Ценностные ориентации современной российской молодежи. Образовательный портал

ценностный ориентация молодежь социологический

Исследование ценностных ориентаций ведется относительно недавно. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. В 80-е годы С. Шварц (S. Schwartz) и В. Билски (W. Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику.

У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым в ИСЭП АН СССР . В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест.

Исследование ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, когда появились теоретические работы психолога Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки (1985-1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений . Наконец, в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и "переосмысления ценностей" в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина.

Многие социологические опросы последних 15 лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Полученные данные нередко трактуются как нарушение преемственности и передачи социокультурного опыта от старшего поколения к последующему. В этих выводах нашло отражение безвременье первых лет после распада СССР. В молодежной политике этого времени также заметно движение от жесткого регулирования к поддержке свободного самоопределения молодого человека, а в конечном счете - его опоры на собственные силы. Молодежь и молодежная политика оказались на периферии государственных интересов. Россия "ельцинского" периода была попросту не готова к борьбе со множеством новых для нее экономических, политических и социальных вызовов, и молодежь оказалась предоставленной сама себе.

События последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодёжи.

Специальная система ценностных ориентаций молодежи современный этап социализации подвергает значительной трансформации, причем прослеживается прямая связь между изменениями, происходящими в обществе и в системе ценностей.

Процесс трансформации ценностей происходит через осознанное принятие продиктованных реалиями жизни ценностных ориентаций, попытку руководствоваться ими в жизни и деятельности. Сохранение на уровне подсознания старых стереотипов вызывает определенные внутри-личностные конфликты и предопределяет вероятность вариативного прогноза относительно будущего.

Как правило, сформировав свою ценностную картину мира, человек сохраняет ее неизменной практически в течение всей жизни. Такая картина формируется преимущественно на том этапе социализации индивидов, который непосредственно предшествует периодам зрелости.

А дальше система ценностей человека меняется обычно только в кризисные периоды, к тому же эти изменения касаются в основном структуры ценностей и отражают изменения приоритетов, вследствие чего одни ценности становятся более значимыми, другие отходят на задний план в развитии и становлении личности.

А в обществах, которые трансформируются, эта традиционная система не срабатывает, поскольку в условиях существенных сдвигов в общественной системе ценностей для большинства людей настоятельной становится необходимость воспринять новые ориентиры и так или иначе перестроить личностную систему ценностей.

Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации общества России, происходящей в данный момент.

В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и изменение прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ.

Поэтому следует обратить внимание на развитие ценностных ориентаций рабочей молодежи. Ведь именно она, можно сказать, своими руками создает наше будущее. Кто же есть "рабочая молодежь"?

Согласно В.А. Лукову, молодёжь - это социальная группа, "которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также разделяющие распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие их символический и предметный мир" . Определение довольно четкое и полностью подходит к определению "рабочей молодежи" От молодежи обычной, рабочая молодежь отличается по выполняемым в обществе функциям и возрастной категории. Если к молодежи причисляются молодые люди от 14 до 30 лет, то к рабочей молодежи относятся лица старше 18 лет.

Если говорить о городской рабочей молодёжи, то в городском социуме она выполняет следующие функции. Прежде всего, это инновационная функция. Молодые рабочие способны преобразовать социокультурное пространство города посредством особого стиля жизни и производства материальных благ. Далее - это созидательно-творческая функция: молодые рабочие не только производят качественную материальную продукцию, но и к формируют новые формы существования человека в трудовой сфере. Затем это экономическая функция: рабочая молодёжь продолжает оставаться самой многочисленной экономической группой. Ещё одна функция - функция культурного проводника.

Наконец, рабочая молодёжь как часть городской молодёжи поддерживает социокультурное пространство города в постоянном тонусе, задаёт векторы его культурного и социального развития.

На основе сказанного определим вышеуказанную социальную группу. Рабочая молодёжь - это экономически активная подгруппа молодёжного сообщества, социальная роль которой в основном связана с материальным производством на определённом предприятии, детерминирующим её социально-экономическое и социально-психологическое положение в городском пространстве. Изменение социальных ценностей происходит из поколения в поколение. С процессами изменения общества, меняются и ценности молодежи. Являясь движущей силой развития, молодежь очень чутко реагирует на малейшие изменения состояния общества. В ценностных ориентациях молодежи выражается их отношение к действительности, к происходящему в обществе и мире.

Так, в 50-х - начале 60-х годов XX века молодежь, отвечая на вопрос о составляющих счастья, на первые места выдвигала любимую работу, желание любить и быть любимым, уважение окружения. В 80-х годах среди основных в системе ценностных ориентаций были выделены "политическая культура как важная ценность в формировании личности нового образца", "общественно-политическая активность, как одна из важнейших ценностей советского человека", "искусство как средство ценностной ориентации личности", "труд как высшую ценность социалистического образа жизни".

К числу первых по важности жизненных ценностей, с точки зрения "советской молодежи", принадлежали: стремление быть полезным обществу, иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого - материальное благосостояние; меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам слава. Следовательно, центром всей системы ценностей, способом самоутверждения, совершенствование каждого человека была общественно-полезная работа.

Разрушение мотивации труда началось еще в период так зазываемого "застоя". Оно продолжалось в эпоху горбачевской перестройки с ее половинчатыми реформами, лишавшими молодежь всяких ориентиров в результатах труда. И окончательной девальвации нормы трудовой этики подверглись благодаря стараниям современных реформаторов. Ценность труда в начале 90-х гг. XX в. существенно снизилась и, несмотря на ее возрастание во второй половине 90-х годов, разрыв между иными ценностями и труда на предприятии не уменьшился. У московских рабочих труд занимал третье место в системе ценностей, причем 3/4 опрошенных на частных и около 2/3 на коллективных предприятиях вовсе не включили труд в систему своих жизненных ценностей. В иерархии ценностей повседневной жизни у рабочих Пскова и Брянска труд на предприятии занимал также третье место. У молодых московских рабочих, не зависимо от типа предприятия и половых различий труд на предприятии занимал одно из самых последних мест в структуре ценностных ориентаций, 88, 6% опрошенных на коллективных и 84, 5% на частных предприятиях вообще не отметили его как значимую ценность.

Мотивация труда рабочих в 90-е годы XX века претерпела определенные изменения . Среди основных тенденций: гипертрофированный рост мотива заработка, возрастание материальных притязаний рабочих. Например, швеи на частном предприятии в 1993 г. полагали, что им надо платить в 3-4 раза больше, а в 1996 г. - в два раза больше, чем они получали. Московские рабочие хотели бы получать зарплату в три раза больше той, которую имели, 2/3 опрошенных оценивали свое материальное положение ниже среднего уровня. В 2000 г. только каждый третий опрошенный был удовлетворен размером заработной платы, даже на акционерном предприятии 1 из 4 респондентов полагал, что получает столько, сколько заслуживает. Следует отметить, что мотив заработка не может быть смыслообразующим в реальном производственном поведении, поскольку уровень его насыщения остается всегда низким.

Поведенческая мотивация современного молодого рабочего во многом обусловлена мотивами выбора профессии, которые, в свою очередь, специфическим образом связаны с социальными ориентациями молодежи. Прикладные исследования отечественных социологов показали, что наиболее однородно по составу ядро мотивов молодых людей, избравших профессии рабочих промышленных предприятий транспорта. У этой группы юношей и девушек четко обнаруживается направленность ценностных ориентаций личности: совокупность интровертных побуждений выражена сильнее ("возможность самосовершенствоваться") - на 12 %, "иметь много свободного времени" - на 11 %, "желание заниматься любимым делом" - на 10 % и "стремление видеть результаты своего труда" - на 7 %), а сочетание экстравертированных мотивов - слабее ("возможность общаться с людьми" - на 25 %, "желание добиться высокого положения в обществе" - на 24 %, "стремление продвинуться по службе" - на 16 %, "быть полезным обществу" - на 15 %), чем у всех опрошенных.

Пик падения показателей профессионального самоопределения молодежи в материальном производстве пришелся на 1997 г. И только в 1999 г. обозначилась положительная тенденция их роста. По сравнению с предыдущим периодом в 1999 году повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей (42 % в 1997 г. и 46 % в 1999 г.) и несколько ослабло инструментальное отношение к нему. Мастерство и профессионализм как факторы личного самоопределения в материальном производстве передвинулись с 6-го места на первое, трудолюбие с 9-го на 5-е место. Зато честность и принципиальность с 5-го места перекочевало на 8-ое, а деньги с 9-го на 3-е место. То есть явно обозначилась тенденция сближения трудовых ориентаций российской молодежи с современными, характерными для рыночных отношений, хотя и с отечественной спецификой.

Однако отмеченные позитивные процессы происходят на фоне продолжающегося разрушения морально-этических норм в труде и правового сознания молодых людей. Тем самым расширяется пространство для воспроизводства иррационального сознания. У одной части молодежи это проявляется в нежелании работать, даже если заставляет нужда: лучше ничего не делать, чем работать за копейки. У другой - в нежелании приобретать знания и квалификацию, даже поступив в учебное заведение: лучше купить диплом, чем "сушить мозги". У третьей - в нежелании отказывать себе в сиюминутных удовольствиях, занимаясь бизнесом: лучше деньги промотать, чем вложить в дело. Подобное сознание отражается и в целях труда, и в выборе средств их достижения, часто не имеющих ничего общего с цивилизованным рынком. Вместе с тем каждый четвертый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них 14, 3% однозначно нее стали бы работать, если бы были материально обеспечены, и 9, 4% не определились твердо в своем выборе. Подобный тип ориентации достаточно равномерно представлен в распределении молодежи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Отсюда можно сделать вывод, что существует довольно представительная социокультурная группа молодых людей, у которых труд не является способом жизненного самоопределения.

В последние годы большое влияние на процесс социализации российской молодежи оказали СМИ. Современное общество из "застывшего" трансформировалось в динамично развивающееся и характеризующееся изменчивостью, динамичностью и мобильностью общество. Вместе с тем культура новой России формируется в сложной социально-экономической и политической ситуации, способствующей не только успешному включению молодежи в современное информационное общество, но и делающей ее общение проблематичным.

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

Юридический факультет


По дисциплине: «Социология»

Ценности и ценностные ориентации молодежи


Выполнила: Купцова Ксения

Студентка группы Ю-462



Введение

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамикиостается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологиивообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особуюзначимость в условиях социально - экономической и духовно - культурнойтрансформации суперэтнических обществ России, вызванной ситуациипереходного перехода, сопровождающегося кардинальной переоценкойполитических и экономических ценностей.

В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь - это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства. В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная молодежь делает свой исторический выбор.

От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности…. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные.

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям и его инновационный потенциал.

Анализ ценностей молодежи имеет принципиальное значение для изучения эволюции духовного мира данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она интегрируется в процессе социализации. Ценностные ориентации молодежи выражают не только личностные интересы и потребности молодежи, но и отношение к обществу, его проблемам. Изучение ценностных ориентаций дает возможность корректировать ценности в нужном направлении. Ценностные ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества. Поэтому важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными.

Учет динамики ценностных ориентаций современной молодежи является необходимой предпосылкой эффективной молодежной политики, без их знания, без знания того, что волнует сегодня молодежь, верит ли она во что-нибудь, нельзя рассчитывать на успех.


1. Понятие ценности и ценностной ориентации


Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.

Ценности выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. Так ценность «быть русским» интегрирует людей в общество россиян, ценность «быть китайцем» в китайское общество, ценность «быть христианином» в христианское общество. Ценности подразделяются на интегрирующие - те, которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие - те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении.

В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. Особое место в этом смысле занимает концепция «личностного смысла»… Дело в том, что изменение социально - экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями. Иначе говоря, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.

В социологии ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования», поскольку по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей.


2. Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества


В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь, в советское время существовали такие ценности как труд, товарищество, уважение к старшим, взаимопомощь.

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существовании, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать путь к Богу, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Яркий пример можно привести как пионерская организация во времена СССР. Пионером должен был быть каждый подросток. Кто не состоял в ней и не носил красный галстук, считались хулиганами и не одобрялись обществом. Эта организация дисциплинировала, воспитывала подрастающее поколение. Дети были заняты общественным трудом.

Сейчас же у нас молодое поколение предоставлено само себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Если проанализировать литературу и СМИ в 90-ые годы прошлого столетия и начало двухтысячных годов, в стране было кризисное время. Резко начали набирать темпы такие зависимости как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Среди молодежи это считалось престижно.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела.

ценностный материальный нравственный молодежь

3. Основные группы ценностных ориентаций современной молодежи


Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой «вечных ценностей» - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

1)Материально-экономические ценностные ориентации.

Этот вид ценностей сегодня распределяется по оси «плановая экономика - рыночная экономика». Выбор на ней определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику. Однако на смену патерналистским и в какой-то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего личностных усилий. Однако, с другой стороны, молодежь, являясь революционно - реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать.

В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей.

Молодежь считает, что рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций. Однако реализация предоставляемых рынком возможностей напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. Большинство молодых людей намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.

Особое значение имеет то, что новое поколение учится «делать» деньги в условиях «дикого» рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду.

) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси «утилитаризм - духовность» и горизонтальной оси «коллективизм - индивидуализм».

В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно.

Коллективистская ориентация молодежи слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, выделяется возвращение к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, - обращение к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности.

Современные российские молодые люди - это аполитичные люди. В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи. Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества, к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров.

) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации.

Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость.

Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. Возрастает стремление молодежи к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее. В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.


Заключение


Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.

Следует отметить то, что молодым нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.

Итак, можно согласится с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.


Список используемой литературы


1.Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во. - 2011. - №2. - С. 94-104.

2.Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации / Е.Р. Боринштейн // Грани. - 2012. - №3. - С. 95-100.

.Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 2010. - 224 с.

.Донских О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. - 2013. - №2. - С. 121-127.

.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2011. - 351 с.

.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2012. - 460 с.

.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 2011. - 320 с.

.Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социол. исслед. - 2013. - № 2. - С. 83-90.


Теги: Ценности и ценностные ориентации молодежи Реферат Социология

Областное государственное образовательное учреждение

«Иркутский государственный педагогический колледж № 1»

Кафедра педагогики и психологии

Ценностные ориентации современной молодёжи

Выполнила:

Антропова Екатерина Олеговна

Введение

1. Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества

2. Ценности современной молодежи

Заключение

Список литературы

Введение

«Ценностные ориентации являются элементами внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации» 1 .

    Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существование, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Яркий пример можно привести как пионерская организация во времена СССР. Пионером должен был быть каждый подросток. Кто не состоял в ней и не носил красный галстук, считались хулиганами и не одобрялись обществом. Эта организация дисциплинировала, воспитывала подрастающее поколение. Дети были заняты общественным трудом.

Сейчас же у нас молодое поколение предоставлено само себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела.

  1. Ценности современной молодежи

Авторы многих концепций о смысле человеческого бытия, считают, что осевой смысл человеческого существования, его смысловой центр составляют те или иные ценности или система ценностей. Правда, эти ценности понимаются в каждом источнике по-разному.

Анализом всех точек зрения и объединением их занимается наука о ценностях – аксиология. Ценностями является то, ради чего живется жизнь. И парой между терминами ценность и идея ставят знак равенства, но это не так. Идея может стать ценностью в том случае, если кроме нейтрального содержания, несет с собой всеобщую устремленность её реализовать. Ведь при достижение чего-либо мы теряем интерес к этому. А ценность, даже реализованная, не теряет своего качества должного, она всё равно оказывается впереди, ведь, даже реализованная, она должна находиться в процессе реализации, реализовываться в каждом новом акте жизни, всегда удерживаться как сама жизнь.

Поэтому чтобы определить ценности современной молодежи мы решили провести анонимное анкетирование, которое состояло из 18 вопросов. Вопросы были, как и на выбор ответа (например: да, нет), так и участникам анкетирования предлагалось высказать своё мнение. Приведем некоторые вопросы:

    Как Вы понимаете слово «счастье»?

    Как Вы понимаете любовь?

    У Вас есть кумир?

    Что для Вас деньги?

Также круг участников ограничивался возрастной категорией. Возраст опрошенных составлял от 15 до 26 лет. Было опрошено 45 человек. 58 % опрошенных было мужчин, а остальную часть составляли женщины. И работающих было около 44 % из всех опрощенных.

Проклассифицировав все ответы, на заданные вопросы в анкете мы пришли к следующим результатам:

    счастье у молодого поколение воспринимается как состояние внутренней гармонии и душевного спокойствия, также счастья у большинства опрошенных вызывает нахождение с близкими и дорогими людьми;

    у 60% молодых людей любовь вызывает ассоциации с чувствами, такими как уважение, взаимопонимание, ответственность, взаимопонимание и так далее;

    деньги же имеют противоречивую значимость в жизни, например, 36% высказались, что деньги это «зло», «мусор», «бумажки», которые не особо важны в их жизни, а вот у 33% означают «благополучие», «власть»;

    у большинства(58%) не оказалось кумира, но у кого есть кумир, то таковым является современная звезда шоу-бизнесса;

    порадовало, что большинство опрашиваемых читает литературу, в основном такие жанры как художественная литература и научно-популярная;

    также у 90 % молодых людей есть мечта. И понимают её как жизненная цель, стремление к чему либо, а также мечтой выступает, то что должно сбыться, то есть грядущее будущее;

    положительной отношение к здоровому образу жизни высказали все, кто участвовал в анкетирование, но среди них оказалось, только 11% людей, которые занимаются спортом;

    негативное отношение к наркотикам, табакокурению и алкоголю (70%, 60% и 45% соответственно) вызвало большинство опрашиваемых, но также значительная часть употребляет сама алкоголь и курит (44% и 33%).

Из этого всего можно сделать вывод, что в настоящее время ещё идет процесс формирования ценностей молодёжи. Если любовь вызывает такие чувства светлые, то значит, молодежь задумывается о семейных отношениях, а значит о продолжение рода. А это влияет на рождаемость, которая показывает уровень развития общества. Также счастье ассоциируемое с близкими людьми говорит о возрождение традиции уважения и любви к старшим, что помогает сохранить самобытную культуру нашего народа.

Можно сказать, что основные базовые ценности есть, но они ещё на пути развития. Это говорит ещё то, что многие выразили уважение и положительное мнение на здоровый образ жизни, но заняться спортом и собой, если будет такая возможность, высказало только 40%. Также большинство из анкетируемых употребляет алкоголь или алкоголь.

Заключение

Целью данной работы выступало рассмотрение ценностных ориентаций современной молодёжи. В ходе исследования был рассмотрен этот вопрос, и мы пришли к выводу, что ценности находятся на этапе развития и пока что базовыми являются счастье, любовь, личностное благополучие.

Задачи были раскрыты достаточно полно и развернуто. Продолжением данной работы может стать дальнейшее наблюдение и анализирование ситуации среди молодёжи как социальной прослойки общества в течение ещё нескольких лет.

В нашей работе было трудностью подборка материала, так как эта тема требует свежих данных. Поэтому подобрать нужный материал было очень трудно. В основном это выступили статьи из журналов, личностный опыт и анализарование интернет ресурсов.

Список литературы

    Мухин, А.А. Поколение 2008: наши и не наши [Текст] / А. А. Мухин. – М.: Изд-во Алгоритм, 2006. – 256 с.

    Абишева, А.К. О понятие «ценность» [Текст] / А. К. Абишева // Вопросы философии. – 2002 – №3. – С. 139-146.

    Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В. А. Караковский. – М.: Научно-методическое объединение « Творческая педагогика», 1991. – 154 с.

    Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Караковский. – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1993. – 80 с.

    Степанов, П. Воспитание.ru [Текст] / П. Степанов // Классный руководитель. – 2006 – №4. – С. 35-37.

    Кудинова, Н.С. Ценностные предпочтения школьников: способы изучения [Текст] / Н. С. Кудинова // Классный руководитель. – 2006 – №4. – С. 105-108.

    Энциклопедия социологии [Интернет ресурс] / А. А. Грицанов [и др.]. – Серия "Мир энциклопедий", - http: // slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1273.htm(20 янв.2006)

Приложение 1

Защитное слово

В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь – это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства.

Следовательно, ценностные ориентации, особенно молодёжи, определяют уровень духовных, культурных и нравственных ценностей всего общества, а также чего оно достигло.

Эту тему я выбрала не случайно. Мне интересна она, поэтому мной много изучается литературы на подобную тематику в разных источниках. Для меня этот вопрос важен, и я думаю, он также не оставит равнодушными многих людей. Эта тема актуальна не только для педагогов в связи со спецификой их рода деятельности, но и для остальных людей, так как базовые ценности важны для всего общества. Ведь ценности становятся одним из основополагающих факторов путей развития общества. И в настоящее время много уделяется этой проблеме внимания, как со стороны государства, так и со стороны общества.

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать ценностные ориентации современной молодежи.

Задачами нашей работы состоят в следующем:

    Охарактеризовать современную молодёжь как социальную прослойку общества

    Проанализировать ценности современной молодежи

В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь, в советское время существовали такие ценности как труд, товарищество, уважение к старшим, взаимопомощь.

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существование, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Сейчас же у нас молодые люди предоставлены сами себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, где реализовать себя, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Если проанализировать литературу и СМИ в 90-ые годы прошлого столетия и начало двухтысячный годов (2000-2004) в стране было кризисное время. Резко начали набирать темпы такие зависимости как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Среди молодежи это считалось престижно.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела. Но это всё говорит о их воспитание, о базовых ценностях, что золожены. Авторы многих концепций о смысле человеческого бытия, считают, что осевой смысл человеческого существования, его смысловой центр составляют те или иные ценности или система ценностей. Правда, эти ценности понимаются в каждом источнике по-разному.

Например, известный немецкий философ Ганс Ленк считает, что ценностью выступает интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. А у С.Ю. Головина ценностью является понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Ценностями является то, ради чего живется жизнь. И парой между терминами ценность и идея ставят знак равенства, но это не так. Идея может стать ценностью в том случае, если кроме нейтрального содержания, несет с собой всеобщую устремленность её реализовать. Ведь при достижении чего-либо мы теряем интерес к этому. А ценность, даже реализованная, не теряет своего качества должного, она всё равно оказывается впереди, ведь, даже реализованная, она должна находиться в процессе реализации, реализовываться в каждом новом акте жизни, всегда удерживаться как сама жизнь.

Также ценности не существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества каждого человека людей. Поэтому чтобы получить представление о ценностях всего общества нужно рассмотреть ценности каждого или большинства человек, составляющих это общество.

Поэтому чтобы определить ценности современной молодежи мы решили провести анонимное анкетирование, которое состояло из 18 вопросов. Круг участников ограничивался возрастной категорией. Возраст опрошенных составлял от 15 до 26 лет. Было опрошено 45 человек.

Результаты анкетирования, которые я посчитала нужными, вы видите представленными на диаграммах.

Проведя полное исследование анкетирования можно прийти к выводу, что базовые ценности – это семья, личностное счастье. Также формируется положительное отношение к ЗОЖ, а отрицательное к таким явлениям как табакокурение и алкоголь. Негативное отношение к наркотикам уже завершило свое становление, но вот вышеперечисленные 2 ещё только начинают свой процесс формирования негативного мнения. Вообще все ценности ещё очень зыбко занимают своё место в нашем сознании, поэтому, чтоб судить основательно нужно ещё провести наблюдение ещё в течение нескольких лет, тогда с точностью мы сможем судить какие ценности сформировались до конца и заняли в нашем подсознание базовое место.

Приложение 2

    Укажите Ваш пол:

    Укажите Ваш возраст: _________________________.

    Ваш род деятельности:

    Что для в Вашем понимание является счастьем?

______________________________________________________________________________________________________________________________

    Как Вы понимаете любовь?

    Что значат для Вас деньги?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

    У вас есть кумир?

    Если есть кумир, то кто это?

_____________________________________________________________

    Вы читаете книги?

    Если «да», то какие?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

    У Вас есть мечта?

    Что для Вас значит слово «мечта»?

    Как Вы относитесь к здоровому образу жизни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вы занимаетесь спортом?

    Если «нет», то хотели бы, если бы была возможность?

    Как вы относитесь к наркотикам?

    Отрицательно

    Положительно

    Нейтрально

    Сам употребляю

    Как вы относитесь к табакокурению?

    Отрицательно

    Положительно

    Нейтрально

    Я не знаю, не задумывался об этом

    Сам употребляю

    Как вы относитесь к алкоголю?

    Отрицательно

    Положительно

    Нейтрально

    ценностных ориентаций молодёжи ...

  • Ценности и ценностные ориентации современной молодежи

    Курсовая работа >> Социология

    И ценностные ориентации современной молодежи. Предмет – специфика ценностей и ценностных ориентации молодежи в современных условиях. Цели – выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современной ...

  • Особенности ценностных ориентаций у русских и калмыков

    Курсовая работа >> Психология

    Товарищества. Проблема динамики и формирования ценностных ориентации современной молодёжи является чрезвычайно серьезной и требует должного... . – СПб., 2001. Чернова Э.Г. Специфика ценностных ориентаций современной учащейся молодежи малых городов Центрально...

  • Ценностные ориентации студенчества

    Реферат >> Социология

    Социальных отношений» (К. Маркс) ценностных ориентаций . В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на... одобрении, самоуважении, и наконец, самореализации. Т.е современная молодёжь стремится заполучить уважение и признание, высокий...

Наянзина Евгения Михайловна

Культура молодежи и проблемы этой социально-демографической группы оказываются сегодня в сфере повышенного внимания российских исследователей. Такой интерес вполне закономерен и основывается на том, что молодежь, являясь полноценным ресурсом общества, определяет характер развития этого общества и воплощает в своей жизнедеятельности возможности раскрытия социально-культурного, социально-экономического потенциала государства. На фоне общемировой тенденции усиления значимости черт молодости в жизни старших поколений и тех преобразований, которые осуществляются в современной России, выявление доминант ценностного сознания молодежи представляется актуальной задачей.

На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло. Для начала необходимо понять, что такое ценностные ориентации.

Натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюис), утверждающий, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм , который разрабатывался в Баденской школе неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей. Тем самым возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания». Идеальное бытие, т. е. ценности, должны каким-то образом быть связаны с реальностью. И тут возможно либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией, от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос».

Персоналистический онтологизм , ярким представителем, которого был М. Шелер . Он развил вторую из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса». Реальность ценностного мира, согласно

Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей.

Культурно-исторический релятивизм , у истоков которого стоял В. Дильтей. Для него характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.).

Социологизм , который связан с такими именами, как М. Вебер,Ф. Знанецкий, Т. Парсонс и др. Так, М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и, особенно в школе структурно функционального анализа Т. Парсонса, понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. Усвоение ценностей и норм, выработка системы ценностных ориентаций на уровне личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и других проблем.

Тематика ценностных ориентаций занимает одно из ведущих мест с момента ее институционализации (исследования И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. И. Чупрова и др.). В различных концепциях молодежи она рассматривается в тесной связи с определением специфики молодежи (концепция социального развития молодежи В. И. Чупрова, концепция молодежи в обществе риска Ю. А. Зубок, тезаурусная концепция молодежи В. А. Лукова и др.).

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» . Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

На международном симпозиуме, проведенным в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

  • подростки до 18 лет
  • молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет
  • молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Исследование ценностных ориентаций молодежи в отечественной науке дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал . От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит состояние общества.

Ценностные ориентации молодого человека являют собой гибкую и постоянно корректируемую связь между личностью и обществом. Мир молодых всегда обращен в будущее. У молодого поколения преобладает ориентация на меритократическую систему трудовых вознаграждений, приоритетов "частной" жизни и социальных свобод.

Нами было проведено исследование на тему «Ценностные ориентации молодежи».

Для проведения исследования был выбран метод опроса и разработана анкета. Данный метод был выбран, потому что является наиболее удобным для опроса большого количества людей с целью получения разнообразной информации.

В ходе исследования было опрошено 250 человек: 122 юношей и 128 девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Были опрошены студенты гуманитарно-педагогической, технической и физкультурной направленности Тольяттинского государственного университета. В основном опрошенные нами люди - это студенты (55,6%);37,6% - с высшим образованием, 5,2% со средним образованием и 1,6% респондентов имеют среднее специальное образование.

Для получения наиболее полной информации мы предложили молодым людям проранжировать предложенные нами ценности. Список ценностей мы взяли у М. Рокича , конкретные и абстрактные.

Итак, конкретные ценности по результатам исследования у молодежи имеют следующий порядок.

Активная деятельная жизнь - 29,2% респондентов при ранжировании присвоили первый ранг указанной ценности, т.е. данная ценность для них является наиболее важной. Среди мужчин на первое место активную деятельную жизнь поставили 22,1%, а среди женщин 31,1%.

Второе место, в ходе ранжирования, заняло здоровье. 26% от всех опрошенных присвоили второй ранг именно ему. Здоровью второе место отдали 15,6% мужчин и 41,4% женщин.

Четвертый ранг присвоен материально обеспеченной жизни - 22,4%, на четвертое место 30,3% мужчин и 34,4% женщин поставили именно эту ценность.

Наличие хороших и верных друзей занимает пятое место в списке ценностей молодежи, пятый ранг присвоило, данной ценности, 22,8% молодежи. Среди мужчин 27,9% и 32% среди женщин отдали пятое место данной ценности.

Шестой ранг был присвоен интересной работе -28,8%. 29,5% мужчин и 36,7% женщин решили, что данная ценность должна быть на шестом месте в списке ценностей.

19,2% респондентов отдали седьмой ранг, а значит и седьмое место продуктивной жизни. 36,1% мужчин и 34,4% женщин присвоили седьмое место данной ценности.

Чуть меньше половины опрошенных 38,4% решили, что общественное мнение должно занимать восьмое, предпоследнее место в списке конкретных ценностей. Юноши (20,5%) и девушки (28,1) не считают эту ценность важной, поэтому в системе рангов, присвоили общественному мнению восьмой ранг.

На последнем месте в нашем списке, ценность, которой 35,6% молодежь присвоили девятый ранг, девятое место - это удовольствия. 29,5% парней и 34,4% девушек оставили на последнем месте данную ценность.

Перейдем к абстрактным ценностям. Здесь так же респонденты проставляли ранг, где первый ранг - это наиболее важная ценности, а девять- наименее важная.

Таким образом, первый ранг был, присвоен любви- 41,6% респондентов поставили ее на первое место. 45,9% мужчин и 39,8% женщин считают, что любовь является важной ценностью.

Не менее важной ценностью для современной молодежи является познание. 16,4% молодых людей присвоили второй ранг этой ценности, 26,2% юношей и 32% девушек.

Третье место в списке абстрактных ценностей занимает счастье других, так считают 12,8%. Почти одинаковое количество молодых людей (32,8%) и девушек (34,4%) присвоили этой ценности третий ранг.

Уверенность в себе, как ценность занимает четвертое место, так решили 25,6% опрошенных. Четвертый ранг присвоили, данной ценности, 27% парней и 39,8% девушек.

19,2% молодежи поставили на пятое место развитие. 24,6% мужчин и 22,7% женщин считают, что эта ценностей не является одной из главных.

Респонденты 22,8% решили, что красота природы и искусства тоже не является главной ценностью и поэтому присвоили ей шестое место. 24,6% мужчин и 33,6% женщин поставили шестой ранг.

Творчество, занимает одно из последних мест в списке ценностей. 22,4% считают, что творчество должно занимать седьмое место. Седьмой ранг творчеству присвоили 36,1% мужчин и 25% женщин.

Для 22,8% опрошенных свобода занимает восьмое место в списке ценностей. 30,3% юношей и 28,9% девушек отдали восьмой ранг этой ценности.

На последнем месте абстрактных ценностей у опрошенных (12,8%) стоит жизненная мудрость. Мужчины 26,2% и женщины 38,3% присвоили девятый ранг этой ценности.

Благодаря ранжированию мы получили следующие результаты. Самыми важными ценностями является активная деятельная жизнь, здоровье и счастливая семейная жизнь, а так же любовь, познание и счастье других. И наименее важным для респондентов выступает общественное признание, удовольствия, свобода и жизненная мудрость.

Большинство опрошенных на первое место среди ценностей ставят материально обеспеченную жизнь - гипотеза не была подтверждена. На первом месте у молодых людей активная деятельная жизнь и любовь. А материальная обеспеченная жизнь занимает лишь четвертое место, из девяти возможных.

Счастливая семейная жизнь не является приоритетной для молодежи. Не смотря на то, что данная ценность не занимает первое место в списке ценностей, молодые люди отдали ей третье место, что показывает ее важность.

Респонденты считают необходимым наличие хороших и верных друзей. Из девяти возможных рангов, этой ценности был присвоен пятый ранг. Что показывает ее малую значимость для молодежи.

Интересная работа для опрошенных не является основной ценностью. В списке ценностей у молодежи, интересная работа занимает одно из последних мест.

Для молодых людей общественное признание стоит на последнем месте в списке ценностей.

Меньшинство респондентов считают жизненную мудрость важной ценностью. Респонденты присвоили девятый, наименее значимый ранг, именно этой ценности.

Молодые люди не рассматривают свободу как ценность. Свободу респонденты поставили на одно из последних мест в списке ценностей.

Уверенность в себе - одна из главных ценностей молодежи, данная гипотеза подтвердилась.

Исследование показало, что для молодого поколения важными являются такие ценности как: любовь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В целом для молодежи на первом месте стоят ценности скорее нравственного характера, чем материального.

Библиографический список

1. Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Современное общество - 1993. - №2.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

4. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 1999.

5. Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/

6. Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4.

Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4. - С. 43

Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье предпринята попытка определения системы ценностей современной молодежи на основе проведенного исследования. Авторами сопоставляются категории ценностей и человеческого капитала.

Ключевые слова: современная молодежь, ценностные ориентации

В настоящее время система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Ценностные ориентации молодежи формируются под влиянием двух основных аспектов. Первый из них - это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках, гуманизме, человеколюбии. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентации молодежи, стал приобретать большую актуальность в последние десятилетия - индивидуализм, нередкое преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Семенов В. Е. на основе, проведенных им исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера . Иначе говоря, ценностными ориентациями современной молодежи выступает создание семьи, забота о здоровье, формирование и развитие человеческого капитала. В наиболее обобщенном виде человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, здоровья и т.д., которые позволяют человеку посредством инвестиций получать более высокие доходы в будущем .

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентации. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.

Ценностные ориентации - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Ценностью часто называют то, что имеет наибольшую значимость для человека, то, за что мы готовы платить самую большую цену. Философский подход определяет ценностные ориентации как главную ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов . Рассматривая ценностные ориентации современной молодежи, можно сделать вывод, что некоторые из них занимают определённое место в структуре человеческого капитала. Например: качественное образование - составляющая человеческого капитала, а также одна из ценностей современной молодежи, так как именно качественное образование выступает гарантом трудоустройства молодежи после окончания учебы.

Система ценностей отдельной личности и различных социальных групп является фундаментом стабильности общества в целом. К примеру: моральные ценности выступают личными ограничителями поведения каждого человека по отдельности и всего общества в целом. Материальные же ценностные ориентации побуждают человека к действиям, к развитию. А если развиваются люди, то развивается все общество. Поэтому наличие ценностных ориентаций отдельных личностей и различных групп выступает гарантом развития и стабильности общества. Ценностные ориентации молодежи отражают актуальные ценности определенного общества, которые связанны непосредственно с перспективным развитием его общего экономического и культурного уровня. Именно поэтому сейчас большое внимание уделяется системе ценностей современной молодежи, т.к. именно она является будущим нашего общества.

Для определения системы ценностей современной молодежи нами был проведен опрос среди студентов некоторых ВУЗов Дальнего Востока (Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, Комсомольского - на - Амуре государственного технического университета). Всего в опросе приняли участие 56 человек, среди них 64,2% (36 человек) составили девушки и 35,8% (20 человек) молодые люди. Возрастные границы опрашиваемых: 17-25 лет. В таблице 1 представлены вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов.

социальный ценность молодежь общество

Таблица 1

определение системы ценностей современной молодежи

1. Что Вы понимаете под термином «ценностные ориентации»? укажите ОДИН вариант ответа.

А. отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров

Б. это устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях

В. предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.)

2. Расставьте в порядке важности для вас, следующие ценности:

А. материальные

(деньги, материальные блага)

Б. духовные(творчество)

В.социальные (семья, друзья)

3. Как Вы считаете, что поможет Вам достичь успеха в будущем? Укажите ОДИН вариант ответа.

А. полезные знакомства

Б. личные качества

(человеческий капитал)

В. творческий потенциал

Г. другое (укажите СВОЙ вариант ответа или ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

В результате проведенного опроса нами (по каждому вопросу) выявлено следующее:

  • 1. Среди общего числа опрошенных большинство (46,6% - 26 человек) согласились со следующим определением ценностных ориентаций: отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Наименьшее число опрошенных (21.4% - 12 человек) выбрали третий вариант ответа и определение ценностных ориентаций как предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.).
  • 2. Расставляя по важности материальные, духовные, социальные ценности респонденты отвечали различно, но общий результат таков: на первое место по важности большинство респондентов поставили духовные ценности (50% - 28 человек), на второе материальные (30,4% - 17 человек), третье место заняли социальные ценности (19,6% - 11 человек).
  • 3. Среди общего числа опрошенных большинство (57,1% - 32 человека) посчитали, что в будущем им помогут достичь успеха их личные качества. Наименьшее же число респондентов (16% - 9 человек) отметили, что только полезные знакомства помогут им в дальнейшем добиться успеха.

В целом результаты опроса показали, что современная молодежь, в большинстве своём воспринимает ценностные ориентации как некие цели, то чего хочется добиваться, то чем хочется обладать. Будь то семья, работа или успех в творчестве. Проанализировав высказывания респондентов мы проранжировали предложенные ими виды ценностей, мы увидели, что молодежь заинтересована не только в деньгах и материальных благах, как порой считают многие. Важнее материальных ценностей оказались духовные, такие как вера, творчество. Что касается успеха, то современная молодежь считает, что больше всего его добиться помогут личные качества и творческий потенциал самой молодёжи.

Библиографический список

  • 1. Кузьмина Н.Г. Формирование и использование человеческого капитала на региональном уровне (на примере Еврейской автономной области) [Текст]: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2007 г. 181 с.
  • 2. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37.
  • 3. Cловарь / Под.ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
  • 4. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 732 с.

Top