Типы сказуемых в безличных предложениях. Типы односоставных предложений: неопределенно-личные, безличные

  • 2. Простое предложение. Понятие предикативности. Категории, оформляющие предикативность (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо)
  • 5. Характеристика сказуемого. Основания типологии сказуемого. Простое глагольное сказуемое
  • 6. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Вопрос о включении инфинитива в объем сказуемого.
  • 7. Сущность связи подлежащего и сказуемого. Способо оформления предикативной связи.
  • 8. Именные односоставные предложения. Конструкции, омонимичные номинативному предложению.
  • 9. Определенно-личные и неопределенно-личные односоставные предложения. Вопрос о выделении обобщенно-личных предложений.
  • 10. Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений.
  • 11. Понятие приложения. Вопрос о типе связи приложения с определяемым словом. Разновидности приложений по значению.
  • 13. Понятие о детерминанте. Детерминантная связь. Разновидности детерминантов по значению.
  • 14.Понятие об эллипсисе. Эллиптические конструкции как самостоятельный тип предложений. Типология эллептических предложений.
  • 15.Структурно неполные предложения. Вопрос о структурно необходимых членах предложения. Неполнота предложения как проявление его контекстной зависимости.
  • 17. Обособленные определения, обстоятельства и приложения. Общие и частные условия обособления.
  • Обособленные обстоятельства
  • 18 Выделение пояснительных членов как особого вида осложнения простого предложения. Средство выражения пояснительной связи. Функционально- семантические типы пояснительных конструкций.
  • 19. Функции компонентов, не являющихся членами простого предложения. Вводные компоненты их функции в предложении. Разряды вводных предложений по значению.
  • 20.Обращения, присоединительные и парцеллированные члены предложения, вставные конструкции.
  • 20. Обращения, присоединительные и парцеллированные члены предложения, вставные конструкции.
  • 22. Виды синтаксических отношений в словосочетании. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вопрос об именном примыкании.
  • 24. Спп. Структурно-семантическая классификация спп. Понятие об спп нерасчлененной и расчлененной структуры.
  • 25. Ссп. Принципы классификации ссп. Синтаксические отношения между частями ссп.
  • 26. Бсп. Место бсп в классификации сложных предложений. Синонимия бсп и союзных предложений. Структурная и семантическая характеристика бсп.
  • 27. Сложные многочленные предложения. Виды подчинения.
  • 28. Понятие о диалогическом единстве. Синтаксические способы передачи чужой речи.
  • 29. Понятие об ссц как об особой синтаксической модели. Средства связи предложений в тексте.
  • 30. Принципы русской пунктуации.
  • 10. Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений.

    Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля (или признак, независимый от его носителя). Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно. Семантической основой безличных предложений является отсутствие именно активного деятеля (или носителя признака), так как указание на деятеля (или носителя признака) в предложении все-таки может быть, однако в такой форме, которая не допускает грамматического подлежащего. Ср. Примеры: Я пою легко и Мне поется легко. В безличном предложении Мне поется легко есть указание на действующее лицо (мне), однако форма глагола-сказуемого не допускает именительного падежа, его нельзя установить и по связи с другими словами, и действие представляется как протекающее независимо от деятеля.

    Грамматические типы безличных предложений довольно разнообразны. Наиболее четки по своему строению и выражаемому значению глагольные безличные предложения.

    1. Безличный глагол (без суффикса - ся и с суффиксом -ся): светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. Эти глаголы имеют грамматическую форму третьего лица единственного числа, а в прошедшем времени - форму среднего рода единственного числа: светает - светало, знобит - знобило. Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

    2. Личный глагол в безличном значении. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме третьего лица единственного числа или в форме среднего рода. (в форточку дует (ветер))

    3. Безлично-возвратный дереват личного глагола (хочется сока, не спится)

    4. Предикативные наречия. Это «наречия со значением состояния», этимологически связанные с краткими прилагательными и некоторыми именами существительными, семантической особенностью которых является выражение различных состояний. (жарко, светло, приятно)

    5. Предложно-падежные обороты. (мне не до тебя)

    7. Слово «нет» (нет времени). Глагол быть (не было, не будет).

    8. Краткое страдательное причастие (занято, запрещено).

    Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными . В инфинитивных предложениях не может быть безличного глагола или безлично-предикативного слова, так как при их наличии инфинитив занимает зависимую позицию, являясь примыкающей частью главного члена безличного предложения. Главный член выражен независимым инфинитивом (Не открывать люк)

    Семантической спецификой инфинитивных предложений является обозначение ими потенциального действия, т. е. действия, которому суждено осуществиться, которое желательно или нежелательно, возможно или невозможно, необходимо, целесообразно или нецелесообразно и т. д.

    Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствование, необходимость, возможность и невозможность, неизбежность действия и др.: Лицом к лицу лица не увидать. Не менее распространено значение побуждения к действию, повеление, приказание: Тростей, зонтов и чемоданов не ставить!

    Побуждение может быть адресовано и самому субъекту речи. Инфинитивные предложения с вопросительной частицей ли передают нерешительное предположение, сомнение: А что, не убраться ли мне? (А. Остр.).

    Инфинитивные предложения с частицей бы приобретают значение желательности: Вам бы здесь до осени пожить. Частица бы нередко сочетается в инфинитивных предложениях с частицами только, лишь, хоть, если и др. В таких предложениях значение желательности передается более смягченно: Только бы уснуть (Фет)

    Инфинитивные предложения синонимичны безличным предложениям с модальными безлично предикативными словами нужно, нельзя, необходимо, должно и др. В стилистическом плане они отличаются от них большей экспрессией, лаконичностью, напряженностью. Поэтому они свойственны разговорной речи и часто употребляются в художественной литературе, особенно в речи персонажей:...Быть грозе великой! (П.). Среди инфинитивных предложений выделяются предложения с главным членом, выраженным инфинитивом видать, слыхать (разг.), которые выступают в той же функции, что и безлично-предикативные слова со значением восприятия слышно, видно. Такие предложения обычно распространяются дополнением со значением объекта и свойственны разговорной речи. Ср.: Ничего не слышно. -Ничего не слыхать

    10.Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений .

    БП – это один из типов глагольных односоставных предложений.

    СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНОГО ЧЛЕНА:

    Безличные глаголы. Вечереет; Светает.

    Личные в безличном употреблении (прош. время. средн.род, наст-буд. время 3 лицо ед.число, сослагат. наклонение – формы, совпадающие с личными, но значение лексически полностью нейтрализуется). Лодку унесло течением; В ушах звенит.

    Отрицательное глагольное слово «нет». Нет времени.

    Краткие страд. причастия. Вас не велено пускать; Занято; Закрыто.

    ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – разновидность односоставных предложений, в которых главный член выражен независимым инфинитивом.

    2 основных значения: 1) необходимости / долженствования, 2) выражают значение существования / несущ-я реалий.

    Они сходны с БП в том, что указание на субъекта не входит в грамм-кую основу. Субъект может выражаться формой Д.п. : (Тебе дежурить), может восстанавливаться из ситуации (Встать!), может иметь обобщенное значение (Как варить грибной суп (рецепт)).

    В ИП действие представлено как потенциальное. Оно не выражено как процесс, а лишь названо. ИП выражают разнообразные модельные и экспрессивные значения:

    1)неизбежность (Быть беде)

    2)желательность (Поспать бы хоть часок)

    3)возможность/невозможность (Здесь не проехать)

    4)побуждение, распоряжение, приказ (Молчать! Пропустить его) и др.

    В ИП можно выделить остатки спрягаемых глагольных форм:

    1)частица «бы» (Ей бы рабочей быть)

    2)формы глагола «быть»

    3)иногда – глаголы типа: Смотреть СТАЛО на что.

    Иногда эти предложения рассматриваются как промежуточный тип – БЕЗЛИЧНО-ИНФИНИТИВНЫЕ. Их структура: инфинитив + местоимение + связка в безличной форме (в наст. времени - нулевая).

    БИП имеют3 основных формы:

    2)утвердительная (Есть за чем ехать)

    Связь с этими компонентами (отрицательные / вопросительные местоимения, отриц-е частицы НЕ/НИ) характерна только для инфинитивных предложений, перевести глаголы в личную форму нельзя.

    "

    Светает. Молчать! Вам нездоровится? Скоро стемнеет. Пусть скорей потеплеет. Замело дороги. Рассвело бы поскорее. У меня нет тетради.

    В безличных предложениях действующее лицо отсутствует. Главным является само действие. Поэтому можно сказать, что в безличных предложениях передается действие или состояние субъекта.

    Также особенностью таких предложений является невозможность подставить подлежащее.

    Меня знобит. Придётся повторить упражнение. Не хочется выходить на улицу. Залило водой весь огород. Мне повезло.

    В безличном предложении сказуемое может быть выражено разными формами:

    • Безличными глаголами.

    Вечерело. Рассветает. За окном смеркается.

    • Личными глаголами в безличной форме.

    Ветром принесло листья. Сравните: Ветер принёс листья – двусоставное.

    Дождём потушило костёр. Сравните: Дождь потушил костёр – двусоставное.

    Молока больше не было. Молока больше нет. Не было сил идти вперёд. Нет ни единой звёздочки на небе.

    • Глаголом в неопределённой форме.

    Сюда смотреть. Выйти немедленно. Обязательно прочитать.

    • Сказуемое в безличном предложении также может быть составным глагольным.

    Следует заменить эту книгу. Мне посчастливилось встретиться с ним. Можно открыть окно. Начало штормить.

    • А также, составным именным.

    Было жарко. На столе всё разложено по порядку.

    Безличные предложения видео

    Конспект урока в 8 классе

    Примечание:

    Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

    Безличные предложения.

    • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
    • изучение основных особенностей безличных предложений;
    • развитие умений находить безличные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных предложений, употреблять в речи, заменять синонимичными конструкциями;
    • отработка навыков синтаксического разбора.

    1. Безличными именуются предложения , сказуемое которых не допускает при для себя под-лежащего, не смешивается с именительным падежом; они обозначают действия и состояния, протекающие сами по для себя, в отсутствие их производителя. Ср.: Небо темнеет. Темнеет уж в равнине. 1-ое предложение личное: в нём говорится о небе (что оно темне-ет). 2-ое предложение безличное: в нём говорится о дейст-вии, однако не указывается, кто его производит.

    Безличные предложения могут обозначать:

    1. Бытие, существование: Так было , однако так больше не будет . Я наде-ялся, однако вышло по другому.

    2. Явления природы и стихийные явления: Светает! Ах, как скоро ночь минула! А на дворе издавна уж побелело. Зажгло грозою дерево. На лесопильном дворе пылает!

    3. Явления, приписываемые судьбе, року: Не везёт ! Угораздило меня придти не впору.

    4. Чувственные восприятия, чувства: Пахло смолой. С моря несло сырым и солёным воздухом. По сонной реке тихо сверкнуло маленькой рябью.

    5. Состояния организма, нередко болезненные: Глаза слипаются, голову клонит вниз. Мой друг, мне уши заложило . В это самое время его лихорадило и разламывало .

    6. Психологические переживания: Взгрустнулось как-то мне.

    2. Глаголы-сказуемые в безличном предложении имеют форму 3-го лица единст-венного числа либо форму среднего рода единственного числа — в обоих случаях в отсутствие указания производителя дейст-вия: Мне не спится что-то. Утром меня лихорадило .

    3. Сказуемое безличных предложений в большинстве случаев выражается последующими глаголами:

    1) Личными глаголами в безличном употреблении (это глаголы, которые теряют формы конфигурации и застывают в форме 3-го лица единственного числа либо в форме прошедшего времени): Сеном пахнет ; Волной разбило лодку (ср. Сено пахнет ; Волна разбила лодку — те же глаголы употреблены в личной форме).

    2) Личными глаголами в безличном употреблении, которые заполучили но-вое лексическое значение и перевоплотился в безличные глаголы: Вам везёт (о счастье, удаче). Работы хватает (довольно). Их личные формы везёт (Лошадка везёт ), хватает (Рыба хватает приманку) имеют совершенно дру-гое значение.

    3) Фактически безличными глаголами, у каких нет омонимов посреди личных глаголов: Смеркается. Светает.

    4) Безличное сказуемое нередко выражается особенной безличной формой глаголов, образуемой от формы 3-го лица либо формы среднего рода добавлением суффикса -ся (-сь): не дремлет — не дремлется ; не веровало — не веровалось . Сказуемое это обозначает разные состояния людей, не зависящие от их воли: Два часа ночи… Не спится .

    5) В качестве безличного может употребляться и глагол бы-ло — будет (в значении «имелось» — «имеется»): Работы было недели на две. Истинное время при утверждении обозначается паузой на месте опущенного глагола: Работы — недели на две, а при от-рицании — безличной формой нет: Не было времени.— Нет времени.

    4. Другие методы выражения сказуемого в безличных предложениях (эти сказуемые — состав-ные):

    1) Составное глагольное сказуемое: Приметно ста-ло светлеть . Начинало смеркаться . Мне хотелось спать .

    2) Составное сказуемое, в состав которого входят наречия категории состояния (есть возможность, обязано, нужно, нужно, необходимо, нельзя, постыдно, боязно, противно, жалко, пора, обидно, забавно, радостно, тепло, больно, сухо, сыровато, холодно, комфортно и др.), связка и ча-сто неопределённая форма глагола , к примеру: Было уже тем-но . Вам холодно чуть-чуть. Мне было жалко ста-рика. Нужно перестраивать всю жизнь. Нам пора ехать . Забавно было слышать побрякиванье российского колокольчика. Жалко было мне рас-ставаться со стариком. Страшно было оставаться в потём-ках. О путешествии нельзя было и мыслить .

    3) Составное именное сказуемое, в состав которого заходит форма среднего рода лаконичного страдательного причастия (на -но и то ) : Про обиду было позабыто . Уж послано почтой.

    4) Составное сказуемое в вопросительных безличных пред-ложениях, в состав которого входят неопределённая форма гла-гола и вопросительные местоимения либо местоименные наречия : Как проехать в Сокольники? Кому поручить эту ра-боту? Что сейчас делать ? Куда деваться от заморочек?

    5) Составное сказуемое, в состав которого входят неопреде-лённая форма и неразложимые словосочетания , состоящие из глагола было — будет — есть (в значении «имеется» — «име-лось») и местоимения либо местоименного наречия при нём (было с кем, будет где, есть когда и т. п.): Вам будет на что поглядеть и подивиться . Мне было где перено-чевать . Есть когда мне чаи распивать! и т. п. При отрицании в этих сочетаниях возникают отрицатель-ные местоимения либо отрицательные местоименные наречия (с частичкой не ): Мне не к кому было обратиться за советом. Вам нечем будет заняться. При выражении реального време-ни глагол есть при отрицательном местоимении либо наречии отсутствует: Мне не на кого сетовать — сам повинет. Неза-чем закрываться!

    5. Инфинитивные предложения — это безличные предложения, сказуемые которых могут быть выражены одной неопределённой фор-мой, в отсутствие всяких второстепенных слов. Безличные предложения с подобным ска-зуемым обычно употребляются в разговорной речи. Выражение их сопро-вождается особенной выразительной интонацией. Примечание. Некие языковеды выделяют инфинитивные предложения в отдельный класс односоставных предложений.

    Сказуемое в инфинитивных предложениях, выраженное неоп-ределённой формой, обозначает:

    1) неизбежность действия: Быть грозе ве-ликой;

    2) необходимость действия: Не упрямься, душенька! Теперь-то себя и показать !;

    3) сильное желание: Ещё одну минутку ви-деть её, попрощаться с нею, пожать ей руку;

    4) невозможность действия (выраженного неопределённой формой глагола с отрицанием не ): Не на-гнать для тебя обезумевшой тройки! Никогда для тебя этого не сделать!

    5) возмуще-ние, негодование: Шутить , и век шутить !;

    6) ка-тегорический приказ: Молчать ! Встать !

    В соединении с частичкой бы неопределенная форма передает все цвета сослагательного наклонения, как-то:

    1) возможность действия: Быть бы дождю, кабы не ветер;

    2) желательность действия: Эх, и мне бы туда поехать .

    6. Упражнения на тему «Безличные предложения».

    Упражнение 1 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите без-личные предложения, обусловьте их сказуемое и укажите, чем оно выра-жено.

    1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу…анию комара есть возможность было смотреть за его полётом.

    2) Забавно было слышать посреди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк…ванье российского колокольчика.

    3) Душно стало в сакл…, и я вышел на воздух освежи…ся.

    4) Он [Печо-рин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста…ся у меня в крепост… .

    5) Он как тополь меж ними — только н… расти, н… цвести ему в нашем саду.

    6) А лошадка его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошадки н…чего придумать н…может быть. Недаром ему завид…вали все наездники и н… раз пробовали её украсть, только н… уд…валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] кинуть у опушки и скры…ся в лесу пешком, да жалко с ним расстава…ся.

    8) Когда отец воз-вратился, то н… дочери, н… отпрыска не было.

    9) Воздух становился так редок, что было больно дышать.

    10) Нам было надо спуска…ся ещё вёрст 5 по облед…невшим горам и топкому снегу. (М. Ю. Лермонтов.)

    Упражнение 2. По образчикам поменяйте личные предложения безличными.

    Эталон. Я желаю учить историю Москвы. Мне охото учить ис-торию Москвы.

    1) Я не желал отставать от других.

    2) Он не посиживает обители.

    3) Бабушка не дремлет.

    4) Я не веровал в фуррор поездки.

    Эталон. Снег занёс все дороги. Снегом внесло все дороги.

    1) Дождь освежил зелень.

    2) Ветер сломал сук на дереве.

    3) Град попортил ростки.

    4) Узкий ледок подёрнул лужи.

    5) Огнь в ту же минутку окутал всю крышу.

    6) Всё небо за-тянули сероватые облака.

    7) Ураган снёс огромное количество хижин.

    Эталон. У меня есть лыжи. У меня нет лыж.

    1) У меня есть коньки.

    2) Тут были белоснежные грибы.

    3) У ме-ня была лошадка.

    4) У меня было свободное время.

    5) У него было рвение отрисовывать.

    Источник материала Интернет-сайт

  • § 32 «Безличные предложения» в пособии А.М. Земского и др. «Русский язык в 2-ух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое назывное предложение?
  • Что такое определённо-личное предложение?
  • Что такое обобщённо-личные предложения?
  • Что такое двусоставное предложение?
  • Что такое односоставные предложения?
  • Что такое неполное предложение?
  • Как отличать односоставные предложения от неполных двусоставных предложений?
  • Что такое генитивные предложения?
    • Чем выражаются сказуемые в безличных предложениях?

      1. Безличными именуются предложения, сказуемое которых не допускает при для себя под-лежащего, не смешивается с именительным падежом; они обозначают действия и состояния, протекающие сами по для себя, в отсутствие их производителя. Ср.: Небо темнеет. Темнеет уж в равнине. 1-ое предложение личное: в нём говорится о небе (что оно темне-ет). 2-ое предложение безличное: в нём говорится...

    в 8 классе

    Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о безличных предложениях.

    Задачи :

    1.Познакомить с понятием односоставное безличное предложение.

    2. Научить выделять безличные предложения из других типов односоставных предложений, определять способы выражения сказуемого в безличном предложении, значение безличных предложений.

    4. Развивать память, речь, мышление учащихся.

    5. Воспитывать интерес к предмету, активное отношение к процессу познания, внимательное отношение к языку, к речи.

    Тип урока : урок объяснения нового материала.

    Оборудование : учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска или раздаточный дидактический материал.

    ХОД УРОКА

    I . Организационный момент (вступительное слово учителя).

    Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Это предложение мы употребляем очень часто. А в чем особенность этого предложения? (это предложение односоставное, в нем нет подлежащего)

    Сегодня на уроке мы будем говорить об односоставных предложениях.

    И начнем мы с небольшой разминки.

    Продолжите высказывание:

    1.Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи, это……(сказуемое ) .

    2.Если в предложении два главных члена, то это предложение …. (двусоставное ).

    3.Подлежащее можно легко восстановить в предложениях ….(определенно-личных ).

    4.В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму…. (3 л. мн.ч. ).

    II .Актуализация знаний.

    Прочитайте предложения и укажите односоставные предложения: (запись на доске)

    а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

    б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (обобщенно-личное, повествование с обобщенным смыслом; сказуемое выражено глаголом 2-го лица, ед.ч.)

    в) Искрится и переливается снег в лунном свете.

    г) Смотри же, Вася, духом домчи: барина везешь (определенно-личное, сказуемое выражено глаголом 2-л., ед.ч. )

    д) С тех пор Хорем его и прозвали (неопределенно-личное, сказуемое выражено глаголом 3-го л., мн.ч., пр. вр.)

    е) Ермолай бросил несколько еловых веток в огонь.

    г) За окном завьюжило. (безличное, сказуемое выражено безличным глаголом). Учащиеся затрудняются определить тип предложения.

    Расскажите о тех односоставных предложениях, которые вы уже знаете, по схеме: (схема написана на доске)

    Объяснить название (определение)

    Форма сказуемого

    Употребление в речи

    Обратите внимание на последнее предложение. Можно ли ответить на вопрос кто производит действие или испытывает состояние в форме И.п.? (нет ).

    III . Изучение нового материала

    Такие предложения называются безличными. Сегодня мы будем говорить о безличных предложениях. Давайте сформулируем задачи нашего урока. (Задачи формулируются учащимися самостоятельно, под руководством учителя)

    Мы должны узнать:

    - определение безличного предложения;

    -способы выражения сказуемого в безличном предложении;

    -значения безличных предложений;

    -роль безличных предложений в тексте.

    Безличные предложения – самая разнообразная и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Посмотрите на раздаточный материал. Перед вами предложения. Прочитайте их.

    1.Думается в основном о конце света. 2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. 3. На душе было легко и радостно. 4.О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. 5. Нет сна, есть видимость его. 6.В номере было накурено.7. Солнце село и мне уже надо идти домой.

    Сделаем выводы.

    В чем особенности безличных предложений? (В них нет и не может быть подлежащего)

    Вместе с учителем учащиеся приходят к выводу, что в предложениях сообщается о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим, т.е подлежащего нет и не может быть.

    А теперь вам предстоит выяснить, чем выражается сказуемое в этих предложениях. Давайте обратимся к материалам учебника. Вам поможет учебник-теория В.В. Бабайцевой параграф 183, стр.189-190.

    Самостоятельная работа с раздаточным материалом с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении».

    В данных предложениях обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах и материалом учебника.

    1. Безличный глагол (с –ся и без –ся)

    Думается в основном о конце света.

    2 Личный глагол в безличном значении.

    Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

    3. Слово категории состояния на -о

    На душе было легко и радостно.

    4.Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

    О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

    5.Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.
    Нет сна, есть видимость его.

    6.Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

    В номере было накурено.

    7. Инфинитив (модальное слово в сочетании с инфинитивом)

    Солнце село и мне уже надо идти домой.

    Сделаем выводы.

    В чем особенности безличных предложений? (В них нет и не может быть подлежащего).

    - Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении? (Безличным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении., с инфинитивом(модальное слово в сочетании с инфинитивом).

    Проверим, можете ли вы отличить безличные предложения от других односоставных предложений. Выполним тест.

    1. Укажите вид односоставного предложения: «Тихо кругом».

    а) безличное

    б) определенно-личное

    в) назывное

    г)неопределенно-личное

    2. Найдите безличное предложение.

    а) Нет зимы без снега.

    б) Иней покрыл все деревья.

    в) Зимой тулуп всякому люб.

    г) Зимняя ночь самая долгая.

    3. Найдите безличное предложение.

    а) Вижу высоко над головой сосны, облака.

    б)Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

    в) Какое великолепие и спокойствие

    г)Зимой не услышишь пения птиц.

    4. Найдите безличное предложение.

    а) Елку уже нарядили.

    б) Вижу заснеженную поляну.

    в) Веет ветерком.

    г) Любишь кататься, люби и саночки возить.

    5. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.

    а) Разозлилась зима: вздумала она всех заморозить.

    б) Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна.

    в) Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

    г )Утро ясное, морозное, и дома не сидится.

    И тест и проверка могут быть проведены разными способами.

    Молодцы, продолжим работу и вспомним о задачах, которые мы сформулировали в начале урока. (Необходимо еще узнать значения безличных предложений; роль безличных предложений в тексте .)

    Можем ли мы предположить, в каких текстах чаще всего используются безличные предложения? Предлагаю вам следующую работу. Необходимо прочитать текст, определить стиль, речи, тему текста. Выписать безличные предложения, выполнить разбор по членам предложения. Работать можно самостоятельно или в паре. Текст на карточках

    1. На душе у меня стало так хорошо, так радостно! Сердце громко стучит и рвётся на простор, так и хочется куда-то мчаться и лететь. В голове теснятся какие-то чудесные мысли, от которых захватывает дух. Хочется быть добрым, хорошим; хочется сделать что-то необыкновенное, чтобы все удивились, чтобы всем стало так хорошо, как и мне.

    2. После полудня стало нестерпимо душно. В воздухе чуялось приближение грозы. Тучи, плывущие по небу, делались все темнее. Становилось трудно дышать. Цветы в истоме поникли нежными головками и затихли в неподвижном ожидании дождя. Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, послышался первый глухой раскат грома. Наступило мгновение томительного затишья, и в доски, которыми садовник быстро прикрывал стекла оранжереи, глухо забарабанил дождь. В оранжерее стало темно, как ночью.

    Итак, посмотрим на записанные предложения и сделаем вывод: где мы можем встретить безличные предложения чаще всего?
    (В художественных текстах, для передачи состояния человека, описания состояния природы).

    Какое предложение звучит красивее: «Наступает вечер» или «Вечереет»; «Я хотел заплакать» или «Хотелось плакать» ?

    Давайте сделаем вывод о роль безличных предложений в речи. (Безличные предложения имеют особую выразительность; лаконично изображают состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)

    IV . Подведение итогов урока, задание на дом (рефлексия).

    Урок подходит к концу. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока? Что нового вы узнали? Чему научились? Где вам пригодятся полученные знания?

    Дома я вам предлагаю выполнить упражнения и составить текст на тему «Осенний день» только из безличных предложений.

    Конспект урока русского языка

    в 8 классе

    по теме «Безличное предложение»

    Цель урока: Продолжать формировать у учащихся понятие о безличных предложениях.

    Задачи:

    1.Расширить и углубить понятие об односоставных безличных предложениях, дать представление о функционально-стилистических возможностях безличных предложений.

    2. Отрабатывать умение выделять безличные предложения из других типов односоставных предложений, определять способы выражения сказуемого в безличном предложении, значение безличных предложений.

    3. Формировать умение употреблять безличные предложения в устной и письменной речи.

    4. Развивать память, речь, мышление учащихся.

    5. Воспитывать интерес к предмету, активное отношение к процессу познания, способствовать развитию представлений о богатстве выражения мыслей, красоте русского языка.

    Тип урока : урок закрепления нового материала и формирований умений и навыков.

    Оборудование: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска или/ и раздаточный дидактический материал (тесты, тексты).

    ХОД УРОКА

    I . Организационный момент.

    Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим изучение темы «Безличные предложения» и начнем мы с проверки домашнего задания.

    II . Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

    Сначала ответим на вопросы, которые я вам буду задавать. Ответ должен быть односложным: ДА или НЕТ

    1. Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА )

    2. Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в безличном предложении? (НЕТ)

    3.Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

    4. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

    5.Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

    6.Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)

    Как еще может быть выражено сказуемое в безличном предложении? (Безличным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении., с ловом категории состояния, сочетанием глагола или слова категории состояния –о инфинитивом,отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание, кратким страдательным причастием, инфинитивом(модальное слово в сочетании с инфинитивом)

    - Что обозначают, выражают безличные предложения? (Состояния человека, состояния природы)

    А теперь послушаем ваши сочинения на тему «Осенний день», состоящие только из безличных предложений (заслушиваются и оцениваются работы нескольких учеников).

    III . Основная часть (углубление знаний, формирование умений, отработка навыков)

    В каких текстах употребляются безличные предложения? (в текстах художественной литературы)

    Сегодня нам предстоит раскрыть богатство значений безличных предложений и их функционально-стилистические возможности, используя тексты произведений великого русского писателя И.С. Тургенева.

    Может быть проведена беседа о писателе, с опорой на знания учащихся, можно заранее подготовить с несколькими учащимися сообщения, можно ограничиться словом учителя.

    На уроках литературы, которые были посвящены творчеству И.С. Тургенева, мы изучали его рассказы из сборника «Записки охотника». Напомните какие («Бежин луг», «Бурмистр», «Два помещика», «Ермолай и мельничиха», «Хорь и Калиныч» ).

    И.А. Гончаров писал о тургеневских «Записках охотника»: « Как живо рассказано - прелесть!.. Тургенев истинный художник, творец.…» И за этой высокой оценкой умение Тургенева рассказать о России так, как её видишь. Он обладает удивительным мастерством в описании русского человека и русской природы.

    Давайте прикоснёмся к этому богатству и увидим, сколько возможностей выражения мыслей и чувств таят в себе односоставные безличные предложения.

    В течение урока мы будем обращаться к примерам из произведений этого прекрасного русского писателя. И вот первое задание.

    Прочитайте предложения. Найдите лишнее предложений, обоснуйте свой ответ. Запишите предложения, укажите способ выражения сказуемого. (Учащиеся работают самостоятельно, потом осуществляется проверка м.б проверка в паре или фронтальная проверка) .

    Задание на доске или карточках:

    Ветру не было.(состояние погоды )

    Между тем на дворе совсем стемнело. (состояние природы )

    А в прочем, перейдем теперь и к другому помещику.(О\Л)

    Жаль мне было расставаться со стариком. (состояние человека )

    Кругом так дрёматно и тихо. (состояние окружающей среды )

    Ведь это грешно. (оценка действия )

    Мне самому случалось подмечать в нём невольные признаки какой-то угрюмой свирепости. (обозначение случайности действия )

    Давайте обратим внимание на значения предложений. Обратите внимание, что в предложении может содержаться оценка действия, действие происходит без производителя, возникает независимо от чьей-то воли, т.е. стихийно. Безличные предложения предоставляют возможность выразить наиболее тонко и точно такого рода действия и состояния, которые происходят стихийно, сами по себе, а внутри нас – помимо нашей воли, выразить модальное отношение говорящего к сообщаемому.

    Обратимся к тексту.

    Текст может быть предъявлен различными способами: с пропусками знаков препинания, с пропуском орфограмм, в деформированном виде.

    - Прочитайте текст.

    Учащиеся читают отрывок из текста самостоятельно, затем кто-то один читает вслух.

    Из какого произведения И.С. Тургенева этот отрывок? («Бежин луг»)

    О чем говорится в этом отрывке? (Рассказчик потерял дорогу, заблудился….

    Давайте запишем первое предложение, выполним его разбор.

    Один учащийся работает у доски.

    Есть ли в составе этого сложного предложения односоставное предложение? (Да, …там не было никакой дороги … , данное предложение указывает на отсутствие чего- либо).

    Скажите, в этом отрывке есть еще безличные предложения? (Да, Теперь опять нужно вправо взять.)

    - Что выражает это предложение, какое значение имеет? (Предложение имеет модальное значение долженствования).

    - А где находится это предложение, в какой части текста? (в конце абзаца, замыкает ССЦ)

    - Функционирование безличных глагольных предложений связано с формированием целостности текста. Такие предложения могут выступать средством связности в ССЦ, т.е. реализовать внутренние связи в раскрытии микротемы, создавая смысловую цельность текста. Первое предложение дает оценку какого-либо явления или действия, которое затем раскрывается, а последнее завершает ССЦ организуя текст, деля его на смысловые части.

    Безличные предложения вплетаются в художественный текст как необходимая составная часть повествования. Безличные глагольные структуры в начале повествования могут выражать общий зрительный фон явления, которое далее детально описывается, общее состояние психофизического восприятия человека, давать оценку какого-либо явления или действия, которое затем раскрывается. В безличных структурах может содержаться итог, показываться завершение процесса, вывод о состоянии, ощущениях героя. Еще раз прочтите отрывок.

    IV . Подведение итогов урока

    Что нового вы узнали о безличных предложениях? Какой вывод мы можем сделать? (Безличные предложения очень разнообразны по значению. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения используются в художественной речи для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности. в произведениях И.С.Тургенева безличные предложения используются в речи рассказчика, в диалогах персонажей. Это делает их речь более выразительной. Безличные предложения участвуют в организации текста).

    В качестве завершающего этапа урока я предлагаю вам следующее задание. Внимательно прочтите предложения из произведений И.С. Тургенева и заполните таблицу, указав номера предложений. Дополнительный плюс, если рядом укажете из какого рассказа это предложение.

    Тип предложения

    Порядковый номер предложения

    Двусоставные

    Определенно-личные

    Неопределенно-личные

    Безличные

      Нам принесли туда соломы, сена… Н/Л

      Мальчик лет пятнадцати сидел кучером и с трудом удерживал сытого жеребца. Д

      Вообще аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии… Б

      Между тем подали ужин. Н /Л

      Арина вернулась с небольшим графинчиком и стаканом. Д

      Ветру не было… Б

      Ермолаю было приказано доставлять на господскую кухню пару перепелов. Б

      Если позволишь, останусь ночевать у тебя в сенном сарае. О/Л

      Я открыл глаза и увидел Калиныча. Д

      Жаль мне было расставаться со стариком. Б

      А ко мне зайди погостить. О/Л

      Аркадий Павлыч потупил голову и задумчиво посмотрел на него исподлобья. Д.

      Меня откупили. Н /Л

    Работа может быть ограничена по времени, проверена учителем после урока, или выборочно во время урока.

    VI . Домашнее задание.

    Выполните упражнение, в котором нужно заменить безличное предложение синонимичной конструкцией, из повести Тургенева «Ася» выпишите безличные предложения (6-7).

    Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля (или признак, независимый от его носителя). Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно .

    Семантической основой безличных предложений является отсутствие активного деятеля (или носителя признака), так как указание на деятеля (или носителя признака) в предложении все-таки может быть, однако в такой форме, которая не допускает грамматического подлежащего. Ср. примеры: Я пою легко и Мне поется легко . В безличном предложении Мне поется легко есть указание на действующее лицо (мне), однако форма глагола-сказуемого не допускает именительного падежа и действие представляется как протекающее независимо от деятеля. – Улица темна и На улице темно . В двусоставном предложении Улица темна обозначен носитель признака (улица), а в безличном На улице темно признак выступает как существующий безотносительно к его носителю, причем и признак-то несколько меняет свое качество: он переходит в состояние.

    В безличных предложениях (в отличие от двусоставных) предикативный признак не зависит от субъекта, хотя и соотносится с ним. Формально это выражается в недопустимости в безличных предложениях формы именительного падежа : главный член безличных предложений принципиально не сочетается с именительным падежом. Несочетаемость главного члена безличного предложения с формой именительного падежа и есть главный и общий формальный признак безличных предложений.

    Семантические типы безличных предложений

    Глагольные безличные предложения составляют три группы:

      В качестве главного члена безличного предложения употребляется безличный глаголы

    (без суффикса -ся и с суффиксом -ся ): светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. Эти глаголы имеют грамматическую форму 3-го лица ед. числа, а в прошедшем времени – форму ср. рода ед. числа: светает – светало, знобит – знобило, смеркается – смеркалось и т.д. Глаголы не допускают употребления при них им. сущ. или местоимения в им. падеже.

    – действие происходит независимо от деятеля, т.е. семантика таких глаголов несовместима с представлением об активном деятеле.

    Безличные глаголы могут обозначать:

    – состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л.Т.); Его знобило и ломало (Л. Т.);

    – долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает (Шип.).

    2. В качестве главного члена безличного предложения употребляется личный глагол в безличном употреблении . Эти глаголы застывают в форме третьего лица единственного числа или в форме среднего рода. Ср.: Воздух свежеет. На улице свежеет; Ветер воет. В трубе воет; Солнце пригревало землю. В полдень пригревало .

    Личные глаголы могут обозначать :

    – состояние природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); Скрипело, свистало и выло в лесу (Забол.);

    Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-Сиб.);

    – чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); ...Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.);

    – действия мифической, нереальной силы: Не вечно мне везло (Н.); ...Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.);

    – действие, производимое косвенным субъектом: И ветром, наконец, то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.);

    3. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксом -н-, -ен- или -т- .

    – передается значение состояния как результата совершившегося действия: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.);

    – В тех случаях, когда причастие имеет модальное значение, сказуемое обязательно включает в себя инфинитив: Для чего мне было предназначено умереть, так же как теперь мне предназначено жить? (Ю. Герм.).

    4. Наречные безличные предложения представлены в современном русском языке прежде всего предложениями с безлично-предикативными словами в роли главного члена. Это «наречия со значением состояния», категория состояния: легко, весело, уютно, стыдно; жаль, охота, недосуг, пора . Может быть форма сравнительной степени: Все теплее становится (Шукш.).

    Безличные предложения со словами категории состояния на могут обозначать:

    – состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.);

    – психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л.); Вам холодно немножко (Т.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.); Такие предложения в составе сказуемого часто имеют примыкающий инфинитив: Хорошо плыть ночью по реке (М. Г.);

    – зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.);

    – значение долженствования, необходимости, возможности и другие модальные оттенки передаются специальными словами(надо, нужно и др) в сочетании с инфинитивом: Мне надо ехать к коменданту (Л.);

    Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, время, досуг, лень, охота, неохота ), в сочетании с инфинитивом обозначают:

    – оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.);

    – эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет);

    – долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, куда же лучше быть, да все, бывало, недосуг нам с ним поговорить (Сим.) ; модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.).

    Среди безличных предложений выделяется своеобразная группа безлично-генитивных предложений, структурной особенностью которых является:

    – наличие отрицательного слова в сочетании с родительным падежом. Например, отрицательное слово нет, нету : Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.);

    – безличная форма глаголов быть, стать, показаться с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Раздался сиплый глухой лай, но даже собаки не показалось (Т.);

    – существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба... (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.);

    – отрицательные местоимения ничего, никого и др.: – Кажется, кто-то там... Никого (Ч.).

    Инфинитивные предложения

    Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное.

    В инфинитивных предложениях не может быть безличного глагола или безлично-предикативного слова, так как при их наличии инфинитив занимает зависимую позицию, являясь примыкающей частью главного члена безличного предложения. Ср.: Мне хочется поехать в Крым (безличное предложение, инфинитив зависит от глагола хочется). – Поехать бы в Крым! (инфинитивное предложение, инфинитив в независимой позиции).

    Семантической спецификой инфинитивных предложений является обозначение ими потенциального действия, т.е. действия, которому суждено осуществиться, которое желательно или нежелательно, возможно или невозможно, необходимо, целесообразно или нецелесообразно и т.д.Такие предложения в некоторых классификациях объединяют с безличными. Действительно, у них есть общий синтаксический признак бесподлежащность, несочетаемость главного члена–инфинитива с именительным падежом.

    Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения :

    – долженствование, необходимость, возможность и невозможность, неизбежность действия и др.: Лицом к лицу лица не увидать (Ес.); Друзей не счесть у нас (Щип.);

    – значение побуждения к действию, повеление, приказание: Тростей, зонтов и чемоданов не ставить!; На поручни не облокачиваться! Молчать! загремел лесник и шагнул два раза (Т.);

    – побуждение может быть адресовано и самому субъекту речи: Завтра или, если позволят обстоятельства, сегодня ночью мы познакомимся с командованием

    – инфинитивные предложения с вопросительной частицей ли передают нерешительное предположение, сомнение: А что, не убраться ли мне?

    – инфинитивные предложения с частицей бы приобретают значение желательности: Вам бы здесь до осени пожить (Ч.);

    – частица бы нередко сочетается в инфинитивных предложениях с частицами только, лишь, хоть, если и др. В таких предложениях значение желательности передается более смягченно: Только бы уснуть (Фет); ...Хоть бы одним глазом на Москву взглянуть! (Ч.);

    – инфинитивные предложения синонимичны безличным предложениям с модальными безлично-предикативными словами нужно, нельзя, необходимо, должно и др. Они отличаются большей экспрессией, лаконичностью, напряженностью. Эй, Азамат, не сносить тебе головы! (Л.); Им бы не слушать этот спич (Сим.).

    – В структурном отношении такие безличные предложения отличаются от инфинитивных тем, что модальные значения в них передаются лексически (словами нужно, необходимо, надобно и др.), тогда как в инфинитивных предложениях модальные значения заключены в самой форме инфинитива и в общем интонационном оформлении предложения. Ср.: Тебе необходимо заняться делом. - Заняться бы тебе делом!

    
    Top