Характерные черты учения как вида деятельности. Учение как деятельность

Прочитаем информацию .
Деятельность человека - вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Основные виды деятельности - игра, учеба, труд.
Игра - вид непродуктивной деятельности, целью которой является развлечение, отдых, а не производство материальных благ. Характерные черты игры :

  • существование правил
  • условная ситуация
  • использование замещающих предметов
  • цель - удовлетворение интереса
  • развитие личности (обогащение, необходимые навыки)
Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности.
Учение (учеба) - вид человеческой деятельности, в результате которой происходит приобретение знаний, умений, навыков и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.
Учение может быть организованным, неорганизованным, самообразовательным.
1. Организованное обучение - процесс обучения, который осуществляется в образовательных учреждениях.
2. Неорганизованное (неформальное) обучение - процесс обучения, который осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
3. Самообразование - самостоятельное обучение, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
Учебная деятельность является важнейшим условием развития сознания человека и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Продолжает занимать большое место и после окончания школы.
Сущность - освоение опыта предыдущих поколений. Результат - усвоение ценностей и норм национальной культуры.
Труд - вид человеческой деятельности, направленной на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения потребностей человека.
Характерные черты труда :
  • целесообразность
  • нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов
  • наличие мастерства, умений, знаний
  • практическая полезность
  • получение результата
  • развитие личности
Сущность - преобразование предметов материального мира. Результат - удовлетворение материальных потребностей и создание материальных и духовных благ.
Специфическое отличие труда от других от игры и учебы - создание полезных для человека продуктов - как материальных, так и духовных.
Ученые выработали учение о деятельности , которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому
  • что именно она формирует на каждом возрастном этапе важнейшие черты личности.
  • что в ее русле развиваются все другие виды деятельности в течение жизни человека.

Возрастной период

Ведущий вид деятельности

Сопутствующий/дополнительный вид деятельности

Ребенок до поступления в школу

Постепенное обучение и посильный труд

Школьник

Учение (учеба)

Труд, игра в свободное время

Подросток

Общение (так считают многие исследователи)

Учение и новые игры

Взрослый

Учеба, игра, общение в свободное время


Рассмотрим примеры учения (учебы).

Организованное

1.Обучение в средних общеобразовательных учреждениях (школах). 2.Обучение в профессиональных учебных заведениях (лицеях). 3.Обучение в высших учебных заведениях (университетах, институтах и пр.).

Неорганизованное (неформальное)

1.Тренинги - «Развитие управленческих навыков», «Искусство публичных выступлений» и т.д. 2.Семинары - «Активные продажи» и т.д. 3.Консультации на различные темы. 4.Курсы Курсы-интенсив «Английский язык. Разговорная практика», курс «WEB-дизайн», курс «Агент по продаже недвижимости (риэлтор)» и т.д.

Самообразование

Михаил Васильевич Ломоносов занимался самообразованием: рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь римфотворный Симеона Полоцкого. В 1730 году ушел в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.


Выполним онлайн-задания (тесты).

Используемая литература:
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы
Википедия - свободная энциклопедия

38 УЧЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная деятельность - форма деятельности, в которой действия, человека, управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.

В процессе развития человечества труд все более и более усложнялся и совершенствовался. Поэтому чтобы осуществлять трудовую деятельность, необходимо было осваивать результаты деятельности предшествующих поколений. С этим и связано выделение учения в отдельный вид деятельности.

Учение следует за игрой и сближается с трудовой деятельностью (в учении необходимо выполнять, как и в труде, определенные задания). Процесс обучения включает двустороннюю передачу определенных знаний, их усвоение, которая осуществляется под руководством учителя и направлена на развитие творческих способностей.

Выделяют два вида учения. Первый специально направлен на овладение определенными знаниями и умениями. Второй приводит к получению этих знаний в процессе осуществления какой-либо другой деятельности. Обучение человека происходит обычно одновременно двумя способами.

Процесс обучения является и процессом развития ребенка, так как он готовится к самостоятельной трудовой деятельности.

Американская психология сводит систему обучения лишь к освоению определенных навыков. Основной частью процесса обучения является процесс эффективного усвоения знаний. В него включаются восприятие материала, его осмысливание и запоминание, возможность свободно пользоваться им в определенных ситуациях.

Важное условие для формирования учебной деятельности - создание у ребенка сознательных мотивов усвоения конкретных знаний и умений. Обучение и воспитание ребенка осуществляется с помощью объяснения, поощрения, наказания, постановки задачи, предъявления требований, проверки, исправления.

Восприятие материала - это восприятие знаний, которые были выработаны людьми и которые учитель передает учащемуся. Восприятие материала зависит от того, как он подается и излагается.

Процесс усвоения включает в себя несколько элементов: первичное ознакомление с материалом, осмысливание, закрепление, возможность использовать на практике. Прочность усвоения знаний зависит не только от последующего их закрепления, но и от первичного восприятия ма-. териала. Воспринять материал - значит осмыслить его и выразить определенное отношение к нему. Следовательно, каждому элементу учебной деятельности должен быть посвящен особый этап учебной работы.

Учебная деятельность формирует у человека способность управлять психическими процессами, организовывать, направлять свои действия и навыки, накапливать опыт в зависимости от поставленной задачи.

39 МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Исследование мотивов учения позволит определить, откуда берутся цели учебной деятельности, что побуждает человека учиться, добиваться осуществления поставленных целей.

Учение отличается от других видов деятельности тем, что овладение знаниями и навыками - это не только результат, но и цель.

Мотивации учения зависят от многих факторов:

1) организации образовательного процесса;

2) образовательной системы;

3) особенностей обучающегося (его пола, возраста, способностей и др.);

4) особенностей обучающего;

5) специфики учебного процесса. Уровни учебной мотивации

1. Высокий уровень школьной мотивации. Характерные особенности - высокое стремление у -детей выполнять все предъявляемые требования, добросовестность, ответственность.

2. Хорошая школьная мотивация - это средний уровень, для которого характерна достаточно успешная учебная деятельность.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью.

4. Низкая школьная мотивация. Учащиеся испытывают затруднения в учебной деятельности, неохотно посещают занятия.

5. Негативное отношение к школе. Учащиеся не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении.

Для развития мотивов учения важно, чтобы учащийся понимал смысл учения. Учитель должен донести до его сознания общественно значимые мотивы. Также необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но на поведение не влияют.

Приобретение учеником необходимых знаний позволит ему усвоить, предмет, выполнить задания. Это приводиткудовлетворению от выполненной работы и вызывает желание еще раз пережить этот успех.

Основные мотивы учения - стремление подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. Учащийся также стремится выявить свои способности, выполнить обязанности, самосовершенствоваться.

На различных этапах развития у учащегося меняются мотивы. Задача педагога - найти на каждом этапе развития наиболее существенные мотивы, соответственно преобразуя и переосмысливая задачу, которую он ставит перед учащимися. Чтобы учащийся мог полноценно включиться в работу, необходимо сделать поставленные задачи понятными, значимыми для учащегося. Чтобы дети учились эффективно, важно их заинтересовать. Это может быть непосредственный интерес к учению или опосредованный интерес к учебе, связанный с сознанием того, что она дает (личная заинтересованность, общественные интересы).

Подготовиться к учению помогает игровая деятельность. Этот метод можно применять, когда учение еще не стало основной деятельностью, не приобрело личностного смысла.


Характера; анализ нормы и патологии в разных культурах. Имеются попытки и более широких классификаций направлений психологической антропологии. Наиболее полный их перечень под названием «Основные школы и подходы в психологической антропологии» предложил американский культурантрополог Ф. Бок (см. Bock , 1988). Первая школа – психоаналитическая антропология, состоящая из двух подходов: а) ...

Функцию. Личность стремится снять с себя вину, увидеть событие в ином свете, чем оно реально происходило, следствием этого является самообман как психологическое средство "эго-защиты". При анализе педагогической ситуации конфликтного типа студенты выделяют несколько форм психологической защиты: а) личность пытается сохранить смысловую значимость мотива, реально отвергнутого выбором данного...

И могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию. Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно – ...

... (1910); Рефлексология (1918); Коллективная рефлексология (1921); Общие основы рефлексологии человека (1923); Мозг и деятельность (1928). II Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де...

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Учебная деятельность - ведущая деятельность школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде интеллектуальных основных операций и теоретических понятий. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д.

За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработкой бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших классах.

Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание, переосмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения.

В старших классах средней школы формируются мировоззрение и убеждения, с которыми связываются мотивы учебной и трудовой деятельности.

В процессе исторического развития формы труда совершенствовались и, вместе с тем, все усложнялись. В силу этого уже гораздо сложнее было овладеть необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в самом ее процессе. Поэтому в целях подготовки человека к дальнейшей трудовой деятельности необходимо было выделить в качестве ее особого вида учение, учебный труд по освоению обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Человечество выделило для этого особый период в жизни подрастающего поколений и создало специальные формы существования, при которых учение является основной деятельностью.

Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности совершается в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом.

Таким образом, основная цель учения - это подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человека.

Об учении можно говорить лишь тогда, когда действия человека управляются сознательной целью - усвоить определенные знания, навыки, умения.

Знания - это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности.

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. Умения представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки - это компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Таким образом, учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

ВИДЫ ИГР

Игра -- деятельность, с помощью которой человек преобразует действительность и изменяет мир. В игре формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, а это и есть основное назначение игры. Игра очень тесно связана с развитием личности, поэтому приобретает основное значение в жизни ребенка.

Виды игр.

1. Индивидуальная игра. В ней участвует только один человек.

2. Групповая игра. Этим видом деятельности занимаются одновременно несколько человек.

3. Предметные игры. Особенность -- включение в игровую деятельность каких-либо предметов.

4. Сюжетные игры. Они проходят по определенному сценарию.

5. Ролевые игры. Допускают поведение человека, ограниченное ролью, которую он берет на себя. В процессе игры человек действует с предметами согласно предписанным значениям. При этом формируется способность регулировать свое поведение представлениями о социальной роли и соответствующих ей действиях.

6. Игра по правилам. Регулируется определенной системой правил поведения ее участников. Окружающие люди начинают выступать носителями таких требований. Играло правилам ориентируется на выигрыш. По общественным признакам она является игровой деятельностью, так как не дает никакого полезного продукта, но по психологической структуре приближается к труду. Здесь целью является не сама деятельность, а результат.

Часто встречаются смешанные виды игр: сюжетно-ролевые, предметно-ролевые, сюжетные игры по правилам и др.

В игру входят только что появившиеся и не укрепившиеся открытия и приобретения. Повторяя их неоднократно в процессе игры, человек закрепляет эти действия. Игра позволяет человеку развиваться и подготовиться для дальнейшей деятельности. Игры неразрывно связаны с культурой народа, с трудом и бытом окружающих людей. В игре проявляются и формируются потребности человека. Характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от содержания, которое отражает окружающую ребенка жизнь взрослых людей. В жизни взрослого игра занимает иное место, нежели в жизни ребенка.

Человеческая игра -- это не просто движения человека, совершаемые из-за наличия нерастраченной энергии. Она выражает отношение личности к окружающей действительности. Мотивы игры выражаются в переживаниях сторон действительности, значимых для играющего. Они отражают непосредственное отношение к окружающему миру. Здесь отпадает расхождение между мотивом и прямой целью деятельности субъекта. Игра реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, но при этом она не связана действиями и приемами, которые используются в неигровой деятельности.

УЧЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная деятельность -- форма деятельности, в которой действия, человека, управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.

В процессе развития человечества труд все более и более усложнялся и совершенствовался. Поэтому чтобы осуществлять трудовую деятельность, необходимо было осваивать результаты деятельности предшествующих поколений. С этим и связано выделение учения в отдельный вид деятельности.

Учение следует за игрой и сближается с трудовой деятельностью (в учении необходимо выполнять, как и в труде, определенные задания). Процесс обучения включает двустороннюю передачу определенных знаний, их усвоение, которая осуществляется под руководством учителя и направлена на развитие творческих способностей.

Выделяют два вида учения. Первый специально направлен на овладение определенными знаниями и умениями. Второй приводит к получению этих знаний в процессе осуществления какой-либо другой деятельности. Обучение человека происходит обычно одновременно двумя способами.

Процесс обучения является и процессом развития ребенка, так как он готовится к самостоятельной трудовой деятельности.

Американская психология сводит систему обучения лишь к освоению определенных навыков. Основной частью процесса обучения является процесс эффективного усвоения знаний. В него включаются восприятие материала, его осмысливание и запоминание, возможность свободно пользоваться им в определенных ситуациях.

Важное условие для формирования учебной деятельности -- создание у ребенка сознательных мотивов усвоения конкретных знаний и умений. Обучение и воспитание ребенка осуществляется с помощью объяснения, поощрения, наказания, постановки задачи, предъявления требований, проверки, исправления.

Восприятие материала -- это восприятие знаний, которые были выработаны людьми и которые учитель передает учащемуся. Восприятие материала зависит от того, как он подается и излагается.

Процесс усвоения включает в себя несколько элементов: первичное ознакомление с материалом, осмысливание, закрепление, возможность использовать на практике. Прочность усвоения знаний зависит не только от последующего их закрепления, но и от первичного восприятия ма-. териала. Воспринять материал -- значит осмыслить его и выразить определенное отношение к нему. Следовательно, каждому элементу учебной деятельности должен быть посвящен особый этап учебной работы.

Учебная деятельность формирует у человека способность управлять психическими процессами, организовывать, направлять свои действия и навыки, накапливать опыт в зависимости от поставленной задачи.

В процессе исторического развития формы труда, все совершенствуясь, вместе с тем и усложнялись. В силу этого все менее возможным становилось овладение необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в процессе самой деятельности. Поэтому в целях подготовки к дальнейшей собственно производственной трудовой деятельности стало необходимым выделение в качестве особого вида учения учебного труда по освоению обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Человечество выделило для этого особый период в жизни подрастающего человека и создало для него такие специальные формы существования, при которых учение является основной деятельностью: «годы мастерства» предваряются «годами учебы», говоря словами И. В. Гёте.

Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая.

Основная цель учения, применительно к которой приноравливается вся его общественная организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества; осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготовляется к собственной трудовой деятельности. Этот процесс учения протекает не стихийно, не самотеком. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения – двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося.

Включая учение как сторону в обучение, мы рассматриваем процесс обучения как единый процесс, включающий и учителя, и ученика, объединенных определенными взаимоотношениями, вместо того чтобы разрывать и противопоставлять учение и обучение, как это неоднократно делалось. Вместе с тем, выделяя все же учение как особую сторону процесса, мы подчеркиваем активность учащегося. Процесс обучения в целом включает взаимодействие ученика и учителя; учение не пассивное восприятие, как бы приемка передаваемых учителем знаний, а их освоение.

Учение в этом специфическом смысле слова является своеобразным производным видом деятельности, в которой цель сдвинута или смещена по сравнению с деятельностью, для которой она служит подготовкой. То, что в этой последней является лишь предпосылкой, средством, способом ее осуществления, в учении выступает как цель. С этим смещением цели неизбежно связаны и сдвиг, и изменения мотивов. В действительности, однако, далеко не все, чему научается человек, он приобретает в результате учения в этом специфическом смысле слова – учебы или учебного процесса как особой деятельности, направленной на овладение определенными знаниями и умениями как на ее прямую цель. Например, ребенок первоначально овладевает речью, пользуясь ею в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения. Овладение речью совершается у него в результате деятельности, направленной вовсе не на овладение ею, а на общение посредством речи. Такой процесс научения, при котором научение становится результатом деятельности, не будучи ее целью, может быть очень эффективным. Существуют, таким образом, два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности. Научение, доведение до завершающих результатов обычно осуществляется обоими способами, в том или ином соотношении.


Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения знаниями и умениями как техническими компонентами той или иной жизненной, профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучение какой-либо деятельности, человек достигает не просто обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность. Действие, выполненное раз как учебное действие, с целью научиться, т. е. овладеть способом выполнения данного действия, и внешне то же действие, выполненное не в учебном, а в деловом плане, с целью получить определенный результат, это психологически разные действия. В первом случае субъект сосредоточен главным образом на способах его выполнения, на его схеме, во втором – на результате; в последнем случае необходимо учесть дополнительные обстоятельства, не существенные или не столь существенные в первом; различна в обоих случаях мера ответственности и в связи с этим общая установка личности. По сравнению с учебным действием, целью которого является лишь овладение способами его выполнения, действие, цель которого – предметный результат, предъявляет дополнительные требования, и выполнение его, не ставя цели научиться, дает в этом отношении дополнительный эффект. В свою очередь учебное действие имеет свои преимущества.

Правильно определить, когда и как должен быть использован каждый из этих способов научения, – одна из существенных, еще недостаточно осознанных и разработанных проблем дидактики и методики.

Поскольку учение заключается в освоении знаний и умений, выработавшихся в результате исторического развития, естественно и неизбежно встает вопрос о взаимоотношениях пути и последовательности учения и пути исторического развития знания.

Поскольку учение должно быть подготовкой к дальнейшей деятельности, так же естественно и необходимо встает вопрос о взаимоотношении обучения и развития, об обучении как формирующем, т.е. образовательном, процессе.

Учение и познание. По вопросу о взаимоотношении процесса учения и исторического процесса познания часто борются между собой две равно ошибочные точки зрения.

Первая из них может быть охарактеризована как теория тожества, или рекапитуляции. Она отожествляет путь учения с историческим путем познания, не

усматривая между ними никаких качественных различий и считая, что учение должно воспроизвести, рекапитулировать ход исторического развития познания. Эта общая установка определяет решение основных дидактических проблем. Эта в принципе порочная установка недоучитывает прежде всего того, что результаты пройденного пути познания открывают часто новые доступы к нему; поэтому, после того как он раз пройден, повторение его начальных этапов в том же виде и в той же последовательности противоречило бы тем результатам, к которым он привел. Недоучет этого обстоятельства означает антидиалектический, механический подход к самой истории познания. Это во-первых. Такая точка зрения принципиально не учитывает, во-вторых, возрастных особенностей и реальных возможностей ребенка, возможности и часто необходимости подвергнуть передаваемый учащимся материал специальной дидактической обработке. Это точка зрения абстрактного гносеологизма и социологизма в дидактике. Такая трактовка дидактики означает собственно ее отрицание.

Противоположная точка зрения, также находящая себе приверженцев среди педагогов, исходит из признания полной принципиальной независимости пути учения и процесса познания. Это точка зрения полной автократии дидактики, совершенной ее независимости по отношению к теории познания, в которой отражается развитие познания в его основных существенных закономерностях. С этой точки зрения, путь учения определяется в принципе независимо от пути познания. Основная задача дидактики – так обработать подаваемый учащемуся материал, чтобы он был возможно более доступен, доходчив, легок для усвоения. Эта задача решается сторонниками этой точки зрения установкой исходить из ребенка.

Эта точка зрения опирается либо на отрыв дидактики от теории познания, либо на прагматическую теорию познания, которая, основывая познание на личном опыте, отрывает его от исторического развития общественного познания. Как автократия дидактики, оторванной от теории познания, так и центрирование познания на личном опыте, в отрыве от общественного опыта, и на индивидуальном развитии познания, в отрыве от его исторического развития, естественно сочетается с педоцентризмом. Это опять-таки порочная позиция. Она приводит к позициям натуралистической психологии и педагогики. Ошибки этой точки зрения коренятся в разрыве логического и исторического.

По-настоящему правильным решением этого основного вопроса является признание единства (а не тожества) и различия (а не полной разнородности) пути учения и процесса познания. В целях обучения материал знания должен действительно подвергнуться специальной обработке. Определить общие принципы этой специальной обработки – дело дидактики. Она имеет свои задачи, не сводимые к простому воспроизведению истории науки или механическому повторению положений теории познания. Обрабатывая определенным образом учебный материал для наилучшего его усвоения, дидактика должна все же обеспечить освоение определенного материала, определенного предмета. Этот предмет имеет свою объективную логику, которая не может быть безнаказанно нарушена. Логическое, которое выделяется в процессе исторического развития познания, и образует то общее, что объединяет и историческое развитие познания, и процесс учения: в нем их единство. В ходе исторического развития познания для выявления этого логического был пройден определенный путь, отразивший логику предмета в зависимости от конкретных условий исторического развития; в процессе обучения ребенок приводится к познанию логического, объективной логики предмета в соответствии с конкретными условиями его индивидуального, возрастного развития. Поэтому путь учения и путь познания при всем их единстве различны. Поэтому также определение путей обучения предполагает знание закономерностей развития ребенка, в частности его психического развития.

Обучение и развитие. В связи с этим выдвигается второй вопрос – о взаимоотношении развития и обучения. Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается, он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь.

Поэтому, в частности, распространенное в литературе понятие готовности ребенка к школьному обучению нуждается в уточнении. Включение в школьное обучение требует, конечно, известного уровня развития, который достигается ребенком в результате дошкольного воспитания.

Но школьное обучение не просто надстраивается лишь над уже созревшими функциями. Необходимые для школьного обучения данные получают дальнейшее развитие в процессе самого школьного обучения; необходимые для него, они в нем же формируются.

В частности, вопрос не может ставиться так, как он обычно ставился в функциональной психологии, будто сначала у ребенка созревают восприятие, память, внимание, мышление, и тогда над ними надстраивается и их использует обучение. В действительности здесь существует взаимосвязь. Тот или иной уровень восприятия, памяти, мышления детей является не столько предпосылкой, сколько результатом той конкретной познавательной учебной деятельности, в процессе которой они не только проявляются, но и формируются.

Из этого вытекает, что процесс обучения должен быть и процессом развития ребенка. Этого же требуют и основные цели обучения, заключающиеся в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Исходя из этого, делается вывод, что единственной задачей обучения является не сообщение ребенку определенных знаний, а лишь развитие у него определенных способностей: не важно, какой материал сообщить ребенку, важно лишь научить его наблюдать, мыслить и т. д. Так учит теория формального обучения, которая видит задачу образования не в том, чтобы учащийся освоил определенную сумму знаний, а в том, чтобы развить у него определенные способности, необходимые для того, чтобы их добывать.

В противовес этой точке зрения другие односторонне подчеркивают лишь освоение определенной суммы знаний как цель обучения. Это ложная антитеза. Конечно, обучая, нужно развивать ребенка, надо формировать его способности, следует воспитывать у него умение наблюдать, мыслить и т. д. Но, во-первых, сделать это можно только на определенном материале; во-вторых, будучи необходимым средством для развития способностей ребенка, овладение определенной системой знаний имеет и самостоятельное значение. Плодотворное включение человека в общественно организованный труд обязательно требует не только определенных способностей, но и определенных знаний, содержащих обобщенный результат предшествующего исторического развития познания. Считать, что стоит лишь развить у ребенка способность наблюдать, мыслить и т. д., и тогда он сам дойдет до всех необходимых ему знаний, – значит, в конечном счете строить знания на личном опыте независимо от опыта общественного, обобщенно отраженного в системе знания. В действительности овладение определенной системой знания, сложившейся в процессе исторического развития, является и средством, и целью, так же как развитие способностей является и целью, и средством. В реальном ходе обучения и развития происходит и одно, и другое – и освоение определенной системы знаний, и вместе с тем развитие способностей ребенка.

Развитие и формирование способностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных (музыкальных, художественных, изобразительных и т. д.) в ходе специального образования составляет одну из важнейших задач процесса обучения. Для изучения этого процесса сделано, однако, очень мало в силу господствовавших в традиционной психологии взглядов на природу способностей. Согласно этим взглядам, способности в ходе обучения будто не столько формируются, сколько лишь проявляются. В действительности же они не только проявляются, но и формируются, развиваются в ходе обучения. Их развитие является не только предпосылкой, но и результатом освоения системы знаний.

Таковы самые основные вопросы, от решения которых зависит общая трактовка учения. Основные закономерности этого процесса обучения – педагогического, а не психологического порядка. Мы поэтому лишь бегло их здесь коснулись, с тем чтобы, исходя из всех моментов, определяющих понимание учения в целом, перейти к характеристике – тоже краткой – основной психологической проблематики процесса учения.

В психологическом плане прежде всего встает вопрос о мотивах, побуждающих учиться, об отношении учащихся к учебе.

Лекция 8. Неосознаваемые психические процессы (лекция)

1. Понятие и классификация неосознаваемых процессов.

2. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

3. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

4. «Надсознательные» процессы.


Top