Возможность и действительность в истории. Соотношение материального и идеального (духовного) как фундаментальная проблема философии и возможные пути ее решения

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - категории материалистической диалектики, выражающие две необходимые, объективно существующие стадии в развитии любого предмета, явления.

Возможность - это то, что в настоящий момент еще не существует, но в силу действия законов развития данного предмета, явления может возникнуть и развиваться, т. е. стать действительностью. Действительность - это то, что уже возникло, существует. В. и д. взаимосвязаны, В процессе развития всякого данного явления может сделаться действительным лишь то, что заключено в нем как возможность. Соответственно этому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и их превращения в действительность. Сама же действительность - это нечто изменяющееся, развивающееся. Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в конкретном процессе реализуется лишь одна из них.

Возникновение возможностей и их превращение в действительность не являются результатом действия какой-то сверхъестественной силы (бога), а вызываются внутренне присущей объекту способностью к развитию. Возможности в зависимости от конкретных условий существования и развития предмета подразделяются на формальные, абстрактные и реальные. Формальной считается такая возможность, которая рассматривается безотносительного к объективным условиям существования предмета и которая удовлетворяет лишь одному требованию: быть логически непротиворечивой. Однако это лишь необходимое, но недостаточное условие для превращения возможности в действительность. Формальная возможность может противоречить объективным законам, и в таком случае она равнозначна невозможности (такова, напр., возможность падения Луны на Землю, создания вечного двигателя, вечного сохранения капитализма путем его усовершенствования и т. п.). В отличие от формальной, абстрактная возможность соответствует объективным законам, но для ее осуществления в данной конкретной ситуации еще нет всех необходимых условий. Грань между абстрактной и реальной возможностью очень подвижна: при наличии необходимых и достаточных условий абстрактная возможность становится реальной. Например, раньше полет человека на другие планеты Солнечной системы был абстрактной возможностью. При тех достижениях в освоении космоса, которые имеются сейчас, такая возможность стала реальной. Когда осуществляется весь комплекс условий, необходимый для реализации возможности, реальная возможность превращается в действительность.

Степень развитости возможности - показатель ее близости к действительности - выражается понятием «вероятность». «Максимум вероятности» обозначает точку качественного превращения возможности в действительность. В природе это превращение совершается как стихийный процесс, зависящий только от объективных условий; в обществе реализация возможностей зависит не только от объективных условий, но и от практической деятельности людей, классов, партий, творящих историю. Напр., социалистическая революция превращается из возможности в действительность, когда к необходимым объективным условиям присоединяется действие субъективного фактора, т. е. сознательность, организованность трудящихся масс, их готовность к самоотверженной борьбе.

Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления

Сущность.

Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в действительность.

Возможность и действительность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир. В более узком смысле слова под действительностью понимается актуальное бытие, которое сопоставляется с категорией возможности, выражающей потенциальное бытиё. Возможность и действительность, таким образом, не сама материя, не само сущее, а способ бытия сущего.

На самом деле материя есть в равной мере и возможность и действительность. Её действительность есть её возможность, а её возможность есть её действительность. Взятые вне соотношения одна с другой, они бессодержательны и пусты. И только в этом соотношении они образуют реальное содержание и реальный смысл. Конкретно это находит своё выражение в том, что действительность всегда выступает как реализованная возможность, а возможность – как потенциальная действительность.

Поскольку развитие осуществляется через столкновение противоположных тенденций, на каждом конкретном этапе развития существует целый спектр возможностей, из которых не всё превращается в действительность. Реализуются только те возможности, для осуществления которых складываются необходимые и достаточные внутренние и внешние условия, а последние всегда включают в себя элемент случайности. Поэтому развитие не имеет однозначного определённого, фатального характера. Будущее в силу многообразия возможностей и условий их реализации всегда имеет вероятностный характер.

Действительностью может стать только то, что заложено в предмете как возможность. Поэтому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и превращение их в действительность. Величина возможности может существенно изменяться в пределах от невозможности до действительности. Развитие возможностей в этом плане может получить качественную и количественную характеристику. Качественно возможности делятся на реальные и формальные. Возможность будет реальной, если она выражает закономерную тенденцию развития и в действительности существуют необходимые условия её реализации. Например, полёт человека на Марс. Формальная (абстрактная) возможность выражает несущественную тенденцию развития и в действительности отсутствуют необходимые условия её реализации. Например, полёт человека за пределы Солнечной системы. Формальная возможность не противоречит объективным законам и в этом она коренным образом отличается от невозможности. Невозможность – это то, что противоречит законам природы и общества, что несовместимо с ними.

Различие между реальной и формальной возможностью относительно. Реальная возможность может быть упущенной и объективно нереализованной в силу каких-то обстоятельств. Вместе с тем формальная возможность может превратиться в реальную. Реальная возможность ближе к действительности, формальная - ближе к невозможности. Но гораздо более точной будет количественная характеристика возможности. Мера этой возможности называется вероятностью. Вероятность как философское понятие может быть определена как количественная сторона возможного.

Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей. Если действительность есть актуальное бытие, то возможность - потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т. е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности. Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется, прежде всего, с точки зрения его становления, изменения, развития. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель характеризовал возможность как "абстрактный момент действительности

Имеются разные виды возможностей (обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.). Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращение которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример - превращение жидкого состояния воды в газообразное. Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью. Пример - смерть человека. Для понимания существа формальной и реальной, абстрактной и конкретной возможностей важное значение имеют следующие их связи. Первые две соотносятся с необходимостью и случайностью, вторые две - с стадиями развития материальной системы. Возможности, которые обусловлены случайными свойствами и связями, считаются формальными (таковой, к примеру, является выигрыш автомашины в лотерее). Для превращения их в действительность нужно, чтобы "пересеклись" в одной точке не две необходимые линии, что само по себе уже есть, как мы знаем, случайность, но чтобы "пересеклось" в одной точке множество необходимых линий. Приведенный в примере "случай" возможен, но вероятность его близка к нулю; это скорее даже невозможность, чем возможность. Реальные возможности - это такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта (пример - возможность созревания овощей на огороде, когда имеются определенная температура воздуха, своевременное выпадение осадков и т. п.). Конкретная возможность - это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия.

Абстрактная В. при известных обстоятельствах может стать реальной и наоборот. Количественное отношение между ними может выражаться степенью вероятности возникновения явления (Вероятностей теория). Учет реальных В. , деятельность по превращению некоторых из них в Д. , устранение опасности реализации и даже возникновения нежелательных В. - важнейшая практическая задача человека. В интересах этой деятельности проводится и теоретический анализ В. , в частности ее соотношения с необходимостью и случайностью. В. становится Д. тогда, когда создается или возникает полный набор условий существования определенного явления. Поэтому, чем больше таких условий и чем более они существенны, тем реальнее оказывается В. Так, В. возникновения экономических кризисов товарного производства уже заключена в актах товарного обмена. Но превращение этой В. в Д. требует целой совокупности условий и отношений, которой в рамках простого товарного производства еще не существует. Они, возникают в развитом капиталистическом обществе, и тогда кризисы и спады производства становятся необходимостью. Комбинируя в ходе практической деятельности определенные материалы и силы природы, человек способен вызвать к жизни те явления, которые ему желательны (создав полный комплекс условий возникновения такого явления), и устранить нежелательные (путем ликвидации их причин). Такая деятельность ограничена рамками объективных законов мира и развивается в соответствии с ними. Это относится и к общественной жизни; например, построение коммунистического общества невозможно без сознательной деятельности народа, руководимого Коммунистической партией, и деятельность эта должна осуществляться в соответствии с объективными законами социального развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГОУ ВПО ПЮИ ФСИН России

Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих

Дисциплина: Философия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Возможность и действительность

Студент Кротинов Михаил Юрьевич

План

  • Введение
  • 1.1 Виды возможностей
  • Заключение

Введение

Я выбрал тему "Возможность и действительность".

Данные категории являются содержательными и богатыми и чрезвычайно важными. Когда человек познает объект или процесс, выявляет его возможные состояния в будущем, он в состоянии целенаправленно строить свою деятельность, создавать условия для реализации именно тех возможностей вещи, заложенных в ней, которые отвечают его целям и потребностям.

Именно поэтому выбранную тему считаю наиболее актуальной.

1. Понятие возможности и действительности

Возможность и действительность - это философские категории, введенные древнегреческим мыслителем Аристотелем. С их помощью логически описывается движение, способ существования материи во времени, т.е. отображается развитие материального мира.

Аристотелевское понимание возможности и действительности господствовало до 17 в. С тех пор было выдвинуто множество их трактовок, но останавливаться на них мы не будем, а перейдем к рассмотрению каждой в отдельности.

Категория возможность фиксирует тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Философия: энциклопедический словарь / А.А. Ивин, 2004 г.

Определение понятия возможности содержит обращение к понятию закона, закономерности: возможно то, что не противоречит законам функционирования и развития объекта, что предполагается действующими законами. Отрицание регулярной обусловленности процесса развития и становления делает бессмысленным само понятие возможности.

Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует, но что может возникнуть и стать действительностью при определенных условиях.

Каждая система сначала существует в потенции, в зародыше. Любой процесс развития содержит в себе предпосылки новой действительности. Это тенденции возникновения того, что уже имеется в действительности, но еще не является реальностью.

Категория действительность представляет собой то, что уже возникло, существует.

Она противопоставляется возможности или соотносится с ней, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Можно сказать, что действительность - это реализованная возможность .

Возможность и действительность взаимосвязаны, в процессе развития всякого явления может сделаться действительным только то, что заключено в нем как возможность. В соответствии с этим развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и их превращения в действительность. Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в конкретном процессе реализуется лишь одна из них.

В действительности существуют предпосылки реализации не одной, а многих возможностей. Если бы в действительности существовала только одна возможность, развитие мира было бы предопределено, в нем не было бы места случайности и свободной деятельности человека.

Действительность одна, но возможностей ее последующего изменения - много.

Возникновение возможностей и их превращение в действительность вызываются внутренне присущей объекту способностью к развитию.

Степень развитости возможности выражается понятием вероятность . Максимум вероятности обозначает точку качественного превращения возможности в действительность. В природе это превращение совершается как стихийный процесс, зависящий только от объективных условий; в обществе реализация возможностей зависит не только от объективных условий, а и от практической деятельности людей творящих историю. Философский словарь / Под ред.И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с. (http: //filosof. historic.ru/enc/item/f00/s01/a000196. shtml)

1.1 Виды возможностей

Все возможности можно разделить на две группы в зависимости от того, чем они обусловливаются: необходимыми свойствами и связями или случайными. Возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта, называются реальными ; возможности, обусловленные случайными свойствами и связями, - формальными .

Реальные возможности при соответствующих условиях осуществляются неизбежно, природа формальных возможностей такова, что они могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку они порождаются внешними факторами, стечением обстоятельств, в связи с чем они могут проявиться, а могут и нет.

Различение реальных и формальных возможностей имеет большое значение. Во всех своих действиях человек должен исходить из реальных возможностей. Формальные возможности не могут быть основой планомерной деятельности.

Возможности реализуются при наличии соответствующих условий. В зависимости от того, как они связаны с этими условиями, делятся на конкретные и абстрактные .

Конкретные - э то возможности, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия.

Абстрактные - это возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условий, но они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития.

В связи с такими формами бытия, как сущность и явление, все возможности делятся также на сущностные и функциональные.

Сущностными являются такие возможности, осуществление которых сопровождается изменением сущности вещи, а функциональными те, реализация которых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности.

Также все возможности можно разделить на: прогрессивные, регрессивные и вариантные.

возможность действительность субъект развитие

Прогрессивными называются возможности, осуществление которых вызывает изменение материального образования от низшего к высшему; регрессивные напротив обуславливают изменения от высшего к низшему

Вариантные возможности - это переход одной конкретной реальности в другую в рамках одной и той же стадии развития. Философия, учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин (http: //society. polbu.ru/alekseev_philosophy/ch54_iii.html)

2. Взаимосвязь возможности и действительности

Являясь противоположностями, возможное и действительное находятся в диалектическом единстве: они исключают друг друга по своим наиболее существенным характеристикам.

Возникая внутри действительного и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым уже показывает всю относительность своей противоположности действительному. Через эту относительность реализуется непрерывность процессов изменения. Непрерывность связана с моментами прерывности и включает их в себя: ведь реализуются не все возникающие внутри действительного возможности. Кроме того, осуществление одних из них способно прерывать существование других. Философия, учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин (http: //society. polbu.ru/alekseev_philosophy/ch54_i.html)

Возможное и действительное, будучи взаимосвязанными ступенями всякого изменения, неотделимы друг от друга.

Развитие любого явления начинается с появления предпосылок его возникновения, т.е. с существования в виде возможности, которая способна осуществиться при наличии определенных условий.

Как я уже писал в первом пункте контрольной, - действительность содержит в себе огромное множество возможностей, однако реализоваться способны далеко не все. Для реализации каждой из них требуются соответствующие условия, которые могут и не сложиться. В социальных процессах реализация тех или иных возможностей неотделима от практической деятельности людей, которая успешна в том случае, если она строится с учетом присущих действительности возможностей, объективных тенденций ее изменения. Цели, средства и способы этой деятельности также связаны с соответствующими объективными обстоятельствами. Вместе с тем, сама практическая деятельность как процесс превращения цели (возможность) в результат, продукт деятельности, есть единство возможного и действительного.

Таким образом, понимание возможного и действительного имеет большое практическое значение, т.к. помогает выявлять возможности и сознательно бороться за осуществление тех, которые нам необходимы.

3. Роль субъектов истории в превращении возможности в действительность

Действительность - это уже реализованная возможность.

Для субъекта исторического развития каждое изменение, каждый шаг вперед связан с каким-то выбором. Этот выбор приводит к реализации одной из возможностей за счет других, которые на данный момент остаются нереализованными.

Многое зависит от конкретных условий: возможное в одних условиях невозможно в других. Велика роль воли и целенаправленной деятельности людей, опирающихся на объективные законы развития. В результате действия объективных законов в обществе постоянно имеются возможности возникновения тех или иных явлений, складываются уcловия для превращения их в действительность. Без активного вмешательства человека возможность не превратится в действительность. Преобразуя мир, люди открывают имеющиеся в нем возможности и добиваются их превращения в действительность.

Возможное и действительное в реальной жизни отличается от возможного и действительного в искусстве. Искусство может превратить в художественно действительное то, что возможно только в воображении.

Т.о., активная, сознательная, целеустремленная деятельность людей - важнейшее условие превращения возможности в действительность в общественной жизни. Философия, учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин (http: //society. polbu.ru/alekseev_philosophy/ch54_i.html)

Заключение

Категории "возможность и действительность" являются чрезвычайно важными категориями.

Когда человек познает объект или процесс, выявляет его возможные состояния в будущем, он в состоянии целенаправленно строить свою деятельность, создавать условия для реализации именно тех возможностей вещи, заложенных в ней, которые отвечают его целям и потребностям. И это имеет огромное значение в практической деятельности людей.

Возможность - э то будущее в настоящем, это то, чего не существует, но что может возникнуть и стать действительностью при определенных условиях.

Действительность - это реализованная возможность.

Не стоит забывать, что возможностей много, а действительность одна. И мы можем на нее повлиять.

Поставленную в работе задачу считаю выполненной.

Список используемой литературы

1. Философский словарь / И.Т. Фролов. - 4-е изд., 1981 г.

2. Философия: энциклопедический словарь / А.А. Ивин, 2004 г.

3. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование философских категорий возможности и действительности, логически описывающих движение, способ существования материи во времени. Аристотелевское понимание данных категорий и трактовка И. Канта. Возможность и действительность в марксизме.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Возникновение понятия "материя" в философии и науке. Система взглядов на окружающую нас действительность. Пространство и время как формы существования материи. Атомистическая модель мира. Проблема бытия и становления. Метафизические представления.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2009

    Понятия "система", "элемент", "структура", их форма и содержание, сущность и явление. Детерминационные связи бытия. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Развитие и его законы. Диалектика как система.

    реферат , добавлен 18.12.2013

    История возникновения учения о категориях. Категории диалектики: содержание и форма; сущность и явления; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2011

    Структура общественного сознания. Эволюционное и революционное развитие, их взаимосвязь и главные отличия. Процесс познания и его сущность. Основные направления в философии. Возможность и действительность. Общественное сознание и общественное бытие.

    шпаргалка , добавлен 08.11.2014

    Характерные черты. Различные типы всеобщих связей. Единичное и общее. Сущность и явление. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Часть и целое. Содержание и форма. Качество, количество и мера.

    реферат , добавлен 15.06.2004

    Определение понятия "наука". Изучение системы представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности. Анализ особенностей научного метода рассмотрения мира. Роль научно-технической революции в развитии производительности, антисциентизм.

    презентация , добавлен 31.01.2016

    Особенности феноменологического, онтологического, гносеологического и социокультурного уровней познания действительности. Рассмотрение специфики философии, ее научного и религиозного содержания. Формирование цивилизации - главная философская проблема.

    реферат , добавлен 10.10.2010

    Предпосылки преобразований. История как фактор становления современного государства. Общий взгляд на настоящую российскую действительность. Бюрократический аппарат, кадры, общество, коррупция и этика. Идеалы и смысл бюрократии в политической власти.

    реферат , добавлен 24.07.2016

    Понятие мировоззрения: система взглядов на объективный мир и место человека в нём. Отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.


Возможность и действительность - категории материалистической диалектики, Выражающие одну из важнейших сторон объективного закономерного процесса развития. В процессе своего развития новое не сразу утверждает себя в действительности. Оно выступает сначала лишь как возможность. Возможность есть то, что может реализоваться лишь при наличии определённых условий. Действительность - это уже осуществлённая возможность. Следует отличать формальную, пустую возможность от реальной возможности. С точки зрения формальной возможности «всё возможно». Формальная, или абстрактная, возможность есть такая возможность, которая не вытекает из объективных условий и не может превратиться в действительность. Социалисты-утописты, например, строили свои расчёты на возможности осуществления социализма без классовой борьбы. Они думали, что стоит убедить королей и принцев в преимуществах социализма, и те помогут им реализовать их социалистические идеалы. Реальная возможность в отличие от формальной означает такую возможность, для осуществления которой имеются объективные основания и которая при известных условиях необходимо реализуется, т. е. превращается в действительность.

Надо строго различать возможность и действительность. Советский строй создал реальную возможность для построения социалистического общества. Но эту возможность нужно было превратить в действительность. Между возможностью построения социализма и действительным его построением существует большая разница. Благодаря правильной политике Коммунистической партии возможность победы социализма в нашей стране превращена в действительность. Среди условий, необходимых для превращения возможности в действительность, огромную роль играет целесообразно направленная деятельность людей, опирающаяся на знание объективных законов развития. Преимущества советского социалистического строя, советский патриотизм и дружба народов СССР, высокий моральный дух Советской Армии и трудящихся тыла давали реальную возможность победы над врагом в Великой Отечественной войне Советского Союза. Но эту возможность надо было использовать. Коммунистическая партия явилась организатором и вдохновителем победы, спасшей весь мир от фашистского порабощения.

Материалистическая диалектика обязывает не просто констатировать возможность того или иного развития, но и понимать, какие условия необходимы для превращения её в действительность, подчёркивает, огромную роль практики, борьбы в процессе этого превращения. В жизни возможности развития нового, прогрессивного, передового противостоит возможность временного сохранения старого, временной победы реакционного, отсталого. Если не вести с последними борьбу, то они могут серьёзно и на длительное время затормозить процесс развития нового, революционного. Процесс превращения возможности революционного, прогрессивного развития в действительность всегда протекает в порядке борьбы между новым и старым, передовым и отсталым, революционным и реакционным. Именно поэтому Коммунистическая партия разоблачает всякого рода оппортунистические теории самотёка в развитии и учит активно способствовать процессу рождения нового, передового, вести непримиримую борьбу со всем тем, что мешает победе нового, передового.

В современной международной обстановке, например, реальной возможности сохранения мира противостоит столь же реальная возможность возникновения новой мировой войны. Чтобы победила и превратилась в действительность возможность сохранения мира, необходимо, чтобы силы, заинтересованные в мире, сплотились ещё больше и упорно вели борьбу против поджигателей новой войны; без такой борьбы, без того, чтобы народы взяли дело мира в собственные руки, невозможно предотвратить возникновение новой воины.

Марксизму чуждо фаталистическое представление о том, что раз экономические законы определяют необходимую тенденцию развития, то можно просто ждать, когда эта тенденция сама по себе превратится в действительность. Объективные законы создают реальную возможность развития, которую практической деятельностью нужно превратить в действительность. Например, действующий при социализме закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.) создаёт только возможность такого планирования. Чтобы превратить эту возможность в действительность, необходимо овладеть этим законом, составлять планы, полностью отражающие требования этого закона.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Кафедра ____________________________________________

(название кафедры, на которую передаётся работа)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____________

По дисциплине______________ Философия_______________________

(название дисциплины по учебному плану)

_____________________________________________________________

На тему «Соотношение материального и идеального (духовного) как фундаментальная проблема философии и возможные пути ее решения»

Вариант________

_____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Преподаватель:___________________

________________________________

Екатеринбург 2010 г.

Соотношение материального и идеального (духовного) как фундаментальная проблема философии и возможные пути ее решения Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя», «материальное» в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание», «духовное» (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные , т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные , т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.Вопрос об отношении мышления к бытию получил название основного вопроса философии. Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Сегодня отношение к данному вопросу неоднозначно. Диапазон мнений колеблется от попыток лишить этот вопрос ореола универсальности до полного его отрицания, как лишенного познавательного смысла и значения. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек не сможет выработать свое отношение к миру, не сможет ориентироваться в нем.Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания» 11 Мир философии. Ч.I. С.51; Ч.II. С.31-33. . Бертран Рассел также писал: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астрономам, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы... - дело философии» Таранов П.С. Многоликая философия: В 2 т. Донецк: Сталкер, 1998. Т.1. С.100. . Таким образом, проблема «материя и дух» пронизывает всю историю философской мысли как одна из важнейших. Она продолжает сохранять свою актуальность и как одна из загадок мира, и как одно из существенных оснований для упорядочения философских школ, учений, взглядов.Вопрос о соотношении материального и духовного (идеального) многоаспектен. В реальной жизни он высвечивается различными гранями, выступает в разных формулировках и постановках и его нельзя сводить только к тривиальному «что первично?». Так, уже на уровне мифологического мировоззрения он выступал как вопрос о соотношении души и тела. Позднее возникают вопросы об отношении мысли к предмету мысли, общественного сознания и общественного бытия, умственного и физического труда. Это также вопросы об отношении реальности и идеала, отношении между тем, что есть, и тем, чего хотят люди. Одним из важнейших аспектов основного вопроса философии является вопрос о соотношении исторической необходимости и свободы человека. Рассмотрение всех вышеназванных вопросов и осуществляется через призму категорий «материя» и «сознание», «материальное» и «идеальное», «дух» и «природа».Основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны рассмотрения: онтологическую и гносеологическую . Первая заключается в постановке и решении проблемы, что первично: материя или сознание. По существу, это вопрос о природе, сущности мира, о том, материален он или идеален, сознание ли зависит от окружающего мира, производно от него или сам мир производен от сознания? Существуют различные варианты решения данного вопроса. Так, древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 до н.э.) утверждал, что «этот мир... не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере» Цит. по.: История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. С.81. . Другой древнегреческий мыслитель Платон, напротив, считал, что есть два мира: первичный, потусторонний мир, который он называл миром идей, и мир вторичный, производный от первого - мир вещей. По мнению Платона, материальный мир, мир вещей - это лишь тени, искаженное отражение мира идей. Русский мыслитель XVIII в. Андрей Михайлович Брянцев полагал, что великие и вечные во вселенной законы установлены всемогущим повелителем природы Русская философия второй половины XVIII в.: Хрестоматия. Свердловск, Изд-во Урал. ун-та, 1990. С.205. .В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии философы разделились на 2 направления: материалистов, считавших основным началом природу, материю, и идеалистов, утверждавших, что дух существовал прежде природы, и признававших в конечном счете сотворение мира Согласно источникам, сами термины «материализм» и «идеализм» были введены немецким философом Г. Лейбницем (1646-1716 гг.) в начале XVIII в. Образцом (родоначальником) идеализма для него был Платон, а в наибольшей мереярким выразителем первой (наивной) формы материализма - Демокрит. Позднее эти два направления в философии получили названия «линия Платона» и «линия Демокрита». //Кириленко Г. Г. , Шевцов Е. В. Философия. М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО Изд-во ЭКСМО, 2003. С. 31. .Взгляд, согласно которому за основу мира признается одно, единое начало, получил название «монизм» (от греч. monos - единый). Как видно из приведенного выше, монизм может быть либо материалистическим, либо идеалистическим. Но в истории философии существовал и дуалистический взгляд на мир (от лат. dualis - двойственный). Дуализм - мировоззрение, которое признает не одно, а сразу два начала - полностью автономных и равноправных, существующих одновременно, независимо друг от друга - материю и дух, которые развиваются самостоятельно по своим специфическим законам (Р. Декарт, 1596-1650 гг.). И все-таки дуализм не составлял какой-либо особой, самостоятельной линии в философии. Философы-дуалисты в конечном счете примыкали либо к идеализму, либо к материализму.Материализм прошел ряд ступеней в своем развитии. Исторически первая форма материализма - материализм древних греков. Эту форму обычно называют наивным, стихийным материализмом. Он был результатом непосредственного созерцания мира и не мог еще опираться на науку, поскольку она только начинала зарождаться и сама еще находилась в лоне философии. Особенностью этого материализма было то, что он сочетался с элементами стихийной диалектики (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.). Вторая историческая форма материализма - механистический, метафизический материализм XVII-1-й половины XIX вв. Это типичный созерцательный материализм. Он назывался механистическим, поскольку все многообразие явлений мира объяснял лишь законами механического движения, а метафизическим - поскольку мир, природу, материю рассматривал в сущности как неизменные, вне связи и исторического развития (Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679), А.Н. Радищев (1749-1802), М.В. Ломоносов (1711-1765) и др.). Третья форма материализма - материализм русских мыслителей-демократов - В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Их материализм представлял переходную форму между метафизическим материализмом и материализмом диалектическим. Он уже сознательно был связан с элементами диалектического метода.Наконец, четвертая историческая форма материализма - это диалектический материализм. Основу его составляет не только признание материальности мира, но и рассмотрение всех явлений природы, общества, мышления как взаимосвязанных, находящихся в процессе непрерывного движения, изменения и исторического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс).Идеализм полагает, что первично духовное (сознание), а природа, бытие, материя так или иначе порождены сознанием. Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный . Объективный идеализм полагает, что объективно, независимо от сознания человека существует некое духовное начало - мировой дух, мировой разум, мировая идея (или мир идей), а природа, бытие, материя, человек есть лишь порождение этого духовного начала. Наиболее крупными представителями объективного идеализма в истории философии были Платон (427 - 347 гг. до н.э.) и Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.). Ныне это персонализм, неотомизм и т.д. Идеализм в своей объективной форме зародился еще до нашей эры, и долгое время (вплоть до XVII в.) развивалась именно эта форма идеализма. Почему? Дело в том, что человек не сразу стал концентрировать внимание на себе самом; перед человеком, только вступающим на путь своего развития, вставали вопросы осмысления, прежде всего, внешнего для него мира. С чем это было связано? Живя в мире и будучи полностью зависимым от него, человек должен был узнать как можно больше о природе, которая его окружала, о строении мироздания. Необходимо было выяснить, почему мир, в котором живет человек, так устроен, откуда он взялся. Следовательно, человек пока не концентрировал свое внимание на самом себе как личности, субъекте, способном что-либо менять в этом мире, быть в какой-то мере свободным по отношению к нему. Все внимание было направлено на объект, на попытки объяснить этот объект. Это было обусловлено сильной зависимостью каждого отдельного человека от природы, от совместной деятельности, невозможностью в достаточной степени проявить свою индивидуальность. Поэтому и объяснение мира «разыскивалось» вне человека (субъекта). Таким образом, абсолютизировался момент объективной необходимости обстоятельств и причин, их порождающих. Как видим, объективный идеализм тесно смыкается с теологией (учение о божественном начале), но не тождествен ей.Другой разновидностью идеализма является субъективный идеализм. Термин «субъективный» означает «зависимый от сознания субъекта, существующий лишь в сознании субъекта». Для субъективного идеализма характерна абсолютизация роли сознания субъекта. Каковы его «земные» основы? Дело в том, что начиная с эпохи Возрождения, в период зарождения капиталистических производственных отношений проявляется пристальное внимание к внутреннему миру человека, к субъективному «Я». С чем это связано? Во-первых , достаточно высокий для того времени уровень развития материального производства, накопленный человечеством опыт освоения природы, а также значительные научные достижения и в целом развитие духовной культуры привели к тому, что человек из полностью зависимого от внешнего объекта (природы, общественной ситуации, религии и т.п.) постепенно превращается в субъекта, в определенной степени господствующего над объектом. Человек начинает чувствовать себя более свободным, в чем-то определяющим внешние обстоятельства. Естественно, встает задача изучения своих собственных, человеческих, субъективных способностей, определения человеческого «Я». Во-вторых , зарождение и развитие частного капиталистического предпринимательства требовало научного осмысления роли личности в общественной жизни в целом и в процессе производства, прежде всего. Следовательно, внимание к изучению субъективной активности в познании и в утверждении активной роли субъекта в практической жизни было объективно обусловлено зарождением капиталистического способа производства.Чтобы более наглядно представить точку зрения субъективного идеализма, попытаемся ответить на вопрос: как для каждого из нас представлен окружающий мир, как и где он существует? Он существует для нас только через наши собственные ощущения и только в нашем сознании. Лиши нас ощущений и сознания, и мир для нас перестанет существовать: мы никак не сможем его почувствовать и осмыслить. Причем каждый из нас представляет мир по-своему, индивидуально, каждое субъективное сознание уникально. Получается, что вне нашего сознания материальный мир для нас не существует. Иными словами, субъективный идеализм отождествляет вещи, объекты с ощущениями субъекта. Основной тезис субъективного идеализма: «предмет, вещь - совокупность ощущений субъекта». Упрощенно логику рассуждений субъективного идеалиста можно представить следующим образом: на вопрос «Что такое яблоко?» можно ответить так: «Яблоко - это круглое, сладкое, твердое, красное» и т.д. А что такое «красное», «твердое», «сладкое», «круглое»? Это ощущения субъекта. Следовательно, вещи (предметы) - это совокупность ощущений субъекта. Если последовательно проводить эту идею, то можно прийти к солипсизму (от лат. solus - единственный, ipse - сам), т.е. к выводу о том, что существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в сознании субъекта. Таким образом, гносеологическим основанием субъективного идеализма является абсолютизация ощущения как источника познания. Наиболее крупными представителями субъективного идеализма в истории философии являются английский философ Д. Беркли (1685-1753), английский философ, историк, психолог Д. Юм (1711-1776) и немецкий философ И. Фихте (1762-1814). Сегодня субъективный идеализм представлен такими течениями, как экзистенциализм, неопозитивизм и др. Современный субъективный идеализм ставит проблему специфически: через ориентацию на ценности и смысл жизни каждого конкретного человека. Для человека объективный, вне сознания существующий мир не имеет никакого смысла. Важно другое: что есть внутри меня, что я внутренне, субъективно переживаю? Моя жизнь уникальна и неповторима, у меня собственное представление о смысле жизни, об идеалах и ценностях. Объект во мне, а не вне меня, он от меня зависит. Мое «Я» первично, определяющее, остальное бессмысленно. Проникнуть во внутренний мир другого человека нет никакой возможности. Мое «Я» «приговорено вариться» внутри себя, меня не интересуют какие-то объективные законы материального мира сами по себе. Такая форма мировоззрения, призывающая обратиться внутрь себя, своего субъективного «Я» и закрыть глаза на то, что делается вне его (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.), характерна для той системы общественных отношений, из которой человек устранен как личность, где понятие свободы вывернуто наизнанку.Все сказанное выше приводит нас к мысли о том, что идеализм (как объективный, так и субъективный) имеет определенные гносеологические (теоретико-познавательные) корни. Они - в самом процессе познания, в его сложности и противоречивости. Уже в процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной реальности. Эта возможность становится действительностью в результате одностороннего, преувеличенного развития, раздувания одной из сторон, черточек, граней познания в абсолют, оторванный от природы, от материи и обожествленный. Объективный идеализм абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, что и приводит к выводу о первичности идей, понятий и вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Субъективный идеализм абсолютизирует роль ощущений, восприятий, одинаково противопоставляя их всему остальному миру.Выше мы подчеркнули, что основной вопрос философии имеет две стороны. Вторая, гносеологическая, сторона основного вопроса философии формулируется так: «Познаваем ли мир?». Иначе, это вопрос о том, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, может ли человек в своих понятиях, суждениях, представлениях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Материализм всегда стоял на позициях познаваемости мира. Подавляющее большинство философов-идеалистов также утвердительно отвечает на этот вопрос. Правда, следует оговориться: утверждения идеалистов и материалистов относительно возможности познания звучат по форме одинаково, но вкладывается в них различное содержание. Дело в том, что решение второй стороны основного вопроса философии неразрывно связано с решением первой его стороны, т.е. зависит от того, что признается первичным, иными словами, от уяснения того, о познании какого мира идет речь. Материализм говорит о познании объективного, материального мира, а сами знания рассматривает как идеальные образы этого мира. Субъективный идеализм сводит процесс познания лишь к описанию собственных ощущений. С точки зрения объективного идеализма, например, Гегеля, - человек познает не объективный, материальный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» Абсолютного духа.Вместе с тем есть философы, которые в принципе отрицают возможность познания мира. Такие философы называются агностиками (от греч. а - не, gnosis - знание). Агностицизму в древнегреческой философии предшествовал скептицизм (Диоген, Секст Эмпирик) (от греч. skeptomai - сомневаюсь). Скептики выражали сомнение в возможности достижения достоверного знания о мире. Наиболее крупными, можно сказать классическими, представителями агностицизма в истории философии были английский философ, историк, психолог Д. Юм и немецкий философ И. Кант (1724-1804). Юм - субъективный идеалист, следовательно, для него мир - «совокупность моих ощущений». На вопрос же о том, что стоит за нашими ощущениями, т.е. чем они вызываются, Юм отвечал, что мы не знаем и знать не можем. Кант в отличие от Юма утвердительно отвечал на вопрос о существовании объективной реальности. Кант признавал, что вещи существуют объективно, вне нас, независимо от нас. Но считал их «вещами в себе», так как «о том, каковы они сами по себе, - писал Кант, - мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» 11 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т.4. Ч.1. С.105. . Кант доказывал, что между «вещью в себе» и «явлением» (тем, как она нам является) существует непреодолимая пропасть, которую человеческий разум не в состоянии преодолеть. Отличие агностицизма Канта от агностицизма Юма позволяет говорить о двух оттенках, разновидностях агностицизма: юмовского и кантовского. Таким образом, в решении вопроса о познаваемости мира можно выделить следующие основные позиции: скептицизм и агностицизм. гносеологический оптимизм. Проблеме познания будет посвящена отдельная лекция. Подчеркнем лишь, что попытка решить вопрос о возможности познания мира, изолируясь от человеческой практики, - это бесплодная попытка. Только в практике человек может доказать истинность и мощь своего мышления. Следует также различать два аспекта проблемы познаваемости мира: 1) способен ли человек познавать мир, т.е. способно ли человеческое сознание правильно отражать мир? и 2) возможно ли достижение полного, исчерпывающего знания о мире? Ясно, что ответы на эти вопросы будут существенно отличаться.Другой важнейшей философской проблемой является проблема метода в философии. Проблема метода в философии - это, по существу, вопрос о том, в каком состоянии находится мир. Находится ли он в движении, изменении, развитии или в нем господствуют устойчивость и неизменность? Имеет место ли в мире взаимная связь и обусловленность явлений или они совершенно изолированы друг от друга? Сам термин «метод» происходит от лат. metode, что в переводе означает «путь к чему-либо». Начало этот термин берет от Сократа. Он возник позже термина «философия». Метод - способ, путь, средство, совокупность правил, требований, принципов, ориентирующих человека в его познавательной и практической деятельности (сформулированных на основе знания закономерностей исследуемой области действительности). Есть методы частные, общие (например, идеализация, формализация, аксиоматический метод, метод математической гипотезы, индуктивный метод), и всеобщие . К всеобщим относятся философские методы: «диалектика» и «метафизика» . Несколько слов об истории и значении этих терминов. Диалектикой в древности называли умение вести беседу, умение установить истину в процессе столкновения мнений. В XVIII-XIX вв. немецкие философы понимали под диалектикой развитие мыслей через противоречия, которые имеются в самих мыслях. Маркс и Энгельс понимали под диалектикой определенный способ подхода к анализу действительности, который характеризуется рассмотрением вещей, явлений, процессов мира в их движении, развитии, изменении, всеобщей связи и взаимной обусловленности. Источник же движения диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих всем явлениям и процессам.Термин «метафизика» в переводе с греческого означал буквально «после физики» и вплоть до начала XIX в. употреблялся как синоним философии. Начиная с Гегеля под метафизикой стали понимать метод, противоположный диалектике. Для метафизики характерно одностороннее рассмотрение явлений, вне их связи с другими явлениями, без учета различных сторон и подходов к изучению объекта. Метафизику не интересуют происходящие с объектом изменения, она рассматривает вещь, в сущности, как неизменную, не может проанализировать объективных причин ее возникновения, развития и исчезновения. При этом сам метафизический метод претерпел определенную эволюцию. Со 2-й половины XIX в. с идеей развития были согласны уже все. Но на первый план выдвинулось не просто признание развития, а конкретное содержание развития. Дело в том, что метафизика в отличие от диалектики отрицает внутренние противоречия в явлениях и процессах и конечную причину развития видит, как правило, в потусторонней силе или «первотолчке». Сегодня метафизика как метод в «чистом» виде не существует. Можно говорить лишь о различных проявлениях метафизического способа мышления, таких как схоластика, софистика, эклектика, формализм, догматизм Философия. Тематический словарь: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005. С. 71,75,76. . Реальная практика убеждает в том, что именно диалектический метод является аналогом действительности, а потому более верно ориентирует познавательную и практическую деятельность человека.Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. Философские методы носят универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знаний не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствующей науки. Важно вместе с тем отметить, что деление философов на материалистов и идеалистов не совпадает с делением их на метафизиков и диалектиков. Так, немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) был крупным представителем материализма. Но его материализм носил метафизический характер. Основатель же диалектики - Гегель - классический представитель объективного идеализма.Многообразие философских школ и направлений не означает, что между ними нет ничего общего. Все они по-своему стремятся решить одни и те же проблемы бытия и познания. В каждом из направлений так или иначе отражается та или иная сторона материальной и духовной деятельности человека, его отношение как к самому внешнему миру, так и к его познанию. Поэтому было бы неверно представлять историю философии лишь как историю борьбы различных философских школ и направлений. Это была также история их взаимовлияния и взаимообогащения. По замечанию одного из видных представителей русской философии 2-й половины XIX и 1-й трети XX вв. профессора философии Санкт-Петербургского университета А.И. Введенского, «...чуткость к чужим учениям - наилучший залог успешного развития философии. Это общий закон развития философии» Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., 1898. С.4. .

Список использованной литературы

1. Мир философии. Ч.I. С.51; Ч.II. С.31-33.

2. Таранов П.С. Многоликая философия: В 2 т. Донецк: Сталкер, 1998. Т.1. С.100.

3. Цит. по.: История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. С.81.

4. Русская философия второй половины XVIII в.: Хрестоматия. Свердловск, Изд-во Урал. ун-та, 1990. С.205.

5. Кириленко Г. Г. , Шевцов Е. В. Философия. М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО Изд-во ЭКСМО, 2007. С. 31.

6. 1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т.4. Ч.1. С.105.

7. Философия. Тематический словарь: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005. С. 71,75,76.

8. Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., 1898. С.4.


Top