Практическая работа нарушение осанки и плоскостопие. Осанка. Предупреждение плоскостопия — Гипермаркет знаний

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Что такое осанка и каковы причины ее нарушения?

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.

Вопрос 2. Почему сформировались своды стопы и отчего они деформируются?

Средняя часть стопы немного приподнята, имеет сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки про ходьбе и прыжках. Если люди большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие,т.е. форма стопы меняется, становится плоской. К плоскостопию может привести очень узкая и тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают.

Вопрос 3. Как можно определить искривление позвоночника и наличие (или отсутствие) плоскостопия?

Сколиоз - искривление позвоночного столба вбок.

Диагноз устанавливают на основании осмотра пациента. Осмотр должен быть выполнен в положении лежа, стоя, сидя. Изменяют длину ног, исследуют подвижность позвоночника во всех отделах. В какую сторону искривлен позвоночник определяют по направлению более выраженной дуги. Выполняются рентгеновские снимки в положении лежа и стоя, производят снимки со специальной укладкой для создания определенных проекций снимков позвоночника, измеряют угол искривления.

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?

При нарушении осанки первой степени отклонения от нормы выражены слабо и исчезают, если человек, просто контролируя себя, держится прямо. Нарушения осанки второй степени связаны с изменениями мышечного аппарата и исправляются при занятиях физкультурой и гимнастикой. Нарушения осанки третьей степени затрагивают скелет и требуют серьезного лечения.

Вопрос 2. Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?

При неправильной осанке нарушается работа сердечно-сосудистой системы (работа сердца, сокращение стенок сосудов) и, как следствие, происходит ухудшение кровоснабжения различных систем органов. Нарушается функционирование дыхательной и пищеварительной систем.

Вопрос 3. Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?

Плоскостопие - болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды. Причинами плоскостопия являются неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы, она расплющивается, порой отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

Для лечения плоскостопия применяют специальные стельки - супинаторы. Они поддерживают стопу в необходимом положении. Это улучшает положение костей стопы, а также костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Вопрос 4. Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Правильным является положение тела, при котором ученик глубоко сидит на сиденье стула, опираясь пояснично-крестцовой областью на спинку стула (глубина сиденья составляет 3/4 длины бедра), между туловищем и краем стола расстояние в ширину ладони. Это достигается, когда сиденье стула заходит за крышку стола на 5 см. Ноги в тазобедренном и коленном суставах находятся под углом 90 градусов. Стопы опираются на пол или подножку стола. Предплечья свободно лежат на крышке стола.

Ношение тяжелых предметов в одной руке не рекомендуется, так как это может привести к искривлению позвоночника.

Задачи урока :

    закрепить знания учащихся о мышечной системе, строении и работе мышц

    дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;

    разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

    воспитывать потребности в гигиенических знаниях, усилить практическую направленность изучения биологии;

    формировать познавательный интерес к предмету

Ход урока:

    Организационный момент

- приветствие

Проверка отсутствующих

Проверка готовности класса к уроку

    Проверка ране изученного материала

- карточки - № 1 - № 6

-Устный опрос (при хорошей готовности класса спросить дважды)

а) Поясните особенности макро- и микроскопического строения костей

б) Охарактеризуйте основные группы мышц, поясните, как осуществляется движение в суставах

    Формирование новых знаний

Если полистать классный журнал, то в конце можно обратить внимание на особый раздел - листок здоровья. К сожалению очень часто там можно увидеть фразу «нарушение осанки» Что это такое?

Сегодня мы с вами

    выясним, что такое осанка ,

    выясним признаки правильной осанки.

    Попробуем определить причины нарушения осанки.

    Познакомимся с понятием плоскостопие

    попытаемся выработать профилактические меры по нарушению осанки и плоскостопия

Запишите тему урока: “Осанка. Предупреждение плоскостопия»

Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении . Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.

Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.

Лабораторная работа . Правильность осанки . (провести с одним-двумя учениками из класса) Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Теперь давайте выясним признаки правильной осанки (смотрим на рисунок, я буду помогать – предлагаются варианты ответов на каждую позицию).

    Голова и туловище держатся (наклонно, прямо , откинуты назад)

    (Голова , рука, шея) слегка приподнята

    ( Плечи , руки, ноги) несколько отведены назад

    Грудная клетка (вогнута, развернута , выпукла)

    Плечи находятся на ( одном , разном) уровне

    Живот (побран , опущен, расслаблен)

    В поясничной области имеется ( небольшой , средний, большой)изгиб вперед

При правильной осанке: (записать в тетрадь)

    Голова и туловище держатся прямо .

    Голова слегка приподнята.

    Плечи несколько отведены назад.

    Грудная клетка развернута .

    Плечи находятся на одном уровне.

    Живот подобран .

    В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

К сожалению, не у всех осанка является правильной. Существует три степени нарушения осанки

    Внешне почти не видны нарушения, при выпрямлении человека осанка становится правильной

    Устойчивые уклонения от нормы – нужна ЛФК для укрепления мышечного аппарата

    Глубоки изменения скелета, трудно поддаются корректировке

Оценивая осанку учитывают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника : лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на рисунках разбираются конкретные нарушения).

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.

Беседа . Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?

Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано, смещение или сдавление внутренних органов; деформация и истончение хрящевых дисков начиная с 4-5 лет).

Задачи осанки :

    Предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки.

    Показатель психических особенностей человека (научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих). “Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.

Ситуация 1 . Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? ( Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

Ситуация 2 . В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

Ситуация 3 . В 8 классе учится девочка модельной внешности – очень стройная и худая. На перемене перекусывает яблоком или грушей. Подругам хвалится, что придя домой кушает только листики салата или огурец. Запивает зеленым чаем. Родители обеспокоены – дочь становится сутулой, постоянно одергивают её, чтобы выпрямилась. А она отвечает, что нет сил выпямляться – очень устаёт. От чего может возникнуть такая ситуация?

Каковы причины нарушения осанки?

1. Неправильное положение за столом

3. Неполноценное питание

4. Неправильная манера стоять, походка

Значит, нужно сохранять осанку при любой деятельности – сидите ли вы за партой или переносите тяжести Как же быть в данном случае? как правильно сидеть?(работа с таблицей на доске)

    В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

    Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

    Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

    Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

    Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

    Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Как поднимать тяжести? (мини-сообщение ученика)

    Не поднимай больших грузов (более 10 кг), особенно рывковыми движениями – раздели груз на части или используй подручные средства механизации.

    Не носи груз в одной руке.

    При подъеме груза обязательно старайся согнуть ноги, а не спину – это уменьшает нагрузку на позвоночник. Вся нагрузка должна ложиться на ноги, а не на спину.

    Не поднимай ничего на вытянутых руках, держи груз как можно ближе к туловищу.

    Избегай подъема груза в сочетании с резким поворотом туловища.

    Поднимая и перенося грузы, не стесняйся просить о помощи – лучше просить такую помощь, чем потом просить помощь об уходе.

Ситуация 4 . На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Плоскостопие . Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов(записать в тетрадь) . Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

Профилактика плоскостопия :

    Не носить слишком тесную обувь.

    Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

    Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

    Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

    Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

    Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

    Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

Комплекс упражнений для физкультминутки:

    Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.

    Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

    Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

    В домашних условиях:

ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.

Подведение итогов урока . Для чего мы сегодня так много говорили об осанке и плоскостопии? Почему это так важно? Правильная осанка и своды стопы – важнейшие факторы, влияющие на здоровье человека и требующие пристального внимания.

4. Закрепление

? Что такое осанка

Каковы признаки правильной осанки?

Что нужно предпринимать для красивой правильной осанки?

Что такое плоскостопие?

Почему важно иметь правильную осанку и своды стопы?

5. Домашнее задание

параграф № 15, на двойном листе выполнить лаб. раб «Выявление плоскостопия» сдать через неделю

Вопрос: Лабораторная работа. Осанка и плоскостопие. абораторная работа Осанка и плоскостопиеI. Выявление нарушений осанки. Оборудование: сантиметровая лента. Ход работы Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная. II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома). Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш. Ход работы Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет (рис. 39).


Лабораторная работа. Осанка и плоскостопие. абораторная работа Осанка и плоскостопиеI. Выявление нарушений осанки. Оборудование: сантиметровая лента. Ход работы Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная. II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома). Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш. Ход работы Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет (рис. 39).

Ответ:

Измеряем сантиметровой лентой расстояние от левого до правого плеча (отступая 3-5 см). Когда мы поделили эти числа друг на друга у нас получится...(сколько получилось ты измеришь сам и поделишь). У меня получился (например) положительный результат (то есть больше или почти равно 1), что говорит о хорошей осанке. Для того чтобы узнать есть ли у меня плоскостопие мне необходимо намочить ногу и стать на листок бумаги, чтобы остался четкий след. После того как я убрал ногу, я нашел центр пятки и третьего пальца, провел через них линию. в узкой части след не заходит за линию, значит у меня нет плоскостопия. Вот. Все, что я могу предложить

Похожие вопросы

  • Составить стих с словосочетаниями:светит солнышко,качается подсолнух,бегают цыплята.(можно формы менять) И СОСТАВИТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ АНАГРАММЫ!(ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ БРАТЬ)
  • ТЕКСТ.Из кустов осторожно вышел олень.Никита протянул оленю руку.На ладони мальчика лежала соль.Рогач оглядел нас.За оленем вышла стройная олениха.Тут выбежал оленёнок.Он лизнул ладонь Никиты.Папаша с мамашей заволновались.Но соль манила.Вскоре всё семейство облизывало ладонь Никиты.2-АБЗАЦ Я оглядел местность.Шумно с ёлки на ёлку перелетела птица.По узкой тропинке ползли муравьи.Вдруг из кустов появился ещё один олень с короткими рожками.Я долго кормил его солью.ЗАДАНИЕ:1)проверяемые безударная гласная в корне слова.2)парная согласная в корне и на конце слова.3)непроизносимая согласная в корне слова.4)в предложениях 2-го абзаца подчеркнуть грамматическую основу.

>> Осанка. Предупреждение плоскостопия

§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу . Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь - остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, ес ли человек старается держаться прямо и контролирует себя. При второй степени отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушениями мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой. Искривления третьей степени затрагивают скелет , поэтому лечению они поддаются с трудом.

Как же предупредить искривление позвоночника ? Прежде всего надо правильно сидеть за столом (рис. 38). Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе - к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц : например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую, и т. п.

Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды (рис. 39). Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки - супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.



Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие.


1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?
Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?
Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?

Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Лабораторная работа

Осанка и плоскостопие

I. Выявление нарушений осанки.

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы

Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.
Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет (рис. 39).

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации
  • 1.5.1.Лабораторная работа 1. Методика определения и оценка сформированного уровня физической культуры, собственного объема двигательной активности студента.
  • 1.5.2. Лабораторная работа 2. Анкетирование и анализ интересов, потребностей студентов в физической культуре и спорте.
  • 1.5.3. Лабораторная работа 3. Определение и оценка показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы и психофизической подготовленности студента.
  • 1.5.4. Лабораторная работа 4. Паспортизация показателей физической культуры студента.
  • 1.5.5. Лабораторная работа 5. Методика определения и оценка физического развития человека
  • 1.5.7. Лабораторная работа 7. Оценка и методика коррекции осанки и плоскостопия.
  • 1.5.8. Лабораторная работа 8. Определение и оценка двигательных способностей человека
  • 1.5.9. Лабораторная работа 9. Оценка гибкости.
  • 1.5.10. Лабораторная работа №10. Методика оценки и развития силы.
  • 1.5.11. Лабораторная работа № 11. Методика проведения занятий по развитию выносливости.
  • 1.5.12. Лабораторная работа № 12. Методика проведения занятий по развитию быстроты.
  • 1.5.13. Лабораторная работа № 13. Методика оценки сбалансированности системы показателей физической культуры
  • 1.5.14. Лабораторная работа № 14. Информационное обеспечение теоретических и практических занятий физической культурой и спортом. Гомогенный тест. Гетерогенный тест. Интегративный тест.
  • II.Интегративная технология формирования физической культуры студентов
  • 2.1. Общие сведения о технологии обеспечения информационной образовательной среды по практическому курсу физической культуры студентов
  • Дидактические аспекты интерактивного информационного обеспечения применительно к практической работе по физическому воспитанию студентов
  • III. Основные учебники, учебные пособия, методические указания
  • 1.5.7. Лабораторная работа 7. Оценка и методика коррекции осанки и плоскостопия.

    Теоретические основы работы. Осанка – непренужденная поза стоящего человека. Она зависит от взаиморасположения отдельных частей тела, от общего центра тяжести тела, особенностей скелета, формы грудной клетки и состояния мышечной системы и суставно-связочного аппарата. Осанка обычно оценивается в положении стоя. Исследуемый, при этом держится совершенно непринужденно, без всякого напряжения.

    При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи на одном уровне, слегка опущены и развернуты, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночного столба нормально выражены, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Это можно проверить следующим образом: нужно встать спиной к стенке без плинтуса. При хорошей осанке без усилий и напряжения стены касаются – затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки.

    Правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека. Правильная осанка – это фундамент, на основе которого нужно строить свое тело. Она создает условия для снятия напряжения в межпозвонковых сочленениях, способствует нормальному функционированию различных органов и систем.

    Осанка зависит от многих причин, в том числе, от наследственных факторов, от телосложения, типа нервной системы и общего тонуса мышц, поддерживающих костно-суставную систему в определенном порядке. Факторами внешней среды, влияющими на формирование осанки, являются:

      нерационально организованный режим. Большие статические нагрузки в сочетании с гиподинамией, сидячим образом жизни (учеба, компьютер, телевизор, занятия на музыкальных инструментах и т.д.);

      несбалансированное питание, неудобная одежда, постель;

      недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы;

      отсутствие профилактических мероприятий при занятиях определенными видами деятельности с несимметричными, односторонними движениями;

      травмы опорно-двигательного аппарата и физические перегрузки на одну сторону тела (например, привычка носить тяжести в одной и той же руке) и т.д.

    Неправильная осанка не только ухудшает фигуру человека, но может вызвать смешение сердца и крупных сосудов, в результате нарушается нормальная функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

    Известно, что позвоночный столб имеет 4 изгиба: два – выпуклость вперед (шейный и поясничный лордозы) и два – обращенных выпуклостью назад – грудной и крестцовый кифозы), которые сформировываются, как привило, к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам. Эти изгибы имеют большое значение, выполняя рессорную функцию, т.е. уменьшая сотрясения при ходьбе, беге и прыжках. Глубина изгибов в норме не должна превышать 3-4 см. Различают, в зависимости от выраженности изгибов, несколько типов осанки:

    нормальная – умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;

      выпрямленная – слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;

      сутуловатая – резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена. Этот дефект осанки является наиболее частым. При сутулости позвоночник меняет свою форму, и вместе с ним деформируется спиной мозг. Это очень вредно для здоровья, так как в спином мозге находятся все центры, ведующие работой внутренних органов;

      лордотическая – сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;

      кифотическая – компенсаторное усиление грудного кифоза вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плес вперед, выпячивание головы; локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.

      Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируют сколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток (Рис.1).

    Рис. 1. А) Критерии нормальной осанки. Б) Отдельные критерии нарушения осанки.

    Боковое искривление позвоночного столба (сколиозы) бывают простыми, при которых наблюдается одна дуга искривления позвоночника, и сложные, к которым относятся двойные или даже тройные боковые его искривления. Сколеозы, как правило, носят функциональный характер, независимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они влияют на кровообращение и дыхание. Боковые искривления позвоночного столба вызывают асимметрию расположения плеч и ведут к нарушению пропорциональности треугольников талии. Треугольник талии – пространство находящееся между локтевым суставом свободно свисающей руки и талией. Если справа и слева величина треугольников талии неодинакова, нужно искать сколиоз или асимметрию плеч.

    Оценку осанки нужно проводить с внешнего осмотра. При осмотре верхнего пояса и верхних конечностей проверяется: находятся ли плечи на одном уровне, одинакова ли ширина правого и левого плеча, нет ли крыловидности лопаток, развернуты ли плечи. Крыловидные лопатки чаще всего наблюдаются у людей со слабыми мышцами спины (Рис.1). Особенно информативным является осмотр позвоночного столба. При этом определяется выраженность его физиологических изгибов.

    Для исправления осанки следует, прежде всего, прижаться спиной к стене, а затем, не меняя положения тела, опустить руки и отойти от стены. Надо запомнить это положение тела и стараться сохранять его при ходьбе. Основная причина нарушения осанки и образований искривлений позвоночника, как правило, является неправильная поза. Привычка горбиться, косо держать плечи и таз, неправильно сидеть за партой или столом. Надо выработать привычку правильно ходить, сидеть, стоять (голову держать слегка откинутой назад и отвести плечи назад, выпрямиться). Из-за плохого зрения люди, особенно дети, часто сутулятся, поэтому необходимо периодически проверять зрение. Нарушается осанка и при недостаточности освещения.

    Главную роль в формировании правильной осанки играет равномерное и достаточное развитие мышц спины и верхнего пояса. Для преодоления сутулости необходимо тренировать мышцы спины, а также поддерживать гибкость позвоночника. Доказано, что осанка изменяется в процессе целенаправленного развития недоразвитых мышц средствами физической культуры и спорта, что способствует ее исправлению и предупреждению.

    Задание 1 . Тестирование друг друга на наличие сколиотической осанки или начальных симптомов сколиоза. Студенты, разбившись до пояса, исследуют визуально осанку друг у друга.

    Необходимо встать ровно, спиной к проверяющему. Плечи и нижние углы лопаток должны находиться на одном уровне. Линия позвоночника в норме совпадает с мысленно проведенной от центра затылка до межягодичной складки вертикальной прямой, то есть межягодичная складка не должна отклоняться от отвесной линии (Рис 1.). Если мышцы спины не дают рассмотреть позвоночник как следует, необходимо наклониться вперед. По выступившим вперед остистым отросткам позвонков легче заметить отклонение.

    Обратить внимание на ребра. Обе стороны спины должны быть симметричны, на одном уровне.

    Встать к проверяющему боком. В норме позвоночный столб имеет физиологические изгибы вперед – в шейном и поясничном, назад – в грудном и крестцовом отделах. Их чрезмерное усиление, так же как и выпрямление – признак нарушения осанки или сколиоза.

    О наличии сколиоза свидетельствует ассиметрия треугольников талии, пространств между свободно опущенными руками и боковыми поверхностями туловища.

    Задание 2. Измерить сантиметровой лентой расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины. Отношение этих показателей в некоторой степени характеризует состояние осанки человека. Осанка считается нормальной, если отношение ширины плеч к величине дуги спины умноженное на 100 колеблется в пределах 100 – 110%. Если этот показатель менее 100% и свыше 110%, то это свидетельствует о нарушении осанки.

    Плоскостопие. Форма стопы может быть нормальной, уплощенной и плоской. В стопе все кости соединяются между собой при помощи связок и мышц. Связки - эти своеобразные соединительно-тканые ленты – стягивают косточки между собой, придавая форму стопе. Многочисленные сосуды и нервы питают эти анатомические образования. Чтобы нормально ходить, необходима подвижность всех составных частей относительно друг друга. Здоровый человек идет легко, плавно перекатываясь с пятки на пальцы, благодаря мышцам, выстилающим подошву и свод. Ослабление какого-либо звена в этом слаженном механизме приводит к деформации. При плоскостопии продольный свод становится более плоским и стопа несколько удлиняется, что вынуждает больного покупать себе обувь на один или два размера больше, чем до болезни. А бывает и так, что у основания пальцев нога расширяется, появляются мозоли на подошве (натоптыши), а на большом пальце – шишки, поэтому обувь тоже кажется узкой. Как правило, нарушения возникают одновременно в продольном и в поперечном сводах, поэтому такое плоскостопие называют поперечно-продольным: при этом стопа удлиняется, а пальцы расходятся веером.

    Свод стопы осуществляет роль амортизатора, предохраняет внутренние органы, спинной и головной мозг от излишних сотрясений при ходьбе, прыжках и вынужденных переносах тяжестей. При плоскостопии стопы уплощаются и перестают «пружинить» при ходьбе, отсюда и боли, и чрезмерная утомляемость. По результатам исследований Т.Ю. Карташовой, 31,4 % здоровых студентов (мужчин) и 26,8 % студенток-женщин имеют различные отклонения в состоянии стопы, а у студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, такие отклонения в своде стопы наблюдаются у 41,18 % обследованных студентов.

    Три ступени плоскостопия. Первые признаки плоскостопия: к вечеру ноги очень устают даже после обычной нагрузки. При надавливании на середину подошвы возникает боль. Иногда ноги отекают, но отек проходит к утру. Это первая ступень болезни. На второй стадии плоскостопие напоминает о себе круглые сутки. Сильные боли в стопах и в голенях заставляют избегать длительных прогулок. Иногда приходится даже менять работу. Походка становится тяжелой, утиной; остальная часть тела едва поспевает за грудью. Появляются проблемы с обувью. Уродующие шишки у основания больших пальцев представляют собой не только косметический дефект. Они постоянно натираются с великим трудом подобранной обувью. Стопа отклонена наружу настолько, что вернуть ее в физиологическое положение не представляется возможным. Третья ступень ─ это запущенное заболевание. Хождение крайне затрудняется, стопы сильно деформированы и напоминают обычные очертания только своим расположением - ниже голеностопных суставов. Больные в этой стадии нетрудоспособны. Выручить их сможет только хирург.

    Плоскостопие не является противопоказанием к физическим нагрузкам, но существуют некоторые ограничения, связанные с использованием отягощений и многократных упражнений прыжкового характера, вызывающих боль в своде стопы. Те, кто страдает плоскостопием, знают, что низкий свод стопы или его отсутствие – частая причина болей в суставах ног. Кроме того, плоскостопие или даже просто снижение свода стопы повышает риск переломов во время занятий спортом. Так, у людей с низким сводом стопы вдвое чаще бывают переломы стопы или голеней. Это свидетельство того, что плоскостопие не просто косметическая проблема: в отсутствие естественной рессоры – свода стопы – напряжение во время спортивных нагрузок не гасится, а приходится на кости.

    Задание 3. Определите форму своей стопы. Проведите ее диагностику с использованием теста на плоскостопие. Для этого необходимо намочить ногу или смазать стопу маслом, а потом наступить на лист бумаги, чтобы получить отпечаток стопы. Эту пробу необходимо выполнять стоя: именно в вертикальном положении стопы испытывают достаточную нагрузку. На отпечатке внешний контур должен быть непрерывным, а внутренний ─ иметь изгиб: в идеале только узкая полоска соединяет носок и пятку на отпечатке. Если эта полоса больше половины ширины отпечатка, значит, имеется плоскостопие.

    Получите сведения о методе – плантографии. Этот метод основан на исследовании стоп с помощью рентгена. Снимок делают в положении стоя, при этом луч рентгена направляется сбоку. Затем рентгеновский снимок расчерчивают карандашом по специальной методике и математически определяют угол наклона одних костей относительно других. Измеряют расстояние от вершины медиальной лодыжки до горизонтальной линии, соединяющей головку первой плюсниевой кости и пяточный бугор. Если стопа нормальная, то высота первого свода составляет не менее 55-60 мм, угол у вершины лодыжки должен быть не больше 95º, а у пяточного бугра – 60º. Этот метод разработан достаточно давно и позволяет исключить какие бы – то ни было сомнения в диагнозе.

    Проведите диагностику стоп с использованием наиболее современного метода компьютерного исследования. Отпечаток ступни проецируется на экран монитора и позволяет точно оценить нагрузку, приходящуюся на каждую ногу.

    Задание 4. Основные принципы выработки правильной осанки и некоторые полезные советы и освоение физических упражнений для коррекции осанки и плоскостопия.

    Правильную осанку невозможно освоить без обучения. Для ее формирования, прежде всего, необходимо улучшить общее физическое развитие и привить навыки хорошей осанки. При этом важны следующие принципы:

    Желание иметь красивую фигуру с правильной осанкой.

    Сознательно и активно относиться к своему телу.

    Изучить и усвоить характерные черты правильных положений во время ходьбы, стояния, сидения.

    Постоянно закреплять навыки хорошей осанки. Пользоваться контролем со стороны и самоконтролем до тех пор, пока она не будет казаться удобной и привычной.

    Не существует единой системы, комплекса специальных упражнений, который был бы универсальным для создания хорошей осанки для каждого человека. На наш взгляд, не существует единого стандарта наилучшей осанки. Этого и не стоит добиваться. Гораздо важнее строить свое тело на основе индивидуальных анатомических особенностей. Каждому человеку необходимо осознавать наилучшее положение тела, помогающее выполнять какую-либо работу, опираясь на собственный базис. Это позволяет выполнять физическую работу с большим эффектом. При этом мышцы, участвующие и не участвующие в работе поддерживают положение равновесия.

    Таким образом, правильная осанка позволяет мышцам, выполняющим работу, делать это более эффективно, а мышцам, не участвующим в работе, поддерживать положение равновесия. Кроме того, от состояния осанки зависит состояние внутренних органов, деятельность нервной системы.

    В среднем человек сидит 2/3 дня. В этом положении мышцам приходится выполнять большую удерживающую работу. Сидение с сутулой спиной еще больше увеличивает нагрузку.

    Спина должна быть максимально выпрямлена, колени расставлены шире, чем тазобедренные суставы, бедра чуть наклонены вперед, стопы стоят под коленями или немного впереди.

    Оптимальная высота стула 42-53 см от пола, спинка стула должна соответствовать форме тела и на высоте середины грудного отдела иметь выступающую область.

    Ограничьте время пребывания к вынужденной позе. Через каждый час сидячей работы, необходимо встать и походить.

    Если приходится нести груз - распределите его равномерно в обе руки, лучше использовать рюкзак или сумку на ремне.

    При подъеме тяжелого предмета опуститесь на колено или согните ноги в коленях и тазобедренных суставах, затем вес приблизьте к телу, обоприте о бедро и выпрямите туловище. Такой способ значительно уменьшает нагрузку на межпозвонковые диски пояснично-крестцового отдела позвоночника.

    Любую работу старайтесь выполнять с прямой спиной в вертикальном положении. Постарайтесь ограничить пребывание в вынужденной позе сгибания и разгибания. Плохо, если Вы работаете с выпрямленными коленями, круглой спиной, например, при мытье полов, работе в саду и т. д. Лучше такую работу выполнять, опустившись на колено и оперевшись на руку.

    Одежда должна быть удобной - узкие туфли и джинсы, высокие каблуки изменяют естественную походку, что обязательно отразится на осанке.

    Спать рекомендуется на полужесткой постели. Нельзя долго лежать на спине с резко согнутой головой на высокой подушке (нельзя в этой позе читать, смотреть телевизор). Такое положение может привести к смещению позвонков в шейно-грудном отделе.

    Лечебная гимнастика при нарушениях осанки и плоскостопия

    Специальные упражнения могут укрепить мышечный аппарат стоп. Выполнять упражнения можно вначале лежа, а в дальнейшем - сидя. Понадобится стул достаточной высоты, чтобы стопы всей поверхностью касались пола, а угол между голенями и бедрами был 90 градусов. Под ноги лучше положить коврик.

    Исходное положение: сидя на стуле (спину стараться держать прямо), ноги слегка расставлены, подошвы полностью касаются пола. а) сгибайте и разгибайте стопы (движения производятся в голеностопном суставе); б) отведите стопы наружу, приведите внутрь; в) сгибайте и разгибайте пальцы ног; г) охватите стопами мяч, приподнимите его, вернитесь в исходное положение; д) перекатывайте скалки стопами на полу; е) перетягивайте полотенце пальцами ног. Следующий комплекс упражнений рекомендуется выполнять совместно с упражнениями на область плечевого пояса, формирующими осанку.

    Хождение: а) на наружном крае стопы, выполняя круговые движения руками; б) на внутреннем крае стопы, руки за голову; в) на носочках, положив на голову книгу и стараясь ее не уронить; г) на пятках, руки на поясе.

    Так как плоскостопие прогрессирует у людей, физически менее развитых или ослабленных, лечебную гимнастику для нижних конечностей им следует сочетать с общеукрепляющими упражнениями. Избегать поднятия тяжестей, длительного стояния или ходьбы. Тренировки должны повторяться 3-4 раза в день. Только тогда будет эффект. После выполнения упражнений или любой другой нагрузки хорошо сделать теплую ванночку с морской солью или хвойным экстрактом, снимающую усталость и боль. В перерывах между упражнениями (то есть в течение всего дня) придется носить супинаторы.

    Супинаторы. Супинаторы – это специальные стельки. Правильно подобранные супинаторы позволяют не только избавиться от боли, но еще и своей формой регулируют тонус мышц, заставляя напрягаться наиболее "ленивые" из них. Распространяя давление равномерно, стельки-супинаторы предотвращают возможную травматизацию стоп, так как минимизируются основные точки надавливания.

    Комплексы физических упражнений для коррекции осанки:

    Встать на колени и ладонями опереться в пол; расслабить спину, дав ей провиснуть; затем выгнуть спину дугой вверх, опуская голову; после этого прогнуть спину вниз и поднять голову; делать так несколько раз

    Стоя, в опущенных руках гантели (1-2 кг). Отвести руки назад, прогибаясь;

    Сидя на стуле, кисти на затылке, голова опущена вперед. Отводить голову назад, оказывая руками сопротивление;

    Сидя на полу, руки сзади. Поднять таз, голову отвести назад, прогнуться. Держать 3-5 с.

    Сидя на полу руки сзади. Поднять таз, отвести голову назад, прогнуться с опорой на руки и одну ногу;

    Лежа на спине, ноги согнуты. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять таз;

    Лежа на спине, ноги выпрямлены. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, не поднимая таз и голову;

    Лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову и плечи. Держать 3-5 с.;

    Лежа на животе, кисти на затылке. Поднять голову и плечи, максимально согнуть ноги в коленных суставах, головой тянуться к стопам;

    Сидя на пятках, руки согнутые перед грудью. Медленно отвести согнутые руки в стороны – назад и удержать их 2-4 с. Затем медленно возвратиться в и.п.;

    Сидя на пятках, руки за головой. Туловище и голова слегка наклонена вперед. Медленно выпрямить спину, отвести локти и голову назад. Медленно возвратиться в и.п.;

    Сидя на пятках, ноги согнуты в коленях. Туловище наклонено, руки впереди. На счет 1-2 поднять руки вверх - назад, прогнуться, голову отвести назад, на 3-4 – возвратиться в и.п.;

    Лежа, лицом вниз. Локти прижаты к туловищу, кисти рук к плечам. Медленно поднять голову от пола, прогнуться, руки отвести в стороны - назад. Удержать это положение 2-4 с. Медленно возвратиться в и.п.

    Лежа, лицом вверх, руки за головой. Приподнять туловище на 20-30 см на 2-5 с.

    Сидя на пятках, руки согнутые перед грудью. Медленно отвести согнутые руки в стороны – назад и удержать их 2-4 с. Затем медленно возвратиться в и.п.

    Сидя на пятках, руки за головой. Туловище и голова слегка наклонена вперед. Медленно выпрямить спину, отвести локти и голову назад. Медленно возвратиться в и.п.

    Сидя на пятках, ноги согнуты в коленях. Туловище наклонено, руки впереди. На счет 1-2 поднять руки вверх-назад, прогнуться, голову отвести назад, на 3-4 – возвратиться в и.п.

    Лежа, лицом вниз. Локти прижаты к туловищу, кисти рук к плечам. Медленно поднять голову от пола, прогнуться, руки отвести в стороны-назад. Удержать это положение 2-4 с. Медленно возвратиться в и.п.

    Лежа, лицом вверх, руки за головой. Приподнять туловище на 20-30 см на 2-5 с. Возвратиться в и.п.

    Лежа, лицом вверх, руки за головой. Верхняя часть спины приподнята, левая нога согнута, пятка прижата к ягодице. Правая нога выпрямлена. Скользя пятками по полу, переменить положение ног.

    Стоя, небольшой наклон туловища вперед, руки в стороны, ладони вверх. Медленно проводить круговые движения рук.

    Сидя, ноги врозь, руки на коленях. 1- наклон вперед, плечами коснуться колен. 2 – и.п. Руки между ног послать вперед до касания пола. 4 – и.п.

    Упор лежа. Правую (левую) ногу поставить на уровень пояса не меняя положение туловища. Подержать это положение 3-4 с.

    Упор сидя сзади. 1- поднять ноги в угол; 2- согнуть ноги и опустить их справа; 3 – поднять ноги в угол; 4- согнуть ноги и опустить их слева.

    Сидя, ноги согнутые и врозь, руки соединены за спиной; 1 – коснуться лбом левого колена; 2 – коснуться лбом правого колена.

    Позвоночный столб человека играет исключительно важную роль при поднятии и ношении тяжестей. Поднимание тяжестей с согнутой спиной приводит к неравномерной нагрузке на межпозвоночные диски. Внутренний край межпозноночных дисков подвергается большому давлению, поэтому возникает опасность, что может произойти их разрыв. Когда спина прямая, нагрузка на межпозвоночные диски меньше, поскольку она равномерно распределяется по всей его поверхности, в связи с чем, уменьшается риск поражения межпозвоночных дисков.

    При поднятии и ношении груза наиболее рациональным способом, надо придерживаться следующих правил:

    стойте устойчиво, равномерно распределив вес на все звенья опорно-двигательного аппарата;

    подойдите поближе к предмету, который вы собираетесь поднять;

    поставьте ноги прямо на ширине плеч;

    сгибайтесь в коленях, а не в талии. При поднятии тяжести колени должны быть в согнутом положении;

    втяните живот и ягодицы;

    поднимайте груз с прямой спиной, избегая прогибания позвоночника;

    держите груз как можно ближе к телу (уменьшается плечо рычага);

    поднимайте груз, используя силу ног;

    избегайте поднимать груз одновременно с поворотом туловища.

    Как не надо поднимать тяжести

    Если у вас болит спина, не поднимайте тяжестей.

    Если у вас были неприятности со спиной в прошлом, не поднимайте тяжестей.

    Не поднимайте слишком тяжелых предметов.

    Если вы неустойчиво стоите на ногах, не поднимайте тяжестей.

    Не перегибайтесь в талии, чтобы поднять что- то.

    Не сгибайте спину при поднятии или переноске тяжестей.

    Не поднимайте тяжести слишком быстро или рывком.

    Не изгибайте позвоночник, когда держите что-нибудь. Поворачивайтесь всем телом, от головы до стоп.

    Не поднимайте одной рукой тяжелый предмет, другой – легкий. Уравновешивайте нагрузку.

    Не пытайтесь поднять какой-то предмет, если держите что-то в руках.

    Другой способ щадить позвоночник – спать на кровати с жесткой основой, а не стремиться к моделям типа гамака. Необходимо по возможности укреплять мускулатуру живота и спины путем физической тренировки, чтобы лучше стабилизировать позвоночный столб.

    Не пытайтесь "бороться" с собственным весом не учитывая при этом свою генетическую (наследственную) предрасположенность. Ставьте перед собой реальные задачи с учетом вашего типа телосложения.

    Относитесь критически к использованию различных нормативных таблиц. Фактически все нормативные таблицы по оценке веса тела не учитывают состава (композиции) массы тела. Запомните: для объективной оценки физического состояния не так важен показатель абсолютного веса тела, как его состав (композиция).

    Не форсируйте "сгонку " веса. Настройтесь на постепенное его снижение 0,5 - 0,7 кг в неделю. Резкий сброс веса может привести к негативным последствиям.

    Не падайте духом, если абсолютный вес тела не снизился даже после длительных и активных мер. Вполне возможно, что при этом произошли положительные изменения в составе (композиции) массы тела (уменьшилось содержание жира при одновременном приросте мышечной массы). Только в ее "недрах" сжигаются излишки жира.

    Коррекция веса тела только с помощью диеты - малоэффективна. По прекращению курса вес вскоре достигнет прежнего (а иногда и более высокого) уровня. Причем, если снижение веса происходило за счет жировой и мышечной ткани, то его последующий прирост происходит только за счет жира.

    Наиболее эффективным путем для решения проблем коррекции веса является применение комплексных программ сбалансированного питания и целенаправленных физических упражнений. Применение физических нагрузок (упражнений) для коррекции веса тела является более эффективным средством. Физические нагрузки являются основным катализатором жирорасщепляющих реакций.

    Бытующее мнение о том, что опасным для здоровья является лишь избыточное содержание жира – ошибочно. Недостаточное содержание жира в организме столь же нежалательно, как и его излишки

    Конкретный выбор физических упражнений (нагрузок) зависит от цели: снижение или увеличение веса тела, изменение баланса жирового и мышечного компонента в композиции тела.

    Физические упражнения, способствующие эффективному сжиганию жира отличаются следующими признаками:

    1) относительно низкой интенсивностью (пульс 120-140 уд/мин.);

    2) достаточной длительностью (10-15 мин и более);

    3) включение в работу наиболее крупных мышечных групп.

    К числу таких упражнений (т. е. аэробных) относятся: легкий бег трусцой, езда на велосипеде или велотренажере, элементы ритмических танцев и др.

    Физические упражнения, способствующие эффективному росту мышечной массы имеют следующие признаки:

    1) достаточно высокая мощность физических нагрузок;

    2) избирательное включение в работу тех мышечных групп, где требуется увеличить их объем и вес;

    3) упражнения выполняются до появления чувства утомления. Целесообразно их выполнение в виде серий (несколько повторений с паузами отдыха между ними).

    К числу таких (т.е. анаэробных) упражнений относятся: упражнения с собственным весом (отжимания, приседания, прыжки, подтягивания), с гантелями, штангой, силовые тренажеры для отдельных мышечных групп.

    Мнение о том, что устранение излишков жировых отложений на конкретном участке тела возможно лишь при применении физических воздействий именно в этой зоне - ошибочно. Жировой обмен осуществляется единой метаболической системой организма. Поэтому при физической деятельности жир будет сжигаться на всех участках тела, независимо от места воздействия физических нагрузок. Но в наибольшей степени сжигаться жир будет там, где особенно велики его запасы.

    Вывод: Сделайте анализ собственной осанки и форм стоп и разработайте комплекс физических упражнений для коррекции своего физического развития на следующий семестр.

    
    Top