Земледелие в древние времена. Когда человек начал заниматься земледелием? Каменное топорище с отверстием для рукоятки

21-03-2014, 06:24


На территории, занимаемой сегодня Россией, земледелие возникло позднее, чем в странах Древнего Востока и юга азиатского материка. Одна из главных причин этого - грандиозное оледенение, которое в четвертичный период охватило всю северную часть территории современной России, дошло до южных районов Украины, гор Тянь-Шаня и Памира.
Лишь по мере таяния ледников и отступления их на север здесь появилась растительность, а за нею и животный мир. Постепенно с юга русские равнины стали заселяться человеком, появились зачатки земледелия. Наиболее благоприятными условиями для развития земледелия отличалась южная часть центральных областей страны, где свободные от леса площади перемежались с лесными массивами, а почвы были довольно плодородны.
На территории Краснодарского края и Закавказья наиболее древние очаги земледелия относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Территория от Днепра на востоке до Карпат на западе и до Балтийского моря на севере с конца третьего и во втором тысячелетии до новой эры была заселена нашими далекими предками славянскими земледельческими племенами антов и венед.
В средней полосе России (бассейн верхней Волги и Оки) переход от охотничье-рыболовецкого промысла к земледелию и скотоводству отражает так называемая дьяковская культура, названная по раскопкам древнего городища Дьяково под Москвой. Земледелием здесь древние россияне стали заниматься во второй половине 1 тысячелетия до новой эры - на грани эпохи бронзы и раннего железа.
В середине 1 тысячелетия до н. э. юг нашей страны населяли многочисленные племена скифов и сарматов. В основном они вели кочевой образ жизни, но имелись и оседлые племена, занимавшиеся земледелием. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, жившего в 5 веке до н. э., земледельческие племена, населявшие низовья Днепра, Буга и Днестра, выращивали хлеба не только для себя, но и на продажу.
Византийский писатель Маврикий Стратег так писал о восточнославянских племенах, живших в лесостепных и лесных районах: «У них большое количество скота и плодов земных, лежащих в кучах (скирдах), в особенности проса и пшеницы».
До середины 1 тысячелетия до н. э. (до освоения производства железа) обработка земли велась деревянными лопатами, роговыми или каменными мотыгами. Располагая такими примитивными орудиями, древние земледельцы не могли освобождать землю от леса. Поэтому обрабатывались лишь небольшие безлесные участки. Земледелие носило огородный характер с устройством гряд или клумб.
С появлением железных орудий - топора, мотыги, наконечников пахотных орудий - появилась возможность расчистить от леса значительные площади и распахать целинные земли (рис. 45). К этому времени земледельцы начали использовать животных в качестве тягловой силы.

Использование человеком животных, физически гораздо более сильных, чем он сам, позволило ему не только значительно увеличить силу своих мышц, но также дало возможность превращать грубые (не пригодные для человека) корма в полезную форму энергии. Освоение больших территорий стимулировало переход от огородного земледелия к полевому.
В это время земледелие стало играть значительную роль в жизни славян, оно отделилось от домашнего хозяйства. А поскольку земледелием преимущественно занимались мужчины, к ним перешло главенство в хозяйственной и общественной жизни. Так развитие земледелия определило смену матриархата патриархальной семьей - с главенством деда, отца или старшего брата.
Земледелие оставалось основным занятием всех славянских племен и на протяжении средних веков новой эры. Технология его основывалась на применении примитивных пахотных орудий, борон, железных серпов и деревянных цепов для обмолота хлеба. В земледелии господствовали зерновые культуры, тягловой силой в северных районах были лошади, а на юге быки.
Преобладало натуральное потребительское хозяйство. Часть продукции шла для обеспечения княжеских дворов с их дружинами и снабжения зарождавшихся городов. Продукцию продавали или обменивали на кустарные изделия горожан-ремесленников.

История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает

за незнание уроков.

В. О . Ключевский

ПЕРВОБЫТНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

История человечества включает два периода - первобытный и период существования сложно организованных классовых обществ. В первобытное время человек становится действительно человеком в прямом смысле этого слова, возникает его культура. Коллективы людей были небольшими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому называются первичными или первобытными.

Сначала люди, для того чтобы добыть пищу, занимались собирательством и охотой, пользовались каменными орудиями. Потом начали выращивать нужные растения, строить жилища, создавать поселения. Люди в первобытных общинах были равными по положению, имели одинаковые права и обязанности, среди них не было богатых и бедных. Отношения между семьями и людьми определялись родственными связями, где нормой была помощь и взаимная поддержка.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три века: каменный, бронзовый и железный. Самый продолжительный каменный век - он начался около 2,5 млн. лет тому назад, а закончился за III тыс. лет до и. э. Бронзовый век длился более 2,5 тыс. лет, а в середине II тыс. до н. э. наступил железный век, в котором мы живем. Каменный век делят на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит (2,5 млн. лет - 12 тыс. лет тому назад), средний каменный век, или мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.), новый каменный век, или неолит (8-3 тыс. лет до и. э.).

Тысячелетиями человек жил как охотник-собиратель. Источником его существования была охота на дикого зверя и птиц, ловля рыбы, сбор съедобных плодов и кореньев. Одним из неудобных свойств съедобных растений является их сезонность. Даже в тропиках можно собирать плоды лишь летом. Первобытный человек, питающийся растениями, испытывал перебои с пищей. Особенно это отмечается в горах или северных местностях, где долгое время лежит снег, мешает поискам корней и клубней, деревья сбрасывают плоды и листву.

Наступление зимы вызвало потребность у первобытного человека делать запасы пищи. Н.М. Пржевальский дает сведения об использовании дикорастущих растений монголами Центральной Азии.

Мелкие семена солянкового растения «сульхир» составляли продукт питания. Его собирали, обмолачивали, семена поджаривали, мололи ручными жерновами и получали муку, которой питались круглый год.

Совершенствование орудий охоты и рост населения привел к уничтожению естественных богатств природы, запасов пищи, что заставило первобытных людей искать другие источники существования, они начинают переходить к новым формам хозяйства. Одни из них, приручив животных, становятся кочевниками-скотоводами, другие переходят к земледелию: сбору растений, затем к их выращиванию.

Люди среднего каменного века внимание уделяли сбору съедобных растений, причем не всех подряд, а которые давали больше плодов и легче собирались. Среди них прародители современных злаков - пшеницы, ячменя, риса, которые в Азии произрастали на больших площадях. В Америке внимание людей привлекли маис (кукуруза), бобы, картофель, томаты. Обитателей Тихого океана - съедобные клубни ямса (многолетнее травянистое субтропическое и тропическое растение со съедобными подземными крахмалистыми клубнями массой от 4 до 8 кг) и таро (многолетнее субтропическое и тропическое травянистое растение, на концах корневища которого образуются крахмалосодержащие клубни массой до 4 кг).

Полезными оказались злаки. Зерна содержали все питательные вещества и насыщали организм. Их можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Зерна растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскаленном камне выпекали лепешки. Их можно было запасать в прок.

Зная, где находились злаки, когда они созревают, общины охотников с женами и детьми стали приходить туда. Зерна из колосьев стряхивали в мешки и корзины. Срезали стебли, для этого пользовались прямым жатвенным ножом - предшественником серпа. Его основа была костяной или деревянной, лезвием служили несколько закрепленных в ней острых каменных пластинок.

Древние признаки сбора диких злаков обнаружены в горах Кармел на территории Палестины (область в Западной Азии, на которой расположены Израиль и автономные палестинские территории - западный сектор реки Иордан и сектор Газа). Они относятся к IX-VIII тыс. до н. э. Здесь в эпоху мезолита жили охотники и рыболовы из группы племен, культура которых называется натуфийской. Они не кочевали, а проводили время на одном месте, то есть оседло, что не характерно для бродячих охотников и собирателей. Эти племена жили в пещерах и гротах, основывали постоянные поселения на берегах рек и озер, состоящих из небольших круглых домов. Занимались охотой, рыболовством и систематическим сбором дикорастущих злаков - эммера (дикая тетраплоидная пшеница-двузернянка) и ячменя, не исключены и первые попытки их возделывания. Обладали совершенными для ранней эпохи кремневыми серпами, состоящими из вкладышей в костяной резной рукоятке, изображавшей форму оленьей головы. Степень изношенности кремневых вкладышей серпов указывает на собирание злаковых растений в значительных масштабах. Они выдалбливали в скале у жилища углубления, служившие ступами, края которых были выше уровня площадки. Использовали песты из базальта. Возраст натуфийской культуры определяется в 9-8 тыс. лет до н. э.

Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зерна прорастали в земле около поселения. Разрыхлив почву заостренной палкой, с обожженным концом, вручную делались мелкие углубления для того, чтобы присыпать землей посаженные семена. Эта палка позже изготавливалась с уступом для нажима ногой. Посевы можно было выращивать, защищать от диких зверей и птиц. Работа не была тяжелой, ее могли выполнять женщины, старики и дети. Так люди становились земледельцами.

Первые попытки земледелия приурочены к лесистым горным долинам. Открытые степи, лишенные убежищ, деревьев как материала для изготовления орудий, бедные водой и требующие преодоления больших пространств, были освоены позднее, с приручением домашних животных, среди которых была лошадь, которая давала возможность передвигаться. В горных долинах пещеры давали убежище, деревья - топливо и материал для поделок. Древнейшие люди не знали обработки металлов, пользовались каменными орудиями. Период, когда люди изготавливали ножи, топоры, скребки из кремня или твердых камней, называется делювиальной эпохой.

Из трех веществ, необходимых для жизни человека, углеводов, жиров и протеинов (белков), в питании преобладали и преобладают углеводы. Они содержатся во многих растениях, среди которых есть виды, дающие легко усвояемые организмом крахмалистые вещества. Эти растения употребляются в пищу с древности. Но не все растения, могут рассматриваться как культурные. Их делят на четыре группы:

  • 1) дикорастущие виды, используемые в диком состоянии путем сбора корней, плодов, зерен, стеблей;
  • 2) «культивируемые» или малоизмененные виды;
  • 3) культурные виды, не встречающиеся в диком состоянии в природе, но связь их с дикорастущим миром может быть прослежена;
  • 4) культурные растения, давно утратившие связь со своими дикими предками (кукуруза, пшеница, лен, дыня).

В эпоху неолита, или нового каменного века, появилось первое примитивное орудие - мотыга. Она позволила приступить к возделыванию почвы, то есть рыхлению для уничтожения дикой растительности и заделки посеянных разбросным способом семян хлебных или овощных растений. Возникло мотыжное земледелие. До появления плуга полевые работы выполнялись мускульной силой человека.

Земледелие и животноводство возникли в эпоху первобытнообщинного строя и явились главным фактором, способствовавшим росту производительности труда и накоплению богатств человеком, что привело в последствии к крушению этого строя.

В основе деятельности человека, при полуоседлом образе жизни, лежало стремление использовать естественное плодородие почвы. В то время не могло быть даже речи о зачатках научных основ земледелия. Лишь в более поздний период у оседлого человека появилась забота о повышении плодородия почв. С этим процессом связано зарождение земледелия. Развитие его определялось накоплением человеком знаний об условиях жизни сельскохозяйственных растений.

С появлением земледелия увеличились возможности ведения хозяйства. Теперь предусматривали сроки созревания и размеры урожая. Земледелие явилось экономической основой развитых культур и цивилизаций. Хозяйство древних племен и народов основывалось на земледелии и скотоводстве. Эти два «кита» древней экономики сопутствовали друг другу и были тесно взаимосвязаны.

Для перехода к земледелию необходимы предпосылки. Первая (что учтено в схеме Н.И. Вавилова) - благоприятный геоботанический фон, наличие растений, пригодных для культивации и подходящие физико-географические условия для возделывания растений с соответствующими почвами и климатом. Второй предпосылкой является наличие человеческих коллективов с высоким уровнем развития техники, что связано с накоплением положительных знаний. Имеющиеся археологические материалы показывают, что первые земледельческие центры складываются там, где коллективы людей стояли на высокой ступени развития и исчерпали возможность собирательства.

Первым регионом, где люди начали выращивать растения, разводить домашних животных и переходить к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток. На территориях современного западного Ирана, Северного Ирака, части Сирии, юго-востока Турции, Палестины это произошло в VIII-VII тыс. до н. э. В VII-VI тыс. до н. э. земледелием начали заниматься в северо-западной части Индостана. В Юго- Восточной Азии первые признаки земледелия относятся к X тыс. до н. э., но шире оно распространяется к VI тыс. до н. э. В это время земледелие становится известным на территории современного Китая и Японии. Новые способы ведения хозяйства быстро распространялись. В Средней Азии земледелие стало известно в конце VII - начале VI тыс. до н. э. и пришло сюда из Ирана и Ирака. В VI-V тыс. до н. э. земледелие распространилось на территорию Южного Закавказья. В Египте собирательством диких растений занимались в среднем каменном веке, но земледелие появилось в V тыс. до н. э. Семена культурных растений проникли сюда из соседних районов Юго-Западной Азии. В южную Европу земледелие и скотоводство стали проникать в VI-V тыс. до н. э. Постепенно они распространились на север, хотя это было связано с большими трудностями из-за неблагоприятных почвенно-климатических условий региона. В Америке первые признаки земледелия появляются в начале VI тыс. до н. э. В это время в Центральной Америке стали выращивать кукурузу, амарант, бобы, агаву.

В настоящее время на основе новых археологических материалов выделяют четыре самостоятельных и древних очага сложения земледельческих культур, причем они выделены Н.И. Вавиловым.

Переднеазиатский очаг. Раскопки последних десятилетий открыли поселки оседлой культуры VII-VI тыс. до н. э., жители которых возделывали ячмень и пшеницу-однозернянку. С этим очагом связано распространение земледелия в Египте и Юго-Восточной Европе (средиземноморская зона по Н.И. Вавилову).

Китайский очаг. Речные долины горного и Восточного Китая, бассейн реки Хуанхэ. Здесь позднее, чем в Передней Азии (IV-III тыс. до н. э.), складывается оседло-земледельческая культура, где возделывают китайское просо (чумиза), рис, пшеницу, гаолян.

Мезоамериканский очаг. Располагался в Мексике и примыкающими к ней с юга странами. Здесь в V-IV тыс. до н. э. культивировали бобы, перец, агаву, а к III тысячелетию до н.э. - маис.

Перуанский очаг. Оседлые обитатели возделывали тыкву, перец, хлопок, бобы и клубни ачиры, датируются III тыс. до н. э. Появление маиса относится ко второй половине II тыс. до н. э., что, указывает на заимствование из областей Центральной Америки.

Из занятия охотой возникло скотоводство. Представьте, что охотники поймали на охоте малень­ких козлят и ягнят! Их было жалко убивать. Люди стали строить специальные загоны для них, где они содержались и подрастали. Таким образом были при­ручены овца, коза, корова, свинья, лошадь.

Возле поселений древних людей всегда обита­ли дикие собаки, питавшиеся отбросами и остат­ками пищи людей. При приближении к поселению диких зверей они воем и лаем предупреждали лю­дей. Человек приручил собаку. Она стала незаме­нимым помощником древнего человека при охоте. Собаки быстро находили зверя и способствовали удачной охоте. Люди вкладывали много труда и терпения для одомашнивания и выращивания при­рученных животных.

1. Какие изменения в жизни древнего 2. Расскажите о жизни родовой общины, человека произошли в эпоху мезо- 3. Охарактеризуйте орудия труда эпохи лита? мезолита.

    Подумайте, в чем отличие земледе- 5. Как вы думаете, в чем отличие ско­лия от собирательства. товодства от занятия охотой?

Вопросы для самопроверки

    В какую эпоху появились лук и стрелы?

    в эпоху мезолита D . в эпоху энеолита

    Тонкие каменные пластины длиной 1-2 см называются...

    скребок С.нуклеус

    микролит D. наконечник

    В какую эпоху качался процесс одомашнивания животных и окультуривания рас­тений?

    в эпоху палеолита С. в эпоху неолита

    в эпоху мезолита D . в эпоху энеолита

    Когда возникло земледелие?

    100 тысяч лет назад D . 40 тысяч лет назад

    13 тысяч лет назад Е. около 10 тысяч лет назад

    35 тысяч лет назад

§ 5. Новокаменный век (неолит)

Новокаменный век (неолит) охватывает период 5-3 тысячелетий до н. э.

    Неолитические стоянки. В новокаменном веке древние люди во всех отношениях превосхо­дили людей предыдущих эпох. Они стали зани­маться ткачеством, шить одежду. Стали покрывать керамическую посуду орнаментом. В этот период был изобретен ткацкий станок.

Но во каменный век (неолит) охватывает период 5-3 тысяче­летий до н.Э.

Стоянки и поселения эпохи неолита повсемест­но встречаются в Казахстане. В этот исторический период охотники добывали в основном парноко­пытных животных, часто менявших места своего обитания. Неолитические охотники постоянно пе­редвигались за животными, и поэтому их поселе­ния были временными.

Тем не менее, наряду со временными встреча­ются и постоянные поселения древних людей. Это Усть-Нарым в Восточно-Казахстанской области, Караганда, Зеленая Балка в Центральном Казахста­не, Пеньки в Северном Казахстане. Все они распо-

ложены на севере Сарыарки, в междуречье Ирты­ша и Есиля (Ишима) и относятся к 5 тысячелетию до н.э.

Нерлитические памят­ники: наконечники стрел, глиняная посуда.

Самые древние неолитические стоянки на терри­тории Казахстана относятся к 5 тысячелетию до н.э.

    Памятники неолита. На территории Казах­стана найдено более 500 неолитических стоянок древних людей. По основным признакам неолити­ческие памятники, найденные в Казахстане, схо­жи. В Приаралье были найдены наконечники ко­пий, плоские ножи, заостренные с двух сторон на­конечники стрел.

На стоянке Пеньки в Северном Казахстане в большом количестве встречаются каменные руби­ла, плоские ножи, скребки из каменных пластин. Основным занятием древних людей, живших здесь, была охота на лесных зверей и водоплавающих птиц, а также рыболовство и собирательство. ВСе­верном Прибалхашье встречается очень много пред­метов, сделанных из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел. На стоянках Цент­рального КазахстанаКараганда, Зеленая Балка обна­ружено огромное скопление костей животных. Это служит доказательством того, что древние жители занимались скотоводством. Тем не менее, здесь ос­новным занятием людей оставалась охота. Люди так­же ловили рыбу, занимались как и прежде сбором диких съедобных растений. Обычно, подобные сто­янки располагались по берегам рек и озер.

В Жезказганском регионе найдено более 150 стоянок, древних мастерских, могильников. Погре­бения засыпаны большим слоем песка. Стены мо­гил укреплены каменными плитами. Человека хо­ронили головой на северо-запад. Такой обычай го­ворит о своеобразном мировоззрении людей эпохи неолита, об их вере в загробную жизнь.

Поселения Восточного Казахстана чрезвычай­но богаты на находки. Здесь часто встречаются мелкие каменные клинья, игравшие роль наконеч­ников. Изготовленные из этих мелких каменных

клиньев наконечники, резцы использовались для изготовления составных орудий. К ним относятся копья и стрелы, а также острые ножи с деревян­ными или костяными рукоятками. Составными они называются потому, что делались из различных материалов: наконечник или лезвие орудия обяза­тельно были сделаны из мелких заостренных ка­менных пластин. Кроме того, в Восточном Казах­стане в большом количестве были найдены плос­кие ножи, скрёбла, долото и тяжелые каменные то­поры. В эпоху неолита древние жители этих мест занимались земледелием, рыболовством и собира­тельством.

    Переход кпроизводящему хозяйству. При­родно-климатические условия эпохи неолита были схожи с современными. На территории Казахстана и соседних регионов в эпоху неолита древние люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Как вы знаете, раньше люди добывали себе пропитание охотой и собирательством. Оба этих занятия огра­ничивались использованием готовых богатств при­роды.

Вы также знаете, что каменный век делится на три периода. В самом развитом периоде каменно­го века - в неолите - человечество сделало много полезных открытий. «Человек разумный» по срав­нению со своими дальними предками намного усо­вершенствовал свои орудия труда. После изобре­тения лука люди поняли, что стрела, выпущенная

Устройство

сверло

Орудие труда, сделанное с помощью сверления

Каменное топорище с отверстием для рукоятки

Глиняная посуда

из лука, намного эффективнее, чем копье, брошен­ное рукой. Долото, вставленное в деревянную ру­коятку, превратилось в топор, а его удар был на­много сильнее, чем удар просто куском камня. Люди неолита научились плести из прутьев изго­роди, стали заниматься ткачеством и шитьем. Та­ким образом, развитие орудий труда привело че­ловека от охоты к скотоводству, от собирательства - к земледелию. Люди отошли от вековой зависимос­ти от природы. Теперь они сами производили все необходимые для себя продукты. В эпоху неолита усилился процесс прогрессивного развития обще­ства и сознания людей. Они начали заниматься зем­леделием, приручили диких животных. Древние люди стали заниматься и разработкой руд.

Около десяти тысяч лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты - скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство.

Тема: Жизнь первобытных людей

Урок: Возникновение земледелия и скотоводства

Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство. Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Совершенствуя способы охоты и собирательства, первобытные люди все равно испытывали трудности, связанные с недостатком пищи, они были вынуждены постоянно кочевать в поисках животных и съедобных растений. Люди зависели от природы.

Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зерна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.

Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Люди одомашнили диких собак, свиней, овец, коз и коров (рис. 1). Так из охоты возникло скотоводство.

Рис. 1. Дикие свиньи ()

Переход от присваивающего хозяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. Этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет.

В результате распространения земледелия и скотоводства стали появляться новые орудия труда. Для расчистки лесов под пашню стали изготавливать особо прочные каменные топоры из нефрита, палка-копалка превратилась в мотыгу, каменный нож для срезания колосьев был заменен костяным серпом с каменными вкладышами (рис. 2). Появилось более совершенное оружие для охоты.

Рис. 2. Орудия труда земледельцев ()

Для приготовления и хранения пищи стали использовать глиняную посуду. Примитивные горшки изготавливали из сплетенных из прутьев и обмазанных глиной корзин, позже люди научились обжигать глину. Так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное (рис. 3).

Рис. 3. Керамика (глиняная посуда) ()

Из шерсти овец и волокон льна люди научились изготавливать нити (прядение). С начала люди вручную сплетали нити, затем появился примитивный ткацкий станок. Так возникло ткачество (рис. 4). С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

Рис. 4. Ткацкий станок ()

Переход к земледелию и скотоводству, изобретение ремесел привели к изменениям человеческого коллектива. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами. Между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты, заключались союзы. Несколько родовых общин объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная история для школьников ().
  2. Всемирная история для школьников ().

Домашнее задание

  1. Из каких занятий возникли земледелие и скотоводство?
  2. Какие перемены произошли в жизни людей в результате неолитической революции?
  3. Какие функции в племени выполнял совет старейшин?

Апогеем развития присваивающего хозяйства раннеродовой общины было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики - земледелия и скотоводства, появление которых многие исследователи вслед за Г. Чайлдом называют «неолитической революцией». Термин был предложен Чайлдом по аналогии с введенным Энгельсом термином «промышленная революция». Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства для большей части человечества и многие племена оставались охотничьими и рыболовческими, не зная земледелия даже как вспомогательной отрасли производства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.

Изготовление керамики:
1 - спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 - налеп, Африка

Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки - биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая. Уже аборигены Австралии иногда пропалывали заросли злаков, а выкапывая ямс, зарывали его головки в землю. У семангов Малакки, в XIX в. стоявших примерно на той же стадии развития, что и бушмены, сбор дикорастущих плодов сопровождался начатками их культивирования - подрезкой верхушек деревьев, вырубанием мешавшего росту деревьев кустарника и т. п. Еще более тщательно заботились о новом урожае даров природы некоторые племена индейцев Северной Америки, собиравшие дикорастущий рис. Общества, стоящие на такой стадии хозяйственного развития, даже были обозначены немецким этнографом Ю. Липсом особым термином: «народы - собиратели урожая».

Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11-9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения - моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов - последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5-4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5-4 тысячелетий - тыква, перец, маис, картофель и др.

Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите - мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.


Top