Преподавание информатики. Школьный курс информатики

На этой странице кратко представлены тематика и содержание лекционных занятий. Фактически здесь расположены ссылки на краткие конспекты в виде сокращенного текста лекций, либо на так называемые опорные конспекты, содержащие рисунки, диаграммы, таблицы и другую информацию, помогающую осмыслить и запомнить материал лекции. Некоторые вопросы теории рассмотрены достаточно подробно, другие - нет, поэтому существует необходимость в посещении "живых" лекций преподавателя.

Лекция 1. Отличительные особенности дисциплины «Теория и методика обучения информатике». Цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения информатике». Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения информатике. Связь методики обучения информатике с наукой информатикой и другими науками. Информатика и кибернетика, соотношение понятий.

Лекция 2. Информатика как учебный предмет. Становление школьного курса информатики в СССР в 60-80 годы. Компьютерная грамотность как основная цель преподавания информатики в 80-90 годы. Информатизация образования за рубежом. Безмашинный и машинный варианты преподавания информатики в 80-90 годы.

Лекция 3. Основные дидактические принципы в обучении информатике. Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе. Образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения информатике. Алгоритмическая культура как исходная цель преподавания информатики. Информационная культура как современная цель преподавания школьного курса информатики.

Лекция 4. Стандартизация школьного образования в области информатики. Критерии отбора содержания образования. Программа по информатике как основной нормативный документ учителя информатики.

Лекция 5. Место курса информатики в учебных планах школ. Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики (школьные учебники, периодические методические издания, методические пособия по информатике для учителей). Требования к школьным учебникам. Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии).

Лекция 7. Урок как основная форма организации учебного процесса. Классификация уроков информатики по объему и характеру использования компьютера. Анализ урока. Непосредственная подготовка учителя к уроку. Методические требования к конспекту. Классификация уроков по основной дидактической цели. Характеристика основных типов уроков информатики. Организация предварительной подготовки учителя к уроку.

Введение:

1. Роль и значение игры в учебном процессе.

2. виды и классификации игровых методик

3. требования к проведению игровых методик на уроках информатики в начальных классах

4. план-конспект урока с использование игровых методик.

Введение

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых. В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. “Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает “детское” в детях, она – их школа жизни и “практика развития”

В своей работе мы постарались показать всю важность обучающей игры

Цель исследования :

Задачи исследования :

1) рассмотреть роль игры на урок информатики в начальных классах

2) определить виды и классификации игровых методик

3) описать требования к проведению игровых методик на уроке информатике в начальных классах

4) составить план-конспект урока с использованием игровых методик

Объект исследования : влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.

Предмет исследования : дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесс

Роль и значение игры в учебномпроцессп

На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.

Крайне важно на самых ранних стадиях обучения зажигать в каждом ученике интерес к учебе. Интерес этот надо постоянно поддерживать. Давно замечено, что у человека остается в памяти, а соответственно и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны.

Необходима такая реализация внутри системы образования, которая бы позволила школьникам разного возраста с интересом выполнять поставленные задачи.

Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения благотворно сказывается на учебном процессе.

Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом

Игра является методом обучения, ее основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Нередко педагог предпочитает проводить с детьми занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Для учителя урок-игра, с одной стороны - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Когда дети научатся играть, а педагог руководить, управляя игрой, он начнет чувствовать, как все в игре подчиняются ему, находится в его власти. Условия игры требуют от ребенка быстроты мысли, особого внимания эмоционального напряжения, он должен войти в игру. Главная задача педагога – поощрять подобные игры детей, учить в процессе игры поддерживать детскую инициативу в придумывании и организации различных игр, оказывать им необходимую помощь. Нельзя забывать о том, что дидактическая игра очень эмоционально насыщена. Участвуя в ней ребенок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи,огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает всех детей даже обычно пассивных.

Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

В современной школе на уроках информатики широко используются игровые технологии. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время.

Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. е. подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами и методами обучения. Использование дидактических игр должно быть направлено на достижение цели: дать ученику знания, соответствующие современному уровню развития любой науки, в частности информатики.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. . В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Для них она и есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся. Она есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
В игре дети свободно самораскрываются, саморазвиваются с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игра является главной сферой общения детей. В ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

2 Виды игровых методик

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются игровые методы, позволяющие эффективно построить учебный процесс.

Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Технологический прогресс общества неизменно сказывается на структуре минимально необходимого образовательного уровня каждого человека. Развитие вычислительной техники и ее популяризация обусловило внедрение в базовый школьный курс такого предмета как информатика.

Информатика в средней школе представлена с 1984/85 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания науки информатики.

Анализируя методологическую и содержательную составляющие курса информатики в средней школе, можно выделить следующие основные этапы:

1984-1988 г.г. – апробация курса информатики в средней школе и преподавание ее на основе методики безмашинного варианта;

1988-1996 г.г. – разработка основного методического содержания курса информатики в средней школе и преподавание ее на основе КУВТ отечественного производства;

2000 г. – по н.в. – интеграция информационных технологий в учебный общеобразовательный процесс, переход к использованию телекоммуникаций в учебном процессе.

Таким образом, четко прослеживается тенденция предмета «Информатика» от простой теоретической дисциплины, до обязательного основополагающего предмета среднего образования.

Эта тенденция является определяющей в разработке и исследовании различных методических и психолого-педагогических моментов преподавания информатики в курсе средней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и методика обучения информатике

«Основные цели и задачи изучения курса «Информатика»

в школе»

Абросимова Яна Валерьевна

Введение

Технологический прогресс общества неизменно сказывается на структуре минимально необходимого образовательного уровня каждого человека. Развитие вычислительной техники и ее популяризация обусловило внедрение в базовый школьный курс такого предмета как информатика.

Информатика в средней школе представлена с 1984/85 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания науки информатики.

Анализируя методологическую и содержательную составляющие курса информатики в средней школе, можно выделить следующие основные этапы:

1984-1988 г.г. – апробация курса информатики в средней школе и преподавание ее на основе методики безмашинного варианта;

1988-1996 г.г. – разработка основного методического содержания курса информатики в средней школе и преподавание ее на основе КУВТ отечественного производства;

1996-2000 г.г. – переход к новому техническому и программному обеспечению, отвечающему мировым стандартам и разработка новой методологической концепции преподавания информатики в средней школе;

2000 г. – по н.в. – интеграция информационных технологий в учебный общеобразовательный процесс, переход к использованию телекоммуникаций в учебном процессе.

Таким образом, четко прослеживается тенденция предмета «Информатика» от простой теоретической дисциплины, до обязательного основополагающего предмета среднего образования.

Эта тенденция является определяющей в разработке и исследовании различных методических и психолого-педагогических моментов преподавания информатики в курсе средней школы.

Тема настоящей методической работы – «Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся на уроках информатики».

  1. Цели и задачи курса обучения информатике в средней школе и его адаптация

Основной целью курса ОИВТ является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации, роли информационных процессов в формировании современной научной картины мира, привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

Цели обучения информатике в школе: формирование у учащихся представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в школе:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Анализ государственного стандарта, а также базовых нормативных документов, в частности примерного календарного планирования по предмету, показал, что в своем первоначальном виде курс ОИВТ, предлагаемый школам содержит в себе множество недостатков и не адаптирован к условиям непрерывного развития информационных технологий.

Именно этот факт и послужил отправной точкой для разработки непрерывного курса обучения ОИВТ в школе (2-11 классы), апробация которого ведется с 2003-2004 учебного года. В настоящее время учителя информатики гимназии работают по данной программе.

Программа в основном состоит из базового школьного курса ОИВТ и дополнена темами, содержащимися в вопросах вступительных экзаменов (тестов) по информатике в высших учебных заведениях.

Преимуществом программы является ее четкая структурированность по основным разделам информатики и по годам обучения, что позволяет безболезненно варьировать содержание курса ОИВТ в зависимости от современного состояния развития информационных и телекоммуникационных технологий, и в то же время оставаясь в рамках требований госстандарта и нормативных методических положений. Структура программы показана на рисунке.

2 класс

«Введение в информатику»

3 класс

4 класс

5 класс

Первоначальное представление об ОС. Освоение графического редактора Paint. Основы создания текстовых документов. Работа с программой «Блокнот»

6 класс

7 класс

Базовый курс пользователя ЭВМ

8 класс

Изучение ПО.

9 класс

Основной курс пользователя ЭВМ

Основы алгоритмизации

10 класс

Программирование

(на базе языка Бейсик)

Основы информационных и Интернет-технологий

11 класс

Цель программы достигается при решении следующих задач:

Овладение языком информатики и умение использовать его для построения информационных моделей;

Формирование умений использовать компьютер и программное обеспечение для решения практических задач.

В соответствии с программой и требованиями госстандарта

Учащиеся должны знать:

  • что такое информация, единицы количества информации;
  • основные системы счисления;
  • типы величин и формы их представления на компьютере;
  • краткую историю развития ВТ;
  • номенклатуру основных устройств ЭВМ, их назначение и основные характеристики;
  • назначение, преимущества и общие принципы организации компьютерных сетей;
  • правила работы и технику безопасности при работе на ПЭВМ;
  • понятие алгоритма, его основные свойства, способы задания, иллюстрировать их на конкретных примерах;
  • способы организации данных;
  • названия и назначение основных типов программного обеспечения;
  • основные этапы решения задач на ЭВМ;
  • основные операторы языка программирования;
  • основные приемы отладки и тестирования программ;
  • работу с массивами;
  • основные типы моделирования, что такое математическая модель;
  • численные методы решения некоторых прикладных задач.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации;
  • переводить целые десятичные числа в другую систему счисления и обратно;
  • оценить объем памяти, необходимый для хранения некоторого текста при заданной системе кодировки;
  • включить/выключить ПЭВМ, осознанно работать с клавиатурой;
  • работать с тренажерами и обучающими программами;
  • писать программы на процедурном языке программирования для задач на уровне школьной программы;
  • работать с готовыми программами (запускать, вводить данные в диалоге, понимать смысл выводимых результатов);
  • уметь строить информационные модели простейших систем.

При проведении урока информатики ученики каждого класса делятся на две группы, занятия в которых по глубине изучения тем программы курса проводятся дифференцировано согласно состава группы.

Курс пользователя

Значимость “Курса пользователя ПЭВМ” с каждым годом всё возрастает в связи с компьютеризацией жизни общества.

Необходимость большого количества часов индивидуальной практической работы на ПЭВМ для более качественного усвоения материала привело к тому, что данный раздел информатики выделен из основной программы, как наиболее приоритетный.

Целью данного курса является - привить учащимся навыки сознательного и рационального использования ПЭВМ в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.

Базовый курс ОИВТ

Задача данного раздела учебной дисциплины: формирование интереса, вооружение школьников навыками программирования на ПК. В содержании курса должна раскрываться социальная значимость предмета ”информатика”, формироваться информационная культура.

В старших классах планируется последовательное изучение отдельных, но логически взаимосвязанных тем, направленное на достижение следующих целей: развитие системного, логического и алгоритмического мышления учащихся, навыков и умений построения информационных, математических или физических моделей, технических навыков взаимодействия с компьютером, который выступает в роли технического средства обучения.

Особое внимание хочется обратить на курсовое проектирование и решение прикладных задач. Решение прикладных задач предполагает слияние двух дисциплин: информатики и математики (физики). Некоторые задачи из курса высшей математики с помощью информатики возможно рассмотреть уже в средней школе. Это позволяет достичь следующих целей:

  • повысить интерес учащихся к обоим предметам;
  • пробудить интерес к познавательной и исследовательской деятельности.

Этим же целям служит курсовое проектирование. Это новаторство в преподавании информатики. Методика курсового проектирования предусматривает решение учащимися задачи, формулируемой в какой-либо предметной области и связанной с формализацией и последующим решением с помощью ЭВМ. Такая задача, как правило, требует значительного времени для решения, системного подхода при разработке, имеет большой объем программирования. В процессе курсовой работы отрабатываются навыки программирования и отладки программ, учащиеся ощущают существенно новый социально-значимый уровень компетентности, развивают проф-определяющие качества личности, происходит ранняя социализация.

Таким образом, данная программа курса информатики способствует инициализации различных видов деятельности: познавательной, практической, эвристической, поисковой и личностно-ориентированной.

Курс информационных технологий

Обучение предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умения и навыков учащихся, более глубокое изучение материала.

Умение использовать компьютер для решения задач основывается на глубоком понимании смысла звеньев основной технологической цепочки (объект - информационная модель - алгоритм - программа - результат - объект) и отношений между ними. При этом ключом к умению правильно и эффективно использовать компьютер является понимание метода информационного моделирования.

В данном курсе должен быть осуществлен перенос акцента со средства (компьютер и его программное обеспечение) на цель (решение конкретных задач), т.е. технологическая цепочка "объект - информационная модель - алгоритм - программа - результат - объект" должна изучаться во всей ее полноте с акцентом на ведущем звене "объект- информационная модель".

Цель курса: научить методу компьютерного моделирования и применения его в различных (выбранных) предметных областях.

Общей целью всей программы является выработка комплекса специалиста.
Под комплексом специалиста понимается:

  • способность ученика к самостоятельному поиску идей;
  • способность к принятию решений;
  • необходимая система знаний и умений.
  • Система знаний включает в себя как минимум следующее:
  • владение языками программирования. (в школе имеется следующий языковый минимум: Basic);
  • владение такими подходами к программированию как структурное и объектное программирование;
  • владение математическим аппаратом;
  • знание принципов разработки программ;
  • знание принципов разработки алгоритмов;
  • хорошее знание прикладных пользовательских программ.

Таким образом, использование данной программы не только делает школьный курс информатики «реальным», т.е. отражающим современное состояние развития ИКТ, но и методически обоснованным для использования в учебном процессе средней школы.

  1. Психолого-педагогические аспекты использования компьютера как технического средства обучения

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания.

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Предмет исследования – процесс развития познавательных процессов школьников, а именно – логического и алгоритмического мышления на уроках информатики.

Доказано, что процесс обучения школьников может быть более эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:

  • его использование оптимизирует деятельность учителя;
  • применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
  • он позволяет усилить познавательные интересы ученика.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход урока вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний.

С другой стороны, такой метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им «двойку», то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или выполнить задание.

Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об оптимальности и необходимости использования компьютера в качестве технического средства обучения, причем не только на уроках информатики. Единственным ограничением в этом плане являются санитарно-гигиенические нормы использования ПК в учебном процессе.

  1. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся на уроках информатики

Предмет информатика очень легко реализует межпредметные связи, то есть при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Некоторые из примеров такой интеграции показаны в таблице.

Информатика

Русский язык

Литература

Математика

Естественные науки

Алгоритм

Последовательность действий Последовательность состояний
Выполнение последовательности действий
Составление линейных планов действий.

Поиск ошибок в последовательности

Последовательность действий при:

1.разборе предложе-ний;

2) разборе слов

Установление связи слов в предложении

Проверка безударных гласных в корне

Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений

Развитие сюжетов в произведениях (сказках, рассказах)

Последовательность постановки вопросов к тексту

Последовательность действий при решении задач и вычислении выражений

Последовательность действий при выполнении опытов

Последовательность действий в быту

Последовательность действий в школьной жизни

Последовательность происходящего в природе

Свойства объектов

Узнавание объектов по заданным свойствам

Сравнение двух или более объектов по набору признаков

Разбиение объектов на группы в соответствии с заданными свойствами

Признаки:

Слов (звуко-буквенный анализ, разбиение по слогам);

Частей речи (род, число…), и т. д.

Частей предложе-ния (анализ предложения)

Названия признаков в характеристиках персонажей

Характеристики персонажей через значения признаков

Сравнение персонажей и разбиение их на группы

Характеристики чисел (кратность, число знаков)

Характеристики фигур (форма, размер)

Составные части задачи

Сравнение по признакам предметов в природе, обществе, технике

Классификация предметов и явлений в соответствии со значением признаков в природе, обществе, технике

Логика высказываний

Высказывания

Истинность и ложность высказываний

Логические операции

Логические функции

Высказывания, относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям.

Правила русского языка по схеме "если... то..."

Доказательство теорем

Метод индукции

Алгебра высказываний

Высказывания, относящиеся к предметам в природе, обществе, технике

Логические рассуждения о процессах в природе, обществе, технике. Выводы из наблюдений

Учебный процесс по информатике, направленный на формирование у учащихся навыков логического а вкупе с ним и алгоритмического мышления состоит из трёх этапов:

Первый этап - подготовительный - учащиеся знакомятся с некоторыми разделами точного знания, составляющими фундамент вышеупомянутого комплекса специалиста.

Второй этап - изучение техники работы - ученики овладевают методами и приёмами работы на ЭВМ, несколькими языками программирования и приобретают навык решения прикладных задач.

Третий этап - решение больших задач - ученик погружается в большую задачу, настолько сложную и трудоёмкую, что её можно считать задачей для профессионального программиста. Целью данного этапа является освоение методологии проектирования большой и логически сложной программы.

Основные методические принципы и идеи

  1. Индивидуальный характер обучения - для каждого ученика строится индивидуальная программа.
  2. Прикладной характер теории.

Это означает, что теория:

Даёт метод решения задачи.

Объясняет происходящие процессы и явления. (Данный пункт особенно важен, так как согласно ему, учащемуся, предлагается теоретическое знание не имеющее прямого применения к задаче, но необходимое для его развития.

  1. Определение темпа обучения способностями обучаемого (технология дифференцированного обучения).

Для каждого вида работ, выполняемого учеником, существует некий минимум самостоятельности, который определяется в значительной степени интуитивно, из опыта работы с конкретным учащимся. Предполагается, что невыполнение данного минимума означает обыкновенную лень. Обязательный минимум имеет обыкновение повышаться в процессе обучения. Это разумно, - так как ученик в процессе обучения не просто овладевает суммой знаний, а развивает свои способности к обучению, к мышлению вообще. Иначе говоря, процесс обучения имеет не только скорость, но и ускорение.

  1. Стержень учебного процесса - прикладные задачи.

Учащийся совершенствуется, идя от задачи к задаче. Каждая задача, - это его небольшой, но наглядный, практический успех, дающий заряд на дальнейшее движение. Трудная задача побуждает на получение недостающих знаний. Трудоёмкая задача побуждает на отработку своих трудовых навыков и умений организации интеллектуального труда. Большая задача развивает умение взаимодействовать с партнёрами по её разработке и т.д.

  1. Языки программирования и прикладные программы играют роль инструмента и изучаются как инструменты.

В таких случаях возможны два варианта действий:

перед учащимся ставится задача, в решении которой главная проблема - использование языковых конструкций или специального метода (собственная же сложность задачи невелика);

учащийся продолжает заниматься как обычно, но задачи, которые он получает, настоятельно требуют нового метода.

  1. Обязательным элементом решения почти каждой задачи, является аппарат (математический, физический и т.д.)

Возможно, это слишком громко сказано, но ведь у каждого свой уровень знаний, и исследованием можно заниматься и в области арифметики. Никто не гарантирует ученику, что он знает всё, необходимое для решения задачи. По большому счёту никто не гарантирует даже того, что эта задача решаема! Вполне может оказаться, что условие сформулировано, не вполне корректно, может случиться так, что потребуется специальное исследование, чтобы выяснения, что на самом деле делает программа. В конечном итоге ученик должен не просто решить задачу и проверить её парой - тройкой тестовых примеров - он должен быть способен защитить своё решение перед лицом любой критики.

  1. Определённая свобода ученика в выборе решаемых проблем.

Никто не знает точно возможностей ученика. Ясно лишь то, что он должен стремится к наращиванию своей базы знаний. Видимо, учитель из своего опыта и знаний может предположить какой путь будет для ученика наиболее эффективным. Поэтому учитель определяет набор проблем, которыми ученик может заниматься, но этот набор достаточно широк, и учащийся имеет возможность выбирать (начало учебного процесса составляет исключение. Думается, что когда человек совершенно или почти совершенно не владеет предметом, он и не может иметь мнения (обоснованного) куда ему двигаться.).

  1. Самоценность для развития мастерства - знание теории.

Параллельно с решением задач по разработке программ наиболее способные ученики стимулируются к изучению научных дисциплин. Такое изучение учеником ведётся полусамостоятельно, учитель играет роль консультанта.

  1. Использование для закрепления материала метода проектов

Основные требования к использованию метода проектов заключаются в следующем:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблем или задач, требующих интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. В этом плане задачи по информатике как нельзя лучше подходят для реализации этого положения, что еще раз подтверждает правильность выбора направления курса;
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

К темам занятий можно применить следующие определения. Во-первых, соблюдена типичность , т.е. предполагается освоение методов решения наиболее типовых задач. Во-вторых, обеспечена содержательность заданий, и, в-третьих, реализована нетривиальность , т.к. курс содержит минимум похожих задач, решаемых по одному алгоритму.

Общую же схему изучения материала можно представить в виде такой схемы:

Т.о., используя весь арсенал доступных форм и методов работы с учащимися, основываясь на технологии дифференцированного обучения, и применяя широкую интеграцию с предметами школьного цикла, можно получить значительные результаты в развитии мышления школьников, что не сможет не сказаться на общих результатах успеваемости и качества знаний.

Конечно, пока рано говорить еще о каких-то конкретных результатах, поскольку работа по авторской программе идет только третий год, но можно с уверенностью сказать уже сегодня, что такая комплексная реализация методики преподавания спецпредмета, вкупе с информационными технологиями и подобной интеграцией способна дать определенные результаты.

  1. Заключение

Можно сделать вывод, что при развитии логического и алгоритмического мышления учащихся появляются новые возможности для развития:

социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;

способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной внеучебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;

Гармоничная индивидуальность, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка и его компетентности. НИТ детерминирует специальную педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности детей, гибкого открытого мышления, способности к коллективной деятельности, для воспитания ответственности за принимаемые решения.

И задача педагогов-исследователей, искать, апробировать и внедрять новые формы и методы работы, приводящие к таким результатам.

Список литературы

Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1999. -№2.

Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М., 1996.

Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. –М., - 1997.

Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие по спецкурсу. –Свердловск, 1998.

Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика – 1994. - №5.

Заничковский Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2.

Калмыкова З.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости. –М., 1987.

Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. –М.: Педагогика, 1986.

Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образование. – 1991. -№6.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –Н.; Педагогика, 1982

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. –М.: Педагогика, 1988.

Сутирин Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра. //Народное образование, -1996. - №3. – С 21-23.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., Педагогика, 1988.

Общая психология. –М., 1986.

Простое и сложное в программировании. / Авт. предисл. Е.П. Великов. –М.: Наука, 1988.

Развитие личности школьника в условиях новых информационных технологий. –М., 2001.

Развитие творческой активности школьников. –М., 2003.

Некоторые сокращения и обозначения

КУВТ – комплекс учебной вычислительной техники

ВТ – вычислительная техника

ОИВТ – основы информатики и вычислительной техники

ЭВМ – электронно-вычислительная машина

ПЭВМ – персональная электронно-вычислительная машина

ПК – персональный компьютер

ИКТ – информационные и коммуникационные технологии


Информатика как наука и учебный предмет в средней школе.

Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Цели и задачи изучения информатики, как любого другого учебного предмета, связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования. Вклад информатики в научное мировоззрение школьников определяется формированием при ее изучении представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, на основе которых строится современная картина мира. Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве. Значительное расширение информатикой среды научного познания, формирование нового (информационного) подхода к изучению окружающей действительности имеет огромное мировоззренческое значение, которое необходимо в полной мере использовать в школьном образовании. Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя информатики.

Определение методики информатики как науки об обучении информатике само по себе еще не означает существования этой научной области в готовом виде. Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже более полутора десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.


Говоря иными словами, перед методикой преподавания информатики, как и перед всякой предметной школьной методикой, ставится традиционная триада основных вопросов:

зачем учить информатике?

что надо изучать?

как надо обучать информатике?

Методика преподавания информатики - молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Опережающие фундаментальные дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики, проработка важных вопросов общеобразовательного подхода к обучению информатике имеют в общей сложности почти полувековую историю. Будучи фундаментальным разделом педагогической науки, методика информатики опирается в своем развитии на философию, педагогику, психологию, информатику (в том числе школьную информатику), а также обобщенный практический опыт средней школы.

Цель - подготовить методически грамотного учителя информатики, способного: - проводить уроки на высоком научно-методическом уровне; - организовать внеклассную работу по информатике в школе; - оказать помощь учителям-предметникам, желающим ис­пользовать компьютеры в обучении.

Задачи : - подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике; - сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени; - обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике; - развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Стандартизация образования в области информатики. Государственный образовательный стандарт по информатике и ИТ первого поколения: назначение, структура, характеристика основных компонентов.

Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования и обеспечение образовательного процесса.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Образовательный стандарт по информатике и ИКТ включает: цели изучения учебного предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников.

Основные позиции стандарта можно сформулировать следующим образом:

1. Структура курса информатики в учебном плане школы: начальная школа, основная школа, старшая школа – базовый или профильный уровень. При этом преподавание информатики и ИКТ обеспечено часами базисного учебного плана на всех уровнях обучения.

2. Сформулированы цели изучения информатики и информационных технологий на всех этапах обучения.

3. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ сформулирован не только для базового курса информатики, но и для всех остальных уровней.

4. Требования к уровню подготовки сформулированы для всех уровней образования в виде: «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

5. Требования к технологии и средствам проверки и оценки достижения учащимися требований образовательного стандарта не представлены. Однако исходя из внедрения ЕГЭ можно предположить, что значительное место должен занять тестовый контроль.

Современное состояние нормативной базы и структура преподавания информатики. Общая характеристика ФГОС нового поколения. Структура и содержание обучения информатике согласно ФГОС нового поколения.

Прежде чем перейти к анализу документов, регламентирующих преподавание информатики, рассмотрим состояние нормативной базы преподавания информатики, весьма сложна и противоречива.

1. На территории Российской Федерации продолжают действовать документы, определяющие содержание и структуру преподавания информатики:
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике;
Базисный учебный план 1998 года (БУП-98).

В соответствии с этими документами сложилась следующая структура обучения информатике в общеобразовательной школе:

пропедевтический этап (I–VI классы) предусматривает знакомство школьников с компьютером и информационными технологиями в целесообразной для данного учебного заведения форме обучения;

базовый курс (VII–IX классы) обеспечивает освоение основных теоретических положений информатики, овладение научными основами, методами и средствами информационных технологий;
обязательное (Х–ХI классы) дифференцированное по объему и содержанию обучение информатике в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

Рекомендации по реализация БУП изложены в информационном письме Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ «О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе в 2000/2001 г.»: «В соответствии с Базисным учебным планом курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть должен изучаться как самостоятельный курс в 10-11-х классах. Изучение информатики желательно включать в учебный план второй ступени образования (7-9 классы) за счет часов вариативной части. Пропедевтический курс информатики (начальная школа и 5-6 классы) может включаться в учебный план за счет школьного компонента и при наличии соответствующих условий (оборудованный компьютерный класс, учебно-методические пособия, квалифицированные педагоги и др.).

Решение о распределении учебных часов вариативной части базисного учебного плана принимается руководством общеобразовательного учреждения.

Минимальный обязательный объем учебных часов, отводимых на изучение информатики, – 68 учебных часов в течение двух лет. При наличии соответствующих условий можно увеличить объем учебных часов до 136 и более».

Таким образом, фактически информатика изучалась за счет федерального компонента БУП только в 10-11 классах. В остальных классах информатика изучалась (и изучается) в зависимости от возможностей и желания образовательного учреждения; количество часов в год и продолжительность изучения во всех школах различны.

В 2002 г. в статье главного специалиста Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ М.С. Цветковой отмечается, что на современном этапе развития информатики необходимы разработка нового трехуровневого содержания предмета; разработка трехуровневого комплекта учебных пособий; создание практикумов по информатике, реализующих межпредметные связи. Трехуровневое обучение информатике может быть представлено как:
начальная ступень (II–IV кл.);

основная ступень – вводный и базовый курсы (V–VI и VII–IX кл.);

профильный курс (X–XI кл.).

Такая структура обучения в большей степени соответствует психологическим и физиологическим особенностям учащихся соответствующего возраста; реальной структуре школьного курса информатики; особенностям методики обучения информатике в разных возрастных группах.

Начальная ступень обучения информатике является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей как нового способа учебной деятельности. В связи с этим в начальной школе возможны подходы к обучению информатике как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьютерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике, имеющих актуальное предметное наполнение.

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении и желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Основная цель базового курса – формирование у учащихся знаний, соответствующих минимуму содержания по предмету.

В профильном курсе старшей школы формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественнонаучному, социально-экономическому.

Таким образом, курс будет реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.

2. В ряде регионов России с 2001 года проводится эксперимент по обучению учащихся начальной школы и старшего звена по программе 12-летнего образования, в том числе по информатике.

Как отметил академик А.А. Кузнецов в интервью журналу «Информатика и образование», «предметом эксперимента станут условия, механизмы наиболее эффективной реализации… модернизации школы. Эксперимент предполагается построить вокруг трех вариантов Базисного учебного плана».

Министерством образования РФ изданы соответствующие нормативные документы. В них предложены новый обязательный минимум содержания обучения и новые требования к уровню подготовки выпускников.

«Курс информатики и информационных технологий гуманитарно-филологического и химико-биологического профиля имеет уровень «А», рассчитанный на 1 час в неделю.
Курс информатики физико-математического, технико-технологического и социально- экономического уровня имеет уровень «В», в котором на изучение отводится 2 часа в неделю.
Наконец, используя межпредметный, интегративный характер дисциплины информатики, можно организовать обучение по всем названным профилям на углубленном уровне «С», ориентируясь на 3 и более часов в неделю.

Для курсов информатики и информационных технологий уровней «А» и «В» разработаны обязательные минимумы и требования к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы».

Прежде всего, следует отметить, что экспериментальный обязательный минимум имеет четыре содержательные линии: «Теоретическая информатика», «Аппаратные и программные средства информатизации», «Информационные и коммуникационные технологии» и «Социальная информатика». Если первые три содержательные линии включают материал, в значительной степени известный по «Обязательному минимуму…», то социальная информатика – новый раздел школьного курса, требующий методической разработки.

Соответственно, разработаны и новые базисные учебные планы. Однако и в них остались старые проблемы курса информатики:

«Так, в базисных учебных планах (БУП) для начальных и основных образовательных учреждений (ОУ), опубликованных в № 59/2001 газеты “Первое сентября” в качестве приложения можно найти следующие варианты.

Образовательные области, к которым может относиться предмет:

– математика, информатика (БУП начальных ОУ, вариант 1);

– человек и окружающий мир (БУП начальных ОУ, вариант 2);

– информатика (БУП основных ОУ, варианты 1,2);

– технология (БУП основных ОУ, вариант 3).

Образовательные компоненты, т.е. фактически названия учебной дисциплины:

– информатика (БУП основных ОУ, вариант 2);

– информатика и информационные технологии (БУП начальных ОУ, вариант 1, БУП

сновных ОУ, варианты 1, 2);

– информационные технологии (БУП начальных ОУ, варианты 2 и 3, БУП основных ОУ, вариант 3).

Правда, в предлагаемых в том же документе примерных учебных планах авторы пришли-таки к единообразию, сведя предмет к информационным технологиям».

Остается только заметить, что по традиционному принципу построены 1-й и 2-й варианты БУП. Третий вариант содержит не только инвариантную часть, но и спецкурсы, модули, проекты и т.п., на которые отведено только число часов без определения содержания. Таким образом, названные выше проблемы курса информатики эксперимент в полной мере не решает.

В соответствии с нормативными документами по эксперименту, изучение информатики начинается со II-го класса:

«Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы. Обучение информатике во II–IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

Дать школьникам первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне».

Фактически в документах по эксперименту, с одной стороны, ввиду отсутствия стандарта, получает развитие обязательный минимум 1999 года; с другой – заложены новые идеи, которые впоследствии нашли воплощение в стандарте 2004 года.

3. Во многих регионах России в конце 1990-х – начале 2000-х гг. приняты региональные стандарты по информатике.

При этом в разных регионах стандарт разрабатывался на основании обязательного минимума 1995-99 гг., на основании проектов федерального стандарта 1997 и 2002 г., в ряде регионов разработаны независимые стандарты.

Наличие такого количества различных содержательных, методических и концептуальных подходов к преподаванию информатики, внесло неоценимый вклад в развитие методической истемы обучения информатике, оказало влияние на формирование нормативной базы преподавания информатики.

В 2002 г. опубликован проект нового стандарта, широкое обсуждение которого длилось почти два года. 4. В марте 2004 г. Министерством образования России утверждены новые стандарты по информатике, запланировано их поэтапное введение в образовательных учреждениях РФ:

По мере готовности образовательных учреждений и по решению учредителя – с

Для предпрофильного обучения в IX классах – с 2005/2006 г.,

В I, V и Х классах – с 2006/2007 г.

С 2004 года федеральный компонент становится основой для системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

Поэтапное введение стандарта завершится в 2010 году.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации действуют различные нормативные документы регионального и федерального уровня – стандарты, БУП и учебные планы, которые в условиях существования федерального стандарта, возможно, будут в массовом порядке перерабатываться. Возможно, что и положения самого стандарта и нового БУП также будут дорабатываться, в частности, в связи с тем, что БУП рассчитан на 11-летнее, а не 12-летнее обучение в школе.

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Информатика как учебный предмет была введена в школу с 1985 года. Этот курс назывался «Основы информатики и вычислительной техники». Коллективом авторов, среди которых А.П. Ершов и В.М. Монахов, было создано учебное пособие для школы. Его основная идея – обучение школьников основам алгоритмизации и программирования.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34173. Агропромышленный комплекс: структура и функции 15.02 KB
На основе такого взаимодействия сформировалась особая сфера экономики которая получила название агропромышленного комплекса АПК АПК это функциональная многоотраслевая подсистема выражающая взаимосвязь взаимодействие сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики по производству сельскохозяйственной техники сельскохозяйственной продукции ее переработке и реализации. Формирование АПК связано с переходом сельского хозяйства к машинной стадии производства которая значительно углубила и расширила технологические и...
34174. Функции и формы торгово-посреднической деятельности 19.19 KB
Торговопосреднические операции могут включать маркетинг проведение переговоров и заключение договоров кредитование оборотного капитала клиента предоставление гарантий и страхование транспортировку выполнение таможенных формальностей послепродажное обслуживание а также некоторые операции связанные с доработкой расфасовкой упаковкой и тому подобные Торговопосреднические операции могут осуществляться за свой счет и за счет клиента от своего или от его имени. Виды торговопосреднических операций В зависимости от характера...
34175. Товарная биржа. Механизм биржевой торговли 16.58 KB
Механизм биржевой торговли Для понимания механизма биржевой торговли важно различать рыночные заказы на покупку или продажу ценных бумаг и лимитзаказы. Рыночный заказ означает что клиент поручил брокеру взять цену с рынка. Лимитзаказ так называется потому что клиент устанавливает ценовой лимит который брокер обязан соблюдать. Лимитзаказ на покупку содержит максимальную цену сделки а лимитзаказ на продажу минимальную.
34176. Системы денежного обращения. Денежные агрегаты 16.42 KB
Важнейшими элементами денежной системы являются: денежная единица это установленный в законодательном порядке денежный знак который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров; масштаб цен весовое количество денежного металла принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей; официальный масштаб цен утратил свой смысл в связи с особенностями экономического развития отдельных стран и прекращением размена кредитных денег на золото; система эмиссии денег учреждения выпускающие деньги и ценные бумаги;...
34177. Спрос, предложение и равновесие на денежном рынке 19.95 KB
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. На изменение спроса влияют неценовые факторы: 1 число покупателей; 2 изменение в денежных доходах населения. Эластичность спроса степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Например если доходы в экономике возрастут то это приведет к росту спроса на деньги а следовательно к увеличению процентной ставки в этом случае будет увеличиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться...
34178. Ссудный капитал и кредит 18.86 KB
Ссудный капитал и кредит. Формой движения ссудного капитала является кредит. Ссуды бывают следующих видов: ü безвозвратная; ü возвратная беспроцентная; ü возвратная процентная кредит. Источником процента является доход полученный от использования кредита.
34179. Банковская система: функции и структура 30.8 KB
В банковскую систему входят специализированные организации обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений расчетнокассовые и клиринговые центры фирмы по аудиту банков дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков организаций обеспечивающие банки оборудованием информацией кадрами. Сложившаяся банковская система имеет двухуровневую структуру: 1 верхний уровень Центральный банк ЦБ; 2 нижний уровень коммерческие банки и кредитнофинан совые организации. По функциональному назначению и характеру осуществляемых...
34180. Денежно-кредитная система и производство 14.2 KB
Денежнокредитная система и производство В современной кредитной системе выделяются три основных звена: центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитнофинансовые институты. Коммерческие банки представляют собой главные нервные центры кредитной системы. Кроме того банки могут заниматься посредническими операциями управление имуществом ценными бумагами. Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитнофинансовые институты такие как пенсионный фонд страховые компании инвестиционные и...
34181. Рынок ценных бумаг: содержание, структура, участники 15.25 KB
Рынок ценных бумаг: содержание структура участники. Рынок ценных бумаг как и любой другой рынок представляет собой сложную организационноправовую систему с определенной технологией проведения операций. Структуру рынка ценных бумаг представляют собой три основных составляющих: предмет торговли т. ценные бумаги и их производные; профессиональные участники; система регулирования рынка.

Top