Конвенции морскому праву 1982 года.

УДК 341.225.5

Страницы в журнале: 133-137

Дж. Абгарян,

аспирантка очного отделения кафедры международного права МГИМО (Университет) МИД России Россия, Москва [email protected]

Анализируется содержание Конвенции ООН по морскому праву 1982 года как результат развития международного морского права к концу ХХ века.

Ключевые слова: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, международное морское право, обычное международное право, договорное международное право.

В конце ХХ века такая отрасль международного права, как международное морское право, сложилась как обширный и сложный комплекс норм, регулирующих чрезвычайно разнообразную деятельность в Мировом океане, составляющем две трети поверхности нашей планеты. Массив норм, называемых «международным морским правом», уже тогда состоял из большого числа договоров, обычно-правовых норм, решений международных судов и арбитражей. Необходимость кодификации этого разрозненного материала, а также развитие технологий, сделавшее технически возможными разработку и добычу полезных ископаемых на глубоководном морском дне, привели к созыву Третьей Конференции ООН по морскому праву (далее также - Конференция)1.

Две главные черты Третьей Конференции - это, с одной стороны, участие практически всего мира в ее работе: Бернардо Сулета, заместитель Генерального секретаря ООН и его специальный представитель по морскому праву, заявил, что в работе Конференции принимали участие посланцы более 150 государств, представлявших все регионы мира, все правовые и политические системы . С другой стороны, объектом работы Конференции были правоотношения планетарного масштаба, поскольку Мировой океан занимает две трети поверхности нашей планеты .

В результате работы Третьей конференции по морскому праву была создана Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее также - Конвенция) - самый крупный в то время международный договор: в ней 320 статей и 9 приложений, регулирующих все аспекты использования морских пространств, от делимитации до контроля над загрязнением морской среды, научных исследований, экономических видов деятельности и межгосударственной передачи технологий.

В Конвенции закреплен правовой статус всех морских пространств, живых и минеральных ресурсов Мирового океана и его дна, а также регламентируются все современные виды и сферы деятельности государств по исследованию, использованию и освоению всех морей и океанов и их естественных ресурсов . Конвенцию стали называть «Конституцией для океанов» .

Специфическая черта Конвенции - ее «пакетный» характер. Согласно ст. 309 «никакие оговорки к Конвенции или исключения из нее не могут делаться, кроме случаев, когда они явно допустимы в соответствии с другими статьями Конвенции». На самом деле в Конвенции допущено очень немного исключений, которые касаются именно признания юрисдикции судебных органов для разрешения споров по Конвенции . Это значит, что каждое государство, присоединяясь к Конвенции, должно соглашаться со всеми ее 320 статьями; учитывая компромиссный характер большинства статей и множество новаций, предложенных участниками Конференции, совершенно реальным становилось предположение о возникновении многих споров и разногласий в процессе ее применения.

Конвенция получила широкое признание в мире. В настоящее время ее участниками являются 167 государств и других субъектов (например, Европейский союз).

Конвенция имеет беспрецедентный характер с точки зрения теории международного права: с одной стороны, она носит кодифицирующий характер, с другой - нормотворческий. Так, представитель Великобритании на заключительной сессии Конференции заявил: «Многие положения Конвенции являются результатом переформулирования или кодификации существующего конвенционного или обычного международного права или практики государств» . В этом же смысле высказывались делегации Индонезии и Камеруна .

Как считают некоторые исследователи, сам процесс переговоров в рамках Конференции был процессом создания обычных норм. Например, Дж. Мур писал, что 17-летние переговоры в рамках Конференции по морскому праву составляют часть международного правотворческого процесса в отношении океанов, а действия государств - центральный элемент в формировании обычая .

Однако многие положения Конвенции совершенно новы. Г.М. Мелков сделал попытку перечислить новые важнейшие институты международного морского права, введенные Конвенцией: исключительная экономическая зона; проливы, используемые для международного судоходства с правом транзитного прохода в них; архипелажные государства с правом архипелажного прохода через архипелажные воды; замкнутые и полузамкнутые моря; морские научные исследования; защита и сохранение морской среды; Международный район морского дна; Международный орган по морскому дну и его предприятие с правом самостоятельной разработки минеральных ресурсов глубоководного района морского дна и с участием государств; обязательный выбор одного из судебных или арбитражных средств для разрешения споров о толковании и применении Конвенции; Международный трибунал по морскому праву; обязанность сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими; государства, не имеющие выхода к морю, и др.

Многие из названных проблем не встречались ни в договорах, ни в односторонней практике государств. Однако в последующем эти институты настолько широко вошли в практику государств, что их уже можно считать общепризнанным обычаем, причем кристаллизация этой обычной нормы началась уже в ходе переговоров в рамках Конференции, когда Конвенция была еще весьма далека от принятия в окончательном виде.

Благодаря «пакетной» договоренности оба источника международного права - обычай и договор - слиты в единое целое. Недаром Международный суд ООН (далее также - Суд), оценивая Конвенцию, заявил: «Хотя многие положения Конвенции отмечены печатью компромисса, необходимого для их принятия, они вполне соответствуют современному международному праву» . Особенно Международный суд подчеркивал, что такие новые концепции международного морского права, как континентальный шельф или исключительная экономическая зона, были поддержаны участниками Конференции без возражений. С точки зрения Суда, это свидетельство консенсуса и составляет этап рождения международного обычая .

В другом решении, по делу о континентальном шельфе между Ливией и Мальтой , Суд отметил принятие Конвенции «подавляющим числом государств», а практика государств, по его мнению, показывает, что институт исключительной экономической зоны уже стал частью обычного права. В некоторых других решениях Суд высказывался о том, что сами спорящие государства признают, что большая часть норм Конвенции уже стала обычным правом Правда, стороны в споре не могли достичь согласия относительно обычно-правового характера части IV Конвенции «Воды государств-архипелагов», но Суд не стал прояснять свою позицию по этому вопросу, посчитав, что спор может быть решен и без этого.

В решении по известному делу о военных и им подобных действиях в Никарагуа и против нее Суд заявил, что в положениях Конвенции относительно суверенитета прибрежного государства в территориальном море кодифицирован один из твердо установленных и одобренных временем принципов обычного международного права. Суд также квалифицировал в качестве обычной нормы право мирного прохода для иностранных судов и кораблей, отраженное в ст. 18 (1b ) Конвенции, а также свободу судоходства в исключительной экономической зоне . Примечательно, что Суд не стал отыскивать факт признания государствами юридической обязательности норм, охарактеризованных им как обычное право (opinio juris ), и не искал их отражения в практике государств. Известный ученый К. Томушат расценил подобные факты как правомерное возникновение международных обязательств помимо или даже против воли отдельных государств .

Принятие Конвенции консенсусом и подавляющим числом государств делает нормы обязательными даже для тех государств, которые прямо не участвовали в их принятии. Если существует широкое признание международным сообществом, крайне маловероятно, что какое-либо государство станет выдвигать свои возражения после того, как это широкое признание подтверждено мировой практикой.

Однако нельзя не принимать во внимание большое разнообразие норм международного морского права. Как правильно отметил Ф. Оррего Викунья, «даже если взять отдельный институт, например, территориальное море, мы увидим, что хотя некоторые его элементы, например, 12-мильную ширину, можно считать общепризнанными, другие элементы, может быть, придется оценивать совсем по-другому» . Действительно, что касается исключительной экономической зоны, общепризнанными следует считать полномочия прибрежного и других государств, перечисленные в ст. 56 и 58 Конвенции. Однако такое общее признание сомнительно в отношении юрисдикции прибрежного государства в области рыболовства, охраны морской среды и научных исследований. Тем не менее толкование соответствующих детальных постановлений не должно отклоняться от того смысла, который придавался им участниками Кон-

ференции. Только таким образом может проявляться уважение к совместной воле государств, выраженной ими в консенсусе, лежащем в основе многих положений Конвенции. Возможно, что односторонние действия государств в процессе осуществления Конвенции будут не вполне соответствовать ее положениям, но это не значит, что такие государства считают возможным утверждение иных положений: в решении по делу о военных и им подобных действиях в Никарагуа Международный суд заявил, что считает достаточным, чтобы поведение государств соответствовало общим нормам в целом; несоответствие поведения государства какой-либо норме должно рассматриваться как нарушение данной нормы, а не как стремление утвердить новую норму .

Таким образом, положения Конвенции в любом случае служат критерием правомерности поведения государств. Можно сказать, что Конвенция излагает стандарты такого поведения. Это подтверждается тем, что ООН от имени мирового сообщества время от времени подтверждает приверженность обязательствам по Конвенции, заявляя, что она содержит «правовые рамки, в которых должна осуществляться вся деятельность в морях и океанах» .

В ходе Конференции имела место практика государств и совсем другого рода, а именно индустриально развитые страны поначалу заняли отрицательную позицию в отношении концепции общего наследия человечества применительно к глубоководному морскому дну .

Первоначально развивающиеся страны, которые составляли численное большинство на Конференции, попытались использовать «машину голосования» для того, чтобы наложить на развитые страны нечто вроде «налога на морскую деятельность» и получать отчисления от добычи полезных ископаемых . Тогда некоторые страны, а именно Великобритания, США, Франция, Германия, Италия и Советский Союз приняли законы, допускающие физических и юридических лиц их гражданства к разработкам морского дна. Более того, Германия, Франция, США и Великобритания заключили между собой соглашение под названием «Временное регулирование», касающееся добычи полиметаллических конкреций на глубоководном дне . Впоследствии выяснилось, что практическая разработка донных полезных ископаемых требует еще довольно большой подготовки, и все названные выше страны, за исключением США, стали участниками Конвенции, а также Соглашения, которым была дополнена Часть XI Конвенции о разработках морского дна . Подготовительная комиссия для Органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву в 1985 г. приняла резолюцию, в которой осудила односторонние действия участников соглашения о временном регулировании и заявила о том, что только Конвенция является источником норм, применимых к режиму в Международном районе морского дна. Следует отметить, что и планировавшийся «налог на добычу» теперь превратился в отчисления только тем развивающимся странам, которые на суше ведут добычу ископаемых, идентичных добываемым на дне, так что эти отчисления фактически стали средством выравнивания мирового рынка металлов.

В настоящее время после того, как началось практическое осуществление положений Конвенции о расширении национальной юрисдикции прибрежных государств на континентальный шельф за пределы 200 морских миль, выяснилась реальная невыгода от неучастия США в Конвенции, поскольку такое расширение невозможно за пределами организационных схем, установленных Конвенцией .

Таким образом, история создания Части XI Конвенции показывает, что односторонняя практика отдельных государств не может противостоять широкому консенсусу большинства.

Как писал еще в 1984 г. С.В.Молодцов, «положения новой Конвенции ООН по морскому праву отразили opinio juris второй половины ХХ века» . Это opinio juris подтвердилось не только участием в соответствующих международных соглашениях, но и принятием адекватного им национального законодательства, одобрением соответствующих совместных деклараций государств и резолюций международных организаций.

С точки зрения права международных договоров, Конвенция ООН представляет собой новацию в том, что для ее толкования не могут привлекаться подготовительные материалы, а сам текст вырабатывался на основании общего согласия. Придание ей «пакетного» характера привело к возникновению множества компромиссных положений и создало целый набор сложных балансов интересов. Поэтому для дальнейшего достижения общего согласия и улаживания противоречий в Конвенцию введена Часть XV , которая предоставляет огромные возможности для выбора средств разрешения споров. Данная часть Конвенции имеет значительные отличия от всех других: только в ней государства-участники имеют право делать ограничения и исключения , осуществлять выбор средства разрешения своих споров, отклоняясь при этом от положений Конвенции.

Однако Конвенция сконструирована не как застывшее произведение, изолированное от остального международного права и закрытое в себе. Во многих случаях в ней содержатся ссылки на нормы общего международного права либо общепризнанные нормы или стандарты, заимствованные из других договоров, прямо включены в текст Конвенции.

С.А. Гуреев, рисуя общую картину источников международного морского права, в качестве главенствующего называет Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, но указывает также, что приняты конвенции и по другим важным проблемам:

Обеспечение технической безопасности мореплавания;

Защита морской среды, включая предотвращение загрязнения моря с судов, установок и платформ, предназначенных для различных целей;

Осуществление промыслов живых ресурсов и разработка минеральных ресурсов;

Режим морских портов и требования к иностранным судам в них;

Разработка живых и минеральных ресурсов Антарктики;

Транзитная торговля внутриконтинентальных государств;

Демилитаризация и нейтрализация отдельных районов Мирового океана и создание безъядерных зон .

Поэтому Конвенция должна толковаться и применяться в соответствии с общепринятыми правилами права договоров, включая те, которые допускают учет иных договоров и обычных норм международного права для целей толкования Конвенции.

Для выполнения сложной двуединой задачи - толкования положений Конвенции и разрешения разногласий государств-участников в процессе толкования впервые в истории создана обширная система органов мирного разрешения споров. Председатель Конференции Ч. Амерасингхе назвал эту систему «краеугольным камнем правопорядка, созданного Конвенцией, и опорой, на которой должен держаться тонкий баланс компромиссов, отраженных в ней» .

Список литературы

1. Гуреев С.А. Глава I . Понятие, источники, принципы и субъекты международного морского права // Международное морское право: учеб. пособ. - М., 2003.

2. Заявление Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Хавьера Переса де Куэльяра на заключительной сессии Конференции по морскому праву 10 декабря 1982 года // Морское право. Конвенция ООН по морскому праву. - Нью-Йорк, 1982.

3. Мелков Г.М. Военное мореплавание и безопасность России в XXI веке: международно-правовые и национальные проблемы. - М., 2010. Ч. 2.

4. Мировой океан и международное право. - М., 1986 - 1991.

5. Молодцов С.В. Правовой режим судоходства в международных проливах // Правовые и экономические проблемы регулирования международного судоходства. - М., 1984.

6. Официальный текст Конвенции ООН по морскому праву с приложениями и предметным указателем. Издание ООН. - Нью-Йорк, 1984.

7. Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года. Принято резолюцией 48/263 Генеральной Ассамблеи от 28 июля 1994 года.

8. Старжина Т.М. Орган по морскому дну // Современное международное морское право / отв.ред. М.И. Лазарев. - М., 1984.

9. Старжина-Бисти Т.М. Кладовые дна Мирового океана. - М., 1980.

10. Шинкарецкая Г.Г. Арктический шельф и не участвующие в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства // Морские пространства Арктики: современный правовой аспект.- М., 2013.

11. Шинкарецкая Г.Г. Новое в мирном разрешении морских споров // Мировой океан и международное право: основы современного правопорядка в Мировом океане. - М., 1986.

12. Шинкарецкая Г.Г. Принцип мирного разрешения международных споров, возникающих при использовании морских пространств и ресурсов // Мировой океан и международное право: основы современного правопорядка в Мировом океане. - М., 1986.

13. Brown E. The International Law of the Sea. 1994.

14. Case concerning Maritime Delimitation and Territorial Questions between Quatar and Bahrein (Merits) // ICJ Reports. 2001.

15. Case concerning Military and Para-military Activities in and against Nicaragua // ICJ Reports. 1986.

16. Case concerning Military and Para-military Activities in and against Nicaragua (Мerits) // ICJ Reports. 1986.

17. Сontinental Shelf Case between Libyan Arab Jamahiriya and Malta // ICJ Reports. 1985.

18. Delimitation of the Marine Boundary in the Galf of Maine Area // ICJ Reports. 1984.

19. Doc. UN A/Conf.62/C 1/L30.

20. Memorandum of President Amerasinghe, Third United Nations Conference on the Law of the Sea, Official Records. Vol. V, 122, para 6.

21. Moore J. Customary international law after the Convention // Krueger R.B., Rosenfeld S.A.(eds.). The developing order of the Oceans. 1984.

22. Oceans and the Law of the Sea. UNGA Resolution 55/7, October 30, 2000, preamble.

23. Orrego Vicuna. The Law of the Sea experience and the corpus of international law: effects and interrelationships//Krueger R.B., Rosenfeld S.A.(eds.) // The developing order of the Oceans. 1984.

24. Statement of the United Kingdom, 189th meeting. Official Records of the Third United Nations Conference on the Law of the Sea. Vol.17.

25. Tomuschat C. Obligations arising for states without or against their will//Recueil des cours.1993. V. 241.

Данная Конвенция, явившаяся результатом большой и кропотливой работы значительного числа субъектов международного права, представляет собой один из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу. Украина в Конвенции 1982 г. не участвует, однако готовится присоединиться к ней.

Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря 12 миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция ввела новый институт -- архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории -- района морского дна за пределами континентального шельфа («Района»). Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, и проводить морские научные исследования. В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи с тем что Конвенция кодифицировала ряд обычно-правовых норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. -- это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

Этапы кодификации ММП:

1) Гаагская конференция 1930 рассмотрела проект Международной конвенции о территориальных водах (суверенитет над территориальными водами; меры контроля в сопредельных с ним водах; право мирного прохода; порядок преследования иностранного судна; уголовная юрисдикция государства порта; отсутствовали нормы о ширине территориального моря и континентального шельфа).

2) Женевские конвенции по морскому праву 1958 (Комиссия международного права ООН в 1951 г. одобрила проекты конвенций по вопросам континентального шельфа, морских ресурсов, стационарных рыбных промыслов, прилежащей зоны).

3) Конвенция ООН по морскому праву 1982.

Разработка и принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982:

1) в 1967 г. ГА ООН одобрила концепцию общего наследия человечества в вопросах сохранения дна морей и океанов исключительно в мирных целях (учрежден Специальный комитет по изучению этих вопросов, позднее создан постоянный Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции);

2) в 1970 г. ГА ООН приняла декларацию принципов (провозгласила дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района общим наследием человечества, не подлежащими присвоению каким бы то ни было государствами или лицами);

3) в 1973 г. ГА ООН созвана III Конференция ООН по морскому праву (в 1982 г. состоялась заключительная сессия Конференции, на которой участники подписали Заключительный акт и Конвенцию ООН по морскому праву).

Структура Конвенции 1982 (17 частей, 320 статей, 9 приложений).

Конвенция ООН по морскому праву устанавливает всеобъемлющий режим всего морского пространства (жирным курсивом выделены новые институты ММП и изменения в существующие институты):

1) регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает территориальное море шириной в 12 миль, подтверждает права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы;

2) расширяет понятие свободы открытого моря (дополнительно включены свобода возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с МП, и свобода научных исследований);

3) рассматривает вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции государств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах;

4) впервые закрепляет права прибрежных государств во вновь созданных исключительных экономических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватывающих вопросы другой экономической деятельности;


5) определяет права доступа морю и от моря государств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита;

6) создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом;

7) устанавливает режим для архипелажных вод;

8) определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа, создается новая международная организация (Международный орган по морскому дну);

Международный орган по морскому дну (МОД) (через посредство МОД государства – участники организуют и контролируют деятельность в Районе морского дна, особенно в целях управления его ресурсами; ни одно государство, его компании не вправе без разрешения МОД добывать ресурсы морского дна).

Главные подразделения органа (Ассамблея (состоит из представителей всех государств – участников), Совет (36 членов), Секретариат).

Предприятие по морскому дну (оперативное подразделение МОД, непосредственно осуществляющее деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в районе).

9) затрагивает вопросы охраны и сохранения морской среды, научных исследований, разработки и передачи морской технологии, составления новых карт океанических вод и районов, покрытых льдами;

10) предусматривает принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения, учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву, а также предусматривает образование арбитражей для рассмотрения споров по рыболовству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям.

Принципы международного права и их содержание.

Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету . Понятие равенства означает все государства должны уважать правосубъектность других госу­дарств;

2. В соответствии с принципом запрета применения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН

3. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств к аждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую, экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а такжене должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государ­стве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5 Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН.

6. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств.

7. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека - составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций . Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие.

9. Принцип сотрудничества между государствами . Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содей­ствовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

10. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж­дународных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства . При осущест­влении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

Виды зон в морском праве., понятия, размеры, распределения юрисдикций.

Конвенции по морскому праву 1982 г.

Внутренние воды…

Внутренними водами является часть моря, расположенная между побережьем и исходной линией.

Юрисдикция внутренних вод…распространяются правила государства.

Территориальные воды…

Территориальное море - это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Юрисдикция внутренних вод … законодательства по общему правилу, действуют законы государства.

Прилежащая зона…

Прилежащая зона - это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий).

Юрисдикция прилежащей зоны… государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения.

Исключительная экономическая зона …

Исключительная экономическая зона - часть моря, шириной в 200 морских миль (370,4 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Юрисдикция И.Э.З… прибрежное государство осуществляет определённые международным правом суверенные права. Они включают права на: а) разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых; б)прокладка кабеля и трубопроводов; в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путём использования воды, течений, ветра., насыпание островов.

Континентальный шельф…

Континентальным шельфом является естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела.

Юрисдикция …правовой режим исключительно государства

Открытое море…

Открытым морем называется морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод и исключительных экономических зон какого-либо государства и находящееся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права.

Юрисдикция ….открытое море (международное право)

Свобода добычи ресурсов

2) свобода полетов

3) свобода взлетов и посадки

4) свобода судоходства

5) прокладки кабелей и трубопроводов

6) насыпи искусственных островов

Эта Конвенция, ставшая результатом большой и кропотливой работы многих субъектов международного права, является одним из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., после истечения 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступило в силу. Украина в Конвенции 1982 г. участвует с 1999 г.

Конвенция 1982 г. подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря - 12 морских миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция ввела новый институт - архипелажные воды, который применяется к государств-архипелагов. В Конвенции зафиксировано правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совсем новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежной государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управлении ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности, четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории - района морского дна за пределами континентального шельфа ("Района"). Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него, наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, также свободу возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые в соответствии с международным правом, осуществлять морские научные исследования. В Конвенции есть блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением его норм.

Важным положением Конвенции 1982 г. в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи с тем, что Конвенция кодифицировала ряд обычных норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом, можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. - это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеет своей целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды - это прибрежные морские воды государства, на которые распространяются ее суверенитет и юрисдикция в полном объеме. К ним относятся воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Внешней границей внутренних морских вод портов е прямая линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений. Залив - это хорошо очерченное углубление берега, вдающемся в сушу и включает замкнутые сушей воды; при этом такое углубление образует нечто большее, чем простую извилину берега. При ширине входа в залив во время наибольшего отлива менее 24 миль весь залив относится к внутренним водам прибрежного государства. Это правило не применяется в отношении заливов, которые имеют ширину входа более 24 миль, но считаются историческими водами. В таких заливов, в частности, относятся Брістольська залив (Великобритания), Гудзонов залив (Канада), залив Делавэр (США), залив Петра Великого (Россия). По законодательству России (Закон РФ "О государственной границе" 1993 г.) историческими водами могут считаться и моря (п. 4 "г" ст. 5)1. Однако это положение не получило международного визнання2.

Канадский профессор Д. Фаран отмечает, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим есть такие: "(1) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных судов из него в случае необходимости; (2) длительное пользование им или окончания длительного времени, хотя продолжительность конкретного периода зависит от обстоятельств; (3) молчаливое согласие других государств, особенно тех, чьи интересы могут быть затронуты этим статусом".

Главной отличительной чертой правового статуса исторических вод, как и внутренних морских вод в целом, является то, что в их пределах иностранные суда пользуются правом мирного прохода. Прибрежное государство своими нормативными актами определяет их правовой режим, в частности, устанавливает порядок захода иностранных судов во внутренние морские воды.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах придерживаться законов и других правил, установленных прибрежным государством в отношении иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды. На иностранные торговые судна4, которые находятся во внутренних морских водах прибрежного государства, распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного государства.

Уголовная юрисдикция. Поскольку внутренние морские воды - это часть государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, по общему правилу подлежат юрисдикции прибрежного государства. Однако на практике зачастую в силу двусторонних договоров, судебная власть прибрежного государства не осуществляет уголовной юрисдикции в отношении преступлений такого рода, если они не нарушают мир и добрый порядок, если вмешательство не является международным обязательством прибрежного государства или если иное не просят дипломатические или консульские должностные лица государства флага судна.

Иностранные торговые суда не должны использоваться как убежище для лиц, преследуемых властями прибрежного государства за совершенное преступление.

Гражданская юрисдикция. Судебной властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Реализация гражданской юрисдикции в отношении иностранного торгового судна может включать задержание или арест судна с целью обеспечения исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте выносится компетентным судебным органом прибрежного государства. В середине 90-х годов XX в. несколько украинских торговых судов, которые в основном принадлежали Черноморскому морскому пароходству, были арестованы в иностранных портах с целью обеспечения исковых требований иностранных кредиторов до пароходства.

В связи с этим следует отметить, что в 1999 г. была принята Международная конвенция "Об аресте судов", согласно которой судно может быть арестовано или освобождено от ареста только по постановлению суда государства-участника, в котором налагается арест. Судно может быть арестовано для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционного (или арбитражного) предостережения, предусмотренного соответствующим договором или иным образом, морское требование, по которому налагается арест, должна рассматриваться в суде государства, иного, чем государство, в котором налагается арест, или в арбитраже, или в соответствии с законом другого государства.

Как правило, прибрежные государства не вмешиваются в гражданско-правовые споры между членами экипажа иностранного торгового судна.

в Отношении трудовых правоотношений между членами экипажа иностранного торгового судна, то, в принципе, они подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Однако на практике прибрежные государства обычно не вмешиваются в такие споры, кроме случаев, когда спор касается заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, если иное не установлено соответствующим договором.

Административная юрисдикция. В основном нормы административного права устанавливают режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства.

Согласно этим нормам иностранные суда, как государственные, так и частные, обязаны подчиняться административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме. Прежде всего это касается выполнения таможенных и санитарных правил, а также мер контроля безопасности судов, охраны человеческой жизни, допуска иностранцев. Следует отметить, что иностранные военные корабли освобождаются от таможенного досмотра.

Прибрежные государства всегда уделяли особое внимание регламентации захода иностранных военных кораблей во внутренние морские воды и порты. В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. Согласно этого порядка заинтересованная государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должна направить запрос государстве, в чьи порты предполагается запад ее кораблей, и получить на это соответствующее разрешение.

в настоящее время в связи с интенсивным развитием международного судоходства наметилась тенденция к ограничению юрисдикции прибрежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в ее внутренних водах. Было выдвинуто предложение о необходимости заключения конвенции о внутренние морские воды, которая содержала бы базисные правовые положения, общие для всех государств, выработанные международной практикой, а национальное право конкретизировало бы и детализировало их.


Top