К физиологическим причинам отклоняющегося поведения относятся. Девиантное поведение

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие на первые.

Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности (неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности.

Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.

Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики - основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в своем деле.

Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль проведения досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них нравственных установок и ценностей.

О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда впервые его признаки появляются до 18 лет. Заболевание в этом возрасте отличается злокачественным течением, что означает быстрое прогрессирование основных симптомов, развитие запойного пьянства, опохмеление большими дозами алкоголя, низкую эффективность лечения, распад социальных и семейных связей, возникновение психозов.

Обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Запрещена продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости - к уголовному наказанию.

Наркомания и токсикомания. Токсикомания - это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций.

Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние авторитета неформальной группы. Наркотики - возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство, бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными последствиями - тоже гордость. Наркомания имеет социальные последствия: ухудшение здоровья, снижение умственных способностей; попадание в “группу риска” заражения СПИДом. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Приобретение наркотиков становится причиной ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, развитию соматических и психических заболеваний. Наркоман, по мере развития болезни, деградирует как личность, т. к. рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе - сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.

Рост проституции ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой номер 1. В настоящее время в России созданы специализированные подразделения, которые ведут контроль проституции и порнографии в структуре управлений внутренних дел в каждом регионе. Однако административно-правовые и уголовно-правовые санкции за деятельность, связанную с проституцией, практически не применяются. Социальному работнику необходимо показать реальную негативную картину жизни людей, занимающихся проституцией, развеять миф об их «красивой жизни», ссылаясь на конкретные примеры, классическую литературу и кинематографию.

Суицидальное поведение. Суицид - это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид - вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы. Поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты, низкий социальный статус - достаточно частые явления, все это часто служит толчком к самоубийствам. В последнее время в России увеличилось количество самоубийств: пик для молодежи-16-19 лет, старшего поколения- 40-50 лет. Сегодня говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями. На втором - трудности со школой, на третьем - проблема взаимоотношений с друзьями. Также распространены причины: потеря любимого человека или отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка - способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики - к самоповешиванию, порезам вен, реже - к отравлениям. Уровень суицидальных попыток в 10 раз выше уровня завершенных самоубийств. Для людей с суицидальным поведением организованы службы социально-психологической помощи, телефоны доверия. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

1. Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга.

2. Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора.

3. Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и являются предметом социально-психологических исследований, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Ниже приведен анализ одной из сексуальных девиаций - гомосексуализма.

Гомосексуальность является выражением личностной сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности. Обнаружение у себя подростком атипичного влечения приводит к кризису личности, депрессиям, невротическому состоянию, массивной алкоголизации, неоправданному приему лекарств. Количество самоубийств в 5-7 раз выше среди несовершеннолетних гомосексуалистов, чем среди гетеросексуальных лиц. Часто дети и подростки втянуты в гомосексуальные отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершеннолетних, что карается законом. Круг совращающих и развращающих детей действий довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от душевнобольных или преступников, но и от обычных людей, не умеющих наладить отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.

Правонарушения. Одной из форм асоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления - общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершенное с умыслом или по неосторожности вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок - это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения, вплоть до вооруженного воздействия, в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей. Выделяются следующие социальные формы насилия: физическое, включая телесное повреждение; эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации; сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов; пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.

В роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психически больные. Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье. Оградить пострадавшего от излишнего любопытства. Определяющее место среди мер социальной защиты занимает социальный контроль по содержанию и преодолению проявления агрессии и насилия. Создаются кризисные центры, телефонное и очное консультирование пострадавших от насилия, работают телефоны доверия, отделения психологической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.

Итак, назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что обеспечит непрерывность в работе с детьми девиантного поведения с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). Организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением будет способствовать его возвращению в общество.

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими. Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение - это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман - это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Негативное девиантное поведение

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры - это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия. Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам. Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Примеры ситуаций девиантного поведения

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников - это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения "Преступление и наказание" Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе "Горе от ума" Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе "Анна Каренина" Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В "Педагогической поэме" Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения "Гобсек" Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения - это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, - это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно - детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых - вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Девиантное поведение подростков

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период. Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в "плохие" компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Заключение

Примером девиантного поведения является алкоголизм, бродяжничество, бандитизм и многие другие явления, с которыми активно борется общество. Как правило, причина кроется в проблемах детского возраста, социальной несправедливости, а также врожденных психических отклонениях. Но стоит понимать, что девиация - это не всегда плохо. Например, развитием научно-технического прогресса мы во многом обязаны людям с положительными девиациями.

Девиант – индивид, по определению демонстрирующий черты недопустимого поведения. В зависимости от типа и тяжести девиации, такой человек может нуждаться в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров-наркологов. В случае когда девиант становится социально опасным, его могут госпитализировать в психиатрическую клинику для изоляции от социума.

Поскольку существует определенное количество склонных к девиантности людей, общество с помощью специальных структур (полиция, наркологическая и психиатрическая помощь) регулирует деятельность этих групп населения.

Этиология и виды девиаций

Девиантность диагностируется у людей разных возрастных групп. Тем не менее гораздо легче заметить подобные отклонения у детей и подростков. За «трудным ребенком » необходим постоянный контроль.

В развитии девиантного поведения выделяют большое количество видов и различий, подходов к их изучению. Отдельно рассматриваются причины, приводящие к развитию отклонений. В зависимости от мотивов, «толкающих» на формирование девиантных черт, выделяют отдельные формы коррекции активности таких личностей и их характеристики:

Подход

Описание

Социальный

Девиантное поведение рассматривается как совокупность поступков и действий, потенциально опасных для социума

Гендерный

Нарушения гендерных ролей и поведения, сексуальные девиации

Психологический

В данном контексте девиацией является личностный конфликт и деградация индивида, фрустрация (желания не соответствуют возможностям), отказ от идеи развития и реализации личности, появление идей саморазрушения

Возрастной

Поведение основано на несоответствии поступков индивидов их реальному возрасту. Девиации проявляются во внешнем виде, увлечениях

Психиатрический

В данном контексте девиантное поведение рассматривается как «предшественник» психических заболеваний

Профессиональный

Является одним из наиболее часто встречаемых. Заключается в отказе от идентификации с коллегами, одноклассниками и пр. Иными словами, это протест негласным правилам и нормам корпоративной этики, проявляющийся поведенческим отклонением

Этнокультурный

Поведение, не вписывающееся в рамки отдельно взятого общества, на основании расовых, национальных и других особенностей

Представители различных субкультур

Девиантное поведение , распространенное среди молодежи, нередко проявляется в виде принадлежности к разного рода субкультурам, увлечения экстремальными видами спорта и т. д.

Девиантными считают следующие разновидности деятельности:

Форма девиации

Описание

Делинквентная

В данном контексте рассматривается как форма девиантного поведения. Проявляется в виде поступков криминального характера и мелких правонарушения (хулиганство, мошенничество, проституция)

Психопатологическая

Склонность к саморазрушению, появление суицидальных мыслей и др.

Агрессивная

Выражается в столкновении интересов, возникновении конфликтов в школе, семье, среди коллег

Патохарактерологическая

Базируется на формировании сверхценных идей, психопатий, мнимых ценностей. Иногда проявляется довольно агрессивно и индивид может стать социально опасным

Аддиктивная (зависимая)

К девиациям относят зависимости разного рода: злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психоактивных средств, сектантство и пр.

В психологии и социологии девиантными личностями считаются дети-вундеркинды, подростки с дефектами речи или другими внешними «особенностями».

Наиболее распространенные варианты девиантного поведения

В подростковом возрасте наиболее распространены следующие примеры девиантности:

  • зависимость от алкоголя;
  • табакокурение и употребление различных наркотических веществ;
  • девиации, связанные с суицидальными наклонностями;
  • стремлениее к нанесению самоповреждений;
  • сексуальные девиации;
  • уход из дома (бродяжничество);
  • воровство;
  • использование в речи некорректных выражений (мата);
  • вычурность во внешнем виде и поведении и др.

В отличие от делинквентного поведения, девиации обычно не связаны с уголовными и административными правонарушениями. К девиантному не относятся позитивные формы поведения (героизм, альтруизм и пр.).

Причины

К основным причинам, провоцирующим развитие девиаций, относят следующие:

Причина

Описание

Социальная

Подразумевает наличие деформации личностного развития. Девиация определяется дисфункцией волевой сферы, нарушениями в нравственной и духовной сферах.

Нередко данная причина возникает в силу некорректного воспитания, неблагоприятного психоэмоционального климата в семье (неполная семья, девиации у родных). Подростки, копируя поведение своих родных и близких, демонстрируют аналогичное поведение: у них формируется неверное представление о семейных ценностях, об отношениях с противоположным полом и др.

Психологическая

Исходит из предыдущей причины и тесно связана с развитием личности. Нарушения восприятия, характера

Биологические

Заболевания органической природы способны определить развитие характера, темперамента, особенностей нервной системы. Все это в совокупности влияет на формирование девиантного поведения

Признаки

Признаки девиации в зависимости от ее формы:

  1. 1. Для деликвентного поведения характерно нарушение устоявшихся порядков и норм в правовом контексте. Часто проявляется мелкими правонарушениями, к которым относят хулиганство, воровство у своих близких, вспышки агрессии. Возникающие параллельно с этим попытки протеста нередко граничат со снижением социальной адаптации. Такие подростки теряют интерес к учебе и увлечениям. У детей младшего возраста наблюдается болезненная зависимость от собственной матери. В данном случае мать воспринимается ребенком как некий идеал, даже в случае негативного поведения.
  2. 2. Аддиктивное рассматривается как отдельное явление, так и комплексно, с вышеуказанной формой девиантного поведения. Аддиктивная форма отклонения характеризуется зависимостями как психическими, так и физиологическими. Такие личности часто плохо переносят одиночество, поддаются негативному влиянию, легко ранимы и обидчивы.
  3. 3. Деструктивная форма проявляется в виде агрессии, направленной к окружающим и к самому индивиду. Нередки явления вандализма, насилия, стремления к самоповреждению, суицидальные наклонности.

На сегодняшний день чрезмерное увлечение татуировками, пирсингом и шрамированием приравнивается специалистами к девиантному поведению.

Кроме конкретных признаков девиаций, условно выделяются следующие:

  • трудности адаптации в социуме, частое возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие постоянства в общении, принадлежность к так называемым «плохим компаниям»;
  • проблемы с обучением, нарушение внимания и концентрации, рассеянность, неспособность осознавать ответственность в текущей ситуации;
  • инфантилизм, отсутствие контроля в хозяйственно-бытовом плане;
  • ярко выраженные страхи и фобии, депрессии и преддепрессии;
  • присутствие комплексов и проблем с самооценкой;
  • эскапизм, проявляющийся как в бегстве от реальной жизни в виртуальный мир, так и в уходах из дома, такие дети нередко провоцируют возникновение конфликтных ситуаций;
  • нарушения физического и психического развития, отмечающиеся в раннем возрасте;
  • нарушения сна и бодрствования;
  • упрямство, чрезмерная агрессивность;
  • нетипичность творчества, увлечений.

Говоря о девиациях разного рода, не стоит забывать и об их позитивном влиянии, как в случае одаренных детей и вундеркиндов. В силу психологических особенностей такие личности с раннего возраста остро нуждаются в социальной помощи. Если одаренный подросток попадает в неблагоприятную среду, его энергия направляется в негативное русло, способствуя развитию различных асоциальных явлений.

Девиантное поведение у людей разных возрастных групп проявляется вариабельно: как целым комплексом признаков, так и единичным проявлением асоциального поведения. В целях профилактики при подозрении опасного, отклоняющегося от нормы, поведения, такие лица должны быть взяты под социальный контроль и состоять на нем для дальнейшей психологической коррекции. Подобные санкции способствуют устранению и предотвращению появления девиаций.

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются - «отклоняющееся поведение», «девиация», «аддиктивное поведение» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2002).

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств - от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Широкое толкование этого термина выражается в противоположных тенденциях - под «девиантным поведением» понимают:

  • - систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон);
  • - социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Ги- линский);
  • - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг).

Сложность проблемы определения понятия «Девиантное поведение подростка» состоит в том, что наряду с этим термином в науке и практике употребляются другие - иногда как синонимы, иногда - для демонстрации нюансов: поведение деликвентное, аддиктивное, дезадаптив- ное, асоциальное, антисоциальное, неадекватное, трудное, деструктивное, акцентуированное поведение и др.

С другой стороны, парадоксальность феномена деви- антного поведения заключается и в противоположных способах его реализации - позитивных («одаренных»), которые служат развитию общества, и в негативных проявлениях, разрушающих общественные нормы, ценности и идеалы, о границах, проявления которых судить очень трудно.

В разных науках, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, описываются разнообразные варианты его трансляции, которые характеризуются как патологические. Для одних - это суицид, промискуитет, проституция, разные формы аддикций, сексуальные инверсии; для других - преступление, социальная дезадаптация, антисоциальное, деликвентное и асоциальное поведение; для третьих - психические расстройства. Также рассматриваются особенные варианты трудного поведения в подростковом возрасте - это ситуационно-личностные реакции, свойственные преимущественно подросткам и характерологические трудности этого периода.

Понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» связано с понятием норма. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Ученые П.Б. Ганнушкин, Л.С. Выготский, В.Т. Кондрашенко справедливо отмечают, что не существует точных границ между нормальным и ненормальным поведением.

Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д.

Поведение человека детерминировано интраперсональными (установки, мотивация, потребности, деятельность) и интерперсональными особенностями. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические и социальные, но необходимы и возрастные критерии нормы. Представители гуманистической психологии, изучая проблему девиантного поведения индивида, призывают учитывать и индивидуальные нормы. Индивидуальная норма есть «то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития» и «принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий» .

Норма поведения - понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний выработаны собственные понятия о норме. Например, в медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - послушный и успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений, в психологии - отсутствие аномалий .

Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг , целый ряд факторов: ситуативность, фактор времени, рассогласование нормативных структур различных социальных систем, распространенность.

Согласимся с А.Ю. Егоровым, С.А. Игумновым в том, что девиантное поведение имеет имплицитный и эксплицитный характер реализации, может быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Поэтому в области «девиантной психологии» нельзя добиться полной объективности, так как само понятие «девиантный» и «норма» является продуктом субъективного оценочного суждения.

Таким образом, указанные определения имеют односторонний характер понимания рассматриваемого явления, который учитывает только особенности общественных нормативов. Хотя, опираясь на понятие поведения, как «взаимодействие живого существа с окружающей средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью», можно констатировать, что индивид является субъектом по отношению к общественным нормам . Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних психических условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Изучив научную литературу по проблеме девиантного поведения подростков, мы нашли два определения, которые характеризуют отклоняющееся поведение подростков. Первое (А.А. Северный, Н.М. Иовчук), при объяснении отклоняющегося поведения рассматривает это как «взаимодействие ребенка с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам» . Второе (В.Е. Каган) - придерживается традиционного понимания де- виантного поведения, как отклоняющегося от каких-либо норм; однако требует осторожности при заключении о девиантном поведении подростка, ибо: 1) суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития, и сами являются активными трансляторами девиантных форм; 2) критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются .

Основным критерием соответствия нормам и ожиданиям становится покорность взрослым. Л.Б. Шнейдер соглашается с В.Е. Каганом и утверждает, что на практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослым поведением. «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный...», - писал Януш Корчак. Ребенок для взрослого должен быть (курсив И.Н.) удобен, он (взрослый) последовательно шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований» . Известно также, что в человеческих сообществах взрывы де- виантного поведения сопровождают кризисные периоды и являются их четкими индикаторами, причем первыми и сильнее реагируют наиболее социально зависимые группы и индивиды, неспособные самостоятельно обеспечить свое существование.

Дж.К. Коулмен предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т. е. вольно или невольно, формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.

О. Кернберг предлагает подвергать дифференциальному анализу девиантное поведение подростков. Он предостерегает от двух крайних нежелательных позиций при работе с подростками: слишком беспристрастной оценки пубертатна, когда отклонения в поведении подростка считаются нормой и, соответственно, любые проявления подростковости оцениваются как приемлемые; и чрезмерно пристрастного отношения к подростку, когда в каждый его поступок привносится элемент патологии.

Психологи, педагоги, психиатры, социологи (М. Рат- тер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Это - неотъемлемая часть процесса развития.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного . Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Современные исследователи в области педагогики и профилактики девиантного поведения выделяют следующие объекты зависимостей: психоактивные (ПАВ) вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; игры; секс; религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следующие формы зависимого поведения у современной молодежи, требующие незамедлительной педагогической профилактики в современных школах. Это так называемые химические зависимости: курение; токсикомания; наркозависимость; лекарственная зависимость; алкогольная зависимость.

Особенностью девиантного поведения, проявляющегося у старшеклассников, является то, что оно не только наносит реальный ущерб самой личности молодого человека или окружающим его людям, но и временные рамки этого ущерба составляют намного меньший срок, чем у людей более старшего возраста, с уже сформировавшейся психологией и взглядами на жизнь. Для молодого человека это приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни молодого человека, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение молодого человека является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

Из определения «девиантного поведения» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых норм, следовательно, помимо термина «девиантное поведение» еще одним ключевым понятием в нашей работе является «норма».

По мнению Ю.А. Клейберг, в целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Норма является ключевым понятием для изучения любых девиаций. Поскольку отклоняющееся поведение -- это поведение, отклоняющееся от социальных норм, следовательно, последние также рассматриваются в нашем исследовании.

Согласно Г.И. Колесниковой, социальная норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее часных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальной роли, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют личность старшеклассника.

Выделяют следующие виды социальных норм: правовые; нравственные; этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы Г.И. Колесникова раскрывает как нормы, отражающиеся на языковом уровне и обусловленные социальными и культурными особенностями.

Существует мнение, что девиантное поведение несовершеннолетних - это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следующие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении молодого человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, направленную «от себя» и влияющую на межличностные отношения, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностных отношениях молодого человека выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» выражается у подростка низкой самооценкой, неприятием каких-либо своих качеств и как следствие неудовлетворенностью собой.

Тотальность. Предполагает проявление девиантного поведения молодого человека в большинстве сфер его деятельности.

Стабильность. Девиантное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

По мнению исследователей, с точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения молодого человека является уровень его социальной адаптации. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями и особенностями индивида, а также правилами и требованиями окружающей его социальной среды.

Подростковый возраст представляет фактор риска для развития девиантного поведения. В этом возрасте отклоняющееся поведение объясняется следующими индивидуально - психологическими особенностями: незавершенностью процесса формирования личности, отсутствием собственных механизмов преодоления трудностей, недостаточностью осознанного и повышенного полового влечения, импульсивностью, низким самоконтролем, неумением ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемостью, бескомпромиссностью, отсутствием жизненного опыта и практических умений, импульсивным характером реагирования на фрустрирующую ситуацию. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность, склонность к депрессиям, искаженное представление о себе, неудачи сопровождаются жестоким, агрессивным поведением по отношению к окружающему миру. Депривация потребностей в подростковом возрасте ярко выражена и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно

Таким образом, подростковые индивидуально-психологические свойства могут быть катализаторами развития отклоняющегося поведения, но они не фатальны. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что генезисом девиантного поведения подростков является интеграция объективных и субъективных факторов, которые приводят к формированию устойчивых психологических свойств, детерминирующих совершение безнравственных поступков.

Актуален анализ философских, социологических и психологических ответов на вопросы. Является ли отклонение в поведении признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания? Что характеризует «изнутри» подростков с отклоняющимся поведением? Когда и почему особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства?

Под девиантным поведением подростка, мы понимаем, импульсивную или преднамеренно повторяющуюся реакцию (от позднелат. re - против и action - действие) подростка на интеракцию с различными условиями среды, с одной стороны, обусловленную определенным социально-историческим, культурно-территориальным уровнем развития, с другой стороны, его интраперсональными особенностями.

Таким образом, все, что относится к девиантному поведению неоднозначно, чтобы девиантное поведение можно было принять в качестве педагогического или психологического понятия. Практически это означает, что термин девиантное поведение может и должен использоваться психологией/педагогикой лишь в трансдисциплинарном диалоге; самой же педагогике/психологии релевантно (целесообразно) объединять в своих определениях факт нарушения с указанием на причины и социальные проявления этого нарушения, разделяя при этом, собственно социально или психологически детерминированное поведение.

В современном мире проблема девиантного поведения стоит особо остро. Экономическое неравенство, массовая глобализация, свободный доступ к информации, развитие демократии, а также социальные явления часто становятся причиной негативных реакций в подростковой среде. Молодёжь бунтует против несправедливости, устоявшихся или навязанных моральных принципов. Часто этот протест перерастает в особо опасные формы, которые приносят вред не только юному «революционеру», но и всему обществу.

Отклонения от норм поведения

Границы дозволенного были давно очерчены человечеством в процессе его развития. Девиантное поведение, примеры которого можно наблюдать во всех слоях общества, - это отклонение от общепринятых норм, обычаев, устоев и традиций. Оно является нестандартным, не оправдывает ожиданий окружающего мира или группы людей. Понятно, что нет абсолютно идеального общества: часто его члены делают исключения из правил, обходят каноны, не выполняют поставленных задач. Но эта реакция не имеет агрессивного или разрушительного окраса, скорее, она наполнена элементами хитрости, лени, алчности и другими индивида. Такой человек если и наносит ущерб себе и другим людям, то он незначительный, легко исправимый.

Совсем другое дело - девиантное поведение. Примеры из жизни свидетельствуют о том, что оно оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и человека, но и на его социализацию. И что самое печальное, от него могут пострадать другие личности. Девиантное поведение имеет свою направленность:

  • Корыстные цели. Поступки, цель которых - получить материальную выгоду: кражи, грабежи, спекуляции, хищения, мошенничество.
  • Агрессивные проявления. Это действия, направленные против индивида: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивная ориентация. Уход от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Поведенческие отклонения можно классифицировать по ряду факторов: в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, право); мотивации (корыстные, агрессивные, пессимистические); исполнителя (индивид, группа людей, организация).

Разновидности девиантного поведения

Вредительство можно условно разделить на две больших группы нарушений. Каждая из них принципиально другая, так как в основе стоят диаметрально противоположные побудительные элементы:

1. Психическое расстройство, то есть наличие у подростка врождённой или приобретённой патологии. Проблема девиантного поведения чаще всего наблюдается у людей, страдающих шизофренией, астенией, имбецильностью, олигофренией и другими расстройствами сознания. К этой группе также можно отнести индивидов, обладающих акцентуированным характером, когда некоторые отклонения в поведении находятся ещё в пределах нормы, но уже почти граничат с патологией. Таким личностям также можно поставить определённый диагноз, но часто они не проходят нужного лечения, так как могут прожить полноценную жизнь, не обнаружив особенностей в своей психике.

2. Антисоциальное поведение. Люди, склонные к негативным действиям, психически являются абсолютно здоровыми. Бунт, совершаемый ими, имеет массу различных причин: от «просто нечего делать» и до попытки перевернуть все устои общества с ног на голову из-за несправедливости распределения в нём материальных благ. Если правонарушения, совершаемые этими людьми, не приносят большого вреда окружающему миру, то коррекция девиантного поведения происходит путём наказания в соответствии с нормами трудового или административного права. Полицейские часто назначают нарушителям исправительные работы или взимают с них штраф; на предприятии, в учреждении или офисе таким индивидам грозит выговор, дисциплинарное взыскание или увольнение. Если же преступление квалифицируется как уголовное, то к нарушителю применяют более строгие наказания, например, арест или лишение свободы на тот или иной строк.

Какими бы ни были отправные точки девиантного поведения, его в любом случае необходимо пресекать, а к человеку, совершившему проступок, применять профилактические, лечебные или карательные меры.

Акцентуация

О ней следует поговорить детально, так как эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних в переходном возрасте. Акцентуация, как уже упоминалось, - это незначительное отклонение от нормы поведения. В этом случае у подростков ярко выражена одна черта характера, чаще всего негативная, которая становится проблемной в общении с окружающими. Например, он может в открытую хамить учителям и родителям, отказываться от выполнения домашних заданий, игнорировать просьбы взрослых о помощи и так далее. Причин тому может быть несколько: сложная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние полового созревания. Если к ним добавить неприятности личного характера или пережитые стрессы из-за проблем в семье, то мы получаем самого настоящего девианта, готового мстить всем и каждому.

Бывает, что протест у ребёнка проходит не в активной, а в пассивной форме. Эта поведенческая реакция называется депрессией, и её несовершеннолетние тщательно скрывают от взрослых. Она может развиться из-за мнимых физических недостатков, которые дети приписывают себе в Также у подростка может возникнуть так называемый когда он неоправданно берёт на себя ответственность за важные или трагические события. Это тоже девиантное поведение. Примеры назвать можно следующие: чувство вины после потери близкого человека, гибели домашнего животного или тяжёлой болезни лучшего друга.

Причины девиантного поведения

Частично мы их уже назвали. Социологи выделяют три основных первоисточника, благодаря которым общественное поведение подростка выходит за рамки приличия:

  1. Социальное неравенство. С этим явлением ребёнок сталкивается ещё в начальной школе: одноклассники одеваются лучше, чем он, у них больше карманных денег и так далее. Несовершеннолетний чувствует себя нищим, ущемлённым. Он не может полноценно проявить свои возможности и таланты из-за отсутствия материальных благ. Даже самореализоваться подчас трудно, когда в распоряжении нет денег, с помощью которых можно приобрести книги, атласы, энциклопедии. Подросток злится на весь мир, но в первую очередь - на родителей. Даже если они стараются изо всех сил, девиант не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями.
  2. Морально-этический фактор. Выражается в низком духовном развитии общества, апатии к науке и искусству. Ребёнок наблюдает за падением нравов среди людей: многие из них, например, считают рядовым событием торговлю телом и рабочей силой, массовый алкоголизм и проституцию.
  3. Окружающая среда, общество. Представители последнего не только игнорируют девиантов, но часто даже благосклонно к ним относятся. В наше время их жалеют, виня во всём воспитание и проживание в неблагополучных семьях, и забывают, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Есть множество индивидов, которые выросли в неблагоприятной среде, но сумели воспитать внутреннюю и твёрдость духа, поэтому достигли определённых высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Характеристика девиантного поведения ознаменована полным отсутствием у подростков сильных качеств или пребыванием их в «спящем» состоянии. Вместо самовоспитания они выбирают более лёгкую, но опасную дорогу, которая дарит им обманчивое забытьё в виде алкогольного или наркотического опьянения или мнимое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия.

Типология

Виды поведения, идущего вразрез с нормальным укладом жизни, выделил и американский социолог Роберт Кинг Мертон, известный своими исследованиями проблемы. Его типология основана на представлениях девиации как разрыва между почитаемыми моральными ценностями и методами их достижения:

  1. Инновация. Люди принимают цели общества, понимают их, но отрицают нормальные способы достижения (проститутки, создатели финансовых пирамид, шантажисты, великие учёные).
  2. Ритуализм. Цели общества игнорируются, а способ их достижения принимает абсурдный характер. В качестве примера можно привести бюрократа, требующего детального заполнения сотни бланков документов. При этом он забывает о главном: зачем бумаги были подписаны.
  3. Ретритизм - бегство от действительности. Индивид отказывается от целей и от всех способов их достижения (наркоман, бомж).
  4. Бунт. Отрицание моральных устоев, желание их переделать, заменить более совершенными и прогрессивными (революционер).

Виды поведения по Мертону демонстрируют нам, что не всегда девиация является негативной. Ведь в действиях революционера нет ничего плохого, он просто пытается создать лучшие условия для жизни. Что касается великого учёного, так он считается, наоборот, уважаемым и почитаемым человеком, имеющим небольшие странности или чудачества.

Алкоголизм и наркомания

Эти две формы девиантного поведения среди подростков встречаются чаще, чем остальные. Алкоголизм - неумеренное употребление несовершеннолетними спиртных напитков, которое угрожает их физическому и психическому здоровью, вызывает патологическое привыкание, зависимость. Причин множество: генетическая склонность, врождённый синдром, индивидуальные свойства личности, неблагоприятное окружение, любопытство. Девиантное поведение, примеры которого демонстрируют пьющие алкоголь школьники, становится следствием низкого уровня развития, отсутствия востребованности в коллективе, неуверенности в себе. Чтобы выудить ребёнка из опасной компании и оперативно спасти его от негативного влияния алкоголя, необходимо найти пострадавшему увлекательное занятие, а также нормальных друзей, которые покажут пример самоутверждения при помощи других способов. Общество также придумало правовые меры, чтоб предупредить спаивание малолетних: особам моложе 18 лет, штраф родителям за появление их сына или дочери в нетрезвом виде. Кроме того, приучение детей к употреблению алкоголя считается преступлением, что карается статьями административного и уголовного права.

Наркомания - ещё одно отклонение от нормы. Подразумевает систематическое употребление одурманивающих сознание веществ, вызывающих глубокие и необратимые нарушения психических и физических функций. Подросток становится зависимым от таблеток, инъекций и порошков по причине безнадзорности со стороны общества. Часто с помощью наркотиков несовершеннолетние самовыражаются или утоляют любопытство. Пристрастие к ним часто побуждает подростка стать на криминальный путь, чтобы незаконно добывать деньги на приобретение зелья. Детей, попавших в такую кабалу, следует лечить в специальных учреждениях. Отказаться самостоятельно от наркотиков часто бывает невозможно.

Проституция и гомосексуализм

Девиантное поведение, примеры которого показывают девочки, оказывающие сексуальные услуги за вознаграждение или без оного, также не является редким явлением. Основная причина - желание заработать, улучшить материальное положение самостоятельно, если родители не способны обеспечить все капризы, продиктованные модой и пропагандируемой СМИ «красивой жизнью». Если к этому добавить невысокий уровень культуры подростка и его социальную распущенность, неблагополучие в семье и равнодушие взрослых, путь на панель становится для ребёнка своеобразным спасением, возможностью укрыться от трудностей и превратностей судьбы. Чтобы снизить уровень проституции среди малолетних до минимума, рекомендуется разрабатывать специальные программы полового воспитания, уравнивать повышать культуру населения.

Что касается гомосексуализма, то он в большинстве случаев является врождённой предрасположенностью. Обнаружив, что он не такой, как все, подросток впадает в депрессию, начинает принимать в большом количестве лекарства и спиртные напитки, страдает от неврозов и психических расстройств. Такому несовершеннолетнему нужна квалифицированная помощь специалиста. Если же в гомосексуализм он был втянут посредством обмана или по принуждению, то виновным особам грозит тюремное заключение. Кстати, сексуальные извращения - тоже девиантное поведение. Примеры из жизни показывают, что подростки начинают интересоваться садомазохизмом, групповой интимной близостью и другими неприродными вещами.

Суицид и правонарушения

Намерение лишить себя жизни или попытаться таким способом припугнуть окружающих - также особенности девиантного поведения. Самый опасный возраст для молодёжи - 16-19 лет: в это время обычно наступает разочарование в жизни из-за неудавшейся первой любви, невозможности найти работу или продолжить образование. Социальный статус, конфликты с обществом и стрессы также являются мощными толчками к самоубийству. Для людей, имеющих суицидальные наклонности, организовывают службы психологической помощи и телефоны доверия. Важна и профилактическая работа: воспитание ребёнка жизнерадостным оптимистом, демонстрация на собственном примере, что жизнь прекрасна, а чёрные полосы, которые встречаются практически у всех, вносят в неё только разнообразие и терпкую изюминку.

Правонарушения - форма которое направлено против граждан, общества, жизненного уклада. Мотивация у подростков разная: начиная от обыкновенного озорства и заканчивая немотивированной агрессией. Чтоб оградить растущее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки на соответствующую тематику. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушать закон - плохо, наносить ущерб или делать больно другим - недопустимо, а девиантное поведение наказуемо в любом случае.

Помощь

Как же вытянуть подростков из той асоциальной пучины, в которой они погрязли? Социологи утверждают: во-первых, поможет специальная государственная программа. Девиантное поведение детей обязательно нужно брать под контроль, это задача специалистов. Также должны быть созданы благоприятные условия для открытия реабилитационных центров разного направления, в которых опытные специалисты могли бы избавлять молодёжь от пагубных пристрастий, направлять их энергию в продуктивное и полезное для общества русло.

Во-вторых, неоценимую помощь окажут горячие линии, работающие в каждом городе, общенациональные телефоны доверия и региональные семейные консультации психологов.

В-третьих, изучение среды адаптации подростков не должно прекращаться ни на день. Девиантное поведение школьников требует постоянной корректировки, которая обязана проходить в полном взаимодействии с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, полицейскими, представителями органов опеки. При необходимости таких детей необходимо изымать из семьи, если причиной отклонения является именно влияние родителей.

Профилактика девиантного поведения

Для этого специалистами были разработаны следующие меры:

1. Проведение образовательных и развивающих программ, курсов в школах. Лекции направлены на просвещение подростков и воспитание в них устойчивого отвращения к наркотикам, алкоголю и т. д.

2. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Запрет рекламы табачных изделий и спиртных напитков.

3. Организация интересного и познавательного досуга молодёжи. Работа с детьми девиантного поведения требует разработки такого сценария времяпрепровождения, который бы соответствовал современным веяниям и модным тенденциям.

4. Забота о материальной обеспеченности детей.

Профилактика девиантного поведения должна охватывать все слои населения, независимо от их социального статуса, вероисповедания, уровня образования и других факторов. Главная задача - установить доверительные отношения между подростком и его родителями. Только тогда можно быть уверенным, что в случае возникновения проблемы школьник обратится за помощью к матери или отцу, а не к сомнительной компании друзей.

Дружелюбные отношения в семье - залог того, что вы никогда не столкнётесь с девиантным поведением вашего сына или дочери. Заботиться о том, чтобы в будущем не возникли проблемы, нужно с самых малых лет. Уделяйте внимание вашему чаду: дарите ему любовь и нежность, не ругайтесь в его присутствии, говорите с малышом на разные темы, делитесь своими чувствами и эмоциями, слушайте наследника и прислушивайтесь к его мнению. Станьте для ребёнка верным, преданным и надёжным товарищем.


Top