Выраженные черты характера. Что такое характер в психологии и что на него влияет

Для тех, кому не нравится собственный «психологический портрет», есть утешение: недостатки темперамента можно восполнить положительными чертами характера.

Именно понимание того, что себя можно изменить в лучшую сторону, является наиболее притягательной чертой , как науки.

Итак, если темперамент – это врожденные особенности личности, то характер человек воспитывает сам. Совершая поступок, мы каждый раз усиливаем или ослабляем какую-то его черту.

Таким образом, можно исправить даже самый скверный нрав.

Относительно темперамента можно лишь напомнить, что Гиппократ разделил его на четыре типа, которые используются до сих пор:

  1. Флегматики — неспешные и невозмутимые;
  2. Холерики – вспыльчивые и неуравновешенные;
  3. Меланхолики – впечатлительные и ранимые;
  4. Сангвиники – живые, подвижные и веселые.
  1. Фиксируем результаты

Результаты своей борьбы лучше записывать. Можно составить таблицу, и каждый день фиксировать там успехи и неудачи. Или сделайте так: отметьте на географической карте два города. Один будет условно обозначать ваше нынешнее состояние, второй – поставленную цель.

Каждый раз, когда делаете что-то для исправления своего характера, ставьте новую точку на пути между этими городами. А если что-то пропускаете – вернитесь на точку назад.

В плане весьма интересным представляется . Обязательно прочитайте об этом великом человеке, опыт которого может оказать вам бесценную помощь.

Наверняка у читателя может возникнуть вопрос: влияют ли на формирование личности и ее отдельных черт?

Однозначно дать ответ на этот вопрос достаточно трудно. Определенная связь в наклонностях и особенностях поведения между детьми и родителями, безусловно, прослеживается.

Однако утверждать, что «я такой и не могу быть другим, потому что такая моя мама или папа» , для взрослого человека, по меньшей мере, несерьезно.

Считается, что темперамент изменить невозможно, а вот черты характера – это под силу любому желающему. Нужно только иметь решимость заняться этим делом.

Акцентуация характера

Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Может определение понятия акцентуации покажется вам немного сложным, но на самом деле оно довольно простое.

Само слово «акцентуация» (от лат. accentus — ударение) обозначает выраженный акцент на чем-то.

Говоря иначе, эта особенность заключается в том, что некоторые черты характера необыкновенно развиты, что вызывает ущербность других, менее развитых черт.

Наверное, все видели, как маленькие дети, при виде незнакомых людей, к одним располагаются и начинают улыбаться, а при виде других хмурятся и убегают.

Это связано с тем, что черты лица очень тесно связаны с чертами нашего характера. Дети же интуитивно это чувствуют, «сканируя» лицо незнакомца.

Да и взрослые на глубоко подсознательном уровне могут «ощущать» хороший или плохой перед ними человек. Это тоже происходит потому, что наш мозг умеет «считывать» информацию с характерных особенностей лица человека.

Важно понимать, что от характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь, добьется ли он успеха.

Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:

«Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Каждый человек обладает определенными особенностями, которые выражаются в эмоциональных проявлениях, подборе конкретных поступков и реакций. Все это происходит автоматически и определяется людьми, как черты характера. Существует множество типов характера личности для быстрого определения, с каким человеком происходит .

Всем известно, что такое характер. Это набор качеств, которые присущи конкретному человеку. Вырабатывается характер в течение всей жизни. В детстве он является гибким и быстро меняющимся. С годами он обретает большую устойчивость и в конце закрепляется.. Что это такое и какие особенности имеются у данного явления, расскажет статья.

Что такое характер личности?

С характером другой личности сталкивается каждый человек. Что это такое? Это характеристика психики, которая объединяет в себе постоянные и устойчивые качества, определяющие поведение и отношение индивида. В переводе с греческого характер обозначает «черта», «примета». Это устойчивая характеристика, которая влияет на поведение, способы реагирования, деятельность и индивидуальные проявления человека.

Можно сказать, что характер личности определяет всю жизнь человека, его судьбу. Говорят о том, что судьба предопределена. На самом деле человек, который не подчиняется конкретным правилам и стратегиям, сам создает свою судьбу, которую потом и проживает.

Изменив характер, можно изменить судьбу, поскольку характер определяет реакцию, поведение, решения человека, которые он принимает в конкретной ситуации. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что люди, схожие по своему характеру, живут одинаковой жизнью. Отличаются лишь детали, однако способы их и поведения совпадают.

Характер формируется на протяжении всей жизни человека. В любой момент его можно изменить, что во взрослом возрасте возможно лишь под влиянием собственного желания и силы воли. Если человек не может изменить своего характера, то не меняется его жизнь и предсказуемо ее развитие.

Черты характера личности

Характер меняется в зависимости от вида деятельности, социума, круга общения, отношения к самому себе и миру в целом. Если что-то из данных аспектов меняется, то это может повлиять на смену качества характера. Если же в жизни человека все остается неизменным, тогда и черты характера остаются неизменными.

Особенности характера личности

Характер личности формируется также под влиянием ценностей и моральных убеждений, которыми пользуется человек. Чем они устойчивее, тем больше человек закрепляется в своем поведении и проявлениях. Главной особенностью личностного характера является ее определенность, где можно отметить ведущие черты, которых всегда выделяется несколько. Определенность характера исчезает, если отсутствуют устойчивые качества.

В основе характера лежат также интересы, которые имеются у человека. Чем они устойчивее и постоянны, тем больше человек становится целенаправленным, настойчивым и цельным в своих проявлениях.

Определить особенности характера другого человека можно по его поступкам и их направленности. Важны как поступки, так и результаты, которых он достигает по окончании их совершения. Именно они и проявляют характер человека.

Темперамент и характер личности

Просматривается взаимосвязь и характера личности. Данные характеристики хоть и определяются психикой человека, однако являются разными величинами. Темперамент определяется структурой нервной системы, что делает его врожденным качеством, проявления которого невозможно изменить, однако можно просто чего-то делать.

Характер является гибким аспектом, который формируется на протяжении жизни. Человек может его менять, что определяется его жизнедеятельностью.

Характер формируется на основе того темперамента, с которым родился человек. Темперамент можно назвать базисом, на котором строится вся ветвь его качеств характера. При этом темперамент не меняется от внешних обстоятельств и вида деятельности.

Темперамент характеризуется тремя направленностями, каждая из которых имеет свою сложную структуру:

  1. Подвижность (активность). Она проявляется в активной деятельности, самовыражении, проявлении себя, что может быть как вялым, так и чрезмерно активным.
  2. Эмоциональность. Здесь отмечается разнообразие настроений и протеканий чувств. Определяется:
  • Лабильностью – скорость смены одного настроения на другое.
  • Впечатлительностью – глубина восприятия внешних эмоциональных раздражителей.
  • Импульсивностью – скорость перехода эмоции в побудительную силу совершения действий без ее обдумывания и принятия решения выполнять.
  1. Моторика.

Типы характера личности

Психологи разных времен пытались выделить типы характеров личности для определения конкретных групп людей. Э. Кречмер выделял 3 группы людей по типу их телосложения:

  1. Люди-пикники, склонные к набору лишнего веса, низкого роста, с крупным лицом, шеей, полноватые. Они легко адаптируемые к условиям мира, коммуникабельные и эмоциональные.
  2. Люди-атлетики, характеризующиеся развитой мускулатурой, высокие и широкоплечие, выносливые и с крупной грудной клеткой. Они не впечатлительные, властные, спокойные и практичные, сдержанные в жестах и мимике, плохо адаптируются.
  3. Люди-астеники, характеризующиеся худобой и неразвитой мускулатурой, узким лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой. Они упрямые и серьезные, замкнутые и плохо адаптируемые к переменам.

К. Юнг предложил другую типологию, которая разделяет людей по типу мышления:

  • Экстраверты. Очень коммуникабельные и активные люди, которые склонны заводить множество знакомств. Они прямые и открытые. Любят путешествовать, заводить вечеринки, быть душой компании. Они ориентируются на объективные обстоятельства, а не на субъективные мнения людей.
  • Интроверты. Очень замкнутые и отгороженные от мира люди. У них мало друзей, поскольку им трудно налаживать контакты. Постоянно ведут анализ всего происходящего. Они очень тревожные и предпочитают одиночество.

Еще одна классификация разделяет людей на 4 психотипа в зависимости от их сочетания характера и темперамента:

  1. Холерики – неуравновешенные, быстрые, порывистые, страстные люди. Быстро истощаются из-за бессмысленного расходования сил. Склонны к эмоциональным вспышкам и сменам настроения.
  2. Флегматики – устойчивые в своих проявлениях, эмоциях и взглядах, неспешные, невозмутимые люди. Им склонно спокойствие и уравновешенность, упорство в работе. Внешне не проявляют эмоций.
  3. Меланхолики – ранимые люди, склонные к постоянному переживанию эмоций. Очень впечатлительные, остро реагируют на внешние проявления.
  4. Сангвиники – живые, подвижные и активные люди. Быстро реагируют на внешние обстоятельства и склонны получать множество впечатлений. В работе продуктивны. Легко переносят неудачи и неприятности.

Психологический характер личности

Изменения, которые происходят в психологическом характере личности, делят на закономерные (типичные) и индивидуальные (нетипичные).

Закономерные изменения происходят по мере того, как человек взрослеет и проходит через определенные перемены своего организма. Детские черты исчезают, заменяясь взрослыми. К детским чертам относят капризность, безответственность, страхи, плаксивость. К взрослым – мудрость, жизненный опыт, терпимость, разумность, расчетливость и т. д.

Многое здесь определяется теми ситуациями, с которыми человек часто сталкивается. Общение с людьми, различные обстоятельства, удачи и неудачи, трагедии определяют смену взглядов и ценностей у человека. Вот почему люди одной возрастной группы отличаются между собой, поскольку у всех был свой жизненный опыт. Здесь формируются индивидуальные черты, которые зависят от жизненных обстоятельств, через которые каждая личность проходит.

Черты быстрее сменяются на другие, если они похожи на предыдущие или включают их.

Социальный характер личности

Под социальным характером личности понимаются те качества, которые должны быть свойственны абсолютно всем людям того или иного социума. Выходя в общество, человек должен проявлять не только индивидуальные черты, но и те качества, которые считаются приемлемыми, одобряемыми, нормальными. Такой набор формируется обществом, СМИ, культурой, воспитанием, общеобразовательными учреждениями, религией и т. д. Следует отметить, что родители воспитывают своих детей тоже в зависимости от тех рамок и норм, которые приняты в обществе.

Согласно Э. Фромму, социальный характер личности – это способ приспособления человека к тому обществу, в котором он находится. Это безнаказанный и свободный способ существования в конкретном социуме. Он считал, что ни одно общество не позволяет человеку самореализовываться в полную силу, поскольку всегда диктует свои правила и нормы, которые должны быть превыше индивидуальных особенностей и желаний. Вот почему человек всегда находится в конфликте с социумом, когда он должен подчиняться, чтобы быть принятым, или старается протестовать, что может быть наказуемо.

Социум никогда не позволит человеку проявлять себя в полную силу, что мешает реализовывать свои задатки и вредит самому индивиду. Должно произойти искажение характера, когда каждый подгоняет себя под определенные рамки и нормы, принятые в социуме. Лишь путем развития в человеке социального характера общество делает его безопасным для себя. Здесь важна не личность, а ее безопасные проявления, которые будут приемлемыми в обществе. Иначе пойдет наказание за любое индивидуальное самовыражение, которое не вписывается в рамки.

Акцентуация характера личности

Под акцентуацией характера личности понимается набор качеств, которые ярко проявляются индивидом в пределах нормы. Ее делят на:

  • Скрытую – черты, которые проявляются нечасто либо вообще никогда. Однако при определенных условиях они могут проявиться.
  • Явную – черты, которые проявляются в крайней степени нормы и характеризуются постоянством.

К. Леонград выделил типы акцентуации:

  1. Истероидный – жажда внимания, эгоцентризм, потребность в почитании и одобрении, признании индивидуальных особенностей.
  2. Гипертимный – общительность, подвижность, склонность к озорству, чрезмерная самостоятельность.
  3. Астеноневротический – тревожность, высокая утомляемость.
  4. Психостенический – нерешительность, склонность к демагогии, анализу и самокопанию, мнительность.
  5. Шизоидный – отстраненность, замкнутость, необщительность.
  6. Возбудимый – периодичные тоскливые настроения, накопление раздражения.
  7. Сенситивный – повышенная обидчивость, чувствительность, стеснительность.
  8. Инфантильно-зависимый – задержка в детском возрасте, когда человек не берет на себя ответственности.
  9. Эмоционально-лабильный – изменчивость настроения.
  10. Неустойчивый – склонность к праздности, удовольствиям, развлечениям, безделью.

Итог

Характер личности часто помогает в понимании самой личности, поскольку все крутится вокруг ее внутреннего мира, который имеет проявления в виде реакций, эмоций, поведении, действий и даже достижений, которые на данный момент имеются. Рассмотрение различных типов характера может привести к следующему итогу – быстрому и легкому пониманию людей.

Характер является гибкой характеристикой, которую можно в любой момент изменить. Она может меняться как неосознанно, так и под влиянием силы воли человека, который контролирует проявление того или иного качества. Чем дольше человек проявляет конкретное качество, тем больше оно закрепляется и становится одной из его характеристик, влияющих на будущее развитие жизни.

Наверняка вам приходилось слышать фразу: «Сколько людей, столько и характеров». С точки зрения психологии, это утверждение правильное, ведь не бывает двух одинаковых людей. Нас отличают принципы, любимые увлечения, реакция на разные события и раздражители. Именно типы характера человека, индивидуальное сочетание личностных качеств обуславливают поступки людей.

Темперамент – особенности и классификация

Определение характера – совокупность стойких, относительно постоянных , определяющих отношение человека к окружающему миру и его поведение. Специалисты выделяют несколько критериев, по которым происходит классификация темпераментов.

Необходимо отметить, что психологи рассматривают темперамент и характер как два взаимодополняющих понятия. Становление личности происходит под влиянием индивидуальных особенностей поведения. Следует понимать, что особенности характера формируются и проявляются под влиянием темперамента.

Разбираемся в терминологии

Прежде чем перейти к теме – воспитание личности – необходимо разобраться в основных понятиях, а именно – темперамент и характер – в чем различия.

  • – поведение человека в различных ситуациях. Это сочетание индивидуальных качеств, которые человек приобретает на протяжении жизни. Особенности личности определяются социальной средой, в которой развивается личность.
  • Темперамент – эмоциональное реагирование на внешние раздражители. Это врожденные свойства человека, обусловленные биологическими и психическими особенностями личности.

Это важно! Определенные черты характера раскрываются в зависимости от социальной среды и окружения, где оказывается человек. Темперамент не меняется и остается постоянным независимо от условий и сопутствующих обстоятельств.

В психологии принято оценивать только черты и типы индивидуальных качеств человека. Можно сказать, что у человека хороший, плохой или сильный характер, но к темпераменту подобные оценки не применимы. На основании оценочных суждений специалист выявляет личностные недостатки и подбирает стратегию по их устранению.

Различные типологии индивидуальных качеств

Самой популярной считается типология, предложенная психологом из Германии Кречмером. По его мнению, типы характера человека зависят от особенностей его фигуры и телосложения.

Классификация по Кречмеру

  1. «Пикники». Внешне это плотные, склонные к избыточному весу люди, невысокого или среднего роста, крупной головой, короткой шеей и мелкими чертами лица. С психологической точки зрения такие люди – циклотимики – эмоциональные, легко идут на контакт, быстро приспосабливаются к новым обстоятельствам и жизненным условиям. Именно в этой категории чаще всего встречаются люди, склонные к маниакально-депрессивному синдрому. В читайте о дисгармоничном развитии личности.
  2. «Атлетики». Внешне это высокие люди с широкими плечами, крепкой мускулатурой и грудной клеткой. С психологической точки зрения людям типа «иксотимики» практичные, сдержанные. Слабые стороны характера – властность, неумение проявлять эмоции и приспосабливаться к новым обстоятельствам. При сложных психологических расстройствах у таких людей развивается эпилепсия.
  3. «Астеники». Людей этого типа можно узнать по худому телосложению, недостаточно развитой мускулатуре, длинным ногам, рукам и удлиненному лицу. Психологический тип – шизотимики – им свойственно упрямство, замкнутость и неспособность приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. Люди этой психологической группы склонны к шизофрении.

Типы характера в классификации Юнга

Еще одну классификацию предложил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Доминирующий критерий типологии – доминирующие эмоциональные функции – чувства, интуиция, мышление и ощущения. По его мнению, в каждом человеке в определенной степени преобладает внешний или внутренний мир. В связи с этим Юнг классифицирует людей на два типа – интроверты и экстраверты.

Интроверты замкнутые, сосредоточены на своем внутреннем мире, намеренно отгораживаются от внешних обстоятельств. Им свойственно анализировать события, тревожиться, прислушиваться к личным ощущениям и . Таким людям сложно знакомиться и менять привычки.

Экстраверты прямые, открыты к общению, активные. У них много друзей, ведь самое страшное для экстраверта – одиночество. Любимое увлечение – путешествия, а любимый способ отдохнуть – повести время с друзьями, рассказать анекдоты и, конечно, стать душой компании.

Склад характера по темпераменту

Еще одна распространенная классификация – сопоставление определенного темперамента конкретными индивидуальными качествами. В данном случае нужно учесть, что в повседневной жизни невозможно встретить человека с ярко выраженными чертами конкретного темперамента. Людям больше присущи смешанные типы темпераментов.

  1. Холерик – ему свойственны такие проявления – порывистость, скорость принятия решения, страстность и неуравновешенность. Какие черты характера требуют коррекции – эмоциональная неуравновешенность и быстрая утомляемость. Холерикам свойственно быстро увлекаться и нерационально расходовать свои силы.
  2. Флегматик – нетороплив, эмоционально устойчивый, не проявляет эмоции. Какие качества доминирующие – настойчивость, уравновешенность, производительность и прилежание в работе.
  3. Меланхолик – человек, которому свойственны переживания по каждому даже незначительному событию. Слабые стороны характера – эмоциональная ранимость, излишняя впечатлительность.
  4. Сангвиник – это подвижный, «живой» человек, с частой сменой настроения. Какие черты характера доминирующие – быстро реагирует на все события, легко переживает неприятности. Обладает выразительной мимикой и высокой продуктивностью в , но при условии, что поставленная задача для него интересна.

Многих интересует вопрос – меняется ли характер. Действительно, личностные качества формируются и меняются на протяжении всей жизни. Начинается процесс в раннем детстве. Первые индивидуальные черты у ребенка проявляются уже в дошкольном возрасте, родители могут выделить определенный образ поведения и отношения к миру.

Если хотите воспитать ребенка сильной личностью, сформировать у малыша настойчивость, смелость и выдержку, приобщайте его к коллективным играм с определенным сюжетом и правилами.

Как воспитать характер и приучить ребенка к труду и ответственности? С детства поручайте малышу простые задачи, постепенно усложняя их. Таким образом, у ребенка формируется дисциплинированность, выдержка, определяется поведение и малыш учится давать оценку своим поступкам и решениям. Таким образом, происходит .

Новый этап начинается с поступлением ребенка в школу, когда проявляется его умение общаться с одноклассниками, выполнять новые обязанности. В результате смены обстановки и образа жизни у ребенка развивается организованность, аккуратность, трудолюбие.

Это важно! В детстве на личность малыша оказывает влияние характер родителей и их привычки. В школе основную роль в воспитании характера играет школьный коллектив – одноклассники, учителя .

Характер ребенка раскрывается при помощи следующих сферах в период обучения в школе:

  • организованность и систематичность;
  • целеустремленность и настойчивость;
  • аккуратность и трудолюбие;
  • дисциплинированность;
  • сознание долга и ответственность перед школьным коллективом;
  • коллективизм и чувство товарищества.

В подростковом возрасте личностные характеристики развиваются наиболее активно, ведь в этом возрасте ребенок привлекается к взрослой жизни, к нему предъявляются более высокие требования. Такие чувства, как долг, ответственность, участие в коллективной жизни класса проявляются более осознанно.

Поменять характер ребенка возможно. Психологи отмечают, что не существует детей, личностные характеристики которых невозможно было бы перевоспитать. Однако, процесс требует участия специалиста, который сможет определить недостатки характера и подберет наиболее эффективную стратегию дальнейших действий.

Как воспитать лучше личностные характеристики

Лучшим пособием на пути совершенствования характера является книга Девида Брукса «Путь к характеру» . Она повествует о том, почему многие успешные люди говорят: «Да, можно разбудить свои лучшие личные качества и полностью реализовать себя».

Прежде всего, сильный характер требует воспитания с раннего возраста. Задача родителей – сформировать у ребенка определенное мировоззрение, определяющее поведение и поступки. Для этого используют определенную систему, которая предполагает сочетание игровой, трудовой и учебной деятельности, в процессе ребенок накапливает полезные навыки правильного поведения.

Необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы деятельность малыша в полной мере соответствовала прививаемым принципам. Нельзя воспитать сильный характер, если не предлагать ребенку условия, в которых ему нужно проявить мужество.

Важнейшее средство воспитания сильного характера – труд. Доверяя ребенку общественно значимые задачи, которые требуют преодоления трудностей, вы воспитываете у ребенка такие черты гармоничной и успешной личности:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • коллективизм.

Это важно! Одно из условий грамотной организации воспитательных мероприятий – согласованность учебно-воспитательных мероприятий в школе и родительским воспитанием.

Самовоспитание характера – важнейший этап формирования личностных качеств. Приучайте ребенка к чтению, поскольку на примере литературных героев он сравнивает свое поведение, учиться принимать решение, контактировать с друзьями и взрослыми. Еще один этап успешного самовоспитания – умение сдерживать нежелательные привычки. Помните выражение – посеешь привычку, пожнешь характер. Чтобы в будущем не пришлось корректировать отрицательные индивидуальные качества, обратите внимание на детские привычки.

Чтобы своевременно распознать и устранить отрицательные черты характера, родители должны взаимодействовать воспитателями в детском саду и учителями в школе. Личностные качества ребенка во многом формируются под влиянием суждений и действий взрослых.

О типах людей и личностных качествах – смотрите на видео.

На Алтае существует поговорка – «Человек без характера, что хлеб без соли». Само слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «оттиск», но если брать переносный смысл, то речь идет о типичности и свойственности поведенческих качеств человека. С чего складывается понятие, и какие черты характера существуют?

Полнее всего понятие характер описывает наука психология. Она полностью раскрывает все нюансы и определяет его как набор черт и свойств личности, которые не только придают человеку индивидуальность, но и объясняют его поступки в той или иной ситуации.

Основные характерные черты условно делят на несколько групп:

  • эмоции;
  • воля;
  • интеллект.

Эмоциональные черты – агрессивность, добродушие, меланхоличность, артистичность и др. начинают формироваться с самого раннего детства, когда психические качества ребенка претерпевают поэтапное становление. И происходит это под влиянием разных факторов.

Волевые черты характера (педантичность, мужественность, преданность и др.) человек приобретает всю свою жизнь. Качества, связанные с интеллектом – ум, самостоятельность, рассудительность и др., — зависят от врожденной предрасположенности, на которую оказывает влияние наследственность и темперамент.

Немаловажным фактором в становлении характера личности является его окружение. Оно может привести к приобретению как положительных, так и отрицательных черт характера ребенком. Процесс продолжается всю жизнь, и список приобретенных личностных свойств все время увеличивается. Если первоначально это происходит неосознанно на уровне рефлексов, то с взрослением люди начинают выбирать те характеристики, которые им ближе.

Специалисты выяснили, что базисные черты характера ребенка заложены с самого младенчества, волевые черты малыша начинают проявляться уже на втором году жизни, а в три-четыре он обладает уже деловыми качествами.

Коммуникативные признаки наиболее заметны в 4-5 лет, когда дети интересуются и активно участвуют в ролевых играх со сверстниками. Если взять во внимание эти данные, то можно точно сказать – пятилетний ребенок обладает собственным, уникальным характером.

Что лежит в основе личностных качеств?

Если структурировать знания о личностных качествах, то можно выделить 4 черты характера, точнее блока характеристик:

  • выражают отношение к остальным людям (сострадание, общительность, попечительность и др.);
  • черты, показывающие, как человек относится к себе (эгоизм, скромность, самокритичность, самовлюбленность и др.);
  • отношение к труду (лень, ответственность и др.);
  • черты, указывающие на отношение человека к предметам (бережливость, аккуратность, жадность и др.).

Сегодня существует не одна сотня определений личностных качеств, но все же наука выделяет основные черты характера.

В деловой сфере это:

В сфере коммуникаций это эмоциональные качества:

  • агрессия или доброжелательность;
  • раздражительность;
  • скромность;
  • злопамятство.

Волевые качества связаны с принципиальностью человека, они формируются на фоне борьбы мотивов и усвоении моральных норм. В этом случае положительные черты характера – уверенность, упорство, целеустремленность. Они способствуют личностному росту человека. К отрицательным чертам личности можно отнести – безволие, отсутствие последовательности, уступчивость.

Как отражается национальность на личностных характеристиках?

Существует множество стереотипов, связанных с национальностью, например, если медленный, значит обязательно эстонец, прижимистый – еврей, темпераментный – грузин, сдержанный – англичанин….

Учеными вполне точно доказано, что черты национального характера действительно есть. И связаны они с различными факторами – культурой, религией, воспитанием и даже климатом. Конечно, речь идет о тех качествах, которые выявлены у большинства представителей нации в той или иной степени.

А какие же черты русского характера можно выделить? Многие философы и психологи пытались оценить русский народ с точки зрения характерных качеств.

Профессор отечественной философии Лосский выделил шесть основных черт:

Доктор психологических наук Лебедева Н.М., исходя из исследований Лосского, выделила две, с первого взгляда, противоположных группы свойств русского человека:

  1. Духовно-душевные качества русских людей – включают исключительно хорошие характеристики – смирение с собственной долей, самоотверженность и самопожертвование, глубокая вера, спокойное принятие мысли о предстоящей кончине, прохладное отношение к богатству, умение сопереживать и делиться насущным, довольство имеющимися благами.
  2. Пассивность, бездействие – исторически так сложилось, что простые люди веками находились в отдалении от политической и общественной жизни; и хотя современные люди проявляют интерес к этой сфере, но чаще речь идет о словесном изъявлении воли, не подкрепленном действием. Отсюда вытекают следующие отрицательные черты характера русского человека – некоторое отчуждение от дел, происходящих в стране, ожидание «чуда», стремление к анархизму, бунтарству, отрицание дисциплины, разного рода соблазны.

Телосложение и характер

Существует достаточно интересная теория немецкого психолога Эрнста Кречмера о том, что личностные качества напрямую зависят от конституции человека. Причем, большинство теоретических аспектов получили практическое подтверждение. Согласно идее Кречмера, существует три характерных типажа:

  1. Астеничные люди («слабые») – худые, с удлиненными частями тела – конечностями, лицом, плоской грудиной и слабо развитой мускулатурой. Им соответствует качества личности «шизотомика» – замкнутость, серьезность, упрямство, люди плохо приспосабливаются в новых условиях. При психических расстройствах речь может идти о шизофрении.
  2. Атлетики (атлетика в переводе «атлетический, искусный») – люди внушительного роста, широкой грудной клеткой, крепким костяком и мощными мускулами. Обычно так описывают героических личностей из эпоса, однако, черты характера «героя» не столь однозначны. Их назвали искотимиками – обладая спокойным характером, отсутствием особой впечатлительности, склонностью к практичности и сдержанности в мимике и жестах, они имеют и 3 черты характера, далекие от героизма – властность, негативное отношение к переменам и плохую приспосабливаемость к новым условиям. При нервных расстройствах есть риск развития эпилепсии.
  3. Пикники – (плотные, толстые) представители этой группы невысокие, полные или имеют склонность к набору лишнего веса, обладают большой головой на короткой шее, лицо широкое, черты лица мелкие. Это циклотимики – главная черта характера человека в этом случае – общительность, он хорошо идет на контакт, эмоционально реагирует на любое событие, быстро привыкает к новым условиям. У таких людей существует склонность при психических нарушениях к маниакально-депрессивным психозам.

Сколько бы ни было характеристик человеческих черт и качеств, не существует идентичного характера личности. Конечно, есть обобщенные данные, и некоторые пункты могут даже совпасть с имеющимися особенностями темперамента. Однако, каждый человек – это уникальное творение, клубок из врожденных и приобретенных свойств, особенностей, харизмы и противоречий. Важно только помнить, что свои качества каждый кует сам и важно не забывать о личностном росте.

Черты характера

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, “астеничности” в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

4. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

5. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

Болезненное состояние, сопровождаемое синдромом мотивационной недостаточности, ипохондрией, периодически возникающими острыми переживаниями по поводу своей лени. Черта характера, отражающая лёгкость образования эмоций гнева, которые часто переходят в вербальную и другие виды агрессии. Особо брутальные способы совершения преступлений, для обозначения определенных свойств характера преступления. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении(причинение мучений словами) или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных.

Top