнить некоторые особенности, как негативные, которые делают этот вид деятельности более сложным, так и положительные, способствующие упрощению жизни творческого человека. Любое творчество требует вдохновения. Человек не может справиться с теми или иными проблемами или делами творческого характера, если у него нет вдохновения ​​ими заниматься.

Люди, интересующиеся искусством, хотят видеть в произведениях душу автора, его искреннюю отдачу, они хотят увидеть любовь автора к его труду. Если вдохновения нет и такой любви нет, если автор занимается творчеством, заставляя самого себя, то вряд ли у него получится что-то красивое и такое, что может поразить ценителей искусства.

Еще одной отрицательной стороной творческой деятельности является то, что творчество часто не является доходной деятельностью. То есть человек творчества очень быстро может столкнуться с ситуацией, когда на его работу просто нет спроса, а потому он не может ее продать и обеспечить себя продуктами первой необходимой. По этой причине столь часто можно видеть творческих людей, которые действительно живут достаточно бедно.

Безусловно, есть аспекты, которые делают жизнь творческой личности более простой, чем у остальных людей. Во-первых, собственный интерес человека к своему занятию делает его деятельность более простой, в то время как обычные люди часто ходят на работу, делают какие-то мелкие дела каждый день и со временем испытывают усталость от рутины и чувствуют отсутствие интереса к своей работе.

Творческий же человек вовлечен в процесс созидания, он действительно его волнует и восхищает. Еще одним плюсом является то, что, если у человека действительно хорошо получается, он может стать по-настоящему успешным, тем самым достигнув одного из величайших благ на земле — получение настоящей радости от дела, которое одновременно с тем приносит и доход.

Любая деятельность имеет преимущества и недостатки, но творческая деятельность при этом имеет свою специфику. Творческий человек чем-то напоминает игрока: если ему повезет, он может стать по-настоящему успешным и счастливым. Если же нет, он будет обречен на жалкое существование, а плоды его творчества будут никому не нужны.

Именно творческое мышление является движущей силой развития и совершенствования, как отдельного индивида, так и всего человечества. Главная цель и итог творческой деятельности человека – создание чего-то объективно нового, что не было создано прежде. Не будь у людей такой способности, как творческое мышление, скорее всего, мы до сих пор жили бы в пещерах и убивали камнем мамонтов. Ведь всё то привычное, что сейчас нас окружает в какой-то мере является продуктом творчества. И стол, и стул, и различные гаджеты были придуманы и созданы человечеством, и являются культурой, в широком смысле слова. Таким образом, сложно преуменьшить значение творческого мышления в нашей жизни. А психология творчества – это как раз тот раздел психологии, который изучает процесс творчества, особенности творческого мышления, преграды на пути творчества и ищет пути преодоления этих преград.

Несложно объяснить, почему меня заинтересовала именно эта тема исследования. Я с ранних лет увлекаюсь творчеством таких знаменитых художников, поэтов и писателей, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Иван Бунин и многие другие, поэтому для меня исследование на тему психологии творчества – отличная возможность лучше понять, что являлось движущей силой этих великих людей, когда они создавали знаменитые работы.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнений. Вопрос о творческом мышлении был актуален во все времена. Даже задолго до преобразования психологии в самостоятельную науку, делались попытки объяснить феномен творческого мышления, и до сих пор не прекращаются исследования в этой области знаний. Но, конечно, психология творчества не ограничивается официальными рамками науки. Она охватывает всю нашу жизнь. Ведь почти каждый день мы встречаемся на улице или дома, на работе или учебе, в музее или в интернете с различными произведениями искусства: картинами, архитектурными сооружениями, скульптурами, стихотворениями или рассказами. И психология творчества не только поможет обществу понять, как они создавались, но и объяснит, как самим стать создателем.

Творческое мышление становится всё более ценным для личности в век, когда нарастает значение индивидуализма и уникальности. «Не быть как все», – девиз современного человека. Тогда перед человеком встаёт вопрос: А как преодолеть конформность и стать творческой личностью?

Итак, цель моего исследования – выявить способы стимулирования творческого мышления.

В своём исследовании ставлю следующие задачи :

  • Обозначить особенности творческой личности.
  • Рассмотреть этапы творческого процесса.
  • Исследовать преграды для творчества.
  • Найти решение преодоления этих преград.

Объект данного исследования – творческое мышление.

Предмет исследования – творческая личность.

Метод исследования – изучение различного материала по данной теме: психологические теории, опросы, проводимые эксперименты.

Творчество. Особенности творческой личности.

В начале исследования необходимо определиться, что же мы понимаем под основными понятиями работы «творчество» и «творческая личность». Какого человека можно назвать действительно творческой личностью?

Под термином «творчество» ученые понимают процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления - уникальность его результата. То есть, никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. К примеру, в детском саду десяти детям дали одно и то же задание: нарисовать домик (исходное условие), но ни у кого из детей не получится абсолютно одинаковых рисунков (результатов). Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие личные свойства и способности. Именно поэтому говорят, что творец вкладывает душу в свои работы. Этот факт уникальности дает продуктам творчества дополнительную ценность в отличие от продуктов производства. Психология творчества выделяет следующие виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, философское, художественное, повседневно-бытовое и так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком понимании, – это человек, обладающий творческим мышлением и имеющий развитые творческие способности, позволяющие ему создавать новое без особых усилий. В вопросе появления творческого мышления и творческих способностей в психологии существует два основных мнения: способность к творчеству – это врожденное свойство индивида или это приобретённая способность, которую можно развивать. Но есть и мнение, объединяющее две крайности: творческие способности обуславливаются задатками, но во многом зависят от того, как индивид будет их развивать. И я согласна с этим мнением. Если у индивида есть предрасположенность к какой-либо творческой деятельности, то, совершенствуя свои способности в этой сфере, он может развить их до уровня таланта или даже гениальности. К примеру, знаменитый поэт и писатель А. С. Пушкин, чтобы по праву называться гением русской литературы, немало трудился, много писал, постоянно развивая свой талант. В противном случае, личность утрачивает способности к творчеству и творческому мышлению.

В психологии творчества существует множество критерий креативности – способности к творческому мышлению. Так, в гештальтпсихологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

  • не быть ограниченным, ослепленным привычками;
  • не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
  • не действовать механически;
  • не занимать частичную позицию;
  • не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
  • не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Иными словами, творческая личность должна мыслить самостоятельно и рассматривать ситуацию в целом, не выделяя отдельные элементы.

Американский психолог Гилфорд Джой Пол выделяет такие критерии творческого мышления:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

Другой психолог А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

  • независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,
  • неконформность оценок и суждений
  • открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,
  • восприимчивость к новому и необычному;
  • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,
  • конструктивная активность в этих ситуациях;
  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

В психологии существует и много других классификаций критерий творческого мышления, но, в сущности, они все похожи: главное – это то, что творческая личность обладает нестандартным мышлением и не подвергается влиянию стереотипов.

Творческий процесс и преграды для него.

Стадии творческого мышления каждый психолог выделяет по-своему. К примеру, Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами:

  • Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения. Пуанкаре так описывает эту стадию: «Я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной… каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».
  • Инкубация - временное отвлечение от задачи. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
  • Озарение - появление интуитивного решения. Это момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
  • Проверка - испытание и реализация решения. Когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения.

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  • Период интеллектуальной готовности.
  • Усмотрение проблемы.
  • Зарождение идеи - формулировка задачи.
  • Поиск решения.
  • Получение принципа изобретения.
  • Превращение принципа в схему.
  • Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Способов выделения стадий немало, но и здесь можно выделить общие черты. В целом, можно сказать, что творческий процесс делится на теоретическую и практическую части: сначала идея зарождается и обрабатывается в сознании индивида, а затем она воплощается в реальность. К примеру, перед тем как нарисовать картинку, мы сначала видим её образ у себя в голове.

Так что же мешает многим людям развивать и использовать свое творческое мышление? На этот вопрос и пытается ответить психология творчества. К основным факторам, мешающим творческому мышлению можно отнести конформизм, внешнюю и внутреннюю цензуру, ригидность и желание найти ответ немедленно.

Теперь рассмотрим каждый фактор в отдельности. Конформное поведение – морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, более того, особенностями социальной среды в широком смысле слова.

В ряде художественных и философско-критических произведений социальная среда выступает в качестве враждебной силы по отношению к творчески одаренным людям. Враждебность общества к проявлению творческих способностей нашла отражение в словах главного героя произведения Дидро «Племянник Рамо», заявлявшего: «Гениальные люди отвратительны; и если какой-нибудь ребенок появляется на свет с характерными признаками этого опасного дара на лбу, его следует либо задушить, либо выбросить на съедение собакам». Аргентинский психолог Х.Инхениерос в книге «Посредственность» оправдывает такое отношение, характеризуя его как охранительное, а значит полезное для общества.

Эссе на тему “Психология творчества” обновлено: Октябрь 22, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Салтыкова Екатерина Владимировна
Эссе «Воспитатель-творческая личность»

Каждый воспитатель должен иметь качества, которые выделяют его в обществе. Воспитатель является примером для подражания. Чтобы быть примером для детей и взрослых, нужно очень много и плодотворно работать. Порой приходится жертвовать своим личным временем . Поиск нового, инициативность и творческая деятельность являются приоритетными направлениями в моей работе. Заниматься самообразованием, работать со всей отдачей и требовать от себя больше и больше – так я вижу потребность сегодняшнего дня и пытаюсь быть на шаг впереди. Педагогам необходимо оттачивать свое мастерство, используя все достижения в науке и образовательной практике. Пользоваться всеми возможными инновационными технологиями. Воспитателю нужны навыки из различных сфер , чтобы передавать их воспитанникам , и помогать им раскрыть окружающий мир. Ребенок должен развиваться в соответствии современному времени. Воспитатель сегодня – это педагог, объединяющий в себе и психолога, и актера, и режиссера, и друга, и т. д. Творческий потенциал детей напрямую связан с творческими способностями воспитателя , в связи с этим и нужно способствовать максимальному творческому развитию педагога.

Воспитатель сегодня - это творческий педагог, который применяет в своей деятельности все новейшие разработки. Для более эффективного воспитательного процесса необходимо заниматься поиском новейших методов, с помощью которых возможна передача знаний от педагога воспитанникам . В своей педагогической деятельности я часто пользуюсь методикой М. Мантессори, сказкотерапией, изотерапией.

На занятиях помимо обычной лепки, аппликации, и рисования, дети в нашей группе учатся и другим техникам творчества, набрызгиванию, рисованию крупой, пальчиковому рисованию. Очень важное значение имеет обустройство предметно-развивающей среды. Я стараюсь красиво оформить все уголки группы, у нас имеется уголок для дидактических игр, уголок природы, музыкальный уголок, уголок ряжений, стенд для детских рисунков, очень многое сделано своими руками. Мне нравится заниматься рисованием, лепкой, шитьем, мастерить и эти качества передаю и своим воспитанникам .

В работе воспитателя необходимо быстро находить подход к любому ребенку, определять индивидуальные особенности и способности детей. В профессии воспитателя нужно быть творческой личностью , без энтузиазма и азарта заинтересовать детей очень сложно.

Я стараюсь участвовать во всех мероприятиях в нашем детском саду. Мы отмечаем дни рождения детей, участвуем в различных конкурсах . Творчество ведет к новым идеям, новым взглядам, настраивает детей на устремленность к новому, не познанному. Я стараюсь постоянно развиваться творчески сама и открывать творческие способности своих воспитанников .

Воспитатель МАДОУ №28 г . Нижний Новгород

Салтыкова Екатерина Владимировна


Top