Противодействие коррупции. Международное сотрудничество в целях развития: роль всемирного банка Как осуществляется международное сотрудничество

Универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов.

Международное сотрудничество покрывает очень разные сферы деятельности. В том числе:

  • улучшение здравоохранения
  • улучшение образования
  • улучшение условий окружающей среды
  • сокращение социально-экономического неравенства
  • антитеррористическая деятельность
  • развитие спорта

См. также

  • Испанское Агентство Международного Сотрудничества
  • Сотрудничество в области развития
  • Премия Принца Астурийского за Международное Сотрудничество

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Международное сотрудничество" в других словарях:

    международное сотрудничество - — EN international co operation The collaboration between governments, businesses or individuals in which it is agreed to work together on similar objectives or strategies,… … Справочник технического переводчика

    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Юридическая энциклопедия

    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА - одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Международное сотрудничество осуществляется в основном в рамках деятельности Международной организации труда (МОТ) на основе общепризнанных принципов и норм… … Российская энциклопедия по охране труда

    международное сотрудничество полиции - policijos tarptautinis bendradarbiavimas statusas Aprobuotas sritis policijos veiklos administravimas apibrėžtis Policijos įstaigų veikla, apimanti tarptautinių ryšių su kitų valstybių kompetentingomis institucijomis ar tarptautinėmis… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

    Сотрудничество по борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий государств в борьбе с ними: сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - сотрудничество РФ с другими странами, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ и международными договорами, не противоречащими Закону РФ «Об образовании». Органы управления образованием, образовательные… … Профессиональное образование. Словарь

    Международное сотрудничество в области образования - реализация (осуществление) прямых связей и совместной деятельности с иностранными и междунарордными учреждениями и организациями в области образования в соответствии с действующим законодательством и национальными интересами страны.… … Педагогический терминологический словарь

    Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Осуществляется в порядке, установленном гл. 53 55 УПК РФ, а… … Большой юридический словарь

    Знак «За международное сотрудничество в области космонавтики» ведомственная награда Федерального космического агентства. Награждение производится приказом Федерального космического агентства. Вручение Знака «За международное сотрудничество… … Википедия

    Нагрудный знак «За вклад в международное сотрудничество» … Википедия

Книги

  • Международное сотрудничество России в области рыбного хозяйства история проблемы и перспективы Труды ВНИРО Том 145 , Глубоков А. (ред.). Международная деятельность России в области рыбного хозяйства ежегодно обеспечивает российский рыболовный флот квотами на водные биологические ресурсы в объемеболее 1 млн 200 тыс. т,…
  • Международное сотрудничество в экологии. Немецкий язык для начинающих. Практический курс профессионально-ориентированного чтения / Okologische Kommunikation International: Fachsprachenlesekurs Deutsch fur Anfanger , Аннелизе Фернс, Роземари Бульманн, Ингеборг Баумер, Антонина Немченко. Практический начальный курс по профессионально-ориентированному чтению на немецком языке. Учебник предназначен для студентов естественно-научных, инженерных, аграрных и экономических…

Последнее обновление: июль 2017

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

В целях повышения эффективности сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления). В марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества образован отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске).

На сегодняшний день наиболее важное место в международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации занимают вопросы взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере уголовного судопроизводства. Это вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе в области возврата из-за рубежа имущества, полученного в результате совершения преступлений.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

В частности, Указами Президента Российской Федерации (от 26 октября 2004 г. № 1362, от 18 декабря 2008 г. №№ 1799 и 1800, от 13 февраля 2012 г. № 180) Генеральная прокуратура Российской Федерации определена центральным органом по реализации положений о сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, содержащимся, соответственно, в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.

В настоящее время Генеральная прокуратура Российской Федерации взаимодействует в сфере уголовного судопроизводства с партнерами из более чем 80 государств мира. Такое взаимодействие осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности, закрепленного в статьях 453, 457, 460, 462 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации является единственным компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения по иностранным запросам о выдаче лиц из Российской Федерации.

Россия имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи , почти с 80 государствами (перечень этих договоров см. в разделе «Основные документы»). В частности, Россия является участником таких многосторонних договоров, как Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с тремя дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 и 2012 гг., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.

У Российской Федерации имеются специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам более чем с 80 государствами (перечень этих договоров см. в разделе «Основные документы»). Так, Россия участвует в ряде многосторонних договоров в этой сфере: Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительном протоколе к ней 1978 г., Европейской конвенции о передаче уголовного судопроизводства 1972 г., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.

Сотрудничество Генпрокуратуры России с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи и оказания правовой помощи за последние годы развивается достаточно активно.

О масштабах этого сотрудничества говорит то, что ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассматривается более 10 тысяч материалов о выдаче, правовой помощи по уголовным делам, розыску и другим вопросам, отнесенным к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства.

Наиболее эффективно сотрудничество складывается с компетентными органами Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Германии, Испании, Сербии, Швейцарии.

Ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации в компетентные органы иностранных государств направляется около 400 запросов о выдаче лиц, а рассматривается свыше 1500 аналогичных иностранных запросов.

Расширяется география сотрудничества в сфере выдачи. Все чаще преступники пытаются скрыться от правосудия в государствах, с которыми у России нет договоров о выдаче. Однако в последние годы с некоторыми из таких стран (в частности, с Чили, Ганой, Камбоджей, Парагваем, Объединенными Арабскими Эмиратами, Таиландом) успешно решались вопросы передачи в Россию разыскиваемых лиц.

Ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассматривается более 6 тыс. запросов о правовой помощи по уголовным делам, как поступивших из-за рубежа, так и российских, предназначенных для направления в иностранные государства.

Эффективно используется институт передачи уголовного судопроизводства. В компетентные органы иностранных государств направляются ходатайства об осуществлении уголовного преследования иностранных граждан, совершивших преступления на территории России, а также рассматриваются ходатайства иностранных государств об осуществлении уголовного преследования российских граждан, совершивших преступления за рубежом.

Одним из важных направлений деятельности Генеральной прокуратуры России является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа похищенного имущества.

Благодаря сотрудничеству с зарубежными коллегами только из Швейцарии за последние несколько лет российским компаниям были возвращены свыше 110 млн. дол. США, арестованных по поручениям Генпрокуратуры России.

На сегодняшний день по запросам Генеральной прокуратуры России арестованы и заблокированы за рубежом денежные средства злоумышленников на общую сумму порядка 250 млн. евро и недвижимое имущество на сумму около 300 млн. евро.

В мае 2011 г. в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена глава 29-1, регламентирующая международное правовое сотрудничество по делам об административных правонарушениях. При этом Генпрокуратура России определена одним из компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по таким делам.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).

В последние годы во взаимодействии с Минюстом России и МИДом России проводится большая работа по развитию договорно-правовой базы участия нашей страны в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства, а также по имплементации положений международных договоров в российское законодательство.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают активное участие в разработке проектов договоров о выдаче и о правовой помощи по уголовным делам, в т.ч. в рамках международных организаций.

В частности, один из заместителей начальника Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации более 20 лет успешно представляет российские интересы в Комитете экспертов Совета Европы по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, активно способствуя реализации российской инициативы по модернизации таких конвенций, в т.ч. в вопросах ускорения и упрощения процедур выдачи.

На постоянной основе проводится работа по укреплению правовой базы межведомственного сотрудничества. В частности, в рамках СНГ подписаны:

Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 г.;

Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 3 декабря 2009 г.

В целом на сегодняшний день Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет 5 многосторонних и 80 двусторонних межведомственных соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с партнерами из 66 иностранных государств. За последние 5 лет подписано 28 таких договоренностей.

С 2007 г. на основе соглашений с компетентными органами иностранных государств разрабатываются и подписываются программы сотрудничества. Программы принимаются на 1-2 года и предусматривают обмен опытом и налаживание практического взаимодействия по актуальным вопросам, представляющим взаимный интерес. За это время подписано 48 программ с партнерами из 28 иностранных государств, реализовано 40 программ сотрудничества, проведено более 130 предусмотренных ими мероприятий: консультаций, встреч, семинаров и «круглых столов».

В настоящее время реализуются 7 программ межведомственного сотрудничества: с органами прокуратуры или юстиции Абхазии, Армении, Бахрейна, Венгрии, КНР, Кубы, Финляндии.

Особенно тесные отношения у Генпрокуратуры России сложились с белорусскими коллегами. 15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвуют в деятельности различных международных органов и организаций, в том числе в соответствующих структурах ООН, Интерпола, СНГ, Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также Совета государств Балтийского моря.

Например, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации включены в состав делегаций Российской Федерации, принимающих участие в работе Комиссии ООН по наркотическим средствам и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, а также в международных мероприятиях, проводимых в рамках Конвенции ООН против коррупции. Обеспечивается участие российских прокурорских работников в мероприятиях по линии Управления ООН по наркотикам и преступности, Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, а также в конференциях участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

На встрече Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я. с Генеральным секретарем Интерпола г-ном Ю. Штоком 22 июня 2017 г. в Москве обсуждались вопросы организации эффективного розыска по каналам Интерпола лиц, обвиняемых в совершении преступлений в России.

Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации в сферах обеспечения законности, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступностью с партнерами из стран СНГ осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ (КСГП).

С момента создания КСГП в декабре 1995 г. его председателем бессменно является Генеральный прокурор Российской Федерации. На базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует Научно-методический центр КСГП.

На ежегодные заседания КСГП выносятся наиболее важные вопросы. В частности, традиционно заслушивается информация о состоянии защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства на территориях государств – участников СНГ, а также о практике исполнения межгосударственных программ и международных договоров государств - участников СНГ в сфере борьбы с преступностью. Осуществляется обмен информацией о передовых практиках прокурорской деятельности в различных сферах.

27-е заседание КСГП состоится в Санкт-Петербурге в ноябре 2017 г. Ранее в России заседания КСГП проводились 8 раз, в т. ч. в Москве 5 сентября 2010 г. и Санкт-Петербурге 15 мая 2012 г.

К 27-му заседанию КСГП будет приурочено 15-е заседание генеральных прокуроров государств – членов ШОС. Решение о создании механизма регулярных встреч генеральных прокуроров государств – членов ШОС было принято в ходе состоявшейся 31 октября – 2 ноября 2002 г. в Шанхае (КНР) встречи генеральных прокуроров государств – членов Организации.

За 15 лет существования этого формата сотрудничества принято немало решений, способствовавших совершенствованию прокурорского сотрудничества в рамках ШОС, прежде всего, антитеррористического, консолидации усилий прокуратур в борьбе с организованными формами преступности, а также в защите прав и свобод человека. В России заседания генеральных прокуроров государств – членов ШОС проводились дважды (Москва, 24 ноября 2005 г. и 13 апреля 2009 г.).

Вопрос о возрастающей роли прокуроров в борьбе с терроризмом обсуждался на 14-м заседании генеральных прокуроров государств-членов ШОС (Китайская Народная Республика, Санья, 30 ноября 2016 г.).

В сентябре 2017 г. в России (г. Казань) состоится третье заседание Межгосударственного совета по противодействию коррупции (Межгоссовет), соглашение о создании которого было принято на заседании Совета глав государств СНГ 25 сентября 2013 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2014 г. № 104 Генеральный прокурор Российской Федерации является членом Межгоссовета от России.

Укрепляется взаимодействие прокуратур государств, входящих в международное объединение БРИКС (Бразилия, Индия, Россия, Китай, ЮАР). Генеральной прокуратурой Российской Федерации организовано проведение первой встречи руководителей прокурорских служб государств БРИКС (Сочи, 10 ноября 2015 г.), участники которой договорились о налаживании прокурорского взаимодействия в объединении, прежде всего в целях предотвращения международного терроризма, противодействия мировой наркотической угрозе и коррупции, а также одобрили Концепцию сотрудничества прокуратур государств БРИКС.

Вторая встреча руководителей прокурорских служб государств БРИКС состоялась 1 декабря 2016 г. в г. Санья (провинция Хайнань, КНР). В ходе этого мероприятия обсуждены вопросы сотрудничества в области борьбы с коррупцией.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвовали также во встречах старших должностных лиц БРИКС по вопросам антикоррупционного взаимодействия (Санкт-Петербург, 1 ноября 2015 г.; Лондон, 9 – 10 июня 2016 г.), в ходе которых обсуждались вопросы функционирования Антикоррупционной рабочей группы БРИКС. А также принимали участие в заседаниях этой группы (Пекин, 26-27 января 2016 г., Берлин, 22-26 января 2017 г., Бразилиа, 14 марта 2017 г.) В 2017 г. основными пунктами повестки дня Антикоррупционной рабочей группы БРИКС являются вопросы, связанные с активно набирающей обороты проблематикой возвращения активов, полученных в результате актов коррупции.

На третьей встрече руководителей прокурорских служб государств БРИКС, намеченной к проведению в г. Бразилиа с 23 по 24 августа т.г., предполагается обсудить вопросы борьбы с киберпреступностью и преступлениями против окружающей среды.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации активно участвуют в работе созданного в 2005 г. Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), который является совещательным органом Комитета министров Совета Европы – главного органа этой организации, объединяющей 47 государств старого континента. КСЕП принял 11 заключений по различным аспектам прокурорской деятельности, в разработке которых активно участвовали российские прокуроры.

Например, по российской инициативе в октябре 2008 г. принято заключение КСЕП № 3 «О роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы». Основой для подготовки заключения КСЕП № 3 послужил итоговый документ Конференции генеральных прокуроров европейских стран, проведенной по указанной теме Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Советом Европы 1 – 3 июля 2008 г. в Санкт–Петербурге. В ходе этой конференции высокую оценку зарубежных коллег получил опыт работы органов прокуратуры России по защите прав и свобод человека и публичных интересов вне уголовно-правовой сферы.

В развитие заключения КСЕП № 3 в сентябре 2012 г. при деятельном участии представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации была принята рекомендация Комитета министров Совета Европы (2012)11 государствам – членам о роли прокуроров вне системы уголовного правосудия.

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации является членом созданной в рамках Совета Европы Лиссабонской сети по обмену информацией о подготовке прокуроров и судей.

Делегации Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают активное участие во встречах генеральных прокуроров государств – членов Совета государств Балтийского моря. В сентябре 2017 г. в г. Калининграде планируется провести 17-ю встречу генеральных прокуроров государств-членов Совета государств Балтийского моря.

Российская прокуратура имеет высокий международный авторитет, свидетельством чего является то, что ее представители избраны в руководящие и рабочие органы ряда авторитетных международных организаций, в т.ч. Совета Европы, Международной ассоциации прокуроров и Международной ассоциации антикоррупционных органов.

В 2011 г. в состав бюро Группы государств против коррупции (ГРЕКО) вошел заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации. С ноября 2013 г. руководители этого управления избираются в состав Исполнительного комитета Международной ассоциации антикоррупционных органов, созданной в 2006 г.

В ноябре 2016 г. на 85-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации по результатам тайного голосования был избран членом Комиссии по контролю за файлами Интерпола и порядка взаимодействия по каналам Интерпола в сфере международного розыска лиц.

Тесные отношения связывают Генеральную прокуратуру Российской Федерации с такой неправительственной организацией, как Международная ассоциация прокуроров (МАП). Российская прокуратура входила в число инициаторов ее создания в 1995 году.

В Ассоциации состоят более 2200 индивидуальных членов и 170 организационных членов (прокурорские службы, национальные ассоциации прокуроров и ряд органов по борьбе с преступностью). Таким образом, МАП представляет почти 250 тысяч прокуроров из 173 юрисдикций.

Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Ю.Я. является членом Сената МАП. Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации также принимают активное участие в работе Исполнительного комитета Ассоциации.

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации удостоилась права провести 18-ю Ежегодную конференцию МАП, которая прошла в Москве в сентябре 2013 г. и была посвящена теме «Прокурор и верховенство закона». В ней приняло участие 115 делегаций из более чем 90 государств и 16 международных органов и организаций, в том числе 52 генеральных прокурора и директора национальных служб государственного обвинения.

В ноябре 2015 г. в Сочи проведена 7-я региональная конференция МАП для государств Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии, посвященная борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом. Она собрала более 150 представителей органов прокуратуры из 34 государств и 9 международных органов и организаций, включая ООН, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ШОС и Евроюст.

Укреплению связей с компетентными органами иностранных государств во многом способствовали усилия, направленные на развитие межведомственного сотрудничества с зарубежными партнерами.

Помимо заключения соглашений о сотрудничестве и программ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации организовываются мероприятия многостороннего международного характера, в ходе которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы международного прокурорского сотрудничества. В частности, 13 сентября 2010 г. в Москве по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена первая встреча руководителей подразделений прокуратур государств-участников СНГ, в компетенцию которых входят вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

В апреле 2011 г. в Пскове проведена международная конференция по теме «Противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе синтетических наркотических средств и их прекурсоров. Эффективность международного сотрудничества в данной сфере».

Вопросы сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и противодействия незаконной миграции рассматривались на международной конференции, организованной Генеральной прокуратурой Российской Федерации и проведенной в Екатеринбурге 28 – 29 августа 2012 г.

Во Владивостоке 23 – 25 сентября 2014 г. проведен международный семинар с представителями компетентных органов ряда государств Восточной и Юго-Восточной Азии по вопросам повышения эффективности сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Байкальская международная конференция прокуроров, проведенная Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Иркутске 26 – 27 августа 2014 г., была посвящена теме сотрудничества в противодействии транснациональной организованной преступности.

14 декабря 2016 г. в Москве с участием представителей компетентных органов иностранных государств и ряда организаций международного прокурорского сообщества Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведен Третий открытый информационный форум по вопросам международного правового сотрудничества.

Представители международного прокурорского сообщества участвовали в торжественных мероприятиях по случаю 290-летия, а также 295-летия российской прокуратуры в январе 2017 г. В последних юбилейных мероприятиях участвовали представители органов прокуратуры и юстиции из 18 государств, а также руководители Международной ассоциации прокуроров и Исполнительный секретарь КСГП.

Важнейшими задачами российской прокуратуры на ближайшую перспективу являются расширение и повышение эффективности ее участия в международном правовом сотрудничестве, особенно в сфере уголовного судопроизводства, совершенствование договорной и законодательной базы, в том числе по вопросам розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества, полученного преступным путем.

Главное управление международно-
правового сотрудничества, июль 2017 г.

  • Международное сотрудничество (англ. international development) - добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.

    Универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов.

    Международное сотрудничество покрывает очень разные сферы деятельности. В том числе:

    * улучшение здравоохранения

    * улучшение образования

    * улучшение условий окружающей среды

    * сокращение социально-экономического неравенства

    * антитеррористическая деятельность

    * улучшение качества связи.

Связанные понятия

Принцип формирования представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, прежде всего связан с укреплением связей между государствами и развитием национальных туристских ресурсов. Международное сотрудничество развивается в двух формах: на двусторонней и на многосторонней основе. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве в области туризма со многими странами. Например, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма стороны поощряют обмен информацией в области статистики туризма, нормативно правового регулирования, туристских возможностей государств. Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию совместных действий по развитию международного туризма между несколькими странами.

В качестве примера поддержки финансового сектора можно привести также международное сотрудничество . Например, консорциум из 10 американских и европейских банков в сентябре 2008 г. принял решение создать общий фонд в размере 70 млрд долл. для оказания помощи меньшим по размеру финансовым институтам.

Связанные понятия (продолжение)

Для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Указанные Рекомендации признаны Международным валютным фондом и Всемирным банком международным стандартом в сфере противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Положения указанных документов, по сути, составляют фундамент международного сотрудничества в сфере ПОД/ ФТ/ФРОМУ.

Взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами – участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;

С развитием рыночной экономики ее структурными преобразованиями интенсивно развивается сфера услуг (транспорт, связь, торговля и общественное питание, туризм, страхование, информационно-вычислительное обслуживание и др.), о чем свидетельствует рост ее доли в производстве ВВП, что характерно для всех стран мирового сообщества. Особое значение для Республики Беларусь имеет развитие транспортного комплекса как инфракструктурного звена для развития производства, других видов услуг и результативного вхождения в международное сотрудничество . Его удельный вес в производстве валового внутреннего продукта составляет около 7 %, он включает 8,4 тыс. организаций. Основной объем грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт, на втором месте – железнодорожный, незначительный объем грузоперевозок приходится на внутренний водный и воздушный транспорт.

В главе VIII «Международное сотрудничество » содержатся две статьи, указывающие на международные договоры России в сфере туризма как на правовую основу международного сотрудничества (ст. 18) и правовой статус представительства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию госуслуг в сфере туризма за пределами РФ. Глава VIII.I «Государственный надзор в сфере туристской деятельности» представлена статьей 19.1, регламентирующей порядок государственного надзора в сфере туристской деятельности. Глава IX «Заключительные положения» включает три статьи, указывающие на: ответственность за нарушение туристского законодательства (ст. 20); момент вступления закона в силу (ст. 21), необходимость приведения нормативных правовых актов в соответствие с данным законом (ст. 22).

Делая подобное предложение, мы исходили из того, что выделение всех транснациональных преступлений в самостоятельные раздел и главу УК отразило бы в должной степени их повышенную общественную (в данном случае – международную) опасность, указывало бы на необходимость адекватного реагирования на них мерами уголовной политики, явилось бы важным шагом в направлении унификации уголовного законодательства, а также материально-правовой предпосылкой международного сотрудничества в борьбе с указанными преступлениями. Тем самым Россия смогла бы подтвердить «свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств» и продолжила бы «дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне», как того требует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

С другой стороны, данные положения нацелены на внесение уточнений компетенций Сообщества в области международного сотрудничества , которые имели субсидиарный характер по отношению к внешней политике государств-членов ЕС.

Корпорация «Росатом» – это сложный вариант компиляции прав хозяйствующего субъекта и субъекта управления, обладающего государственно-властными и административно-властными полномочиями. Она создана в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии. В перечне целей её деятельности также развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, судов с ядерными энергетическими установками), обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

Международное публичное право. По мнению проф. К. А. Бекяшева при определении международного публичного права большинство авторов выделяют такие его составляющие, как совокупность (система) принципов и норм; регулирование отношений между государствами и иными субъектами международного права; цели регулирования: решение насущных вопросов, стоящих перед указанными субъектами. Таким образом международное публичное право представляет собой совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм международного права.

Истоки международного сотрудничества связаны с окончанием религиозных войн в Европе и установлением Вестфальского мира. Одним из важнейших достижений Вестфальского договора стало формирование основы правовых отношений между государствами, что создало условия для становления, инстигуализании и последующего развития международного сотрудничества. Формирование европейской системы международных отношений (основные параметры которой, и прежде всего ее главный элемент, государство как форма политической организации людей, постепенно распространяются на весь мир) не только дало импульс межгосударственному сотрудничеству, но и надолго определило его основную направленность. Исходными пунктами сотрудничества государств как новых политических единиц становятся взаимное уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела друг друга, а его центральными цепями - сознательное стремление правительств к дальнейшему укреплению национальной безопасности и независимости. В свою очередь, забота о собственном суверенитете заставила государства согласиться с правом сосуществования (подробнее об этом см.:.-С. 1998. Р. 138) и его основополагающим принципом-юридическим равноправием.
Неудивительна следующая закономерность. Право сосуществования вменяло государствам главным образом негативные обязанности: не вмешиваться во внутренние дела друг друга, не нарушать договоры, не вести несправедливые войны, не создавать препятствий для дипломатической деятельности официальных представителей других стран па своей территории. Поэтому теоретический статус проблемы сотрудничества в международно-политической науке оказался неразрывно связанным с анализом противоборства и конфликтов между независимыми государствами. Однако дальнейшее развитие науки привело к расширению содержания понятия международного сотрудничества и его типов.
1. Понятие и типы международного сотрудничества Понятие «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество это не отсутствие конфликта, а «избавление» от его крайних, кризисных форм. Иллюзия «прозрачности» содержания данного понятия послужила, видимо, причиной того, что попытки его определения довольно редки. Одна из них была предпринята Ж.-П. Дерри- енником, согласно которому «два актора находятся в состоянии сотрудничества, когда каждый из них может быть удовлетворен только в том случае, если удовлетворен и другой, т.е. когда каждый из них может добиться достижения своей цели только тогда, когда этого может добиться и другой... Результатом чисто кооперативного отношения может быть ситуация, в которой либо оба актора удовлетворены, либо не удовлетворен ни один из них» (Оетептс. 1977. Р. 110).
Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий (например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон).
Как уже было показано, развитие сотрудничества между государствами и другими акторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в расширении многостороннего сотрудничества и способствовали его распространению на другие сферы жизни. Сегодня сотрудничество охватывает не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничных урегулирований или военно- политических союзов, но и задачи поиска адекватных ответов на экологические вызовы, освоения космоса, совместного использования ресурсов общего пользования, развития коммуникационных сетей, контроля вооружений и т.д.
Отмечая значительные успехи, достигнутые за последнее десятилетие в теоретическом исследовании международного сотрудничества, специалисты особо выделяют два важнейших достижения теории.
Во-первых, несмотря на то что дискуссии продолжаются и сегодня, в научном сообществе достигнуто согласие относительно понятия «межгосударственное сотрудничество». Вслед за Р. Кохэном многие ученые сегодня понимают сотрудничество как ситуацию, «когда одни акторы регулируют свое поведение в соответствии с фактическими или ожидаемыми предпочтениями других, через процесс [взаимной] координации политик» (цит. по: МИпег. 1992. Р 467). Другими словами, Межгосударственное сотрудничество предполагает наличие трех элементов: общих целей государств-партцеров, ожидание ими выгод от ситуации и взаимный характер этих выгод. «Каждый актор не обязательно помогает другому, но делая это, он ожидает улучшения своейсобственной ситуации, что ведет к взаимной координации государственных политик» (там же).
Такое понимание важно, ибо позволяет не просто найти границы между сотрудничеством и соперничеством (или конфликтом), границы, в рамках которых ведется деятельность с целью уменьшения выгоды других или же деятельность, направленная на недопущение осуществления их интересов. Помимо этого, подобное понимание «межгосударственного сотрудничества» дает возможность отличать сотрудничество от не-сотрудничества, т.е. от одностороннего поведения, в котором акторы не учитывают последствия своих действий для других, а также от бездействия, т.е. от поведения акторов, которое не предотвращает отрицательные последствия для политик других сторон (там же. Р. 468)".
Наличие консенсуса относительно содержания понятия «межгосударственное сотрудничество» дает возможность создания первичной классификации кооперативных ситуаций. С этой точки зрения могут быть выделены следующие типы межгосударственного сотрудничества: переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству, и показатель его существования, например: Токийский раунд ГАТТ, отмена тарифных барьеров); сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политик (формальные договоры и соглашения о деятельности); неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов); навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную; создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии.
Во-вторых, еще одним важным достижением последних исследований в области межгосударственного сотрудничества стала разработка гипотез относительно условий, при которых сотрудничество между государствами становится наиболее вероятным. Эти гипотезы не составили комплексной теории межгосударственного сотрудничества. Они предложили серию переменных, каждая из которых делает сотрудничество более вероятным. Анализ и эмпирическая проверка этих гипотез способны продвинуть вперед дело создания комплексной теории, а значит, и развитие теории международных отношений в целом. X. Милнер выделяет и анализирует шесть таких гипотез. Во-первых, это «гипотеза взаимности», основным содержанием которой является ожидание государствами выгод от сотрудничества и опасение потерь и даже наказаний в случае уклонения от него. Во-вторых, это «гипотеза о количестве акторов», с точки зрения которой перспективы сотрудничества возрастают с уменьшением числа взаимодействующих государств. В-третьих, это «гипотеза итерации», исходя из которой возможности вступления государств на путь сотрудничества связаны с длительностью их взаимодействия. В-четвертых, это «гипотеза о международных режимах», т.е. о нормах, принципах и процедурах принятия решений, совокупность которых представляет собой центры межгосударственного сотрудничества. В-пятых, это «гипотеза эпистемических сообществ», описывающая ту роль, которую играют в развитии межгосударственного сотрудничества профессиональные эксперты, разделяющие общее понимание проблемы и вырабатывающие общие пути ее решения. Наконец, в-шестых, это «гипотеза асимметрии силы», которая имеет сходство с так называемой гегемонической теорией стабильности и с позиций которой сотрудничество является более вероятным, если в наличии имеется сильное и заинтересованное государство- гегемон.
Основной недостаток указанных гипотез X. Милнер усматривает в том, что они не уделяют внимания внутренним источникам межгосударственного сотрудничества. В этом смысле позиция X. Милнер близка к позициям некоторых представителей социологического подхода. Однако прежде, чем подробно анализировать вклад социологического подхода, стоит кратко рассмотреть особенности исследования межгосударственного сотрудничества в рамках существующих в между на- родно-политической науке теоретических направлений и парадигм.

Якубовская Наталия Алексеевна

канд. юрид. наук, доцент, Национальный университет «Одесская юридическая академия», г. Одесса

Чайковский Юрий Владимирович

канд. юрид. наук, Национальный университет «Одесская юридическая академия», г. Одесса

XXI век поставил перед человечеством серьезные задачи в сфере дальнейшего экономического и социального прогресса, такие, как необходимость искоренения крайней нищеты, прекращения истощения и загрязнения окружающей природной среды, пресечения расовой дискриминации, сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии различных стран и регионов и т. д. Разрешение этих проблем имеет существенное значение для повышения уровня благосостояния нынешнего и будущего поколений людей, а международное сотрудничество в целях развития может обеспечить для этого актуальную юридическую основу.

С колониальных времен до эпохи постколониализма понятие «развитие» оставалось спорным интеллектуальным конструктом с незначительным конкретным применением. Лишь с принятием в 1986 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о праве на развитие, оно заняло основное место в социальной и экономической политике государств, а также стало центром внимания многих международных организаций . Именно поэтому Декларация о праве на развитие делает акцент на международное сотрудничество, чем признает воздействие, которое оказывает политика и практика развитых стран на развивающиеся страны, и одновременно указывает на то, что обязательства международного сотрудничества являются взаимными .

В настоящее время, когда благосостояние огромного числа людей по всему миру зависит от решений международных финансовых организаций, таких, как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация, их политике в области развития на национальных и международном уровнях должно уделяться большое внимание. Роль международных финансовых организаций в реализации права на развитие особенно нуждается в пересмотре во время финансово-экономического кризиса, когда возможность этих учреждений непосредственно воздействовать на развитие мировой экономики может существенно повлиять на уровень экономического и социального развития большинства стран мира.

В данной статье анализируется эффективность деятельности Всемирного банка, как одной из самых влиятельных международных финансовых организаций, занимающихся координацией и стимулированием усилий развитых стран по оказанию помощи развивающимся странам. Можно констатировать тот факт, что Группа Всемирного банка является наиболее важным международным финансовым учреждением, принимающим участие в усилиях по развитию и борьбе с бедностью.

Существование такой организации, как Всемирный банк, воспринимается как должное. Однако так было не всегда. После Второй мировой войны, когда британское и американское правительства строили планы по развитию послевоенной экономики, о создании Всемирного банка речь практически не шла. Все внимание было сосредоточено на Международном валютном фонде. Когда участники Бреттон-Вудской конференции все же обратились к идее создания Банка, они были настроены крайне консервативно. Кредитный потенциал Банка сводился к тому, что он мог финансироваться только за счет облигаций, выпущенных на рынок частного капитала. У создателей Бреттон-Вудских учреждений не было представления о реальных потребностях менее развитых стран, а также роли, которую Банк должен играть в их удовлетворении. Банк был задуман как учреждение для восстановления (реконструкции). Слово «развитие» даже не присутствовало в первом проекте Гарри Уайта, представленном в министерстве финансов США .

Потребовалось время на исправление недостатков деятельности Всемирного банка. Первоначально роль Банка в качестве агента реконструкции заменил План Маршалла. В 1950-х годах, когда Банк наконец сосредоточился на менее развитых странах, незначительность его роли объяснялась зависимостью от рынка частного капитала. Банк финансировал только проекты, обещающие прибыль, достаточную для погашения первоначальных инвестиций, покрывающие расходы только в иностранной валюте и сосредоточенные на традиционных «общественно-полезных» инвестициях в электроэнергетику и транспорт. Займы Банк предоставлял только на коммерческих условиях - с рыночными процентными ставками и графиком погашения от десяти до двадцати лет .

Постепенно, по мере восстановления Европы после Второй мировой войны и появления в США дефицита платежного баланса, Банк диверсифицировал свои операции по займам. К концу 1960-х годов увеличение средств Банка в гораздо большей мере обеспечивалось европейскими государствами, а не США.

Более того, роль Банка в стимулировании притока частного капитала была расширена за счет создания двух подразделений - Международной финансовой корпорации, которая способствует вложению государственных средств в акционерный капитал частных предприятий в менее развитых странах, и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, являющегося арбитражем для разрешения споров между иностранными инвесторами и правительствами.

Успехи в деле мобилизации и поощрения притока частного капитала для развития можно в первую очередь приписать Юджину Блэку (Президент Банка с 1949 по 1962 год) и Джорджу Вудсу (Президент Банка с 1963 по 1968 год). Во время их президентства эволюционирование Банка не ограничилось «экономически обоснованными» инвестициями. Серьезным достижением стало создание Международной ассоциации развития (МАР), как подразделения для предоставления «мягких кредитов» - долгосрочных кредитов по номинальным процентным ставкам. Именно с созданием МАР в 1960 году государства-члены Всемирного банка, наконец, признали неадекватность первоначальной концепции, принятой в Бреттон-Вудсе, которая сделала Банк почти полностью зависимым от рынка частного капитала

В середине и конце 1960-х годов Банк и МАР предоставляли займы под конкретные проекты, покрывали издержки, связанные с валютными курсами, и продвинулись в новые области, такие как сельское хозяйство и образование. Позже Банк расширил свою деятельность, чтобы охватить проекты в области здравоохранения и планирования семьи. Для реализации проектов в этих областях, Банк начал работать в тесном сотрудничестве с такими учреждениями ООН, как ЮНЕСКО, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирная организация здравоохранения, Программа развития ООН и Фонд ООН в области народонаселения. Этим и другими способами Банк исправил свою первоначальную изолированность от системы ООН .

Во время президентства Роберта Макнамары в 1970-х годах характер деятельности Банка изменился еще больше. Его внимание вышло за рамки просто экономического развития и включило в себя сокращение бедности, доступ бедных слоев населения к образованию, медицинскому обслуживанию и услугам по планированию семьи. Позднее, под председательством Джеймса Вулфенсона, Банк значительно увеличил свою помощь в таких областях, как управление водными ресурсами, эффективное использование энергии и борьба с ВИЧ-СПИД. Банк стал координатором Глобальной программы защиты окружающей среды (Global Environment Facility, GEF) в сотрудничестве с Программой развития ООН и Программой ООН по окружающей среде .

Под руководством Джеймса Вулфенсона в 1999 году Банком были приняты «Рамки всеобъемлющего развития» (Тhе Comprehensive Development Framework), призвавшие государства не только к эффективной макроэкономической политике, но и созданию более действенных государственных институтов, борьбе с коррупцией и в целом продвижению верховенства права .

С Робертом Зелликом, занявшим пост Президента Всемирного банка в середине 2007 года, Группа Всемирного банка продолжила способствовать преодолению бедности, ускорению экономического роста с одновременной защитой окружающей среды, а также созданию новых возможностей для людей .

Вклад Банка в дело развития измеряется не только его финансовыми операциями. Он послужил вдохновителем и моделью для создания и укрепления региональных банков развития в странах Латинской Америки, Африки, Азии и Европы. Его консорциум и консультативные группы объединили страны-доноры и координируют их помощь по поддержке международного плана развития. Такая многосторонняя координация двусторонних программ помощи в настоящее время является важным элементом международного сотрудничества в целях развития и значительным дополнением к деятельности Комитета по содействию развитию ОЭСР.

В работе Банка имеются недостатки. Так, например, обширная повестка дня приводит к потере фокуса и размыванию целей организации. Кроме того, Банк, как и МВФ, столкнулся с проблемой повышения своего авторитета как международной организации и пытается предоставить большее право голоса развивающимся странам и сделать процесс выбора Президента Банка более открытым. Без сомнения, и объем помощи, оказываемой развивающимся странам, по-прежнему невелик, а их экономические показатели являются неоднозначными. То, что раньше называли «третьим миром», сегодня являет собой страны с совершенно разным уровнем и потенциалом развития. Китай, Индия, Корея, Тайвань, Сингапур и другие азиатские страны отличаются феноменальным экономическим ростом и представляют собой наиболее динамично развивающуюся часть мировой экономики. Экономики Мексики, Чили и Бразилии так же стали более устойчивыми. Даже некоторые страны Африки достигли достаточно устойчивых темпов экономического роста. Одновременно экономики многих стран к югу от Сахары столкнулись с многолетней стагнацией или даже экономическим спадом.

Все это говорит о том, что никакая помощь со стороны международных финансовых институтов не может решить проблему развития без индивидуального подхода к странам-реципиентам, как это делает Всемирный банк. Способность Всемирного банка мобилизовать большее количество капитала, его авторитет и опыт оказывают большее влияние на политику в области развития, как развитых стран, так и развивающихся стран, даже в условиях финансово-экономического кризиса, дополняемого так называемой «усталостью помогать» («aid fatigue»), когда суммы официальной помощи развитых стран на развитие постоянно сокращаются.

Таким образом, авторы отмечают, ссылаясь на замечание Пола Хоффмана, высказанное в отношении Плана Маршалла, что как «только европейцы могут спасти Европу» , так прогресс развивающихся стран в первую очередь зависит от их собственных усилий. Лишь их желание следовать стратегии повышения уровня благосостояния, устанавливать реалистичные обменные курсы и процентные ставки, предоставлять стимулы для отечественных и иностранных инвесторов, планировать семьи и охранять окружающую среду, избирать менее коррумпированное и более ответственное правительство может обеспечить им лучшее будущее.

Следовательно, во время начала второй волны мирового экономического кризиса, международные усилия в области развития должны, прежде всего, сосредоточиться на создании условий, которые будут стимулировать национальные стремления в области развития. Для того, чтобы восстановить докризисную тенденцию развития и добиться прогресса на пути к достижению устойчивого развития во всем мире, международное сотрудничество в области развития должно осуществляться таким образом, чтобы не подрывать национальную экономическую политику, не наносить ей ущерб, а дополнять и поддерживать.

Список литературы :

1. Декларация Организации Объединенных Наций о праве на развитие (4 декабря 1986 года), A/RES/41/ 128. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ right_to_development.shtml

2. Jean-Pierre Chauffour, The Power of Freedom, Uniting Human Rights and Development, CATO Publishing, Washington DC, 2009, 197 pp.

3. Richard N. Gardner, The Bretton Woods-GATT System After Sixty-Five Years: A Balance Sheet of Success and Failure, 47 Colum. J. Transnat"l L. 31 (2008), рр. 32‑71.

4. A Challenge of Economic Statecraft, Robert B. Zoellick, President of The World Bank Group Center for Global Development, Washington D.C. (Apr. 2, 2008). - Режим доступа: http://web.worldbank.org

5. Oral History Interview with Paul G. Hoffman, Administrator, Economic Cooperation Administration, 1948-1950, in N.Y., N.Y. (Oct. 25, 1964). - Режим доступа: http://www.trumanlibrary.org/oralhist/hoffmanp.htm


Top