Часть от числа и число по его части проценты. Нахождение процентов от данного числа
мы видим достаточно часто в повседневной жизни. Возьмем плитку шоколада, пачку мороженого на которых написано «56 % какао», «пломбир 100 % ». А что такое процент?
Процентом называется одна сотая часть. Кратко записывают 1 % . Знак % заменяет слово «процент».
Какое бы число или величину мы не взяли, его сотая часть — это один процент данного числа или величины. Например, для числа 400 (0,01 числа 400) — это число 4, поэтому 4 — это 1 % числа 400; 1 гривны (0,01 гривны) — это 1 копейка, поэтому 1 копейка — это 1 % гривны.
Например:
Пазл содержит 500 элементов. Сколько элементов приходится на 1 его процент? Пусть 500 элементов пазла — это 100 %. Тогда на 1 % приходится в 100 раз меньше его элементов. Отсюда 500: 100 = 5 (эл.). Итак, 1 % — это 5 элементов пазла.
Обратите внимание: чтобы найти 1 % от числа а , нужно это число разделить на 100. Зная, какое число или величина составляет 1% , можно находить число или величину, приходящиеся на несколько процентов .
Например:
Марине надо пришить тесьму, 3 см которой составляет 1 % от её длины. Марина пришила 50 % тесьмы, Сколько сантиметров тесьмы она пришила? Поскольку 50 % больше 1 % в 50 раз, то Марина пришила тесьмы в 50 раз больше, чем 3 см. Отсюда 3.50 = 150 (см). Итак, Марина пришила 150 см тесьмы.
На практике часто случается так, что обе приведённые задачи надо решать вместе - сначала найти, какое число или величина приходится на 1 %, а затем - на несколько процентов. Такие задачи называют задачами на нахождение процента от числа .
Например:
Груши сладких сортов содержат 15 % сахара. Сколько сахара содержится в 3 кг груш?
Составим краткую запись данных задачи.
Груши: З кг — 100%
Сахар: ? — 15%
1. Сколько килограммов соответствует 1 %?
Процентное отношение двух чисел — это их отношение, выраженное в процентах. Процентное отношение показывает, сколько процентов одно число составляет от другого.
Процент - это одна сотая часть числа. Отсюда следует, что два процента - это две сотых, двадцать процентов - двадцать сотых и так далее.
Слово процент обозначается знаком % . Так, 43% какого либо числа означает 43 процента, то есть этого числа. Однако стоит обратить внимание, что в вычислениях знак % не пишется, он может быть записан в условии задачи и в окончательном результате.
Величина, от которой вычисляются проценты (например, цена, длина, количество конфет и т. д.), составляет 100 своих сотых долей, то есть 100%.
Чтобы найти один процент от числа, надо разделить это число на 100.
Пример 1. Найти один процент от числа 300.
Решение:
Ответ: Один процент от 300 равен 3.
Пример 2. Найти один процент от числа 27,5
Решение:
27,5: 100 = 0,275
Ответ: Один процент от 27,5 равен 0,275.
Нахождение процентов от числа
Чтобы найти некоторое число процентов от данного числа, нужно данное число разделить на 100 и умножить на число процентов.
Задача 1. В том году в магазине к новому году купили 200 ёлок. В этом году количество купленных ёлок увеличилось на 120%. Сколько ёлок купили в этом году?
Решение: Сначала надо найти 120% от 200, для этого 200 надо разделить на 100, так мы найдём 1%, а затем полученный результат умножить на 120:
(200: 100) · 120 = 240
Число 240 - это 120% от 200. Значит, в этом году количество проданных ёлок увеличилось на 240 штук. То есть, количество ёлок, проданных в этом году равно:
200 + 240 = 440 (ёлок)
Ответ: В этом году купили 440 ёлок.
Задача 2. В коробке 28 конфет, 25% конфет с клубничной начинкой. Сколько конфет с клубничной начинкой в коробке?
Решение:
Ответ: В коробке 7 конфет с клубничной начинкой.
Нахождение числа по его процентам
Чтобы найти число по данной величине его процентов, нужно эту величину разделить на число процентов и умножить на 100.
Задача. Цена метра сукна снизилась на 24 руб., что составило 15% цены. Сколько стоил метр сукна до снижения?
Решение:
Ответ: Метр сукна стоил 160 рублей.
Процентное отношение двух чисел
Чтобы узнать, сколько процентов первое число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100.
Задача. Завод по годовому плану должен выпустить продукции на сумму 1 250 000 руб. За 1-ый квартал он выпустил её на сумму 450 000 руб. На сколько процентов выполнен заводом годовой план за 1-ый квартал?
Решение:
Ответ: За 1-ый квартал план выполнен на 36%.
Перевод процентов в десятичную дробь
Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо количество процентов разделить на 100.
Пример 1: Представить 25% в виде десятичной дроби.
Ответ: 25% - это 0,25.
Пример 2: Выразить 100% десятичной дробью.
Ответ: 100% - это 1.
Пример 3: Выразить 230% десятичной дробью.
Ответ: 230% - это 2,3.
Из данных примеров следует, что для перевода процентов в десятичные дроби, надо в числе, стоящем перед знаком %, перенести запятую на два знака влево. .
Умение вычисления процента от числа, когда нужно узнать пеню за просрочку, размер переплаты по кредиту или прибыль компании, если известен ее оборот и наценка.
- Как найти число по его проценту?
Правило. Чтобы найти число по его указанному проценту, нужно заданное число разделить на заданную величину процента, а результат умножить на 100.
Таким вычислением сначала определим, сколько единиц этого числа содержится в 1%, а потом — в целом числе (в 100%).
Например:
Число, 23% которого составляют 52, находится так:
52: 23 * 100 = 226.1
Значит, если число 226,1 равно 100%, то число 52 равно 23% от этого числа.
Число, 125% которого составляют 240, находим так:
240: 125 * 100 = 192.
При определении числа по его проценту следует помнить, что:
— если процент меньше 100%, то число, полученное в результате вычислений, больше заданного числа (если 23% < 100%, то 226,1 > 52);
— если процент больше 100%, то число, полученное в результате вычислений, меньше заданного числа (если 125% > 100%, то 192 < 240).
Следовательно, при вычислении числа по его проценту для самоконтроля нужно проверить:
— заданный в условии процент больше или меньше 100%;
— результат вычисления больше или меньше заданного числа.
- Как узнать процент от суммы в общем случае?
После этого есть два варианта:
- Если нужно узнать, сколько процентов составляет другая сумма от первоначальной, нужно просто разделить ее на размер 1%, полученный ранее.
- Если же нужен размер суммы, которая составляет, скажем, 27,5% от первоначальной, нужно размер 1% умножить на требуемое количество процентов.
- Как высчитать процент от суммы с помощью пропорции?
Для этого придется использовать знания о методе пропорций, который проходят в рамках школьного курса математики. Это будет выглядеть так:
ПустьА — основная сумма, равная 100%, и В — сумма, соотношение которой с А в процентах нам нужно узнать. Записываем пропорцию:
(Х в данном случае — число процентов).
По правилам расчета пропорций мы получаем следующую формулу:
Х = 100 * В / А
Если же нужно узнать, сколько будет составлять сумма В при уже известном числе процентов от суммы А, формула будет выглядеть по-другому:
В = 100 * Х / А
Теперь остается подставить в формулу известные числа — и можно производить расчет.
- Как рассчитать процент от суммы с помощью известных соотношений?
Наконец, можно воспользоваться и более простым способом. Для этого достаточно помнить, что 1% в виде десятичной дроби — это 0,01. Соответственно, 20% — это 0,2; 48% — 0,48; 37,5% — это 0,375 и т.д. Достаточно умножить исходную сумму на соответствующее число — и результат будет означать размер процентов.
Кроме того, иногда можно воспользоваться и простыми дробями. Например, 10% — это 0,1, то есть 1/10 следовательно, узнать, сколько составят 10%, просто: нужно всего лишь разделить исходную сумму на 10.
Другими примерами таких соотношений будут:
- 12,5% — 1/8, то есть нужно делить на 8;
- 20% — 1/5, то есть нужно разделить на 5;
- 25% — 1/4, то есть делим на 4;
- 50% — 1/2, то есть нужно разделить пополам;
- 75% — 3/4, то есть нужно разделить на 4 и умножить на 3.
Правда, не все простые дроби удобны для расчета процентов. К примеру, 1/3 близка по размерам к 33%, но не равна точно: 1/3 — это 33,(3)% (то есть дробь с бесконечными тройками после запятой).
- Как вычесть процент от суммы без помощи калькулятора?
Если же требуется от уже известной суммы отнять неизвестное число, составляющее какое-то количество процентов, можно воспользоваться следующими методами:
- Вычислить неизвестное число с помощью одного из приведенных выше способов, после чего отнять его от исходного.
- Сразу рассчитать остающуюся сумму. Для этого от 100% отнимаем то число процентов, которое нужно вычесть, и полученный результат переводим из процентов в число любым из описанных выше способов.
Второй пример удобнее, поэтому проиллюстрируем его. Допустим, надо узнать, сколько останется, если от 4779 отнять 16%. Расчет будет таким:
- Отнимаем от 100 (общее количество процентов) 16. Получаем 84.
- Считаем, сколько составит 84% от 4779. Получаем 4014,36.
- Как высчитать (отнять) из суммы процент с калькулятором в руках?
Все вышеприведенные вычисления проще делать, используя калькулятор. Он может быть как в виде отдельного устройства, так и в виде специальной программы на компьютере, смартфоне или обычном мобильнике (даже самые старые из ныне используемых устройств обычно имеют эту функцию). С их помощью вопрос, как высчитать процент из суммы, решается очень просто:
- Набирается исходная сумма.
- Нажимается знак «-».
- Вводится число процентов, которое требуется вычесть.
- Нажимается знак «%».
- Нажимается знак «=».
В итоге на экране высвечивается искомое число.
- Как отнять от суммы процент с помощью онлайн-калькулятора?
Наконец, сейчас в сети достаточно сайтов, где реализована функция онлайн-калькулятора. В этом случае даже не требуется знания того, как посчитать процент от суммы : все операции пользователя сводятся к вводу в окошки нужных цифр (или передвижению ползунков для их получения), после чего результат сразу высвечивается на экране.
Особенно эта функция удобна тем, кто рассчитывает не просто абстрактный процент, а конкретный размер налогового вычета или сумму госпошлины. Дело в том, что в этом случае вычисления сложнее: требуется не только найти проценты, но и прибавить к ним постоянную часть суммы. Онлайн-калькулятор позволяет избежать подобных добавочных вычислений. Главное — выбрать сайт, пользующийся данными, которые соответствуют действующему закону.
Онлайн-калькулятор процентов:
calculator.ru — позволяет выполнять разнообразные расчеты при работе с процентами;
mirurokov.ru — калькуляятор процентов;
Источник информации:
- nsovetnik.ru — статьяя о том, как высчитать процент от суммы;
В процессе решения задач 149–156 надо подвести учащихся к пониманию правила нахождения части числа:
Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, можно это число разделить на знаменатель дроби и полученный результат умножить на ее числитель.
Разумеется, это правило учащиеся могут формулировать лишь для конкретных ситуаций: чтобы найти 3 / 4 числа 24, можно это число разделить на знаменатель дроби 4 и полученный результат умножить на числитель 3.
149 . а) На ветке сидели 12 птиц; 2 / 3 их числа улетели. Сколько птиц улетело?
б) В классе 32 учащихся; 3 / 4 всех учащихся каталось на лыжах. Сколько учащихся каталось на лыжах?
150 . а) Велосипедисты за два дня проехали 48 км . В первый день они проехали 2 / 3 всего пути. Сколько километров они проехали во второй день?
б) Некто, имея 350 рублей, потратил 5 / 7 своих денег. Сколько денег у него осталось?
в) В тетради 24 страницы. Девочка исписала 5 / 8 числа всех страниц тетради. Сколько осталось неисписанных страниц?
151 . Старинная задача . Купивши комод за 36 р. , я потом вынужден был продать его за 7 / 12 цены. Сколько рублей я потерял при этой продаже?
152 . Автотуристы за три дня проехали 360 км ; в первый день они проехали 2 / 5 , а во второй день - 3 / 8 всего пути. Сколько километров проехали автотуристы в третий день?
153 . 1) В драмкружке занимаются 24 девочки и несколько мальчиков. Число мальчиков составляет 3 / 8 числа девочек. Сколько учащихся занимается в драмкружке?
2) В коллекции имеется 45 юбилейных рублевых монет. Число 3-х и 5-ти рублевых монет составляет 2 / 9 числа рублевых монет. Сколько всего юбилейных монет в 1, 3 и 5 рублей в коллекции?
Задачи 154–156 учащиеся должны решать, находя сначала указанную часть величины, а потом увеличивая или уменьшая эту величину на найденную часть. Другой способ решения будет показан позже.
154 . 1) Уменьшите 90 рублей на 1 / 10 этой суммы.
2) Увеличьте 80 рублей на 2/5 этой суммы.
155 . В прошлом месяце цена товара составляла 90 р. Теперь она понизилась на 3 / 10 этой суммы. Какова теперь цена товара?
156 . В прошлом месяце зарплата составляла 400 р. Теперь она увеличилась на 2 / 5 этой суммы. Какова теперь зарплата?
В процессе решения задач 157–158 и следующих задач нужно подвести учащихся к пониманию и правильному применению правила нахождения числа по его части:
Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, можно эту часть разделить на числитель дроби и полученный результат умножить на ее знаменатель.
Формулировка этого правила сложна из-за необходимости
как-то называть число, которое у нас названо «
частью»
. Эту трудность вынуждены обходить и авторы учебников. Так в учебнике И.В. Барановой и З.Г. Борчуговой правило формулируется лишь для конкретных случаев: чтобы найти число,
3 / 5 которого составляют 90 км, надо 90 км разделить на числитель дроби 3 и полученный результат умножить на знаменатель дроби 5.
Именно в таком виде им могут пользоваться учащиеся. Правда, говоря о числе, лучше не использовать наименований, так как число и величина не одно и то же. Позднее в том же учебнике на с. 226 формулируется общее правило, в котором применяемому нами термину « часть» соответствует оборот « число, ей соответствующее» , что вряд ли проще .
157 . а) 120 р. составляют 3 / 4 имеющейся суммы денег. Какова эта сумма?
б) Определите длину отрезка, 3 / 5 которого равны 15 см.
158 . а) Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2 / 7 возраста отца. Сколько лет отцу?
б) Дочери 12 лет. Ее возраст составляет 2 / 5 возраста матери. Сколько лет матери?
На покупку овощей хозяйка израсходовала 6 р. , что составило 1 / 6 имевшихся у нее денег. Затем она купила 2 кг яблок по 7 р. за килограмм. Сколько денег у нее осталось после этих покупок?
160 . Отец купил сыну костюм за 24 р. , на что израсходовал 1 / 3 своих денег. После этого он купил несколько книг, и у него осталось 39 р. Сколько стоили книги?
161 . Сыну 8 лет, его возраст составляет 2 / 9 возраста отца. А возраст отца составляет 3 / 5 возрастадедушки. Сколько лет дедушке?
162 .* Из папируса Ахмеса (Египет, ок. 2000 г. до н. э.).
Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:
Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?
Пастух отвечает:
Я привожу две трети от трети скота. Сочти!
Сколько быков в стаде?
«Нахождение числа по его дроби» — Учебник по математике 6 класс (Виленкин)
Краткое описание:
Вы уже умеете находить дробь от числа, а в этом разделе Вы выучите, как находить число по его дроби. Нужно быть очень внимательными, чтобы не запутаться, и все задачки решать быстро и правильно.
Давайте быстро вспомним, как мы находим дробь от числа: мы просто это число умножаем на дробь. Например, нужно найти 3/5 от числа 15. Решаем 3/5 * 15 = 3*15 / 5 =3*3=9. Зачем нам нужно знать, как это делать? Для того, чтобы уметь находить какую-то часть от чего-то целого. Например, зная какую часть книги Вы прочитали и сколько в ней всего страниц, Вы можете найти, сколько страниц осталось прочитать. Запомните, когда мы ищем дробь от числа, у нас есть что-то целое и его часть, и нам нужно это целое умножить на часть, таким образом, мы находим часть в количественном выражении и это число всегда будет меньше начального числа.
В задачах, когда мы ищем число по его дроби, это число всегда должно быть больше, ведь, по сути, мы ищем что-то целое, зная только его часть. Вот, например, Вы прочитали 100 страниц книги, но это только ее третья часть. А сколько всего страниц в книге? Как мы будем искать это число? Зная, что 100 страниц – это треть, нужно 100 * 3 и тогда мы узнаем, сколько страниц всего в книге – 100*3=300. А если попытаться решить через уравнение? Пусть х – общее число страниц в книге, как найти, сколько мы прочитали, нужно х умножить на 1/3 и это будет равно 100. Так – х * 1/3=100. Решаем уравнение дальше – х=100: 1/3, а мы уже выучили, чтобы поделить число на дробь, нужно его умножить на обратную дробь. Получается х=100: 1/3 = 100 * 3/1 = 300. Понятно? Значит, чтобы найти число, зная его дробную часть и ее значение, нам нужно значение (натуральное число) разделить на дробь, то есть умножить на перевернутую дробь и это число всегда будет больше, заданного нам в условии!
Если в задаче дана не дробь, а проценты, что нужно делать? Перевести проценты в десятичную дробь: 40%=0,40; 75%=0,75 и решать дальше по выученной схеме.