Что можно снять китовым объективом. Что такое кит-объектив: достоинства и чем он плох

03.05.2018 1517 Изучаем фотокамеру 0

Начинающий фотолюбитель при покупке своей первой зеркальной или беззеркальной камеры со сменной оптикой сталкивается с двумя вариантами - только камера (body, или "тушка") или в комплекте с объективом, который прозвали “китовым” - от английского слова kit ("комплект"). Более опытные фотографы, скорее всего, посоветуют вам взять первый вариант и купить к камере “нормальный” объектив, потому что считается, что китовый объектив не стоит внимания. Однако многие уже забыли, что именно китовый объектив помог им разобраться со многими параметрами, чтобы уже в дальнейшем выбрать более подходящий объектив для своих творческих задач. Сегодня мы разберемся со всеми нюансами “китовой” оптике, чтобы вы смогли сделать самостоятельные выводы и решить для себя, в какой комплектации покупать камеру.

Итак, что же такое китовый объектив?

Как правило, китовый - это самый дешевый объектив в линейке у производителя. Его цена минимальна, чтобы лишь незначительно повлиять на суммарную стоимость в комплекте с камерой. В недалеком прошлом роль китового играл , как правило, порядка 50 мм. Сейчас же максимально распространены объективы с переменным фокусным расстоянием () небольшой кратности: от умеренного теле, до широкого угла, чаще всего 18-55mm или 18-135mm. Эти объективы имеют самые востребованные фокусные расстояния, их диапазон фокусных расстояний позволяет охватить основной спектр сюжетов в любительской фотографии. Так, 18 мм уже достаточно широко, чтобы вместить в кадре пейзаж, 35 мм идеально подойдут для жанровой съемки, а 55 мм помогут вам сделать портрет. Фокусным расстоянием порядка 80-135 мм удобно снимать крупноплановые портреты, и размытие фона в этом случае оказывается куда сильнее, чем при 55 мм.С таким объективом фотоаппарат становится относительно универсальным, что значительно расширяет возможности съемки. Довольно часто их предпочитают брать в путешествие, потому что отпадает необходимость покупать и носить с собой целый пакт оптики.

Если вы только начинаете свои шаги в фотографии, то свой первый серьезный фотоаппарат вы купите именно с объективом типа 18-55 или 18-135. Но не торопитесь его сразу ставить на полку и бежать скорее в магазин за топовым стеклом по заоблачной цене, как вам могут посоветовать более опытные фотографы. Такие недорогие китовые зумы являются наилучшим решением, чтобы попробовать свои силы в фотографии.

Достоинства китового объектива

Первым и главным достоинством китового объектива является то, что он вам практически ничего не будет стоить. Какой бы следующий объектив вы ни купили, вы не получите более выгодного соотношения цена-качество. Современные китовые объективы малозаметно уступают своим заметно более дорогим собратьям в таких жанрах, как пейзаж или макро, а так же в путешествиях, поскольку для съемки таких сюжетов используют закрытую диафрагму (f/5.6 — f/8). Конечно, в плане резкости они всё же уступят своим в разы более дорогой оптике в тех случаях, когда вы ведете съемку при низком уровне освещения с открытой диафрагмой. Однако не надо верить в то, что многократная разница в цене так же многократно скажется и на качестве фотографий. Даже на открытой диафрагме (f/3,5) резкости китового объектива достаточно для печати карточек размером 20х30 см, а современные матрицы позволяют существенно поднимать уровень чувствительности, чтобы компенсировать недостаток светосилы китовой оптики и при этом не потерять в детализации.

Большинство китов имеют встроенный оптический стабилизатор. Это позволит вам улучшить снимки в плохих световых условиях с рук, не прибегая к помощи штатива. Ещё одно из достоинств китов - минимальная дистанция фокусировки около 25 сантиметров. Пусть с такого расстояния вы и не сможете снять усики какого-нибудь мелкого жука, но попробовать себя в макрофотографии вам будет вполне по силам.

Отметим еще одно достоинство китового объектива - вес, всего каких-то 200...250 граммов, в то время, как более профессиональная оптика может весить как минимум вдвое, а то и втрое больше. Мало кто принимает этот факт во внимание, но когда речь заходит о продолжительных прогулках с камерой, вес начинает играть немаловажную роль. Чем меньше вес, тем вы меньше устаете и тем больше сосредотачиваетесь на фотографии.

Недостатки китовых объективов

Так в чём же заключается недостатки китовых объективов? Да, за последние десять лет они сделали большой шаг вперёд: от пластиковых “заглушек для байонета” до вполне приемлемых универсальных объективов. Разница между нынешними и первыми поколениями китовых объективов существенная, но всё же у них имеется ряд недостатков, которые и делают их такими, какие они есть.

Первый недостаток это - качество материалов, из которых они изготовлены. Корпус таких объективов изготовлен из пластика и не имеет погодозащищенного исполнения (вполне логично, т.к. камеры начального уровня также не имеют пыле- влагозащиты). Автофокус вряд ли будет бесшумным, а его скорость будет меньше, чем у более дорогих моделей.

Второй и основной недостаток - низкая светосила. Почти у всех бюджетных китов значения светосилы варьируются в диапазоне от f/3.5 на 18 мм и до f/5.6 на 55 или 135 мм. Это значительно ниже по сравнению со светосильными объективами с фиксированным фокусным расстоянием и недостаточно по сравнению с хорошими штатными зумами. Если вы увлекаетесь пейзажной или уличной съемкой, для вас низкая светосила не будет иметь решающего значения. Однако, с китовым объективом у вас не получится “оторвать” объект от фона, и стоит забыть про красивое размытие заднего плана. Слишком мало значение светосилы, слишком несовершенна оптическая схема.

К недостаткам китового, как и любого зума, можно отнести геометрические искажения (дисторсия), особенно заметные на широком угле. По краям кадра все "падает и валится" к центру, лица плоские и неестественные. Также к краям кадра снижается резкость.

Еще одним важным аспектом светосилы является точность фокусировки: система автофокуса камеры работает на полностью открытой диафрагме, и точность ее работы зависит от количества света, пропускаемого оптикой. Китовая оптика уступает по этому критерию более светосильным объективам.

Выводы

Пренебрегать китовым объективом не стоит при первой покупке. Если вам не понятны такие термины, как “светосила” и “фокусные расстояния”, то тем более стоит начинать именно с китового объектива. С его помощью вы сможете попробовать максимально большое количество жанров, познакомится с основными параметрами оптики и определиться с тем, что вам нужно в дальнейшем. Кит - ваш ключ от двери в мир фотографии, и в него уже встроено всё необходимое для получения качественного изображения и для вашего творческого роста.

Среди фотографов китовые фотообъективы особой популярностью не пользуются скорее наоборот, но так уж они бесполезны, как о них отзываются? Ведь не каждый пользователь будет высматривать качество, есть фотография, резкая, контрастная и ладно не зря потратил деньги, не мыльницу же взял, а вроде как благородную зеркалку и сменную оптику. А тот факт, что объектив можно отдельно купить дешевле и лучше не смущает? Но это другая история сегодня поговорим про китовый объектив!

Что такое китовый объектив?

Объектив, который идёт вместе с камерой и называется китовым. При покупке камеры можно обратить внимание на слова «body» и «kit» обычно их пишут рядом с маркой и моделью камеры. «Body» в переводе с английского означает «тело», то есть фотоаппарат продаётся без объектива, который вам нужно будет купить отдельно. «Kit» переводится как «набор», объектив и фотоаппарат продаются вместе в комплекте. Обычно стандартный китовый объектив, если говорить про производителя Canon, входящий в набор с фотоаппаратом это EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS, но бывают и другие. Новичок при покупке должен быть начеку, так как китовые наборы (объективы к камере) бываю разные, например EF-S 17-85mm f/4-5.6 IS, EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS и EF-S 18-200mm f/3.5-5.6 IS так же являются китовыми объективами.

Как узнать китовый объектив и его характеристики?

Китовые объективы делают из пластика, минимум металлических деталей, производитель на всём старается сэкономить, в результате получается не дорогой объектив. Вся маркировка у кита, как и у всех других объективов, находится в передней части объектива, на ободке линзы. Надпись в зависимости от производителя бывает разной, например: «SMC Pentax-DA 1:3,5-5,6 18-55 mm ALII». Переводится следующим образом: «просветленный объектив с повышенным числом слоев (SMC) фирмы Pentax для цифровой матрицы (DA) с переменной светосилой в диапазоне 3,5-5,6, зум ФР от 18 до 55 миллиметров модели ALII». Встроенный стабилизатор есть не в каждом китовом объективе, и имеет своё обозначение, например: «Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR AF-S DX Nikkor» о наличии стабилизатора говорит обозначение VR. Стабилизатор изображения на объективах Canon обозначается IS.

Для кого сделан "Kit" объектив?

Прежде всего, для людей, которые не слишком требовательны к качеству фотографии, но уже выросли из мыльниц и хотят расширить свои технические возможности. Китовый объектив поможет разобраться и попрактиковаться начинающему фотографу в ручной и автоматической фокусировке , диафрагме , чувствительности и т.д. Таким образом, фотограф либо приходит к мысли, что нужно покупать другой объектив и расширять свои творческие возможности или же остановиться, на китовом объективе которого ему вполне хватает. Конечно, если позволяют финансы всегда лучше взять качественную технику так и процесс обучения фотографии станет более приятным. Ведь не секрет что китовые объективы очень хлипкие, кольца шатаются, моторчик автоматической фокусировки шумит, профессионалы жалуются на отсутствие должной резкости китового объектива. Такова ситуация с китами у Canon, у Nikon с резкостью говорят немного лучше но принцип экономии качественных деталей делает своё дело. Поэтому цена китового объектива в наборе с фотокамерой довольно-таки низкая.

Виды китовых объективов и их недостатки

Китовые объективы можно разделить на два вида это короткофокусные и длиннофокусные.

1) Короткофокусные или широкоформатные могут иметь довольно таки широкий угол обзора от 17mm, что позволяет фотографировать городские пейзажи и до 85mm, а это уже неплохой портретник, так например кит Canon EF-S 17-85mm f/4-5.6 IS c переменным фокусным расстоянием. В большинстве случаев у многих производителей, идёт объектив с переменным фокусным расстоянием (18-55). Например: Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS, Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR AF-S DX Nikkor или SMC Pentax-DA 1:3,5-5,6 18-55 mm ALII.

2) Длиннофокусные киты или телеобъективы, которым присуще длинное фокусное расстояние , например 55-200mm и 70-300mm. Многие специалисты начинают маркировку телеобъективов с 135mm, а все что находится между 55mm и 135mm считается портретным объективом. Телеобъективы применяют, когда объект съёмки находится далеко от фотографа, им можно фотографировать не только пугливых зверюшек, но и хорошие портреты от погрудных до крупных планов. Портреты сделанные телеобъективом получают искажение (боке) заднего плана в результате он, кажется больше. Кроме «kit» производитель предлагает покупателю «double kit» в таком комплекте можно найти сразу два ранее перечисленных объектива, например: «Olympus E-500 Double Kit Объектив: Zuiko Digital 14-45 mm & 40-150 mm».

К главным недостаткам относятся низкая светосила и замыливание картинки, что приводит к снижению детализации фотографии и делает не возможной съёмку в условиях плохой освещённости. Но если набить руку то можно приспособиться к любому объективу, главное желание. О сайте fotomtv .

Показать html-код для вставки в блог

Китовый объектив

Среди фотографов китовые фотообъективы особой популярностью не пользуются скорее наоборот, но так уж они бесполезны, как о них отзываются? Ведь не каждый пользователь будет высматривать качество, есть фотография, резкая, контрастная и ладно не зря потратил деньги, не мыльницу же взял, а вроде как

Читать подробнее

Многие ругают китовые объективы и считают их н достойными для профессиональной съёмки. Это утверждение верно лишь для профессиональной съёмки, где важна невероятная чёткость и точность. Также Киты не очень хорошо себя ведут в условиях слабой освещённости. В спортивной фотографии может не сватать их скорости фокусировки, а в видеосъёмке может мешать шум мотора автофокуса. Во всех остальных случаях эти объективы показывают отличные результаты и доказывают, что качество снимка в большей степени зависит от фотографа, а не от техники.

Кит - от англ. Kit — набор, комплект. Это штатный объектив, который продаётся вместе с камерой.

Наиболее распространённый диапазон фокусных расстояний китовых объективов составляет 18-55mm. В этом диапазоне фокусных расстояний есть и широкоугольная часть 18 мм, которая позволяет снимать обширные территории, архитектуру и природу и 55мм, который максимально приближен к тому как видит человеческий глаз. Это относится к полнокадровым камерам. На кропнутых устройствах диапазон фокусных расстояний меняется из-за уменьшенного сенсора изображения. На Canon кроп-фактор составляет 1,6, а на Nikon - 1.5. Камеры большинства остальных производителей также имеют кроп-фактор 1,5. Так для Canon фокусные расстояния Kit-объектива составят 28,8 - 88мм, а для Nikon и остальных - 27-82,5мм.

Множество объективов, особенно оптика с фиксированным фокусным расстоянием, которые создают более качественное и красивое изображение. Светосильные объективы хороши в полумраке и они рисуют очень красивое боке на открытой диафрагме. Суперзумы отлично проявляют себя в спорте, репортаже и съёмке диких животных. Но это всё специальные объективы, которые стоят на несколько порядков дороже стандартной китовой оптики. При этом они никак не влияют на композицию, ракурс и креативность идей фотографа, а ведь именно это главное в большинстве жанров фотографии.

Как фотографировать на китовый объектив

Почему не следует сразу отказываться от китового объектива?

  • Этот объектив отлично подойдёт для начинающих фотографов. Он знакомит человека с возможностями съёмки на разных фокусных расстояниях и даёт полный контроль над процессом съёмки.
  • Его цена очень низкая по сравнению с оптикой более высокого класса.
  • Он достаточно компактный и очень лёгкий. В сумке кит не займёт очень много места.
  • При достаточно низкой стоимости характеристики оптики очень хороши. Особенно это касается объективов, выпускаемых с современными камерами. Сейчас производители расширяют диапазон фокусных расстояний китов. Минимальный порог уже составляет 15 или 16 мм. Максимальный вырос до 58мм. При этом можно отметить и рост светосилы объективов. Canon готовит китовую опику для современных камер, максимальная светосила которой составит не F/3.5, а F/2.8.
  • Многозадачность. Эти объективы хороши для семейной фотографии, съёмки праздников, вечеринок, природы и портретов.

В интернете можно найти множество примеров потрясающих снимков, сделанных на кит-объектив 18-55mm.

Пришла пора менять китовый объектив на что-то посолиднее. «Какой объектив купить на смену китовому?» — это второй по популярности вопрос после того как решен вопрос «Какой фотоаппарат купить?». Как всегда, на это вопрос, к сожалению, нет однозначного и универсального ответа. Все зависит от ваших желаний, потребностей и бюджета. Но пока отложим денежные вопросы в сторону (в конце концов всегда можно найти компромиссные бюджетные варианты объективов) и остановимся на выборе объектива на основе его технических характеристик.

1. ЗУМ или ФИКС?

Зум объективы (zoom - приближать-отдалять) - это объективы с переменным фокусным расстоянием, т.е. такие объективы покрывают сразу несколько фокусных расстояний. Например, 24-70 мм или 70-200 мм. Если сказать очень примитивно, то это те объективы, у которых можно крутить кольцо выбора значения фокусного расстояния, при этом объекты в кадре визуально приближаются или отдаляются. Большинство китовых объективов - это зум объективы, например, 18-55 мм.

Фикс объективы (fix - закреплять, устанавливать) - это объективы с постоянным фокусным расстоянием. Для того чтобы визуально приблизить или отдалить предметы в кадре с таким объективом, необходимо физически подойти ближе или отойти дальше. Это все равно, что глаза человека - чтобы рассмотреть что-то крупнее, необходимо просто сделать шаг вперед. Примером фикс объективов могут служить 50 мм, 85 мм, 100 мм, 35 мм, 24 мм и т.д.

Хорошо, а как это поможет при выборе объектива? И у той, и у другой категории объективов есть свои плюсы и минусы. Давайте разберемся.

Преимущество зумов в основном заключается в удобстве и универсальности - буквально не сходя с места, например, можно сфотографировать портрет в полный рост, поясной портрет и даже крупный план на один объектив. Поэтому зумы приходят на выручку при съемке репортажей, событий, свадебной съемке (церемония, сборы, банкет), когда некогда или невозможно бегать вокруг с фиксом. К тому же, приобретая зум, вы сразу «покупаете» целый диапазон фокусных расстояний, что выходит дешевле, чем аналогичный по ФР набор из 3-4 фикс объективов.

Основной недостаток зум объективов по сравнению с фиксами - это нехватка резкости, а зачастую и светосилы. Из-за особенностей конструктива зум объективы предполагают наличие подвижных частей, которые не позволяют добиться резкости, сравнимой с фиксами. К тому же вы не найдете зум объектив со светосилой 1.8, 1.4 или 1.2, поэтому для любителей открытых диафрагм фиксы - настоящая находка.

2. СВЕТОСИЛА

Светосила объектива напрямую влияет на то, до какого значения вы сможете максимально открыть диафрагму. Светосила объектива обычно указывается в маркировке модели в виде диафрагменного числа. Например, на объектив 50 мм 1.4 вы сможете снимать с максимально открытой диафрагмой 1.4, а на объектив 24-70 2.8 - с диафрагмой 2.8 (т.е. диафрагмы 2.5, 2.0, 1.8 и т.д. будут недоступными в силу особенностей конструкции объектива).

Объективы с постоянной светосилой - это все фиксы и зум объективы, которые позволяют максимально открывать диафрагму на одно и то же заданное значение, независимо от выставленного фокусного расстояния. Так, объектив 70-200 f4 позволит вам сделать кадр с диафрагмой f 4.0 и с фокусным расстоянием 70 мм, и 85 мм, и 135 мм, и 200 мм. Объективы с постоянной светосилой предпочтительнее, так как они позволяют снимать с одинаковыми настройками экспозиции, независимо от выбранного фокусного расстояния.

Объективы с переменной светосилой - это обычно более бюджетные варианты зум объективов. Их основная особенность заключается в том, что они позволяют максимально открывать диафрагму до разных значений на разных фокусных расстояниях. Обычно на «коротком» конце объектива (меньшее значение фокусного расстояния, более широкий угол) такие объективы позволяют сильнее открыть диафрагму, чем на «длинном конце» (большее фокусное расстояние).

Хороший пример - тот же самый китовый объектив 18-55 мм f3.5-5.6, что означает, что в положении 18 мм диафрагма откроется до значения 3.5, а в положении 55 мм вы сможете снять только со значением f5.6. В результате накладываются ограничения на параметры экспозиции и настройки фотоаппарата, в зависимости от выбранного фокусного расстояния. А если вы снимаете в Мануальном режиме, то при простом изменении фокусного расстояния с 18 мм до 55 мм (без корректировки настроек экспозиции) вы пропустите в 2 раза меньше света (за счет использования более закрытой диафрагмы), что отразится на конечном результате (кадр получится темнее). Поэтому о такой особенности нужно постоянно помнить во время съемки, а это не совсем удобно.

3. СТАБИЛИЗАТОР ИЗОБРАЖЕНИЯ

Быть или не быть? Нужен или не нужен? Здесь вопрос не только принципа, но и денег, поскольку объективы со встроенным стабилизатором стоят примерно на 30% дороже, чем их аналоги без стабилизатора. Тут у меня подход такой: если хватает денег, лучше купить со стабилизатором, хуже не будет, а в ситуациях с недостаточным освещением при съемке с рук на довольно длинной выдержке стабилизатор ой как пригодится. Если же вы снимаете исключительно со штативом или только в студии, то на стабилизатор можно не тратиться. А вот тем, кто чаще снимает с рук, а тем более на ходу, в спешке (путешественники, свадебные фотографы, репортажники), то лучше потратить лишнее и быть уверенным в результате.

Для каких объективов стабилизатор жизненно необходим?

В принципе, можно наплевать на стабилизатор в объективах с фокусным расстоянием до 70 мм. С такими объективами можно без боязни появления шевеленки снимать с рук на выдержках 1/80 сек и короче. А если принять удобную позу, хорошо зафиксировать торс и положение рук, плавно нажать на кнопку спуска, то можно получить резкий кадр без штатива и на выдержках до 1/30 сек (у особо натренированных может получиться и дольше - дело сноровки). Для шириков типа 15-24 мм и фишаев стабилизатор вообще не нужен.

Другое дело, когда вы идете снимать с объективом типа 70-200 мм со светосилой f4, а сумерки сгущаются… Подняли ISO, открыли диафрагму на максимум, а света все равно не хватает. Приходится удлинять выдержку, а объектив хороший, такой весомый, качается во все стороны, и на 200 мм даже уже на выдержках 1/125 - 1/160 сек лезет шевеленка.

Вывод: чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем важнее наличие встроенного стабилизатора изображения.

4. ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ФОТОРЮКЗАКА и мои рекомендации по набору объективов:

Набор «Универсальный классический» - для портретной съемки, для студийных, репортажных и свадебных фотографов

1. Универсальный штатный светосильный зум объектив — типа 24-70 мм 2.8 или его аналоги 28-75 мм 2.8 и т.п.

Рабочая лошадка - «и в пир, и в мир, и в добрые люди», снимать практически все - от пейзажей, архитектуры, групповых портретов до крупного плана. Опять же зум - удобно быстро переключаться, менять угол обзора, перспективу и композицию в кадре. Постоянная светосила позволяет снимать с одними и теми же настройками экспозиции на разных фокусных расстояниях. Неплохое значение светосилы 2.8 облегчает работу в условиях недостаточного освещения и дает возможность работы с малой глубиной резкости, особенно на фокусном расстоянии 70 мм.

Если еще есть встроенная функция «макро», то такой объектив позволяет сфокусироваться с меньшего расстояния, чем стандартные объективы, что создает «псевдо макро» эффект.

Особенность на кропе - иногда может не хватать широкого угла на 24 мм, которые на кропе превращаются примерно в 38 мм.

2. Хотя бы один светосильный фикс — лично мой выбор - это 50 мм 1.4 (можно 1.8) на кропе или 85 мм 1.4 (можно 1.8) на фулфрейме.

Резкий, морозно-звонкий на средних диафрагменных значениях (f4.0 - f8.0), с красивым боке на открытых диафрагмах (1.4 - 2.0) - у новичков вызывает эйфорию после китового объектива. Замечательное решение для портретного объектива и для фотографий с красивым боке и размытием. Отлично работает в студии.

Если предпочитаете снимать портреты на длиннофокусный объектив, возможны варианты фикса 100 мм 2.0 или 135 мм 2.0.

Если наоборот склонны к широкому углу, то ваш выбор - 35 мм 1.4, 28 мм 1.8 и т.д. Помните, что на кропе угол обзора всегда будет меньше, то есть в кадр влезет меньше, чем с таким же фокусным расстоянием на фулфрейме. Поэтому широкий угол для кропов можно брать с запасом - не 28 мм, а 15 - 20 мм, например.

3. Длиннофокусный зум - 70-200 мм 2.8 (можно 4.0) - лично я использую для портретной съемки

Мне нравится качество боке (размытие заднего плана), отделение модели от фона, компрессия в кадре (сужение пространства). Не нравится вес и габариты, но от этого никуда не денешься. Кому-то, наоборот, чем больше объектив, тем больше весомости и авторитета. У меня под конец свадебного дня отказывают суставы на правой руке )

Можно брать и до 300 мм - снимать живую природу или просто удаленные предметы и события.

4. Широкоугольный объектив 10-20 мм - зум или фикс для меня не принципиально. Лично для меня это объектив «на всякий случай», когда нужен один классный кадр архитектуры, пейзажа или портрета в тесном помещении.

У меня в качестве бюджетного ширика работает даже не ширик, а фишай, причем российский - Зенитар f16 2.8. Достаю я его раз в несколько месяцев, когда действительно есть необходимость снять что-то эпическое (ну или комичное с его смешными искажениями пространства).

Если кто-то увлекается съемкой архитектуры, пейзажей, городских зарисовок, или у кого-то стиль съемки требует широкий угол, тогда выбирайте себе широкоугольный объектив по душе. На личном опыте что-то посоветовать не могу, но много хороших отзывов про Sigma 10-20 мм с исправленными геометрическими аберрациями (снимает без искривлений).

5. Макрообъектив типа 100 мм 2.8 Macro или просто набор макроколец, которые из уже существующих объективов сделают макро с небольшой потерей в качестве и удобстве съемки.

Это абсолютно опционально и зависит от ваших предпочтений - не все снимают макро, и не всем это нужно. Но если вы занимаетесь свадебной фотографией, то для съемки деталей (обручальных колец, украшений и проч.) макро очень даже красиво впишется в ваш набор техники. Лично у меня набор макро колец +1, +2, +4 и +10, которые работают прелестно. По диаметру они совпадают с 2мя моими объективами (накручиваются на резьбу), для использования с другими объективами я просто придерживаю их левой рукой перед передней линзой.

Если же вы всерьез хотите заниматься макро съемкой (а не так, от случая к случаю), то конечно лучше вложиться в полноценный макро объектив (фикс) с масштабом съемки 1:1 - так называемое «реальное макро».

Помните, что это только примерный набор объективов , конечный выбор зависит только от ваших предпочтений в фотографии.

Также порядок приобретения указанных объективов зависит от того, чего вам «не хватает» и что хочется попробовать в первую очередь. Лично у меня первым появился светосильный фикс, потом длиннофокусный зум, потом фишай, а китовый объектив все это время работал на подстраховке как штатный объектив, пока я его не заменила на светосильный универсальный зум.

Надеюсь, что я сняла добрую половину ваших вопросов или, наоборот, породила новые. Можете задавать их в комментариях под статьей.

Смотрите видео «Какие бывают объективы» для тех, кто плохо понимает разницу между длиннофокусным и широкоугольным объективами

В этом статье речь идет исключительно о любительской съемке. Расшифровка основных спецтерминов, применяемых в статье:

  • Полтинник - объектив с фокусным расстоянием 50 мм, "нормальный" объектив.
  • Кит, китовый объектив (от английского kit (комплект) - объектив, идущий в комплекте с фотоаппаратом, как правило, с диапазоном фокусных расстояний 18-55 мм.
  • Фикс - объектив с фиксированным фокусным расстоянием, без зума.
  • Зум-объектив - объектив с переменным фокусным расстоянием, с зумом.
  • Кроп - зеркалка с матрицей размером 23*17 мм (все любительские зеркалки и большинство полупрофессиональных)
  • Полный кадр - зеркалка с матрицей размером 36*24 мм (профессиональные аппараты и "топовые" полупрофессиональные)
  • Средний формат - фотоаппарат с размером кадра 6*6 см (плюс-минус)

Мне часто задают вопрос - не лучше ли отказаться от покупки китового объектива в пользу светосильного фикса? Обычно в качестве фикса к зеркалкам предлагают купить "полтинник" - светосильный объектив с фокусным расстоянием 50 мм.

Два мифа, которые активно подогревают желание купить «полтинник»

1. Кто-то вычитал в каких-то умных книгах по фотографии, что с "полтинником" можно снимать все, ну, или почти все. Все это замечательно, но обратите внимание, каким аппаратом снимает мастер, написавший эту книгу? Вполне возможно, что они использовали пленочную технику или полнокадровую цифровую, на которой "полтинник" имеет более широкий угол охвата, чем у любительских цифровых зеркалок. Для камер с кропом 1.5 и больше, "полтинник" превращается в объектив для средних планов преимущественно с вертикальной компоновкой кадра. К примеру, портреты по пояс.

2. Китовый объектив очень плохой, на него даже смотреть не стоит. Обычно такого мнение навязывают свадебные и fashion-фотографы (у меня одного сложилось мнение, что среди них градус пафоса часто зашкаливает?) Естественно, коммерческая съемка предъявляет повышенные требования к качеству получаемых фотографий, но с их отношением к китовому объективу в применении к любительской съемке я не согласен. Китовый объектив с запасом обеспечивает тот базовый уровень качества и возможностей, которые необходимы для любительской съемки - могу это сказать с полной уверенностью, ибо сам снимал китовым Canon 18-55 мм без малого 6 лет. С тех пор китовые объективы многократно улучшались и совершенствовались, сегодня это весьма резкие стекла!

Оба мифа развенчаны и теперь мы можем подойти к выбору объектива более объективно (простите за каламбур:) Попробуем разложить мысли по полочкам, а еще лучше - свести их в таблицу. Из нее станет ясно - стоит ли отказываться от китового объектива в пользу "полтинника".

Критерий Китовый 18-55 мм Фикс 50 мм f/1.8 Комментарий
Сюжеты на кропе Пейзаж
Интерьер
Архитектура
Репортаж
Уличное фото
Любительский портрет (с размытием фона "для галочки")
Портрет с претензией на художественность, воздушность и "волшебство". Это достигается малой глубиной резкости, в этом плане "полтинник" хорош - с ним можно размыть фон практически "в ноль". Китовый объектив позволяет снимать как минимум 90% повседневных сюжетов. Полтинник - преимущественно для портретной съемки. Но с ней он справляется намного лучше "кита".
Сюжеты на полном кадре - Уличное фото
Портрет в обстановке
Репортаж (не всегда)
Пейзаж (не всегда)
Полтинник намного лучше проявит себя на полном кадре - гораздо универсальнее, чем на кропе. Подтверждено собственным опытом.
Четкость картинки Хорошая на f/8 Отличная на f/2.8 Полтинник дает более четкую и контрастную картинку, но и кит на f/8 тоже вполне конкурентоспособен. При f/3.5 разница будет хорошо заметна (в пользу полтинника), на f/8 она будет намного меньше.
Четкость на открытой диафрагме Любой объектив на открытой диафрагме "подмыливает" картинку, особенно по краям. Все это усугубляется хроматическими аберрациями. На открытой диафрагме у обоих объективов картинка очень мягкая, особенно по углам. Но имейте в виду, что для "кита" открытой считается диафрагма f/5.6 (на 50 мм), а у "полтинника" - f/1.8, На f/5.6 "полтинник" бритвенно резок (см. предыдущий пункт)
Цветопередача Средняя Хорошая Полтинник дает более яркую, контрастную и "воздушную" картинку. Все-таки, фиксы тем хороши, что их оптическая схема "заточена" под одно фокусное расстояния. У зумов с этим сложнее, особенно у бюджетных. То что "полтинник" дает сразу на выходе из камеры, с "китовым" объективом возможно придется вытягивать в Фотошопе.
Съемка в тесном помещении Возможна благодаря наличию широкого угла (18 мм), но только со вспышкой, так как светосила мала Небольшой угол обзора очень ограничивает возможности съемки в тесном помещении. Но большая светосила позволяет во многих случаях обходиться без вспышки, это плюс! Под тесным помещением подразумевается обычная комната среднего размера. Китовый объектив позволит показать интерьер помещения, полтинник позволит снимать только головы.
Постановочная съемка в полутемном помещении без вспышки Только со штатива Возможна на открытой диафрагме (с малой глубиной резкости) Большая светосила дает полтиннику ощутимое преимущество. Обратная сторона медали - резкости на заднем плане не будет. Для интерьерной съемки "полтинник" с большой ГРИП не подходит. "Кит" в этом плане предпочтительнее.
Репортажная съемка в полутемном помещении без вспышки Невозможна вообще, либо возможна на сверхвысоком ISO со всеми вытекающими... Возможна, если помещение большое и вы в нем единственный фотограф, который может свободно по нему перемещаться. Чтобы уместить в кадр все нужное часто приходится далеко отходить. Если есть другие фотографы с широкоугольными объективами, они будут вам попадать в кадр - им нет нужды отходить далеко. Преимущество полтинника весьма условно. Теоретически такая съемка возможна, но на практике такие идеальные условия бывают далеко не всегда.
Репортажная съемка со вспышкой Возможна. Диапазон фокусных расстояний экономит время и силы - не нужно бегать, достаточно крутить зум. Возможна, но придется много бегать (как и в предыдущем пункте) Лучше снять с чуть худшим качеством, чем не снять никак. Китовый объектив однозначно удобнее в этом случае!

Примеры фотографий

Полтинник в качестве штатного объектива, на мой взгляд, оправдан только в том случае, если аппарат целенаправленно покупается для портретной съемки (хотя, в этом случае стоит рассмотреть объектив с фокусным расстоянием 85 мм). "Полтинник" на полный кадре - совсем другое дело. На большой матрице объектив 50 мм гораздо более универсален.

По своему опыту скажу, что с удовольствием использую объектив Canon EF 50mm f/1.8 с полнокадровым Canon EOS 5D как при домашней съемке, так и при выездных съемках. Даже несмотря на то, что этот объектив любительский, он позволяет получать замечательные по детализации фотографии при пейзажной съемке, и хорошо размывает задний план там, если это нужно. Чтобы увидеть отличия между на кропом и полным кадром на ФР 50 мм, посмотрите рисунки ниже. Оригинальная фотография сделана полнокадровым аппаратом. На них рамкой помечены те варианты кадрирования, которые возможны при съемке с того же расстояния с кропом 1.6.

Широкоугольные фиксы как альтернатива китовому объективу

В первой части статьи речь шла исключительно о зеркалках. У беззеркалок, которые сейчас активно вторгаются в любительскую нишу, ситуация несколько иная. В замену "полтиннику" в младшем ценовом сегменте есть широкоугольные фиксы - у Sony NEX это 16 мм (24 мм в пересчете на пленочный аналог), у Canon EOS M - 22 мм (эквивалентен, соответственно, 35 мм объективу). Широкоугольник 16 мм у Sony хорош для пейзажной, интерьерной съемки, но портретная съемка при помощи него в принципе невозможна - с таким широким углом придется очень близко приближаться к лицу модели, что неизбежно вызовет искажение пропорций лица.

Canon EF-M 22 мм более интересен в качестве штатника - и по углу зрения и по светосиле. Но для портретной съемки он также не подходит. Отдавая предпочтение фиксу вместо китового зума вы, возможно добровольно, возможно, по незнанию, жертвуете универсальностью вашей системы. Купив "полтинник", вы очень скоро поймете, что вам не хватает широкого угла. Купив фикс-широкоугольник, вы через некоторое время, наоборот, начнете присматриваться к умеренным телеобъективам, особенно если любите снимать портреты.

Конечно есть вариант - собрать коллекцию светосильных фиксов - от широкоугольника до телеобъектива, но это, скорее удел профессионалов и очень увлеченных любителей. Во-первых, оперативность при съемке будет просто никакой - менять объективы гораздо дольше, чем повернуть кольцо зума. Во вторых - общий вес этого комплекта оптики будет составлять несколько килограмм. В-третьих, вопрос стоимости. Профессионалы, зарабатывающие фотографией не скупятся на хорошую технику - для них это средство производства, которое окупается. Но вопрос практичности приобретения набора фиксов для любительской съемки остается риторическим.

Вывод

Китовый объектив - это универсальный по фокусным расстояниям и вполне неплохой по оптическим характеристикам объектив, который вам дается к фотоаппарату почти задаром. Я всегда утверждал и буду утверждать - если вы покупаете свой первый аппарат со сменной оптикой, вам нужно брать его с китовым зум-объективом 18-55 мм или с "продвинутым" китом 18-105 (Nikon), 18-135 (Canon).

"Полтинник" вы можете докупить отдельно в том случае, если действительно почувствуете в этом необходимость, например, в вас проснется фотограф-портретист. То же самое касается широкоугольных фиксов. Они, по идее, лишь светосильное дополнение штатного зум-объектива.


Top